С 28.08.2025 утратил силу Хозяйственный кодекс (далее – ХК). Согласно Закону от 09.01.2025 № 4196-IX «Об особенностях регулирования деятельности юридических лиц отдельных организационно-правовых форм в переходный период и объединений юридических лиц» с этой даты начался трехлетний переходный период, в течение которого должно пройти реформирование государственных и коммунальных предприятий, а также переход на Гражданский кодекс как основной нормативный документ, регулирующий хозяйственные отношения. Мы уже писали о нововведениях, касающихся договорных отношений, и о том, нужно ли предприятию иметь штатное расписание (см. ниже). В этой статье, руководствуясь разъяснением Минюста от 27.08.2025, мы рассмотрим следующие вопросы:
Нормой ч. 5 ст. 65 ХК было предусмотрено, что руководитель предприятия действует без доверенности от имени предприятия, представляет его интересы в органах государственной власти и органах местного самоуправления, других организациях, в отношениях с юридическими лицами и гражданами, формирует администрацию предприятия и решает вопросы деятельности предприятия в пределах и порядке, определенных учредительными документами.
Однако в гл. 7 «Общие положения о юридическом лице» Гражданского кодекса (далее – ГК) корреспондирующая норма отсутствует. Поэтому следует обратиться к общим принципам, изложенным в гл. 17 «Представительство» ГК.
В соответствии с ч. 3 ст. 237 ГК представительство возникает на основании договора, закона, акта органа юридического лица и по другим основаниям, установленным актами гражданского законодательства.
Также согласно ст. 244 ГК представительство по доверенности может основываться на акте органа юридического лица. Напомним, доверенностью является письменный документ, выдаваемый одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
Основным учредительным документом общества является устав, в котором указываются наименование юрлица, органы управления обществом, их компетенция, порядок принятия ими решений, порядок вступления в общество и выхода из него. Учредительный документ может содержать другие положения (ст. 88 ГК).
Резюмируем. Положение о представлении юридического лица его руководителем без доверенности может быть определено в учредительном документе юрлица. Кроме того, согласно п. 12 ч. 2 ст. 9 Закона от 15.05.2003 № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» сведения о руководителе юрлица и о других лицах, которые могут совершать действия от имени юрлица, в том числе подписывать договоры, подавать документы для государственной регистрации и т. п., можно внести в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований.
Статьей 581 ХК было предусмотрено, что субъект хозяйствования имеет право использовать в своей деятельности печати, но это не является обязательным. Наличие или отсутствие оттиска печати субъекта хозяйствования на документе не создает юридических последствий.
Обращаем внимание, что эта норма была диспозитивной и позволяла юридическому лицу по своему усмотрению решать, применять ему печать или нет.
В гл. 7 ГК корреспондирующей нормы нет. Однако положение о необязательном использовании печати было включено Законом от 23.03.2017 № 1982-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно использования печатей юридическими лицами и физическими лицами – предпринимателями» в ряд законодательных актов.
Как было сказано выше, согласно ст. 88 ГК устав, являющийся основным учредительным документом общества, кроме наименования юрлица, органов управления обществом, порядка принятия ими решений, порядка вступления в общество и выхода из него, может содержать и другие положения, в частности и о печати юрлица.
Резюмируем. Вопросы применения печати юридическим лицом следует прописывать в его учредительных документах.
Норма ст. 235 ХК предусматривала применение к субъектам хозяйствования и другим участникам хозяйственных отношений оперативно-хозяйственных санкций за нарушение обязательств. Напомним, оперативно-хозяйственные санкции – это меры оперативного воздействия на правонарушителя с целью прекращения или предупреждения повторения нарушений обязательства, используемые самими сторонами обязательства в одностороннем порядке.
Вопросы применения штрафных санкций к нарушителю в полной мере урегулированы положениями гл. 49 ГК, регламентирующей обеспечение выполнения обязательств, и гл. 52, 53 ГК, определяющими понятие и условия договора.
Так, понятие неустойки (штрафа, пени) и порядок ее применения определены ст. 549–552 ГК, а вопросы взыскания неустойки или возмещения убытков в случае нарушения обязательства рассмотрены в ст. 624 ГК.
Учитывая, что в соответствии со ст. 236, 237 ХК основным документом, определяющим виды и порядок применения оперативно-хозяйственных санкций, является именно договор, юридические лица могут предусмотреть применение соответствующих оперативно-хозяйственных санкций в договорах, руководствуясь общими положениями ст. 611, 615, 627, 628 ГК по установлению отдельных видов обеспечения исполнения обязательств.
В ст. 236 ХК был приведен перечень оперативно-хозяйственных санкций, который не был исчерпывающим. Так что стороны могут предусмотреть в договоре и другие санкции, которые могут быть применены к нарушителю.
Таким образом, субъекты хозяйствования могут установить в договоре порядок применения оперативно-хозяйственных санкций, руководствуясь положениями гражданского законодательства на общих принципах.
Напомним, в соответствии с ч. 1 ст. 611 ГК при нарушении обязательства наступают правовые последствия, установленные договором или законом.
Например, согласно ст. 615 ГК в случае нарушения обязательства одной стороной вторая сторона имеет право частично или в полном объеме отказаться от обязательства, если это установлено договором или законом.
Обратите внимание! Односторонний отказ от обязательства не освобождает виновную сторону от ответственности за нарушение обязательства. В результате одностороннего отказа от обязательства, частично или в полном объеме соответственно, изменяются условия обязательства или оно прекращается. |
Также в соответствии со ст. 546 ГК исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, поручительством, гарантией, залогом, придерживанием, задатком, правом доверительной собственности. Договором или законом могут быть установлены другие виды обеспечения исполнения обязательства. Выполнение обязательства (основного обязательства) обеспечивается, если это установлено договором или законом (ст. 548 ГК).
Резюмируем. Опираясь на вышеуказанные нормы ГК, стороны могут договориться о порядке одностороннего отказа от обязательства, установлении отдельных видов обеспечения выполнения обязательства, что корреспондируется с видами оперативно-хозяйственных санкций, которые были предусмотрены п. 1–3 ч. 1 ст. 236 ХК.