Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Учет нехозяйственных расходов

08.12.2017

В консультации рассмотрим особенности отражения в учете расходов, связанных с нехозяйственной деятельностью предприятия.

Отметим, что в бухучете отсутствуют такие понятия, как хозяйственная и нехозяйственная деятельность, а есть обычная, основная, операционная, финансовая и инвестиционная деятельность (п. 3 НП(С)БУ 1). В то же время объектом бух­учета является хозяйственная операция – действие или событие, которое вызывает изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия (ст. 1 Закона № 996).

В соответствии с П(С)БУ 16 в бухучете расходы, связанные с осуществлением хозоперации, можно отнести в состав производственных, общепроизводственных, административных, расходов на сбыт, прочих расходов от операционной деятельности, финансовых расходов, расходов от участия в капитале, а также прочих расходов, не связанных с производством или реализацией основной продукции. При этом в учете расходы отражаются на основании первичных документов.

Первичный документ – это документ, который содержит сведения о хозоперации (ст. 1 Закона № 996). Первичные документы являются основанием для отражения хозопераций в учете и должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Закона № 996 и п. 2.4 Положения № 88. А именно: наименование предприятия, учреждения, от имени которых составлен документ, название документа (формы), дату составления, содержание и объем хозоперации, единицу измерения в натуральном и/или стоимостном выражении, должности и фамилии лиц, ответственных за совершение хозоперации и правильность ее оформления, личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, принимавшее участие в хозоперации.

Нормой п. 2.15 Положения № 88 установлено, что первичные документы подлежат обязательной проверке по форме и содержанию. То есть проверяется наличие в документе обязательных реквизитов, соответствие хозяйственной операции бухгалтерскому законодательству, логическая увязка отдельных показателей. Поэтому если вдруг окажется, что первичные документы не соответствуют требованиям нормативных актов бухучета, то они не принимаются в работу и должны быть заменены.

Отметим, что первичные документы составляются на бланках типовых и специализированных форм, утвержденных соответствующим госорганом. В то же время документирование хозопераций может осуществляться с использованием самостоятельно изготовленных бланков с условием, что такие бланки должны содержать обязательные реквизиты либо реквизиты типовых или специализированных форм (п. 2.7 Положения № 88). Например, таким первичным документом является бухгалтерская справка. Она может подтвердить те расходы предприятия, которые нельзя отразить в документе типовой формы.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
20.06.2025
Резервы и обеспечения: виды и отражение в учетной политике
В статье расскажем, какие виды резервов и обеспечений существуют, кто должен их создавать и как их отразить в учетной политике. Принципы формирования в бухгалтерском учете обеспечений изложены в НП(С)БУ 11, а резервов, в частности основного из них – резерва сомнительных долгов, – в НП(С)...
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов и курсовые разницы: нужно ли корректировать финрезультат?
У вас есть инвалютная дебиторская задолженность и к тому же сомнительная? Нужно ли при формировании резерва сомнительных долгов под такую задолженность корректировать его сумму на курсовые разницы? Для кого эта статья? Статья будет интересна плательщикам налога на прибыль, которые обязаны корректиро...
20.06.2025
Ошибки в учете обеспечений
Расскажем, какие типовые ошибки допускаются в учете резервов и обеспечений, и предложим шаги их исправления на числовых примерах. Начисление обеспечений, как правило, связано с проведением достаточно сложных (громоздких) расчетов. И большинство из начисленных обеспечений снимают с налоговых расходов...
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
20.06.2025
Резерв на выполнение гарантийных обязательств: кто должен создавать и в чем выгода
В статье расскажем, как знания стандартов бухучета помогают оптимизировать базу обложения налогом на прибыль. Также поговорим о формировании резерва на выполнение гарантийных обязательств. Полезная норма бухучета: согласно п. 13–18 НП(С)БУ 11 «Обязательства» предприятиям дана возмо...
Новое
16.07.2025
5 ошибок налогоплательщиков в обзоре практики Верховного Суда за май 2025 года
В статье рассмотрена практика Верховного Суда по налоговым спорам за май 2025 года. Приведены 5 наиболее интересных судебных решений, которые помогут налогоплательщикам избежать повторения чужих ошибок. Можно ли уточнить налоговую отчетность в период между получением акта документальной проверки и п...
14.07.2025
Виды деятельности: на что влияет КВЭД?
В статье рассмотрено, для каких целей используется КВЭД субъектами хозяйствования, на какие аспекты может повлиять выбор вида деятельности и как изменить информацию о видах деятельности в ЕГР. Информация о видах деятельности, которыми занимается субъект хозяйствования, содержится в Едином государств...
07.07.2025
Подтверждение инвалидности: новые правила, о которых надо знать работодателям
В июне 2025 года вступили в силу очередные нормативные изменения, касающиеся подтверждения инвалидности. В статье мы рассмотрели, в чем именно заключаются эти изменения и какие важные моменты нужно принять во внимание работодателям таких работников. Подтверждение работником своего статуса лица с инв...
Лучшие материалы