Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Связка «головное предприятие – филиал»: бухучет и финотчетность

22.10.2018

Филиалы и другие обособленные подразделения: право, налоги, учет

Цели статьи:

  • описать основные правила бухучета хозопераций, которые осуществляются в связке «головное предприятие – филиал»;
  • привести примеры применения этих правил на практике в зависимости от ситуации;
  • рассмотреть нюансы составления финотчетности филиалом и головным предприятием.

В ч. 5 ст. 8 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV (далее – Закон № 996) сказано, что предприятие «может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим включением их показателей в финансовую отчетность предприятия».

Эта формулировка означает, что:

  • филиалы, представительства и другие обособленные подразделения предприятия (далее будем называть их филиалами) могут выделяться предприятием на отдельный баланс, а могут и не выделяться;
  • если филиал не выделен на отдельный баланс, то бухучет ведет головное предприятие (далее – ГП), а в целях получения информации для различных служб предприятия (например, для управленческого учета) предприятие вводит субсчета аналитического учета для отражения «филиальных» активов, обязательств, хозопераций. При таком раскладе никаких особенностей в составлении баланса и других форм финансовой отчетности в целом по предприятию – нет;
  • если филиал выделен на отдельный баланс, он самостоятельно ведет бухучет. В п. 7 разд. II НП(С)БУ 1 указано, что данные первичных документов о хозоперациях такого филиала заносятся в отдельные (открытые в этом филиале) регистры бухучета. По данным отдельных регистров бухучета составляются отдельный баланс и другие формы финотчетности. Показатели отдельного баланса и других форм финотчетности присовокупляются к показателям ГП, формируя финотчетность всего предприятия (юрлица).
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
28.04.2025
Как вести учет отходов на предприятии
Законом от 20.06.2022 № 2320-IX «Об управлении отходами» определены правовые, организационные и экономические основы деятельности по управлению отходами в Украине. В то же время этот документ обязывает СХ вести учет операций по управлению отходами. Ряд подзаконных нормативных а...
07.04.2025
Предприятие сдает в аренду часть помещения: как оформить договор, подать форму № 20-ОПП и что с налогом на недвижимость?
На практике нередко возникают ситуации, когда предприятие планирует сдать в аренду только часть помещения (склада, ангара и т. п.). Однако в таких случаях возникает ряд вопросов, в частности: как правильно указать в договоре аренды, что в пользование передается именно часть помещения; нужно ли п...
31.03.2025
Дивиденды нерезидентам в инвалюте: условия и порядок выплаты
Самый распространенный способ выплаты дивидендов нерезидентам – их выплата в иностранной валюте путем перечисления на счет нерезидента, открытый в зарубежном банке. Однако в первый же день введения на территории Украины военного положения было принято постановление Правления НБУ от 24.02.2022 ...
Популярное
05.04.2025
Продление срока полезного использования полностью самортизированных основных средств
Ситуация из практики: срок, определенный при первоначальном признании объекта основных средств (далее – ОС), уже истек, а актив продолжает использоваться. НП(С)БУ 7 предусмотрено, что срок полезного использования (эксплуатации) объекта ОС пересматривается в случае изменения ожидаемых экономич...
11.03.2025
Приказ об установлении норм расхода топлива
Если ваше предприятие решило прибегнуть к нормированию расходов горючего или размышляет, целесообразно ли это делать, постараемся упростить для вас эту задачу, приведя в статье: образец приказа об установлении норм расхода топлива; две причины, почему на предприятии необходим такой приказ. Есл...
10.03.2025
Списание ГСМ: оформление документов и учет
Для того чтобы обеспечить грамотный учет списания горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ), бухгалтер должен иметь первичные документы, фиксирующие транспортную работу (пробег) и фактические расходы ГСМ. Типовые формы этих документов законодательно не утверждены, так что их можно разработать ...
Новое
28.05.2025
Адвокатские услуги: как влияет статус предоставителя на налоговые последствия получателя
Адвокаты, адвокатские объединения или бюро имеют особый статус. Пользуясь их услугами, в частности, для представительства в судах, получения правовой помощи, субъектам хозяйствования (как юрлицам, так и физлицам-предпринимателям) нужно учесть немало нюансов, чтобы правильно отразить в отчетности адв...
20.05.2025
6 ошибок налогоплательщиков в обзоре практики Верховного Суда за март 2025 года
В статье рассмотрена практика Верховного Суда по налоговым спорам за март 2025 года. Приведены 6 самых интересных судебных решений, знание о которых может помочь налогоплательщикам избежать повторения чужих ошибок и сэкономить. Опыт – это имя, которое каждый дает своим ошибкам Оскар Уайльд (18...
19.05.2025
Как взыскать денежные средства с ГНС по решению админсуда: советы юриста
В статье рассмотрены вопросы, куда и с какими документами следует обращаться предприятию для исполнения решения административного суда о взыскании денежных средств с органа ГНС. Многие из наших читателей сталкиваются с ситуацией, когда приходится обжаловать налоговое уведомление-решение в администра...
Лучшие материалы