Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Как провести инвентаризацию нематериальных активов

Инвентаризация нематериальных активов (далее – НА) проводится в целях документального подтверждения их фактического наличия и состояния. В консультации рассмотрим, какие объекты подлежат инвентаризации, какими документами оформляются результаты инвентаризации и в каких случаях осуществляется корректировка финрезультата.

К НА относятся немонетарные активы, которые не имеют материальной формы, а именно (п. 5 П(С)БУ 8):

  • права пользования природными ресурсами;
  • права пользования имуществом (в т. ч. и земельным участком);
  • права на коммерческие обозначения, кроме тех, расходы на приобретение которых признаются роялти;
  • права на объекты промышленной собственности, кроме тех, расходы на приобретение которых признаются роялти;
  • авторское право и смежные с ним права, кроме тех, расходы на приобретение которых признаются роялти;
  • прочие НА (право на осуществление деятельности и др.).

Следует помнить, что в число активов предприятия включаются только контролируемые им ресурсы, от использования которых ожидается получение экономических выгод в будущем (ст. 1 Закона № 996). То есть к активам предприятия относятся те НА, на которые у предприятия есть юридически закрепленное право собственности, подтверждаемое документами, например патентами, свидетельствами, лицензиями, договорами и т. п.

В ходе инвентаризации проверяют также правильность документального оформления поступления НА, срок владения правами на объекты НА или правами на их использование, а также правильность начисления амортизации.

Для оформления результатов инвентаризации НА предприятие может использовать типовые формы, утвержденные Приказом № 732, либо на их основании разработать собственные формы с учетом специфики своей деятельности (п. 2.7 Положения № 88) (подробнее см. «Документальное оформление инвентаризации: все формы»).

Полная версия доступна только подписчикам

Лучшие материалы