Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Средства пожаротушения на предприятии: учет

24.10.2016

Из этой статьи вы узнаете: о том, что каждый объект недвижимости (а также сооружения и некоторые установки) в соответствии с законодательством должен быть оборудован первичными средствами пожаротушения.

Что можно сделать на практике:

  • приобретенные огнетушители и другие первичные средства пожаротушения приходуйте на баланс согласно критериям, предусмотренным вашей учетной политикой;
  • ведите учет огнетушителей в журнале, где приводится информация о типах огнетушителей и о датах и результатах проведения техдиагностики и техобслуживания.

Пожарная безопасность на предприятии

Наверняка каждый субъект хозяйствования знает по собственному опыту или хотя бы наслышан о том, что без согласования с органами государственной пожарной охраны ввод в эксплуатацию любого здания (производственного цеха, торгового комплекса и др.) невозможен. Причина в том, что в Украине существуют определенные требования к пожарной безопасности объектов – зданий, сооружений, территории, на которой находится предприятие. Кроме того, правила пожарной безопасности относятся и к выполнению определенных видов работ, например сварочных.

Такие требования установлены гл. 13 Кодекса гражданской защиты (далее – КГЗ) и подзаконными актами. Так, ч. 2 ст. 57 КГЗ предусмотрено, что начало работы вновь созданных предприятий, начало использования объектов недвижимости возможно на основании поданной декларации соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности. А для субъектов с высокой степенью риска – также при наличии положительного заключения по результатам экспертизы противопожарного состояния объекта.

На основании норм КГЗ приняты Правила пожарной безопасности в Украине, утвержденные приказом МВД от 30.12.14 г. № 1417 (далее – Правила № 1417). В соответствии с этими правилами к средствам противопожарной защиты относятся:

  • автоматические или автономные системы пожаротушения (установки пожарной сигнализации);
  • средства связи;
  • система противопожарного водопровода;
  • противопожарная техника (автомобили);
  • первичные средства пожаротушения.

Территория предприятия, здания, сооружения, помещения, технологические установки должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения: огнетушителями, ящиками с песком, бочками с водой, покрывалами из негорящего теплоизоляционного материала, пожарными ведрами, совковыми лопатами, другим пожарным инструментом (п. 3.6 разд. V Правил № 1417). Именно о таких первичных средствах пожаротушения мы и поговорим сегодня.

Первичные средства пожаротушения

Совершенно очевидно, что приобретеные средства пожарной безопасности являются производственными объектами. Ведь, согласно требованиям законодательства, без их наличия невозможно эксплуатировать здания и установки. Но вопрос в том, как их приходовать в бухгалтерском учете в момент приобретения. Рассмотрим на примере огнетушителей.

Стоимость огнетушителей варьируется от 100 грн. (аэрозоли и переносные огнетушители) до 10–12 тыс. грн. (передвижные) за штуку в зависимости от вместимости, массы огнетушащего вещества и огнетушащей способности. Срок эксплуатации устанавливается производителями и обычно составляет:

  • до 10 лет – для огнетушителей, которые в последующем перезаряжаются;
  • до 1 года – для огнетушителей, не подлежащих перезарядке.

Поэтому в зависимости от стоимости и срока эксплуатации огнетушители могут классифицироваться предприятием как основные средства, как малоценные необоротные материальные активы (далее – МНМА) или как запасы. В равной степени эти правила применимы и для других средств пожаротушения.

Эксплуатация огнетушителей состоит из нескольких стадий: начало эксплуатации, хранение, транспортировка, ожидание применения по назначению, применение по назначению, техобслуживание и завершение эксплуатации (пп. 1.5.5 Правил, утвержденных приказом МЧС от 02.04.04 г. № 152, далее – Правила № 152). При этом началом эксплуатации считается календарная дата, проставленная отделом технического контроля производителя в паспорте и маркировке огнетушителя (пп. 1.5.7 Правил № 152). Поэтому обратите внимание на эту дату, когда будете приобретать огнетушители, зачислять на баланс и определять срок их эксплуатации.

Бухгалтерский учет

Рассмотрим учет огнетушителей в зависимости от их классификации согласно критериям, предусмотренным учетной политикой предприятия.

1. Огнетушители как основные средства

Огнетушитель, признанный основным средством, целесообразно считать хозяйственным инвентарем и учитывать на субсчете 106 «Инструменты, приборы и инвентарь» или 109 «Прочие основные средства». В дальнейшем огнетушитель амортизируется методом, выбранным предприятием, в течение срока эксплуатации. Начисленная сумма амортизации включается в состав соответствующих расходов. Например, если огнетушитель используется (ожидает применения по назначению) в офисных помещениях, то сумму его амортизацию надо включать в состав административных расходов.

2. Огнетушители как малоценка

Если срок эксплуатации огнетушителя больше года, но стоимость не превышает стоимостный критерий для МНМА, тогда его нужно учитывать в составе МНМА на одноименном субсчете 112. Амортизация таких огнетушителей осуществляется согласно выбранному предприятием методу: начисляется либо в 100%-ном размере амортизируемой стоимости в первый же месяц использования огнетушителя, либо 50 % на 50 % (согласно п. 27 П(С)БУ 7).

3. Огнетушители как запасы

Когда срок эксплуатации огнетушителя составляет менее 1 года или операционного цикла, его следует учитывать как малоценный и быстроизнашивающийся предмет (МБП) на счете 22. При передаче в эксплуатацию стоимость таких огнетушителей следует списать в состав расходов, соответствующих направлению использования. После передачи огнетушителей в эксплуатацию и списания с баланса на предприятии нужно организовать их оперативный количественный учет. Такой оперативный учет переданных в эксплуатацию МБП ведут в количественном выражении на протяжении срока их фактического использования в разрезе мест эксплуатации и ответственных лиц.

4. Расходы на техобслуживание огнетушителей

Техобслуживание огнетушителей осуществляется в случаях, предусмотренных пп. 3.20.1 Правил № 152 (например, после их применения или при неудовлетворительных результатах периодического осмотра, проводимого ответственным сотрудником предприятия).

Техобслуживание представляет собой комплекс операций, направленных на проверку огнетушителя и обеспечение его работоспособности на стадии ожидания его применения по назначению, хранения, при транспортировке. Также по результатам техосмотра принимается решение о списании огнетушителя в случае его непригодности к дальнейшему применению.

Согласно пп. 3.18.1 Правил № 152, техобслуживание осуществляет пункт технического обслуживания огнетушителей (далее – ПТОО). ПТОО – это субъект хозяйствования, имеющий лицензию, выданную Госдепартаментом пожарной безопасности МЧС, который удостоверяет исправность огнетушителей. В процессе техобслуживания огнетушителей проводится их техническая диагностика, испытание, проверка, перезарядка и т. п.

Техническая диагностика огнетушителей осуществляется не реже одного раза в год (пп. 3.20.2 Правил № 152). Такие работы также выполняются ПТОО.

Все эти работы не бесплатны, свои затраты предприятие обычно включает в состав тех же расходов, что и затраты на обслуживание объектов, на которых огнетушители находятся.

Налог на прибыль

В налоговом учете никаких особых правил в случае приобретения и использования огнетушителей и других средств пожаротушения нет.

При использовании огнетушителей как основных средств предприятие с годовым доходом более 20 млн грн. руководствуется нормами ст. 138 Налогового кодекса (далее – НК). В частности, финрезультат до налогообложения, полученный в бухгалтерском учете:

  • увеличивает на сумму амортизации, дооценки, уменьшения полезности и остаточной стоимости огнетушителей в случае их выбытия по данным бухучета (согласно п. 138.1 НК);
  • уменьшает на определенные в налоговом учете суммы (п. 138.2 НК).

Огнетушители, не используемые в хозяйственной деятельности предприятия, являются непроизводственными основными средствами. Амортизация по ним в налоговом учете не начисляется согласно пп. 138.3.2 НК (к таким можно отнести огнетушители, используемые в непроизводственных подразделениях предприятия).

Если огнетушители признаны МНМА, тогда предприятию надо принять во внимание, что есть два мнения ГФС на этот счет:

  • первое мнение (письмо от 18.11.15 г. № 25655/10-28-06-11) основано на том, что МНМА – такие же основные средства для целей налогового учета, как и остальные группы, и к ним применяются требования п. 138.1 и 138.2 НК;
  • согласно второму мнению (письмо от 05.02.16 г. № 2457/6/99-99-19-02-02-15), МНМА не являются основными средствами в понимании НК, и к ним не применяются требования о корректировке на разницы для основных средств.

Поэтому предприятие может либо самостоятельно решить, какое из этих мнений взять или же обратиться в орган ГФС за индивидуальной налоговой консультацией.

Если огнетушители признаны МБП, то разниц при расчете налога на прибыль нормами НК не предусмотрено.

Расходы на техдиагностику и техобслуживание огнетушителей формируют объект налогообложения согласно правилам бухгалтерского учета без отражения разниц (это же правило работает и в отношении непроизводственных огнетушителей).

НДС

Суммы НДС, уплаченные при приобретении огнетушителей, при их техдиагностике и техобслуживании, предприятие имеет право включить в состав налогового кредита – при наличии налоговой накладной, зарегистрированной в Едином реестре налоговых накладных (п. 201.10 НК).

При приобретении огнетушителей для использования в нехозяйственной деятельности или при переводе их в состав непроизводственных активов предприятию следует начислить налоговые обязательства согласно п. 198.5 НК (с учетом требований п. 189.1 НК).

Приведем пример отражения в учете расходов на приобретение и дальнейшее обслуживание огнетушителей.

Пример
Предприятие приобрело 3 автомобильных огнетушителя ВП-1 по цене 129 грн/шт. (в т. ч. НДС – 21,5 грн.) и 1 огнетушитель передвижной ВП-90 ценой 7 590 грн. (в т. ч. НДС – 1 265 грн.). Срок эксплуатации каждого огнетушителя – 10 лет. Автомобильные огнетушители используются в автотранспорте для перевозки товаров, передвижной огнетушитель – в здании офиса. В дальнейшем была проведена техдиагностика передвижного огнетушителя. Согласно акту выполненных работ, стоимость техдиагностики составила 30 грн. (в т. ч. НДС – 5 грн.).

Стоимостный критерий, установленный для МНМА учетной политикой предприятия, равен 6 000 грн. Метод амортизации, выбранный для основных средств – прямолинейный, для МНМА – 100 % в первом месяце использования.

(грн.)


п / п

Содержание операции

Первичные документы

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

1

Приобретены автомобильные огнетушители

Накладная, акт приемки-передачи

153

631

322,50

2

Приобретен передвижной огнетушитель

152

631

6 325,00

3

Отражен налоговый кредит по НДС

Налоговая накладная

641

631

1 329,50

4

Оплачена стоимость огнетушителей

Выписка банка

631

311

7 977,00

5

Введены в эксплуатацию:– автомобильные огнетушители

Акт приемки-передачи основных средств
(форма № ОЗ-1)*

112

153

322,50

6

– передвижной огнетушитель

106

152

6 325,00

7

Начислена амортизация:
– по автомобильным огнетушителям в полной сумме

Расчет амортизации основных средств
(форма № ОЗ-14)*

93

132

322,50

8

– по передвижному огнетушителю в ежемесячной сумме

92

131

52,71

9

Проведена техдиагностика огнетушителя ПТОО

Акт выполненных работ

92

631

25,00

10

Отражен налоговый кредит по НДС

Налоговая накладная

641

631

5,00

11

Оплачены выполненные работы

Выписка банка

631

311

30,00

* Утверждена приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352.

Учет огнетушителей в журнале

Работник, ответственный за пожарную безопасность на предприятии, должен учитывать огнетушители в журнале учета огнетушителей (п. 3.5 Правил № 152). Форма этого журнала приведена в приложении 2 к Правилам № 152.

В журнале приводится следующая информация:

  • тип и учетный номер каждого огнетушителя, его размещение на объекте;
  • даты проведения периодических осмотров и фамилия проводившего их;
  • результаты периодических осмотров огнетушителей;
  • даты проведения техобслуживания (или диагностики) и фамилия проводившего их (или номер удостоверения), а также даты проведения следующего техобслуживания;
  • информация о направлении огнетушителей на техобслуживание в ПТОО и об их возврате на место размещения.

Выводы

Ввод в эксплуатацию объектов недвижимости, сооружений и оборудования невозможен без обеспечения пожарной безопасности. На предприятиях для этого используются первичные средства пожаротушения: огнетушители, ящики с песком, бочки с водой, пожарные ведра, совковые лопаты, другие пожарные инструменты.

В бухгалтерском учете такие средства, и в частности огнетушители, учитываются:

  • как основные средства (если их стоимость превышает установленный для МНМА стоимостный критерий и срок полезного использования больше года) – на субсчете 106 или 109;
  • МНМА (если стоимость низкая, а срок эксплуатации длительный) – на субсчете 112;
  • МБП (если срок эксплуатации меньше года) – на счете 22.

Затраты на техдиагностику, техобслуживание, перезарядку огнетушителей в бухгалтерском учете включаются в состав тех же расходов, что и затраты на обслуживание объектов, в которых находятся эти огнетушители.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
20.06.2025
Резервы и обеспечения: виды и отражение в учетной политике
В статье расскажем, какие виды резервов и обеспечений существуют, кто должен их создавать и как их отразить в учетной политике. Принципы формирования в бухгалтерском учете обеспечений изложены в НП(С)БУ 11, а резервов, в частности основного из них – резерва сомнительных долгов, – в НП(С)...
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов и курсовые разницы: нужно ли корректировать финрезультат?
У вас есть инвалютная дебиторская задолженность и к тому же сомнительная? Нужно ли при формировании резерва сомнительных долгов под такую задолженность корректировать его сумму на курсовые разницы? Для кого эта статья? Статья будет интересна плательщикам налога на прибыль, которые обязаны корректиро...
20.06.2025
Ошибки в учете обеспечений
Расскажем, какие типовые ошибки допускаются в учете резервов и обеспечений, и предложим шаги их исправления на числовых примерах. Начисление обеспечений, как правило, связано с проведением достаточно сложных (громоздких) расчетов. И большинство из начисленных обеспечений снимают с налоговых расходов...
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
20.06.2025
Резерв на выполнение гарантийных обязательств: кто должен создавать и в чем выгода
В статье расскажем, как знания стандартов бухучета помогают оптимизировать базу обложения налогом на прибыль. Также поговорим о формировании резерва на выполнение гарантийных обязательств. Полезная норма бухучета: согласно п. 13–18 НП(С)БУ 11 «Обязательства» предприятиям дана возмо...
Новое
07.07.2025
Подтверждение инвалидности: новые правила, о которых надо знать работодателям
В июне 2025 года вступили в силу очередные нормативные изменения, касающиеся подтверждения инвалидности. В статье мы рассмотрели, в чем именно заключаются эти изменения и какие важные моменты нужно принять во внимание работодателям таких работников. Подтверждение работником своего статуса лица с инв...
03.07.2025
Формирование резервов и обеспечений: для кого – обязанность, а для кого – право?
Из статьи вы узнаете, кто может не создавать резервы и обеспечения и что для этого нужно сделать. Формирование в бухгалтерском учете резервов и обеспечений – не простая задача. Кто обязан их создавать? Кому разрешено не прибегать к этой процедуре и тем самым упростить учет? Как отказ от резерв...
03.07.2025
Кто из работодателей обязан обновить информацию в ЕГР не позднее 13.08.2025?
В связи со вступлением в силу нового закона некоторые работодатели не позднее 13.08.2025 обязаны обновить свои данные в ЕГР. Прочтите статью, чтобы узнать, касается ли вас это требование. В июне 2025 года вступил в силу закон, которым изменены отдельные правила, касающиеся трудовых отношений. В част...
Лучшие материалы