Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как провести инвентаризацию нематериальных активов

Инвентаризация нематериальных активов (далее – НА) проводится в целях документального подтверждения их фактического наличия и состояния. В консультации рассмотрим, какие объекты подлежат инвентаризации, какими документами оформляются результаты инвентаризации и в каких случаях осуществляется корректировка финрезультата.

К НА относятся немонетарные активы, которые не имеют материальной формы, а именно (п. 5 П(С)БУ 8):

  • права пользования природными ресурсами;
  • права пользования имуществом (в т. ч. и земельным участком);
  • права на коммерческие обозначения, кроме тех, расходы на приобретение которых признаются роялти;
  • права на объекты промышленной собственности, кроме тех, расходы на приобретение которых признаются роялти;
  • авторское право и смежные с ним права, кроме тех, расходы на приобретение которых признаются роялти;
  • прочие НА (право на осуществление деятельности и др.).

Следует помнить, что в число активов предприятия включаются только контролируемые им ресурсы, от использования которых ожидается получение экономических выгод в будущем (ст. 1 Закона № 996). То есть к активам предприятия относятся те НА, на которые у предприятия есть юридически закрепленное право собственности, подтверждаемое документами, например патентами, свидетельствами, лицензиями, договорами и т. п.

В ходе инвентаризации проверяют также правильность документального оформления поступления НА, срок владения правами на объекты НА или правами на их использование, а также правильность начисления амортизации.

Для оформления результатов инвентаризации НА предприятие может использовать типовые формы, утвержденные Приказом № 732, либо на их основании разработать собственные формы с учетом специфики своей деятельности (п. 2.7 Положения № 88) (подробнее см. «Документальное оформление инвентаризации: все формы»).

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
13.05.2025
Заполняем заявление о получении лицензии на право хранения горючего
В статье расскажем, как правильно заполнить заявление о получении лицензии на право хранения горючего. В статье «Лицензия на хранение горючего для собственных нужд: как получить с 01.01.2025» мы рассмотрели общие правила, которые следует соблюдать при оформлении лицензии на хранение...
09.05.2025
Продажа основных средств: когда нужно оформлять решение собственников?
В статье рассмотрено, в каких случаях предприятие должно получить согласие собственников на продажу объекта основных средств, а также дан образец оформления решения о предоставлении такого согласия. Предприятия нередко продают свои основные средства:  недвижимость, автомобиль или другую технику...
28.04.2025
Как вести учет отходов на предприятии
Законом от 20.06.2022 № 2320-IX «Об управлении отходами» определены правовые, организационные и экономические основы деятельности по управлению отходами в Украине. В то же время этот документ обязывает СХ вести учет операций по управлению отходами. Ряд подзаконных нормативных а...
Популярное
05.04.2025
Продление срока полезного использования полностью самортизированных основных средств
Ситуация из практики: срок, определенный при первоначальном признании объекта основных средств (далее – ОС), уже истек, а актив продолжает использоваться. НП(С)БУ 7 предусмотрено, что срок полезного использования (эксплуатации) объекта ОС пересматривается в случае изменения ожидаемых экономич...
21.02.2025
Приложение 5 декларации по НДС: порядок заполнения и исправления ошибок
Приложение 5 к декларации по НДС (далее – декларация) заполняется плательщиками НДС, которые обязаны распределять входной НДС в соответствии с п. 199.1 Налогового кодекса (далее – НК) (заполняют таблицы 1 и 2) и плательщиками, применяющими кассовый метод учета НДС (заполняют таблицу 3). ...
11.03.2025
Приказ об установлении норм расхода топлива
Если ваше предприятие решило прибегнуть к нормированию расходов горючего или размышляет, целесообразно ли это делать, постараемся упростить для вас эту задачу, приведя в статье: образец приказа об установлении норм расхода топлива; две причины, почему на предприятии необходим такой приказ. Есл...
Новое
13.05.2025
Заполняем заявление о получении лицензии на право хранения горючего
В статье расскажем, как правильно заполнить заявление о получении лицензии на право хранения горючего. В статье «Лицензия на хранение горючего для собственных нужд: как получить с 01.01.2025» мы рассмотрели общие правила, которые следует соблюдать при оформлении лицензии на хранение...
09.05.2025
Продажа основных средств: когда нужно оформлять решение собственников?
В статье рассмотрено, в каких случаях предприятие должно получить согласие собственников на продажу объекта основных средств, а также дан образец оформления решения о предоставлении такого согласия. Предприятия нередко продают свои основные средства:  недвижимость, автомобиль или другую технику...
01.05.2025
Может ли работник подписать заявление на отпуск собственной КЭП?
Может ли сотрудник предприятия, который работает в дистанционном режиме, подать в электронном виде заявление о предоставлении ему очередного ежегодного отпуска.  Сотрудник предприятия, который работает в дистанционном режиме, хочет подать в электронном виде заявление о предоставлении ем...
Лучшие материалы