Заемные операции и финмониторинг
Привлечение денежных средств для обеспечения хозяйственной деятельности – распространенная финансовая операция. В настоящее время банки уделяют таким операциям особое внимание в рамках осуществления финмониторинга клиентов. В этой статье расскажем, когда операция по привлечению финансовой помощи может подпасть под финмониторинг, чего опасаться и как действовать в таком случае субъекту хозяйствования.
Основная нормативная база в сфере финмониторинга
Основные требования к проверкам финансовых операций субъектами первичного финансового мониторинга (далее – СПФМ), к которым в первую очередь относятся банки, закреплены в Законе от 06.12.19 г. № 361-IX № 361. Этот документ направлен на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и/или распространению оружия массового уничтожения (далее – противодействие ОД/ФТ).
Для эффективного выполнения своих обязанностей НБУ разработал Положение, утвержденное постановлением от 19.05.20 г. № 65 (далее - Положение № 65), в котором установлены общие требования к выполнению банками законодательства в сфере противодействия ОД/ФТ.
Какие операции подлежат финмониторингу?
Объектом финансового мониторинга являются не только подозрительные действия с активами, но и любая информация о таких действиях или событиях и об их участниках. Под активами понимаются денежные средства, в том числе электронные деньги, иное имущество, имущественные и неимущественные права (ст. 1 Закона № 361).
В основу системы финмониторинга положен риск-ориентированный подход (см. ниже).
Банки обязаны, в частности, уведомлять Госфинмониторинг (п. 8 ч. 2 ст. 8, ст. 21 Закона № 361):
- о пороговых финансовых операциях. В общем случае пороговыми являются финансовые операции, осуществленные на сумму 400 тыс. грн и более. Берется сумма в гривнях либо эквивалент этой суммы в инвалюте, банковских металлах, других активах;
- подозрительных операциях или попытках их проведения независимо от суммы. Финансовые операции или попытка их проведения считаются подозрительными, если СПФМ подозревает или имеет достаточные основания подозревать, что эти операции (попытка) являются результатом преступной деятельности или касаются ОД/ФТ.
Пороговые финансовые операции подлежат финмониторингу при наличии хотя бы одного из признаков, названных в ч. 1 ст. 20 Закона № 361, а именно:
- зачисление или перевод средств, предоставление или получение кредита (займа), осуществление других финопераций в случае, если хотя бы один из участников операции имеет соответствующую регистрацию, место жительства или местонахождение в государстве (юрисдикции), которое не выполняет или ненадлежащим образом выполняет рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с ОД/ФТ (в т. ч. дипломатическое представительство, посольство, консульство такого иностранного государства), либо если один из участников финоперации имеет счет в банке, который зарегистрирован в указанном государстве (юрисдикции). Напомним, перечень таких государств (территорий) формируется Госфинмониторингом и утверждается Минфином (п. 1 постановления КМУ от 17.07.15 г. № 510). На сегодня к неблагонадежным государствам относятся только Иран и КНДР (Перечень, утвержденный приказом Госфинмониторинга от 01.10.12 г. № 139);
- финансовые операции политически значимых лиц, членов их семей и/или лиц, связанных с политически значимыми лицами;
- финансовые операции с наличными денежными средствами (внесение, перевод, получение).
Итак, если заем получен на сумму от 400 тыс. грн, банк обязан проверить такую финоперацию. И даже если сумма займа меньше, банк все равно имеет право проверить операцию, если у него появились сомнения в ее чистоте. В этом и заключается риск-ориентированный подход.
Кроме банков, к СПФМ отнесены: операторы почтовой связи, другие учреждения, выполняющие финансовые операции по переводу средств (почтовые переводы), а также платежные организации, участники и члены платежных систем (ч. 2 ст. 6 Закона № 361). В рамках имеющихся полномочий они обязаны контролировать своих клиентов. Помните об этом, если планируете получить заем, воспользовавшись услугами таких лиц.
Делаем вывод: любая операция по предоставлению займа может подпасть под финмониторинг, от проверки не застрахован никто. Особое внимание уделяется крупным операциям с наличными. |
Классификация рисков
Критерии риска, установленные Законом № 361 и Положением № 65, классифицируются:
- по типу клиента;
- географическому положению государства регистрации клиента или учреждения, через которое он передает (получает) активы;
- виду товаров и услуг, которые клиент получает от СПФМ. Кроме того, оценивается риск получения товаров/услуг, стоимость которых сложно или невозможно определить, в частности объектов интеллектуальной собственности, услуг, не имеющих постоянной рыночной стоимости, консалтинговых, юридических, аудиторских услуг;
- способу оказания (получения) услуг;
- каналу оказания (получения) услуги (продукта).
Назовем характерные критерии риска в контексте контроля над заемными операциями клиентов:
- по типу клиента: вновь созданные предприятия (до шести месяцев деятельности), а также предприятия, ведущие хоздеятельность, для которой характерен высокий уровень наличного обращения;
- по типу услуги: во внимание принимаются крупные сделки с наличностью, большим количеством участников, не характерные для деятельности клиента, с использованием канала предоставления услуги, который ограничивает возможности банка контролировать процесс и оперативно принимать решения.
Кроме того, критерии риска могут быть обусловлены особенностями организационно-правовой формы клиента, сложной структурой собственности или поведением клиента, например, скрывающего от банка детали своей деловой деятельности.
Также банк отслеживает, не получает ли субъект хозяйствования заем от так называемой компании-оболочки, что, скорее всего, свидетельствует о легализации через операцию займа незаконно полученных денег (деньги вводятся в законный оборот из теневого бизнеса).
Признаками компании-оболочки может быть все, что выбивается из стандартных условий хозяйствования (приказ Минфина от 08.07.16 г. № 584). Такой «пустышкой» могут оказаться юрлица, конечный бенефициарный собственник которых является одновременно директором и бухгалтером или участником других юрлиц с аналогичной структурой управления. Подозрительной будет частая смена учредителей и руководства, наименования юрлица, возраст руководителя (до 20 и свыше 75 лет), регистрация юрлица по адресу массовой регистрации (за исключением бизнес-центров).
Индикаторы подозрительности финансовых операций
Индикаторы отнесения операции к подозрительной приведены в приложении 20 к Положению № 65, с которым рекомендуем внимательно ознакомиться, чтобы понимать направление усилий регулятора. Также учтите, что банки вправе, опираясь на данный перечень, устанавливать собственные индикаторы, исходя из своего опыта и современных тенденций ведения бизнеса. Задача банков – с помощью индикаторов выявить и нейтрализовать «токсичные» операции клиентов.
К индикаторам, которые могут быть «подвязаны» к финансовым операциям по получению займов, можно отнести, например, ведение деятельности через множество счетов или платежных карточек (непонятно, с какой целью).
Если финпомощь получена и у банка не возникло вопросов на этом этапе, а затем была оперативно переведена со счета юрлица на личные счета работников или связанных с ними лиц (помимо переводов, связанных с выплатой зарплаты, социальных выплат и других обязательных платежей), то вопросы могут возникнуть уже по этим операциям. Таким образом, под финмониторинг подпадет вся цепочка операций.
Действия банка при выявлении «токсичной» финоперации
Банк или другой СПФМ, через который был получен (предоставлен) заем, обязан проводить проверки в порядке, установленном ст. 11–13 Закона № 361, применять усиленные меры для надлежащей проверки клиента (далее – НПК), а также упрощенные меры НПК (если ситуация позволяет).
Порядок проведения банками НПК определен в приложениях 1–3, 5, 6, 10, 11 к Положению № 65. Под НПК понимается идентификация, верификация клиентов, установление их конечных бенефициарных собственников, выявление характера и цели настоящих (будущих) деловых отношений или отдельных финопераций, постоянный мониторинг деловой активности клиентов, обеспечение актуальности документов, данных и информации о клиенте и др. (ч. 2 ст. 8 Закона № 361).
В зависимости от уровня риска финансовой операции НПК проводится также в случае осуществления нескольких финопераций, которые могут быть связаны между собой, на общую сумму, равную или превышающую 400 тыс. грн. Данная мера направлена на предотвращение умышленного дробления операций во избежание процедуры финмониторинга.
В ходе проверочных мероприятий финансовая операция может быть как минимум остановлена, а банк потребует от клиента дополнительных документов по сделке и пояснений. При самом плохом исходе дела эта операция отменяется, а отношения с клиентом разрываются.
Отметим, что может не понравиться банку:
- клиент затягивает с подачей документов;
- предоставленный договор носит запутанный или необычный характер, не имеет смысла или очевидной законной цели;
- в договоре отсутствует раздел об ответственности сторон за нарушение договорных условий (в виде штрафа, пени);
- счет предприятия пополняется (финпомощь вносится на счет) тем лицом, уровень дохода или сфера деятельности которого не позволяет осуществить операцию на такую сумму;
- неустойка, штраф по договору уплачивается в неадекватной сумме (например, более 10 % цены договора).
Возможно, по мнению банка, предприятие, от которого вы планируете получить заем, – рисковый клиент, хотя вы и не знаете об этом. Тогда не удивляйтесь, что ваше предприятие как контрагент рискового клиента подпадает под усиленную НПК (п. 10 Положения № 65). Такая проверка, в частности, предусматривает (приложение 6 к Порядку № 65):
- получение детальной информации о лицах, которые оказывают решающее влияние на юрлицо, имея долю в его уставном капитале менее 25 %;
- выяснение источников состояния (богатства) и/или средств, связанных с финансовыми операциями, у клиента/конечного бенефициарного собственника клиента;
- установление определенных ограничений (лимитов) на использование клиентом банковской услуги/продукта (в частности, по объемам деятельности, сумме финопераций, контрагентам, государствам/юрисдикциям);
- визит работника банка к клиенту по адресу его местонахождения с целью выяснить, соответствует ли информация о деятельности клиента, предоставленная банку, реальной ситуации.
Подведем итоги. Как видим, с Законом № 361 шутки плохи. Поэтому, планируя получение заемных средств, примите во внимание требования законодательства в сфере противодействия ОД/ФТ. |
Выводы
Банки и другие СПФМ обязаны контролировать финансовые операции клиентов в рамках противодействия отмыванию денег, полученных преступным путем. Перед планированием крупной или необычной финансовой операции рекомендуем посоветоваться с сотрудниками обслуживающего банка как с партнерами, ведь в этой ситуации обе стороны заинтересованы в том, чтобы операция была осуществлена без сучка и задоринки в четком соответствии с действующим законодательством.
Комментарии к материалу