Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Ликвидация объекта основных средств

В материале «Выбытие основных средств: проводки» мы рассмотрели наиболее распространенные способы отчуждения (продажи, передачи) объектов основных средств (далее – ОС). В этом материале поговорим о ликвидации объектов ОС. Этот вопрос неизбежно касается каждого предприятия, которое имеет основные средства – ведь жизнь объекта ОС длительна и непредсказуема. Понятно, что эксплуатируемые предприятием ОС рано или поздно придут в негодность – и будут ликвидированы по этой причине. А кроме того, они могут быть украдены, а также испорчены или разрушены вследствие форс-мажора (пожар, наводнение) либо в результате умышленных действий или халатности виновных лиц – и тогда объект ОС придется списывать с баланса досрочно.

В каждом из этих случаев документальное оформление, бухгалтерский учет и налогообложение операций по ликвидации объекта ОС имеет свою специфику, которую нужно учесть. Кроме того, имеет значение, переоценивался ли объект ОС, был ли он получен бесплатно, получает ли предприятие компенсацию ущерба, понесенного в связи с досрочной ликвидацией объекта ОС. Все эти вопросы мы рассмотрим в данной консультации.

Ликвидация ОС происходит, если в силу различных причин он становится непригодным к эксплуатации по своему назначению. И при этом его продажа (передача) невозможны или очень затруднительны, а дальнейшие ремонты и улучшения (модернизация, дооборудование и т. п.) невозможны, неэффективны и нецелесообразны.

На заметку! Ликвидацией ОС занимается постоянно действующая комиссия, которую назначает руководитель предприятия (п. 41 Методических рекомендаций по учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561 (далее – Методрекомендации № 561)). Приказ о назначении комиссии издается, как правило, в начале отчетного года.

В случае выявления объекта ОС, подлежащего списанию, комиссия:

  • осматривает его и определяет пригодность к использованию на предприятии;
  • устанавливает причины его несоответствия активам;
  • называет круг лиц, по вине которых объект преждевременно выбывает из эксплуатации, вносит предложения по привлечению их к ответственности;
  • определяет эффективность выполнения ремонта или модернизации объекта;
  • устанавливает возможность продажи.
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
04.08.2025
Объединение предприятий: процедурные нюансы
Рассмотрим с правовой точки зрения особенности процедуры объединения разных предприятий путем присоединения или слияния. В хозяйственной практике для того, чтобы расширить производство, увеличить капитал, улучшить производительность, избежать убытков, противодействовать конкурентам, компании нередко...
25.07.2025
Рекламные раздачи: оформление и учет
Рекламные раздачи – эффективный инструмент продвижения товаров и услуг, но с определенными бухгалтерскими нюансами. Мы расскажем, как правильно оформить и отразить в учете такие операции, а также нужно ли при этом начислять НДС. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и...
25.07.2025
Маркетинговые услуги в бухгалтерском и налоговом учете
Как отразить в учете заказчика маркетинговые услуги и избежать налоговых рисков? Мы рассмотрим учет для юрлиц, валютные нюансы, услуги от нерезидентов и правила для единщиков. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и избежать налоговых рисков В статье расскажем, как отразить...
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
28.07.2025
Как применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения
В статье рассмотрено, при каких условиях в случяае выплаті доходов нерезидентам можно применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения, а также в чем особенности налогообложения отдельных видов доходов по правилам конвенций. Резиденты Украины (как юрлица, так и физл...
Новое
04.08.2025
Объединение предприятий: процедурные нюансы
Рассмотрим с правовой точки зрения особенности процедуры объединения разных предприятий путем присоединения или слияния. В хозяйственной практике для того, чтобы расширить производство, увеличить капитал, улучшить производительность, избежать убытков, противодействовать конкурентам, компании нередко...
28.07.2025
Выплаты блогерам за рекламу: нюансы налогообложения
Сотрудничаете с блогерами? Имейте в виду, что у каждого формата оплаты – свои налоговые нюансы. Из статьи вы узнаете о порядке налогообложения бартера, выплат предпринимателю и физлицу за рекламу. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и избежать налоговых рисков Блоге...
25.07.2025
Рекламные раздачи: оформление и учет
Рекламные раздачи – эффективный инструмент продвижения товаров и услуг, но с определенными бухгалтерскими нюансами. Мы расскажем, как правильно оформить и отразить в учете такие операции, а также нужно ли при этом начислять НДС. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и...
Лучшие материалы