Акценты статьи:
Каждый участник хозяйственного общества (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью – АО, ООО) имеет право на получение части прибыли (дивиденды), которую заработало такое предприятие, пропорционально его доле в уставном капитале (далее – УК).
Но если участником (акционером) предприятия является какой-либо государственный орган, тогда предприятие обязано выплачивать дивиденды по правилам, установленным Законом от 21.09.06 г. № 185-V (далее – Закон № 185).
Так, хозобщества, в УК которых есть корпоративные права государства, по итогам календарного года обязаны направить на выплату дивидендов не менее 30 % чистой прибыли (ч. 5 ст. 11 Закона № 185). Дивиденды начисляются пропорционально размеру госдоли (акций, паев) в УК таких хозобществ.
При этом для хозобществ энергетической отрасли, у которых 100 % их акций (долей) находятся в УК хозобществ, где акционер-государство владеет контрольным пакетом акций, на дивиденды направляется чистая прибыль за вычетом:
По результатам хоздеятельности за 2016 год постановлением КМУ от 01.03.17 г. № 120 установлены следующие проценты отчислений чистой прибыли на выплату дивидендов:
Дивиденды за отчетный год должны быть объявлены до 1 мая следующего за отчетным года. Решение о выплате дивидендов обычно принимается высшим органом управления – общим собранием собственников (акционеров, участников) и оформляется протоколом.
Выплачивают дивиденды (в т. ч. с государственной доли) в сроки, установленные в протоколе, но не позднее 1 июля следующего за отчетным года.
А если хозобщество не начислит и не выплатит госдивиденды в установленные сроки, что тогда?
Тогда все равно придется перевести деньги в бюджет, но уже в большей сумме. Допустим, предприятие с госдолей до 1 мая следующего за отчетным года не приняло решение о направлении части прибыли на выплату дивидендов. В этом случае необходимо уплатить в бюджет до 1 июля часть чистой прибыли, равную базовому нормативу отчислений части прибыли, направляемой на выплату дивидендов, установленных на соответствующий год, но не менее 30 % чистой прибыли (для 2016 года – 50 %) (ч. 5 ст. 11 Закона № 185).
Обратите внимание: такой платеж будет считаться уже просто частью чистой прибыли, уплачиваемой в бюджет, а не госдивидендом. Это означает, что базовый норматив (50 %) следует умножать на полный объем чистой прибыли без применения процентной доли государства в УК предприятия. На этом настаивают, в частности, Фонд госимущества в письме от 14.07.16 г. № 10-51-13533 и ГФС в письме от 26.08.15 г. № 31684/7/99-99-15-02-02-17.
Пример 1
Доля государства в УК ПАО «Строитель» составляет 60 %. Чистая прибыль за 2016 год – 3 000 000 грн. (стр. 2350 «Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе)»).
Если ПАО «Строитель» объявило дивиденды за 2016 год до 1 мая 2017 года – то в бюджет следует перечислить дивиденды в сумме 900 000 грн. (3 000 000 грн. х 60 % х 50 %).
Если же дивиденды не были объявлены до 1 мая – тогда до 1 июля 2017 года в бюджет придется перечислить уже часть чистой прибыли в сумме 1 500 000 грн. (3 000 000 грн. х 50 %).
Что будет, если хозобщество не выплатит госдивиденды в установленные сроки?
Если госдивиденды (часть чистой прибыли) не будут уплачены в бюджет до 1 июля следующего за отчетным года, то на сумму такого платежа будет начисляться пеня в размере двойной учетной ставки НБУ за каждый день просрочки (п. 6 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития от 02.07.13 г. № 725).
А как поступить, если решение о направлении части прибыли на выплату дивидендов принято после 1 мая, но платеж уплачен в бюджет до 1 июля?
На сегодня данный вопрос законом не урегулирован. Но, например, Харьковский окружной административный суд (постановление от 17.08.16 г. № 820/3976/16) считает, что в такой ситуации размер платежа в бюджет должен определяться «по правилам дивидендов». То есть государству должна перечисляться часть чистой прибыли, пропорциональная госдоле в УК.
На какой код бюджетной классификации уплачивать госдивиденды?
Дивиденды на госдолю уплачиваются в бюджет на соответствующий код бюджетной классификации доходов:
При перечислении дивидендов государству предприятие должно уплатить в бюджет авансовый взнос по налогу на прибыль по ставке 18 %. Возможно, сумма выплачиваемых за отчетный год дивидендов превышает объект налогообложения и налог на прибыль за этот год уплачен в бюджет полностью. Тогда авансовый взнос рассчитывается с разницы между суммой дивидендов и объектом налогообложения за соответствующий год (пп. 57.11.2 Налогового кодекса, далее – НК).
В декларации по налогу на прибыль начисление и уплата авансового взноса отражается по общим правилам.
Пример 2
В УК ПАО «Весна» доля государства составляет 80 %, доля физлиц – 20 %. По данным формы № 2 (стр. 2350) чистая прибыль за 2016 год составила 15 000 000 грн.
28.04.17 г. общим собранием акционеров на выплату дивидендов было направлено 50 % чистой прибыли за 2016 год, что составило 7 500 000 грн. (15 000 000 грн. х 50 %), в том числе сумма госдивидендов – 6 000 000 грн. (7 500 000 грн. х 80 %).
В декларации по налогу на прибыль за 2016 год ПАО «Весна» отразило в строке 04 объект налогообложения в сумме 4 500 000 грн. Налог на прибыль, рассчитанный в декларации, был уплачен в бюджет в полном объеме.
Госдивиденды были перечислены в бюджет 15.05.17 г. При этом уплачен авансовый взнос по налогу на прибыль в сумме 270 000 грн. [(6 000 000 грн. – 4 500 000 грн.) х 18 %].
При заполнении декларации по налогу на прибыль за первое полугодие 2017 года сумму 270 000 грн. обязательно следует отразить в строке 20 АВ декларации, в строке 6 приложения АВ, в строке 16.2 приложения ЗП. Остальные строки приложения АВ заполняются в общем порядке.
Уплаченный в отчетном периоде авансовый взнос по налогу на прибыль может быть направлен в уменьшение налога на прибыль в пределах начисленного налога (пп. 57.11.2 НК). Для этого в приложении ЗП к декларации заполняются строка 16.4 и подстроки к ней.
Начисление дивидендов отражается в общем порядке записью Дт 443 – Кт 671 «Расчеты по начисленным дивидендам» (получатель – госбюджет).
На сегодня для согласования суммы начисленных госдивидендов с контролирующим органом не предусмотрена какая-либо отчетность, которая подавалась бы в установленные НК сроки.
Предприятия, которые своевременно не объявили и не выплатили дивиденды государству и поэтому уплатили в бюджет часть чистой прибыли, по нашему мнению, не должны подавать в ГНИ какую-либо отчетность. Ведь для этого случая Минфином также не установлены ни сроки НК, ни форма.
В то же время плательщик имеет право, руководствуясь нормой п. 46.2 НК, подать в ГНИ письменные пояснения в произвольной форме, указав сумму начисленных и перечисленных госдивидендов.
Выводы
Если предприятие является хозяйственным обществом, в уставном капитале которого есть доля государства, это предприятие обязано в установленные законом сроки объявлять дивиденды (до 1 мая следующего за отчетным года) и выплачивать дивиденды на госдолю (не позднее 1 июля). Если госдивиденды своевременно не объявлены, то в бюджет уплачивается часть чистой прибыли, установленная Законом № 185. По итогам 2016 года ее минимальный размер составляет 50 %. Такой платеж не согласовывается в какой-либо налоговой отчетности, хотя и перечисляется в бюджет.
При уплате дивидендов и части чистой прибыли предприятие уплачивает авансовый взнос по правилам п. 57.11 НК.
Предприятия с долей в УК, принадлежащей местным органам власти, уплачивают соответственно дивиденды и часть чистой прибыли в местный бюджет в размерах, установленных местной властью, но по правилам и в сроки, установленные для предприятий с госдолей (государственных предприятий).
Читайте также: «Уплата в бюджет части чистой прибыли государственными и коммунальными предприятиями»