Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Учет нехозяйственных расходов

08.12.2017

В консультации рассмотрим особенности отражения в учете расходов, связанных с нехозяйственной деятельностью предприятия.

Отметим, что в бухучете отсутствуют такие понятия, как хозяйственная и нехозяйственная деятельность, а есть обычная, основная, операционная, финансовая и инвестиционная деятельность (п. 3 НП(С)БУ 1). В то же время объектом бух­учета является хозяйственная операция – действие или событие, которое вызывает изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия (ст. 1 Закона № 996).

В соответствии с П(С)БУ 16 в бухучете расходы, связанные с осуществлением хозоперации, можно отнести в состав производственных, общепроизводственных, административных, расходов на сбыт, прочих расходов от операционной деятельности, финансовых расходов, расходов от участия в капитале, а также прочих расходов, не связанных с производством или реализацией основной продукции. При этом в учете расходы отражаются на основании первичных документов.

Первичный документ – это документ, который содержит сведения о хозоперации (ст. 1 Закона № 996). Первичные документы являются основанием для отражения хозопераций в учете и должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Закона № 996 и п. 2.4 Положения № 88. А именно: наименование предприятия, учреждения, от имени которых составлен документ, название документа (формы), дату составления, содержание и объем хозоперации, единицу измерения в натуральном и/или стоимостном выражении, должности и фамилии лиц, ответственных за совершение хозоперации и правильность ее оформления, личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, принимавшее участие в хозоперации.

Нормой п. 2.15 Положения № 88 установлено, что первичные документы подлежат обязательной проверке по форме и содержанию. То есть проверяется наличие в документе обязательных реквизитов, соответствие хозяйственной операции бухгалтерскому законодательству, логическая увязка отдельных показателей. Поэтому если вдруг окажется, что первичные документы не соответствуют требованиям нормативных актов бухучета, то они не принимаются в работу и должны быть заменены.

Отметим, что первичные документы составляются на бланках типовых и специализированных форм, утвержденных соответствующим госорганом. В то же время документирование хозопераций может осуществляться с использованием самостоятельно изготовленных бланков с условием, что такие бланки должны содержать обязательные реквизиты либо реквизиты типовых или специализированных форм (п. 2.7 Положения № 88). Например, таким первичным документом является бухгалтерская справка. Она может подтвердить те расходы предприятия, которые нельзя отразить в документе типовой формы.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
08.10.2025
Приобретение солнечной электростанции за счет банковского кредита: учет процентов и комиссии
Кредит был взят в банке для приобретения основного средства. Поясним, как отразить в учете предприятия проценты по кредиту, а также сумму банковской комиссии, уплаченной при получении кредита. Ситуация. Предприятие получило в украинском банке кредит сроком на 24 месяца для приобретения солнечной эле...
06.10.2025
Разменная монета: как вести бухгалтерский учет на субсчете 308?
Бухгалтерский учет разменной монеты в ящике РРО имеет свои особенности. Какие именно – читайте в статье. На сегодня учет наличной выручки, которая поступает через РРО (в т. ч. и через программный РРО), нужно вести с применением субсчета 308 «Наличные деньги в национальной валюте по опера...
29.09.2025
Передача имущества по договору ссуды: учет у сторон
Возникают ли налоговые последствия при передаче имущества по договору ссуды, заключенному между плательщиками единого налога? Считается ли стоимость такого имущества доходом для получателя и начисляются ли налоговые обязательства по НДС у ссудодателя? Читайте об этом в статье. Ситуация. Предприятие ...
Популярное
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
28.07.2025
Как применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения
В статье рассмотрено, при каких условиях в случяае выплаті доходов нерезидентам можно применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения, а также в чем особенности налогообложения отдельных видов доходов по правилам конвенций. Резиденты Украины (как юрлица, так и физл...
18.07.2025
Какие документы должен иметь водитель для приема на работу
В статье рассмотрено, какие документы нужно требовать от водителя при приеме его на работу. При выполнении трудовых обязанностей водитель отвечает за транспортное средство (далее – ТС), пассажиров, груз. Поэтому работодатель, принимая человека на такую должность, должен проверить, есть ли у не...
Новое
16.10.2025
Задолженность перед контрагентами из Беларуси: как исчислять сроки исковой давности?
Узнайте, как исчислить срок давности по задолженности, возникшей до 2022 года, если ваш контрагент находится в Беларуси. Ситуация. У нашего предприятия есть задолженность, возникшая до 2022 года, перед предприятием, которое находится в Беларуси. Эта задолженность не будет погашена, поэтому сейчас хо...
13.10.2025
Как зарегистрировать налоговые накладные/расчеты корректировки в случае увольнения ответственного за их регистрацию лица
Что делать, если лицо, отвечающее за подписание налоговых накладных и расчетов корректировки, уволилось? В статье расскажем, кто может подписывать эти документы вместо него и как избежать проблем с их регистрацией и штрафов. Регистрация налоговых накладных и расчетов корректировки: порядок, сроки, о...
09.10.2025
Возвратная финансовая помощь получена от учредителя: как погасить задолженность, если нет денег?
Из статьи вы узнаете, каким образом можно погасить задолженность юрлица по возвратной финансовой помощи перед своим учредителем, если у предприятия нет необходимой суммы, а срок возврата долга по договору уже наступил. Ситуация, когда учредитель предоставляет своему предприятию возвратную финансовую...
Лучшие материалы