Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Инвентаризация не проведена или проведена с нарушениями: каковы последствия?

В консультации расскажем, какая ответственность установлена для предприятия или его должностных лиц за непроведение инвентаризации в обязательных случаях, а также за ее проведение с теми или иными нарушениями.

Согласно п. 4 разд. I Положения № 879 проведение инвентаризации обеспечивает собственник (собственники) либо уполномоченный орган/должностное лицо, руководящее предприятием, в соответствии с законодательством и уставными документами предприятия.

Перечень случаев, когда инвентаризация проводится в обязательном порядке приведен в п. 7 разд. I Положения № 879 (например, при смене материально ответственных лиц, перед составлением годовой финансовой отчетности и т. д.). Несоблюдение данного требования чревато применением административной и дисциплинарной ответственности, а финотчетность, составленная без предварительного проведения инвентаризации, может быть признана недостоверной.

Рассмотрим подробнее возможные негативные последствия.

В соответствии со ст. 1642 КУоАП за несвоевременное либо некачественное проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей к должностному лицу предприятия может быть применен административный штраф в размере от 8 до 15 НМДГ (от 136 до 255 грн.). При повторном правонарушении в течение года размер штрафа составит от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн.). В данном случае должностным лицом, ответственным за проведение инвентаризации на предприятии, является его руководитель, на которого и будет наложено данное взыскание.

Отметим, что согласно ст. 2341 КУоАП вопросы о наложении штрафа за указанное правонарушение рассматривают органы государственного финансового контроля. На сегодня таким органом является Государственная аудиторская служба (Постановление № 868). Применить данное административное взыскание эта служба может только к должностным лицам подконтрольных ей предприятий, учреждений, организаций. Как правило, таковыми являются бюджетные организации, государственные и коммунальные предприятия (подробный перечень подконтрольных предприятий можно найти в ст. 2 Закона № 2939).

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
23.10.2025
Таблица-подсказка: отражаем результаты инвентаризации в учете
В статье рассмотрим, как последствия проведенной инвентаризации влияют на бухгалтерский и налоговый учет. Учет инвентаризации Процедура инвентаризации требует от предприятия выполнения конкретных действий, а именно: создания инвентаризационной комиссии, подготовки документации и активов, непосредст...
23.10.2025
Инвентаризация обеспечений
Как проинвентаризовать обеспечения и проверить их обоснованность? В статье рассмотрим, какие объекты подлежат инвентаризации, как оформляются и отражаются в учете ее результаты. Инвентаризации подлежат все виды обеспечений. При этом прежде всего проверяется правильность и обоснованность их начислени...
23.10.2025
Инвентаризация финансовых инвестиций и прочих ценных бумаг
В статье приведем пошаговый алгоритм проведения инвентаризации финансовых инвестиций и порядок отражения в учете ее результатов Финансовые инвестиции, как и любые другие активы предприятия, должны быть достоверно отражены в годовой финансовой отчетности. Рассмотрим, какие активы относятся к финанс...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
02.12.2025
Отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда: кому и как оформить?
В данной статье мы рассмотрим, в каком порядке работникам предоставляется дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда. Из этой статьи вы узнаете, в каких случаях работодатель обязан предоставить сотруднику дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяж...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
Новое
22.12.2025
Может ли быть прибыль или убыток у неприбыльной организации?
Если в бухучете неприбыльной организации финрезультат равен нулю, бухгалтер спокоен. Но как только он видит, что доходы превысили расходы отчетного периода и есть бухгалтерская прибыль, возникают опасения: не лишится ли организация статуса неприбыльной, ведь «вылезла» прибыль; не нужно л...
22.12.2025
Главные дела бухгалтера для закрытия года
Подходит к концу 2025 год, и бухгалтеру время подводить итоги и «закрывать» финансовый год. Для этого стоит составить план действий, чтобы ничего не упустить. Напомним, какие именно дела не следует откладывать на следующий год, чтобы его начало было прогнозируемым и спокойным. Подходит...
18.12.2025
Микропредприятие стало малым: как изменить учетную политику
При переходе микропредприятия в малое возникает вопрос об изменении учетной политики относительно резервов и обеспечений, оценки необоротных активов и т. п. В статье расскажем, что предприятие должно принять во внимание, изменяя группу по размеру. С 01.01.2018 в целях бухучета и составления финотчет...
Лучшие материалы