Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Скидки и бонусы покупателям: учет у продавца


Из этой статьи вы узнаете:

  • как оформить предоставление скидок и бонусов на товар;
  • как отражаются в учете продавца бонусы, предоставляемые покупателям;
  • как в учете продавца отражаются скидки, предоставленные покупателям.

Виды скидок и бонусов

Условия предоставления скидок и бонусов регламентируются:

  • Законом от 03.07.95 г. № 270/96-ВР «О рекламе» (далее – Закон № 270);
  • Законом от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 1023).

Что такое скидка?

Скидкой является временное уменьшение цены товара для его покупателей (ст. 1 Закона № 1023). Однако употреблять слово «скидка» (например, на ценнике, в витрине магазина, рекламной листовке и т. п.) субъектам хозяйствования (далее – СХ) разрешается только при выполнении следующих условий (п. 4 ст. 15 Закона № 1023):

скидки применяются к товарам, которые непосредственно реализуются таким СХ;

скидки применяются в течение определенного периода;

новая цена товара (со скидкой) меньше цены, по которой такой товар продавался до установления скидки.

Что такое бонус?

Бонусом является дополнительное вознаграждение покупателя или предоставление ему дополнительной скидки к цене товара. Бонусы могут быть:

  • разовые – предоставляются при покупке товара на определенную сумму или в определенном количестве. Например, в виде скидки на дополнительную единицу товара или получения единицы товара в подарок («три по цене двух», «при покупке порошка на 200 грн. мыло в подарок» и т. п.);
  • накопительные – размер таких бонусов зависит от суммы покупок. Для накопления бонусных сумм покупателю может выдаваться, например, купон, которым он сможет воспользоваться при оплате последующих покупок (т. е. оплатить часть товара деньгами, а часть – купоном), или бонусная дисконтная карточка. Карточки выпускаются продавцом товаров, который ведет идентифицированный учет таких карточек и накопленных на них сумм.

В чем отличие бонусной программы от скидок?

Скидки, как правило, предоставляются всем покупателям на весь товар или на определенные группы товара в течение определенного периода.

А сутью бонусной программы чаще всего является накопление бонусов, которые впоследствии позволяют выгодно совершать покупку. Такая программа направлена на длительное удержание покупателя и побуждение его совершать новые покупки. То есть это, по сути, часть программы лояльности для постоянного покупателя.

Документальное оформление

Определенных требований к документальному оформлению рекламных акций законодательство не содержит. Главное условие: при проверке контролирующим органом не должно возникать сомнений в связи рекламной акции по предоставлению покупателям скидок и бонусов с хозяйственной деятельностью предприятия. То есть в документах, регламентирующих порядок проведения таких акций, прежде всего должна быть указана цель – увеличение объема продаж, а значит, и дохода предприятия-продавца.

Так, торговому предприятию при проведении акций в виде предоставления скидок или бонусной программы рекомендуем, в частности, оформить следующие документы:

1. Приказ руководителя по предприятию о скидках или бонусной программе или Положение о скидках или бонусной программе (если такие акции проводятся на предприятии часто, рекомендуем разработать положения). В этих документах следует указать:

  • цель проведения акции;
  • условия предоставления скидок или бонусов. Например, при покупке какого товара предоставляются скидки, их размер, условия начисления бонусов, порядок их обмена на товар и т. п.;
  • перечень товаров, на который будут предоставляться скидки;
  • период, в течение которого предоставляются скидки, или период действия бонусной программы;
  • способы уведомления покупателя о проведении скидок и бонусной программы;
  • список лиц, ответственных за проведение акций.

2. Смета расходов на проведение рекламной акции.

3. Отчет ответственных за проведение акции. В отчете должны быть указаны фактически понесенные расходы (подтвержденные первичными документами).

Как информировать покупателей о скидках и бонусных программах?

О готовящихся акциях нужно объявить заранее публично. Например, с помощью объявлений на сайте компании, рекламы в СМИ, листовках, объявлениях в витринах магазина и т. п.

После публичного объявления о начале проведения распродажи потребителям должна быть представлена информация о цене товара до скидки и цене со скидкой, чтобы покупатель мог убедиться, что цена на самом деле снижена (п. 6 ст. 15 Закона № 1023). Также в розничной торговле покупателей информируют о скидках или сумме бонусов через ценники.

Продажа по скидкам (бонусам) и РРО

Регистрация скидки (бонуса) через РРО при продаже товара зависит от условий предоставления такой скидки (бонуса). Так, при проведении расчетов через РРО сумма бонусной скидки может:

  • вычитаться из общей стоимости покупки (если сумма оплаты по чеку уменьшается за счет накопленных бонусов);
  • вычитаться из стоимости отдельных товаров (если скидка предоставляется на отдельные единицы или группы товара в чеке).

Бухгалтерский учет

Учет скидок. Доход от реализации товаров отражается в бухучете в размере справедливой стоимости полученных активов (п. 21 П(С)БУ 15). То есть по кредиту субсчета 702 доход от реализации товаров отражается с учетом скидки. Себестоимость проданных товаров отражается по дебету субсчета 902.

Учет бонусов. Доход от реализации товара также отражается с учетом бонусных скидок по кредиту субсчета 702. При этом, если бонусы разовые – стоимость бонусного товара отражается в учете сразу (при его продаже) с учетом скидки. Если же бонусы накопительные, тогда на момент выдачи покупателю купона или бонусной карты и при накоплении бонусов в учете продавца ничего не происходит, поскольку продажи товара не было. А вот когда покупатель воспользуется бонусами при покупке товара, тогда продавец и отразит в составе дохода стоимость проданного товара с учетом бонусной скидки.

Расходы на изготовление бонусных купонов и дисконтных карт отражаются в составе расходов на сбыт в периоде их осуществления (п. 7, 9 П(С)БУ 16).

Налоговый учет

Финансовый результат по налогу на прибыль определяется по правилам бухучета.

НДС. Базой налогообложения является договорная стоимость товаров, но не ниже (п. 188.1 Налогового кодекса, далее – НК):

  • цены приобретения – если это продажа ранее приобретенных товаров;
  • обычной цены – если производитель продает собственные товары. Напомним: согласно пп. 14.1.71 НК, обычная цена соответствует уровню рыночных цен.

Иными словами, если цена продажи с учетом скидки (бонуса) меньше цены приобретения или обычной цены, то продавец – плательщик НДС должен доначислить налоговые обязательства на разницу. Для этого нужно выписать налоговую накладную (далее – НН) с типом причины 15 или 17 на дату продажи товара. Такая налоговая накладная подлежит регистрации в ЕРНН в общем порядке.

Напомним: в случае несвоевременной регистрации НН с типом причины 15 или 17 штраф не применяется.

Пример 1
Продажа товара со скидкой в пределах торговой наценки

Предприятие розничной торговли предоставляет скидки на летнюю обувь в размере 30 % в период с 25.07.16 г. по 25.08.16 г. Покупная стоимость акционного товара – 70 000 грн. (кроме того НДС – 14 000 грн.), размер торговой наценки – 80 %. Продажная стоимость товара – 126 000 грн. (в т. ч. НДС – 21 000 грн.). За время действия акции весь акционный товар был продан.

(грн.)


п / п

Содержание операции

Первичные документы

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

1

Передан товар со склада в магазин

Накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов типовой формы № М-11*

282

281

70 000

2

Начислена торговая наценка

Бухгалтерская справка

282

285

56 000

3

Отражен доход от реализации товара с учетом скидки
(126 000 – 126 000 х 30 %)

Z-отчет РРО

301

702

88 200

4

Начислены налоговые обязательства по НДС

Итоговая налоговая накладная

702

641

14 700

5

Списана сумма торговой наценки(методом «сторно»)

Бухгалтерская справка

282

285

 56 000

6

Списана себестоимость реализованного товара

902

282

70 000

7

Списаны на финансовый результат:
– доход от реализации товаров

 702

 791

 73 500

– себестоимость реализованных товаров

791

902

70 000

* Утверждена приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193 (далее – Приказ № 193).

Пример 2
Продажа товаров со скидкой по цене ниже цены приобретения

Предприятие розничной торговли осуществляет сезонную распродажу товаров со скидкой в размере 40 %. Акция действует с 15.07.16 г. по 15.08.16 г. Покупная стоимость акционного товара – 90 000 грн. (кроме того НДС – 18 000 грн.). Товар был передан в магазин с торговой наценкой 70 %. То есть продажная стоимость товаров до скидки составляла 153 000 грн. (в т. ч. НДС – 25 500 грн.). Перед началом распродажи была произведена уценка товара до чистой стоимости реализации – до 76 500 грн. За время действия акции весь акционный товар был продан.

(грн.)


п / п

Содержание операции

Первичные документы

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

1

Оприходован на склад и передан в торговый зал приобретенный для продажи товар

Типовая форма № М-11

281

631

90 000

282

281

90 000

2

Отражен налоговый кредит по НДС

Налоговая накладная

641

631

18 000

3

Начислена торговая наценка

Бухгалтерская справка

282

285

63 000

4

Произведена уценка акционного товара на сумму:
– уценки (методом «сторно»)

Акт уценки, приказ

 282

 285

 63 000

– превышения первоначальной стоимости товара над чистой стоимостью реализации

946

282

13 500

5

Отражен доход от реализации товара со скидкой
(153 000 – 153 000 х 40 %)

Z-отчет РРО

301

702

91 800

6

Начислены налоговые обязательства по НДС

Итоговая налоговая накладная

702

641

15 300

7

Доначислены налоговые обязательства по НДС на разницу между ценой приобретения и ценой продажи товара

Налоговая накладная

949

641

2 700

8

Отражена себестоимость товара по чистой стоимости реализации

Бухгалтерская справка

902

282

76 500

9

Списаны на финансовый результат:
– доходы от реализации товара

 702

 791

 76 500

– себестоимость реализованных товаров

791

902

76 500

– расходы

791

949

2 700

791

946

13 500

Пример 3
Разовые бонусы

Торговое предприятие реализует бонусную программу: при покупке товара А стоимостью 96 грн. (в т. ч. НДС – 16 грн.) товар Б можно приобрести по цене 1,20 грн. (в т. ч. НДС – 0,20 грн.). Покупная стоимость товара А – 66 грн. (в т. ч. НДС – 11 грн.) за единицу, а товара Б – 12 грн. (в т. ч. НДС – 2 грн.) за единицу.

(грн.)


п / п

Содержание операции

Первичные документы

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

1

Передан со склада в магазин:
– товар А

Типовая форма № М-11

 282

 281

 55,00

– товар Б

10,00

2

Начислена торговая наценка

Бухгалтерская справка

282

285

46,00

3

Проданы покупателю товары А и Б, участвующие в бонусной программе

Чек РРО

333

702

97,20

4

Начислены налоговые обязательства по НДС

Итоговая налоговая накладная

702

641

16,20

5

Списана сумма торговой наценки
(методом «сторно»)

Бухгалтерская справка

282

285

46,00

6

Списана себестоимость:
– товара А

 902

 282

 55,00

– товара Б

10,00

7

Списаны на финансовый результат:– доход от реализации товаров

 702

 791

 81,00

– себестоимость реализованных товаров

791

902

65,00

Пример 4
Накопительные бонусы

Предприятием розничной торговли распространяются среди покупателей дисконтные бонусные карты. Расходы на изготовление карт составили 4 200 грн. (в т. ч. НДС – 700 грн.). По условиям бонусной программы сумма в размере 3 % от стоимости каждой покупки пополняет бонусный счет карты. Воспользоваться бонусами для оплаты товара покупатель сможет, когда сумма бонусов на его бонусной карте составит 300 грн. Эквивалент: 1 бонус = 0,50 грн.

Учет операций показан в таблице (проводки с торговыми наценками не приводятся).

(грн.)


п / п

Содержание операции

Первичные документы

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

1

Оприходованы продавцом бонусные карты

Приходный ордер типовой формы № М-4*

209

631

3 500

2

Отражен налоговый кредит по НДС

Налоговая накладная

641

631

700

3

Оплачены карты предприятием

Выписка банка

631

311

4 200

4

Выданы карты покупателям

Типовая форма № М-11

93

209

3 500

5

Реализован товар предъявителю дисконтной карты

Чек РРО

301

702

12 000

6

Начислены налоговые обязательства по НДС

Итоговая налоговая накладная

702

641

2 000

7

Списана себестоимость реализованного товара (сумма условная)

Бухгалтерская справка

902

282

6 900

8

Реализован товар предъявителю дисконтной карты с учетом бонусов (900 – 180**)

Чек РРО

301

702

720

9

Начислены налоговые обязательства по НДС

Итоговая налоговая накладная

702

641

120

10

Списана себестоимость реализованного товара

Бухгалтерская справка

902

282

570

11

Списаны на финансовый результат:
– доход от реализации товаров

 702

 791

 10 600

– себестоимость реализованных товаров

791

902

7 470

* Утверждена Приказом № 193.
** Рассчитаем сумму бонуса по карте: 12 000 грн. х 3 % = 360 (бонусов)
В денежном эквиваленте сумма бонуса составляет 180 грн. (360 х 0,50 грн.)

Выводы

1. Цель проведения акций в виде скидок и бонусных программ – увеличение объема продаж, а значит, и дохода предприятия-продавца.

2. Доход от продажи акционных товаров отражается в учете продавца с учетом скидок.

3. При выдаче покупателю купона или бонусной карты и при накоплении бонусов в учете продавца ничего не отражается.

Комментарии к материалу
Всего комментариев 1
Отсортировано:
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
20.06.2025
Резервы и обеспечения: виды и отражение в учетной политике
В статье расскажем, какие виды резервов и обеспечений существуют, кто должен их создавать и как их отразить в учетной политике. Принципы формирования в бухгалтерском учете обеспечений изложены в НП(С)БУ 11, а резервов, в частности основного из них – резерва сомнительных долгов, – в НП(С)...
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов и курсовые разницы: нужно ли корректировать финрезультат?
У вас есть инвалютная дебиторская задолженность и к тому же сомнительная? Нужно ли при формировании резерва сомнительных долгов под такую задолженность корректировать его сумму на курсовые разницы? Для кого эта статья? Статья будет интересна плательщикам налога на прибыль, которые обязаны корректиро...
20.06.2025
Ошибки в учете обеспечений
Расскажем, какие типовые ошибки допускаются в учете резервов и обеспечений, и предложим шаги их исправления на числовых примерах. Начисление обеспечений, как правило, связано с проведением достаточно сложных (громоздких) расчетов. И большинство из начисленных обеспечений снимают с налоговых расходов...
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
20.06.2025
Резерв на выполнение гарантийных обязательств: кто должен создавать и в чем выгода
В статье расскажем, как знания стандартов бухучета помогают оптимизировать базу обложения налогом на прибыль. Также поговорим о формировании резерва на выполнение гарантийных обязательств. Полезная норма бухучета: согласно п. 13–18 НП(С)БУ 11 «Обязательства» предприятиям дана возмо...
Новое
07.07.2025
Подтверждение инвалидности: новые правила, о которых надо знать работодателям
В июне 2025 года вступили в силу очередные нормативные изменения, касающиеся подтверждения инвалидности. В статье мы рассмотрели, в чем именно заключаются эти изменения и какие важные моменты нужно принять во внимание работодателям таких работников. Подтверждение работником своего статуса лица с инв...
03.07.2025
Формирование резервов и обеспечений: для кого – обязанность, а для кого – право?
Из статьи вы узнаете, кто может не создавать резервы и обеспечения и что для этого нужно сделать. Формирование в бухгалтерском учете резервов и обеспечений – не простая задача. Кто обязан их создавать? Кому разрешено не прибегать к этой процедуре и тем самым упростить учет? Как отказ от резерв...
03.07.2025
Кто из работодателей обязан обновить информацию в ЕГР не позднее 13.08.2025?
В связи со вступлением в силу нового закона некоторые работодатели не позднее 13.08.2025 обязаны обновить свои данные в ЕГР. Прочтите статью, чтобы узнать, касается ли вас это требование. В июне 2025 года вступил в силу закон, которым изменены отдельные правила, касающиеся трудовых отношений. В част...
Лучшие материалы