Скидки и бонусы покупателям: учет у продавца
19.07.2016 21116 1 2
Из этой статьи вы узнаете:
- как оформить предоставление скидок и бонусов на товар;
- как отражаются в учете продавца бонусы, предоставляемые покупателям;
- как в учете продавца отражаются скидки, предоставленные покупателям.
Виды скидок и бонусов
Условия предоставления скидок и бонусов регламентируются:
- Законом от 03.07.95 г. № 270/96-ВР «О рекламе» (далее – Закон № 270);
- Законом от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 1023).
Что такое скидка?
Скидкой является временное уменьшение цены товара для его покупателей (ст. 1 Закона № 1023). Однако употреблять слово «скидка» (например, на ценнике, в витрине магазина, рекламной листовке и т. п.) субъектам хозяйствования (далее – СХ) разрешается только при выполнении следующих условий (п. 4 ст. 15 Закона № 1023):
скидки применяются к товарам, которые непосредственно реализуются таким СХ;
скидки применяются в течение определенного периода;
новая цена товара (со скидкой) меньше цены, по которой такой товар продавался до установления скидки.
Что такое бонус?
Бонусом является дополнительное вознаграждение покупателя или предоставление ему дополнительной скидки к цене товара. Бонусы могут быть:
- разовые – предоставляются при покупке товара на определенную сумму или в определенном количестве. Например, в виде скидки на дополнительную единицу товара или получения единицы товара в подарок («три по цене двух», «при покупке порошка на 200 грн. мыло в подарок» и т. п.);
- накопительные – размер таких бонусов зависит от суммы покупок. Для накопления бонусных сумм покупателю может выдаваться, например, купон, которым он сможет воспользоваться при оплате последующих покупок (т. е. оплатить часть товара деньгами, а часть – купоном), или бонусная дисконтная карточка. Карточки выпускаются продавцом товаров, который ведет идентифицированный учет таких карточек и накопленных на них сумм.
В чем отличие бонусной программы от скидок?
Скидки, как правило, предоставляются всем покупателям на весь товар или на определенные группы товара в течение определенного периода.
А сутью бонусной программы чаще всего является накопление бонусов, которые впоследствии позволяют выгодно совершать покупку. Такая программа направлена на длительное удержание покупателя и побуждение его совершать новые покупки. То есть это, по сути, часть программы лояльности для постоянного покупателя.
Документальное оформление
Определенных требований к документальному оформлению рекламных акций законодательство не содержит. Главное условие: при проверке контролирующим органом не должно возникать сомнений в связи рекламной акции по предоставлению покупателям скидок и бонусов с хозяйственной деятельностью предприятия. То есть в документах, регламентирующих порядок проведения таких акций, прежде всего должна быть указана цель – увеличение объема продаж, а значит, и дохода предприятия-продавца.
Так, торговому предприятию при проведении акций в виде предоставления скидок или бонусной программы рекомендуем, в частности, оформить следующие документы:
1. Приказ руководителя по предприятию о скидках или бонусной программе или Положение о скидках или бонусной программе (если такие акции проводятся на предприятии часто, рекомендуем разработать положения). В этих документах следует указать:
- цель проведения акции;
- условия предоставления скидок или бонусов. Например, при покупке какого товара предоставляются скидки, их размер, условия начисления бонусов, порядок их обмена на товар и т. п.;
- перечень товаров, на который будут предоставляться скидки;
- период, в течение которого предоставляются скидки, или период действия бонусной программы;
- способы уведомления покупателя о проведении скидок и бонусной программы;
- список лиц, ответственных за проведение акций.
2. Смета расходов на проведение рекламной акции.
3. Отчет ответственных за проведение акции. В отчете должны быть указаны фактически понесенные расходы (подтвержденные первичными документами).
Как информировать покупателей о скидках и бонусных программах?
О готовящихся акциях нужно объявить заранее публично. Например, с помощью объявлений на сайте компании, рекламы в СМИ, листовках, объявлениях в витринах магазина и т. п.
После публичного объявления о начале проведения распродажи потребителям должна быть представлена информация о цене товара до скидки и цене со скидкой, чтобы покупатель мог убедиться, что цена на самом деле снижена (п. 6 ст. 15 Закона № 1023). Также в розничной торговле покупателей информируют о скидках или сумме бонусов через ценники.
Продажа по скидкам (бонусам) и РРО
Регистрация скидки (бонуса) через РРО при продаже товара зависит от условий предоставления такой скидки (бонуса). Так, при проведении расчетов через РРО сумма бонусной скидки может:
- вычитаться из общей стоимости покупки (если сумма оплаты по чеку уменьшается за счет накопленных бонусов);
- вычитаться из стоимости отдельных товаров (если скидка предоставляется на отдельные единицы или группы товара в чеке).
Бухгалтерский учет
Учет скидок. Доход от реализации товаров отражается в бухучете в размере справедливой стоимости полученных активов (п. 21 П(С)БУ 15). То есть по кредиту субсчета 702 доход от реализации товаров отражается с учетом скидки. Себестоимость проданных товаров отражается по дебету субсчета 902.
Учет бонусов. Доход от реализации товара также отражается с учетом бонусных скидок по кредиту субсчета 702. При этом, если бонусы разовые – стоимость бонусного товара отражается в учете сразу (при его продаже) с учетом скидки. Если же бонусы накопительные, тогда на момент выдачи покупателю купона или бонусной карты и при накоплении бонусов в учете продавца ничего не происходит, поскольку продажи товара не было. А вот когда покупатель воспользуется бонусами при покупке товара, тогда продавец и отразит в составе дохода стоимость проданного товара с учетом бонусной скидки.
Расходы на изготовление бонусных купонов и дисконтных карт отражаются в составе расходов на сбыт в периоде их осуществления (п. 7, 9 П(С)БУ 16).
Налоговый учет
Финансовый результат по налогу на прибыль определяется по правилам бухучета.
НДС. Базой налогообложения является договорная стоимость товаров, но не ниже (п. 188.1 Налогового кодекса, далее – НК):
- цены приобретения – если это продажа ранее приобретенных товаров;
- обычной цены – если производитель продает собственные товары. Напомним: согласно пп. 14.1.71 НК, обычная цена соответствует уровню рыночных цен.
Иными словами, если цена продажи с учетом скидки (бонуса) меньше цены приобретения или обычной цены, то продавец – плательщик НДС должен доначислить налоговые обязательства на разницу. Для этого нужно выписать налоговую накладную (далее – НН) с типом причины 15 или 17 на дату продажи товара. Такая налоговая накладная подлежит регистрации в ЕРНН в общем порядке.
Напомним: в случае несвоевременной регистрации НН с типом причины 15 или 17 штраф не применяется.
Пример 1
Продажа товара со скидкой в пределах торговой наценки
Предприятие розничной торговли предоставляет скидки на летнюю обувь в размере 30 % в период с 25.07.16 г. по 25.08.16 г. Покупная стоимость акционного товара – 70 000 грн. (кроме того НДС – 14 000 грн.), размер торговой наценки – 80 %. Продажная стоимость товара – 126 000 грн. (в т. ч. НДС – 21 000 грн.). За время действия акции весь акционный товар был продан.
(грн.)
№ | Содержание операции | Первичные документы | Бухгалтерский учет | ||
Дт | Кт | Сумма | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Передан товар со склада в магазин | Накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов типовой формы № М-11* | 282 | 281 | 70 000 |
2 | Начислена торговая наценка | Бухгалтерская справка | 282 | 285 | 56 000 |
3 | Отражен доход от реализации товара с учетом скидки | Z-отчет РРО | 301 | 702 | 88 200 |
4 | Начислены налоговые обязательства по НДС | Итоговая налоговая накладная | 702 | 641 | 14 700 |
5 | Списана сумма торговой наценки(методом «сторно») | Бухгалтерская справка | 282 | 285 | 56 000 |
6 | Списана себестоимость реализованного товара | 902 | 282 | 70 000 | |
7 | Списаны на финансовый результат: | 702 | 791 | 73 500 | |
– себестоимость реализованных товаров | 791 | 902 | 70 000 | ||
* Утверждена приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193 (далее – Приказ № 193). |
Пример 2
Продажа товаров со скидкой по цене ниже цены приобретения
Предприятие розничной торговли осуществляет сезонную распродажу товаров со скидкой в размере 40 %. Акция действует с 15.07.16 г. по 15.08.16 г. Покупная стоимость акционного товара – 90 000 грн. (кроме того НДС – 18 000 грн.). Товар был передан в магазин с торговой наценкой 70 %. То есть продажная стоимость товаров до скидки составляла 153 000 грн. (в т. ч. НДС – 25 500 грн.). Перед началом распродажи была произведена уценка товара до чистой стоимости реализации – до 76 500 грн. За время действия акции весь акционный товар был продан.
(грн.)
№ | Содержание операции | Первичные документы | Бухгалтерский учет | ||
Дт | Кт | Сумма | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Оприходован на склад и передан в торговый зал приобретенный для продажи товар | Типовая форма № М-11 | 281 | 631 | 90 000 |
282 | 281 | 90 000 | |||
2 | Отражен налоговый кредит по НДС | Налоговая накладная | 641 | 631 | 18 000 |
3 | Начислена торговая наценка | Бухгалтерская справка | 282 | 285 | 63 000 |
4 | Произведена уценка акционного товара на сумму: | Акт уценки, приказ | 282 | 285 | 63 000 |
– превышения первоначальной стоимости товара над чистой стоимостью реализации | 946 | 282 | 13 500 | ||
5 | Отражен доход от реализации товара со скидкой | Z-отчет РРО | 301 | 702 | 91 800 |
6 | Начислены налоговые обязательства по НДС | Итоговая налоговая накладная | 702 | 641 | 15 300 |
7 | Доначислены налоговые обязательства по НДС на разницу между ценой приобретения и ценой продажи товара | Налоговая накладная | 949 | 641 | 2 700 |
8 | Отражена себестоимость товара по чистой стоимости реализации | Бухгалтерская справка | 902 | 282 | 76 500 |
9 | Списаны на финансовый результат: | 702 | 791 | 76 500 | |
– себестоимость реализованных товаров | 791 | 902 | 76 500 | ||
– расходы | 791 | 949 | 2 700 | ||
791 | 946 | 13 500 |
Пример 3
Разовые бонусы
Торговое предприятие реализует бонусную программу: при покупке товара А стоимостью 96 грн. (в т. ч. НДС – 16 грн.) товар Б можно приобрести по цене 1,20 грн. (в т. ч. НДС – 0,20 грн.). Покупная стоимость товара А – 66 грн. (в т. ч. НДС – 11 грн.) за единицу, а товара Б – 12 грн. (в т. ч. НДС – 2 грн.) за единицу.
(грн.)
№ | Содержание операции | Первичные документы | Бухгалтерский учет | ||
Дт | Кт | Сумма | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Передан со склада в магазин: | Типовая форма № М-11 | 282 | 281 | 55,00 |
– товар Б | 10,00 | ||||
2 | Начислена торговая наценка | Бухгалтерская справка | 282 | 285 | 46,00 |
3 | Проданы покупателю товары А и Б, участвующие в бонусной программе | Чек РРО | 333 | 702 | 97,20 |
4 | Начислены налоговые обязательства по НДС | Итоговая налоговая накладная | 702 | 641 | 16,20 |
5 | Списана сумма торговой наценки | Бухгалтерская справка | 282 | 285 | 46,00 |
6 | Списана себестоимость: | 902 | 282 | 55,00 | |
– товара Б | 10,00 | ||||
7 | Списаны на финансовый результат:– доход от реализации товаров | 702 | 791 | 81,00 | |
– себестоимость реализованных товаров | 791 | 902 | 65,00 |
Пример 4
Накопительные бонусы
Предприятием розничной торговли распространяются среди покупателей дисконтные бонусные карты. Расходы на изготовление карт составили 4 200 грн. (в т. ч. НДС – 700 грн.). По условиям бонусной программы сумма в размере 3 % от стоимости каждой покупки пополняет бонусный счет карты. Воспользоваться бонусами для оплаты товара покупатель сможет, когда сумма бонусов на его бонусной карте составит 300 грн. Эквивалент: 1 бонус = 0,50 грн.
Учет операций показан в таблице (проводки с торговыми наценками не приводятся).
(грн.)
№ | Содержание операции | Первичные документы | Бухгалтерский учет | ||
Дт | Кт | Сумма | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Оприходованы продавцом бонусные карты | Приходный ордер типовой формы № М-4* | 209 | 631 | 3 500 |
2 | Отражен налоговый кредит по НДС | Налоговая накладная | 641 | 631 | 700 |
3 | Оплачены карты предприятием | Выписка банка | 631 | 311 | 4 200 |
4 | Выданы карты покупателям | Типовая форма № М-11 | 93 | 209 | 3 500 |
5 | Реализован товар предъявителю дисконтной карты | Чек РРО | 301 | 702 | 12 000 |
6 | Начислены налоговые обязательства по НДС | Итоговая налоговая накладная | 702 | 641 | 2 000 |
7 | Списана себестоимость реализованного товара (сумма условная) | Бухгалтерская справка | 902 | 282 | 6 900 |
8 | Реализован товар предъявителю дисконтной карты с учетом бонусов (900 – 180**) | Чек РРО | 301 | 702 | 720 |
9 | Начислены налоговые обязательства по НДС | Итоговая налоговая накладная | 702 | 641 | 120 |
10 | Списана себестоимость реализованного товара | Бухгалтерская справка | 902 | 282 | 570 |
11 | Списаны на финансовый результат: | 702 | 791 | 10 600 | |
– себестоимость реализованных товаров | 791 | 902 | 7 470 | ||
* Утверждена Приказом № 193. |
Выводы
1. Цель проведения акций в виде скидок и бонусных программ – увеличение объема продаж, а значит, и дохода предприятия-продавца.
2. Доход от продажи акционных товаров отражается в учете продавца с учетом скидок.
3. При выдаче покупателю купона или бонусной карты и при накоплении бонусов в учете продавца ничего не отражается.
Комментарии к материалу
Отсортировано: по времени по популярности
Всего комментариев 1