Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Учет возвратных отходов

Учет возвратных (вторичных) отходов не так уж и сложен: достаточно лишь соблюдать нормы Налогового кодекса (далее – НК) и бухгалтерского учета. В то же время осторожные бухгалтеры побаиваются, что при проверке ревизоры могут применить собственные суждения о возвратных отходах, что приведет к штрафным санкциям. Поэтому в данной статье мы с вами рассмотрим не только как вести учет (налоговый и бухгалтерский) таких отходов, но и как доказать правомерность своих действий в суде.

Определения термина «возвратные отходы» нет ни в НК, ни в любом ином действующем нормативно-правовом акте.

Кое-кто из налоговых консультантов ссылается на п. 2.13 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учета запасов, утвержденных приказом Минфина от 10.01.07 г. № 2 (далее – Приказ № 2, Методрекомендации № 2). В нем, в частности, определено, что «возвратные отходы производства – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ценностей, которые образовались в процессе производства продукции (работ, услуг), утратили полностью или частично потребительские свойства начального материала (химические и физические) и в силу этого используются с повышенными расходами (снижением выхода продукции) или совсем не используются по прямому назначению. Примерами отходов производства могут быть стружка, обрубки металла, обрезки ткани и т. п.».

В то же время согласно п. 1 Указа Президента от 03.10.92 г. № 493/92 «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти» с 01.01.93 г. нормативно-правовые акты, издающиеся министерствами, другими органами исполнительной власти, органами хозяйственного управления и контроля и затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации. В п. 2 этого Указа предусмотрено, что органом государственной регистрации таких нормативно-правовых актов и контроля является Минюст.

В пп. 8 п. 4 Положения о Министерстве юстиции Украины, утвержденного постановлением КМУ от 02.07.14 г. № 228, сказано, что Минюст в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет государственную регистрацию нормативно-правовых актов министерств, других центральных органов исполнительной власти, а также других органов, акты которых в соответствии с законодательством подлежат государственной регистрации.

Поскольку Приказ № 2 не зарегистрирован в Минюсте, он имеет рекомендательный характер и не обязателен к исполнению предприятиями. Соответственно и утвержденные им Методрекомендации не считаются нормативно-правовым актом в понимании закона и не могут устанавливать, изменять или прекращать нормы права. По своей правовой природе они имеют рекомендательный, разъяснительный и информационный характер.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
08.10.2025
Приобретение солнечной электростанции за счет банковского кредита: учет процентов и комиссии
Кредит был взят в банке для приобретения основного средства. Поясним, как отразить в учете предприятия проценты по кредиту, а также сумму банковской комиссии, уплаченной при получении кредита. Ситуация. Предприятие получило в украинском банке кредит сроком на 24 месяца для приобретения солнечной эле...
06.10.2025
Разменная монета: как вести бухгалтерский учет на субсчете 308?
Бухгалтерский учет разменной монеты в ящике РРО имеет свои особенности. Какие именно – читайте в статье. На сегодня учет наличной выручки, которая поступает через РРО (в т. ч. и через программный РРО), нужно вести с применением субсчета 308 «Наличные деньги в национальной валюте по опера...
30.09.2025
Торговля без склада: куда относить расходы на транспортировку?
Посоветуем, как разграничить транспортно-заготовительные расходы и расходы на сбыт при торговле без склада. Транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, формируют первоначальную стоимость товаров, а транспортные расходы для доставки товаров покупателю – это расходы на сбыт. А чем...
Популярное
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
28.07.2025
Как применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения
В статье рассмотрено, при каких условиях в случяае выплаті доходов нерезидентам можно применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения, а также в чем особенности налогообложения отдельных видов доходов по правилам конвенций. Резиденты Украины (как юрлица, так и физл...
18.07.2025
Какие документы должен иметь водитель для приема на работу
В статье рассмотрено, какие документы нужно требовать от водителя при приеме его на работу. При выполнении трудовых обязанностей водитель отвечает за транспортное средство (далее – ТС), пассажиров, груз. Поэтому работодатель, принимая человека на такую должность, должен проверить, есть ли у не...
Новое
16.10.2025
Задолженность перед контрагентами из Беларуси: как исчислять сроки исковой давности?
Узнайте, как исчислить срок давности по задолженности, возникшей до 2022 года, если ваш контрагент находится в Беларуси. Ситуация. У нашего предприятия есть задолженность, возникшая до 2022 года, перед предприятием, которое находится в Беларуси. Эта задолженность не будет погашена, поэтому сейчас хо...
13.10.2025
Как зарегистрировать налоговые накладные/расчеты корректировки в случае увольнения ответственного за их регистрацию лица
Что делать, если лицо, отвечающее за подписание налоговых накладных и расчетов корректировки, уволилось? В статье расскажем, кто может подписывать эти документы вместо него и как избежать проблем с их регистрацией и штрафов. Регистрация налоговых накладных и расчетов корректировки: порядок, сроки, о...
09.10.2025
Возвратная финансовая помощь получена от учредителя: как погасить задолженность, если нет денег?
Из статьи вы узнаете, каким образом можно погасить задолженность юрлица по возвратной финансовой помощи перед своим учредителем, если у предприятия нет необходимой суммы, а срок возврата долга по договору уже наступил. Ситуация, когда учредитель предоставляет своему предприятию возвратную финансовую...
Лучшие материалы