Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Учет нехозяйственных расходов

08.12.2017

В консультации рассмотрим особенности отражения в учете расходов, связанных с нехозяйственной деятельностью предприятия.

Отметим, что в бухучете отсутствуют такие понятия, как хозяйственная и нехозяйственная деятельность, а есть обычная, основная, операционная, финансовая и инвестиционная деятельность (п. 3 НП(С)БУ 1). В то же время объектом бух­учета является хозяйственная операция – действие или событие, которое вызывает изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия (ст. 1 Закона № 996).

В соответствии с П(С)БУ 16 в бухучете расходы, связанные с осуществлением хозоперации, можно отнести в состав производственных, общепроизводственных, административных, расходов на сбыт, прочих расходов от операционной деятельности, финансовых расходов, расходов от участия в капитале, а также прочих расходов, не связанных с производством или реализацией основной продукции. При этом в учете расходы отражаются на основании первичных документов.

Первичный документ – это документ, который содержит сведения о хозоперации (ст. 1 Закона № 996). Первичные документы являются основанием для отражения хозопераций в учете и должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Закона № 996 и п. 2.4 Положения № 88. А именно: наименование предприятия, учреждения, от имени которых составлен документ, название документа (формы), дату составления, содержание и объем хозоперации, единицу измерения в натуральном и/или стоимостном выражении, должности и фамилии лиц, ответственных за совершение хозоперации и правильность ее оформления, личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, принимавшее участие в хозоперации.

Нормой п. 2.15 Положения № 88 установлено, что первичные документы подлежат обязательной проверке по форме и содержанию. То есть проверяется наличие в документе обязательных реквизитов, соответствие хозяйственной операции бухгалтерскому законодательству, логическая увязка отдельных показателей. Поэтому если вдруг окажется, что первичные документы не соответствуют требованиям нормативных актов бухучета, то они не принимаются в работу и должны быть заменены.

Отметим, что первичные документы составляются на бланках типовых и специализированных форм, утвержденных соответствующим госорганом. В то же время документирование хозопераций может осуществляться с использованием самостоятельно изготовленных бланков с условием, что такие бланки должны содержать обязательные реквизиты либо реквизиты типовых или специализированных форм (п. 2.7 Положения № 88). Например, таким первичным документом является бухгалтерская справка. Она может подтвердить те расходы предприятия, которые нельзя отразить в документе типовой формы.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
16.12.2025
Списание испорченных запасов: документальное оформление и учет
Как действовать предприятию, если запасы испортились вследствие вражеской атаки, длительного отключения электроэнергии или истечения срока годности? В статье рассмотрим порядок действий в данной ситуации, документальное оформление списания и его отражение в бухгалтерском и налоговом учете. Списание ...
15.12.2025
Корпоративный праздник: учет и налогообложение
Корпоративный праздник – это не только развлечение, но и инструмент для мотивации работников и укрепления корпоративных связей. Однако для бухгалтера это еще и источник потенциальных налоговых рисков. Поэтому нужно взвесить возможные варианты его проведения, правильно оформить и отразить расхо...
11.12.2025
Изношенная офисная техника: правила утилизации и отражения в бухучете
Из этой статьи вы узнаете: о требованиях законодательства относительно утилизации офисной техники; порядке документирования и бухгалтерского учета операций по списанию и утилизации офисной техники. Списание имущества из-за уничтожения и непригодности Списание сельхозкультур и имущества из-за ...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
02.12.2025
Отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда: кому и как оформить?
В данной статье мы рассмотрим, в каком порядке работникам предоставляется дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда. Из этой статьи вы узнаете, в каких случаях работодатель обязан предоставить сотруднику дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяж...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
Новое
16.12.2025
5 ошибок налогоплательщиков в обзоре практики Верховного Суда за октябрь 2025 года
О том, как можно сэкономить на налогообложении комплекса нежилых зданий, о критериях определения бенефициарности собственника дохода при начислении налога на репатриацию, об уменьшении срока обращения в суд с требованиями о возмещении НДС и других интересных моментах – читайте в иногда неожида...
16.12.2025
Документальное оформление операций по списанию имущества
Списание запасов и основных средств из-за физического или морального старения, непригодности или форс-мажорных обстоятельств требует четкого документального подтверждения. В статье расскажем, какие документы следует оформить в случае списания имущества и приведем их образцы для использования на прак...
16.12.2025
Списание испорченных запасов: документальное оформление и учет
Как действовать предприятию, если запасы испортились вследствие вражеской атаки, длительного отключения электроэнергии или истечения срока годности? В статье рассмотрим порядок действий в данной ситуации, документальное оформление списания и его отражение в бухгалтерском и налоговом учете. Списание ...
Лучшие материалы