Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Административный арест имущества налогоплательщика: основания и порядок наложения

11.06.2025

Административный арест имущества налогоплательщика является исключительным инструментом обеспечения исполнения налоговых обязательств этим плательщиком. Применить арест можно только при наличии предусмотренных законом оснований, в определенном порядке и исключительных случаях. В статье рассмотрим условия, при которых может быть наложен административный арест, процедуру его применения и порядок снятия в соответствии с Налоговым кодексом.


Вопросы – ответы

Что такое административный арест имущества налогоплательщика и когда он применяется?

Как предусмотрено п. 94.1 Налогового кодекса (далее – НК), административный арест имущества налогоплательщика является исключительным способом обеспечения исполнения плательщиком его обязанностей, определенных законом. То есть такой арест применяется к налогоплательщику в исключительных случаях.

Перечень оснований для применения административного ареста приведен в п. 94.2 НК. В соответствии с этой нормой арестовать имущество налогоплательщика могут, если выясняется одно из следующих обстоятельств:

  • плательщик нарушает правила отчуждения имущества, находящегося в налоговом залоге;
  • физическое лицо, имеющее налоговый долг, выезжает за границу;
  • плательщик отказывается от проведения документальной или фактической проверки при наличии законных оснований для ее проведения или от допуска должностных лиц налогового органа;
  • отсутствуют разрешения (лицензии) на осуществление хозяйственной деятельности, а также в случае отсутствия РРО и/или программных РРО, зарегистрированных в установленном законодательством порядке, кроме случаев, определенных законодательством;
  • отсутствует регистрация лица в качестве налогоплательщика в налоговом органе, если такая регистрация обязательна в соответствии с НК, или плательщик, получивший налоговое уведомление или имеющий налоговый долг, совершает действия по переводу имущества за пределы Украины, его сокрытию или передаче другим лицам;
  • плательщик отказывается от проведения проверки состояния сохранности имущества, находящегося в налоговом залоге;
  • плательщик не допускает налогового управляющего к составлению акта описи имущества, которое передается в налоговый залог;
  • плательщик (его должностные лица или лица, осуществляющие наличные расчеты и/или осуществляющие деятельность, подлежащую лицензированию) отказывается от проведения согласно НК инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств (снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличных денег);
  • нерезидент начинает и/или ведет хозяйственную деятельность через постоянное представительство на территории Украины без постановки на налоговый учет, что подтверждается актом проверки.

Какие виды административного ареста предусмотрены?

Согласно п. 94.5 НК арест имущества может быть полным или условным.

Полным арестом имущества признается запрет налогоплательщику на реализацию прав распоряжения или пользования его имуществом. В этом случае риск, связанный с утратой функциональных или потребительских качеств такого имущества, возлагается на орган, принявший решение о таком запрете.

Условным арестом имущества признается ограничение налогоплательщика относительно реализации прав собственности на такое имущество, которое заключается в обязательном предварительном получении разрешения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) налогового органа на осуществление плательщиком какой-либо операции с таким имуществом.

Такое разрешение может быть выдано руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) налогового органа, если по заключению налогового управляющего осуществление налогоплательщиком отдельной операции не приведет к увеличению его налогового долга или уменьшению вероятности его погашения.

Таким образом, полный арест предусматривает полный запрет для налогоплательщика распоряжаться или пользоваться своим имуществом, а условный устанавливает ограничения на совершение операций с имуществом и допускает их проведение только по предварительному разрешению руководителя контролирующего органа.

Примером полного ареста может быть запрет отчуждения недвижимого имущества, транспортных средств, арест денежных средств и т. д., а примером условного ареста – остановка расходных операций предприятия или запрет на совершение определенных сделок, а именно: заключение договоров дарения или бесплатной передачи активов третьим лицам, купля-продажа корпоративных прав, заключение договоров купли-продажи основных средств и т. д.

На какое имущество может быть наложен административный арест?

Согласно п. 94.4 НК арест может быть наложен налоговым органом на любое имущество налогоплательщика, кроме имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с законом, и денежных средств на счете плательщика. То есть арестовать могут недвижимость, банковские счета, денежные средства и продукцию предприятия.

Арест имущества может применяться не только к имуществу конкретного налогоплательщика, но и к товарам, которые производятся, хранятся, перемещаются или продаются с нарушением требований таможенного или акцизного законодательства, а также к товарам и валютным ценностям, реализованным с нарушением установленного порядка, если собственник такого имущества не установлен (п. 94.7 НК).

В подобных случаях должностные лица налогового органа или других правоохранительных органов (в рамках их полномочий) временно задерживают это имущество. При этом обязательно составляется протокол, в котором указываются:

  • основания задержания со ссылкой на конкретную нарушенную норму законодательства;
  • опись имущества, его вид, признаки, количество;
  • данные о лице, у которого имущество изъято (если такое лицо известно);
  • перечень прав и обязанностей этого лица в связи с задержанием имущества.

Форма протокола о временном задержании имущества утверждена постановлением КМУ от 29.12.2010 № 1239.

После составления протокола руководитель соответствующего подразделения правоохранительного органа должен безотлагательно уведомить налоговый орган, в зоне деятельности которого осуществлено задержание, и передать ему экземпляр протокола.

На основании этого протокола руководитель (уполномоченное лицо) контролирующего органа принимает решение либо о наложении ареста на имущество, либо об отказе в аресте (непринятие решения). Такое решение должно быть принято не позднее 24 часов следующего рабочего дня после составления протокола. Если в этот день контролирующий орган завершает работу раньше по графику, срок принятия решения истекает в момент завершения рабочего дня.

Если в течение указанного срока решение об аресте не принято, имущество считается освобожденным из-под временного задержания, а должностные лица, препятствующие его возврату, несут ответственность согласно закону.

Какова процедура наложения административного ареста?

Руководитель (его заместитель или уполномоченное лицо) налогового органа при наличии одного из оснований для наложения административного ареста принимает решение о применении ареста имущества налогоплательщика, которое направляется (п. 94.6 НК):

  • налогоплательщику с требованием временно остановить отчуждение его имущества;
  • другим лицам, во владении, распоряжении или пользовании которых находится имущество такого плательщика, с требованием временно остановить его отчуждение.

Арест средств на счете/электронном кошельке налогоплательщика производится исключительно на основании решения суда путем обращения контролирующего органа в суд.

Обоснованность решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) налогового органа о наложении ареста на имущество должна быть проверена судом в течение 96 часов (п. 94.10 НК).

Основания для применения как административного ареста имущества, так и ареста средств на счетах налогоплательщика являются универсальными, они определены в п. 94.2 НК. По общему правилу оба вида ареста применяются по одинаковым основаниям и различаются только процедурой применения – либо по решению руководителя налогового органа (относительно имущества, отличного от денежных средств), либо по решению суда (арест денежных средств).

То есть для ареста имущества предприятия необходимо решение налогового органа, которое должно быть обосновано в соответствующем административном суде.

В этом случае при наличии оснований для применения админареста имущества налогоплательщика налоговый орган принимает соответствующее решение и обязан подать заявление о подтверждении обоснованности такого ареста. Заявление рассматривается по правилам рассмотрения срочных административных дел, предусмотренных ст. 268, 269, 283 Кодекса административного судопроизводства.

Одним из примеров применения административного ареста имущества предприятия является решение Киевского окружного административного суда от 30.05.2025 по делу № 320/26840/25 (ЕГРСР, рег. № 127799732). В рамках этого дела основанием для применения ареста стал отказ уполномоченного лица предприятия допустить инспекторов налогового органа к проведению фактической проверки. Суд по этому делу признал основания применения ареста обоснованными и удовлетворил заявление налогового органа о применении условного административного ареста имущества предприятия.

Также следует заметить, что такое решение суда может быть обжаловано налогоплательщиком в течение 10 календарных дней со дня его провозглашения.

Каковы особенности наложения административного ареста на банковские счета?

Как было указано выше, арест средств на счете налогоплательщика производится исключительно на основании решения суда путем обращения контролирующего органа в суд.

Также следует учитывать нормы пп. 20.1.33 НК, согласно которым налоговые органы имеют право обращаться в суд относительно наложения ареста на денежные средства и другие ценности, находящиеся в банке, другом финансовом учреждении, у небанковского предоставителя платежных услуг, эмитента электронных денег, налогоплательщика, который имеет налоговый долг, если у такого плательщика отсутствует имущество и/или его балансовая стоимость меньше суммы налогового долга, и/или такое имущество не может быть источником погашения налогового долга.

Таким образом, приведенная законодательная норма устанавливает одновременно как право налогового органа на обращение в суд с требованием о наложении ареста на денежные средства налогоплательщика, так и основания для реализации этого полномочия. Такими основаниями являются:

  • отсутствие имущества, за счет которого может быть погашен налоговый долг;
  • недостаточность такого имущества для погашения налогового долга из-за того, что балансовая стоимость этого имущества меньше соответствующей суммы долга;
  • имущество не может являться источником погашения налогового долга.

То есть наложение ареста на банковские счета предприятия возможно только если у предприятия отсутствует другое имущество, за счет которого может быть погашен налоговый долг. Также в этом случае налоговый орган не может принять решение о применении соответствующего ареста самостоятельно с последующим обоснованием его в судебном порядке.

Налоговый орган обязан обратиться с административным иском об аресте банковских счетов предприятия в пределах размера налогового долга.

Как предприятие может снять административный арест?

Прекращение административного ареста имущества налогоплательщика производится (п. 94.19 НК):

  • в связи с отсутствием в течение 96 часов решения суда о признании ареста обоснованным;
  • погашением налогового долга налогоплательщика;
  • устранением налогоплательщиком причин применения административного ареста;
  • ликвидацией налогоплательщика, в том числе в результате проведения процедуры банкротства;
  • предоставлением соответствующему контролирующему органу третьим лицом надлежащих доказательств о принадлежности арестованного имущества к объектам права собственности этого третьего лица;
  • отменой судом или налоговым органом решения руководителя налогового органа об аресте;
  • принятием судом решения о прекращении административного ареста;
  • предъявлением плательщиком разрешений (лицензий) на осуществление деятельности, а также документа, подтверждающего регистрацию РРО/ПРРО, осуществленную в установленном законодательством порядке, кроме случаев, определенных законодательством;
  • фактическим проведением плательщиком инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, в том числе снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличности;
  • постановкой контролирующим органом на налоговый учет нерезидента на основании акта проверки.

Решение о освобождении из-под ареста имущества принимается налоговым органом в течение 2 рабочих дней, наступающих за днем, когда налоговому органу стало известно о возникновении оснований для прекращения админареста, в случае:

  • погашения налогового долга налогоплательщика;
  • устранения налогоплательщиком причин ареста;
  • ликвидации предприятия;
  • предъявления разрешений (лицензий) на осуществление соответствующей деятельности и документа о регистрации РРО/ПРРО;
  • постановки налоговым органом на налоговый учет нерезидента на основании акта проверки.

Если решение об освобождении имущества из-под ареста принято относительно ареста, который был признан судом обоснованным, налоговый орган уведомляет о своем решении соответствующий суд не позднее следующего рабочего дня.

То есть в перечисленных случаях налоговый орган обязан самостоятельно обратиться в суд с информацией о снятии административного ареста с имущества. Предприятиям рекомендуется после устранения причин для наложения ареста подать соответствующее заявление (в произвольной форме) в налоговый орган, например через Электронный кабинет налогоплательщика с соответствующими доказательствами. Именно после получения этого заявления налоговый орган будет обязан уведомить суд о таких обстоятельствах и административный арест будет снят.

Примером успешного снятия админареста с банковских счетов предприятия является решение Киевского окружного административного суда от 17.06.2024 № 320/23880/24 (ЕГРСР, рег. № 119778855).

По этому делу Главное управление ГНС в Киевской области обратилось в суд с заявлением о снятии административного ареста с денежных средств предприятия, наложенного решением суда. Основанием для ареста был налоговый долг предприятия. Предприятие полностью погасило свой налоговый долг, что является основанием для снятия ареста, и суд удовлетворил соответствующее заявление налогового органа.

Проще говоря, чтобы снять административный арест с имущества и/или банковских счетов предприятия, необходимо устранить причины его применения, уведомить об этом налоговый орган и представить подтверждающие документы. Налоговый орган обязан обратиться с заявлением в суд о снятии такого ареста.

Если же решение налогового органа о наложении административного ареста было принято с нарушением законодательства или отсутствовали основания для его наложения, оно может быть обжаловано налогоплательщиком в административном или судебном порядке, как это предусмотрено п. 94.11 НК.

Выводы

  1. Административный арест имущества налогоплательщика является исключительным инструментом обеспечения исполнения налоговых обязательств и применяется в случаях, полный перечень которых содержится в п. 94.2 НК.
  2. Административный арест может быть применен к любому имуществу предприятия, включая недвижимость, транспортные средства и банковские счета. Исключение составляет имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с законом, и денежные средства на счете налогоплательщика.
  3. Админарест применяется на основании решения налогового органа, обоснованность которого в течение 96 часов должна быть проверена судом.
  4. Арест на банковские счета предприятия может быть наложен в случае отсутствия имущества, за счет которого может быть погашен налоговый долг, или из-за недостаточности такого имущества для погашения долга из-за того, что балансовая стоимость этого имущества меньше суммы долга, или если имущество не может быть источником погашения налогового долга.
  5. Арест банковских счетов применяется исключительно судом по представлению налоговым органом соответствующего административного иска.
  6. Для отмены административного ареста имущества предприятию необходимо устранить основания его применения и уведомить об этом налоговый орган. В дальнейшем налоговый орган должен уведомить суд об отмене решения о применении ареста.
  7. Предприятие вправе обжаловать решение о применении ареста в административном или судебном порядке.
Комментарии к материалу
Статьи по теме
02.06.2025
Прекращение действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкоголем и табачными изделиями: основания и порядок обжалования
В статье расскажем, в каком порядке и при каких условиях орган ГНС может прекратить действие лицензий на хранение горючего, розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями. Орган ГНС может принять решение о прекращении действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкого...
Популярное
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
21.03.2025
Как ФХ определить своих конечных бенефициаров
Юридические лица (в т. ч. ФХ) должны подавать информацию о своих конечных бенефициарных владельцах (далее – КБВ) (или об их отсутствии). За несвоевременное представление такой информации предусмотрены штрафные санкции. О порядке и сроках такого информирования расскажем в данной статье. Юридич...
10.04.2025
Как принять нового члена в фермерское хозяйство
На законодательном уровне правилам приема нового члена в фермерское хозяйства (далее – ФХ) уделено мало внимания. В то же время, это одно из важных действий, без которых не обходится ни одно ФХ. В данном материале расскажем, чем регулируется процедура приема нового члена в ФХ, из каких этапов ...
Новое
05.06.2025
Какие предприятия обязаны подтвердить статус критически важного?
В статье даны ответы на вопросы, возникшие у предприятий, имеющих статус критически важных в связи с предоставлением Минэкономики письма от 19.05.2025 № 27-11/37509-07, касающегося проверки статуса критически важного предприятия. В мае 2025 года Минэкономики опубликовало и разослало согласно списку ...
02.06.2025
Прекращение действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкоголем и табачными изделиями: основания и порядок обжалования
В статье расскажем, в каком порядке и при каких условиях орган ГНС может прекратить действие лицензий на хранение горючего, розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями. Орган ГНС может принять решение о прекращении действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкого...
29.05.2025
Агентские договоры: что будет после отмены Хозяйственного кодекса?
В статье рассмотрено, можно ли будет после 28.08.2025 (даты утраты силы Хозяйственным кодексом) заключать агентские договоры, которые в настоящее время регламентируются нормами этого кодекса. С 28.08.2025 утратит силу Хозяйственный кодекс (далее – ХК), которым регулируются отношения в рамках а...
Лучшие материалы