Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Бухгалтерский учет в КНП: с чего начать?

Акценты статьи:

  • с какого момента нужно вести бухгалтерский учет по-новому;
  • как действовать, если после утверждения передаточного акта и до момента перерегистрации заведение здравоохранения (далее – ЗЗО) совершало хозяйственные операции.

Как известно, система финансирования здравоохранения сегодня переживает процесс реформирования, который стартовал после введения в действие Закона от 06.04.17 г. № 2002-VIII (далее – Закон № 2002), которым были внесены изменения в Основы законодательства Украины об охране здоровья от 19.11.92 г. № 2801-XII (далее – Основы), и Закона от 19.10.17 г. № 2168-VIII «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения».

В чем состоит реформа финансирования здравоохранения?

В рамках проводимой медреформы многие ЗЗО (в первую очередь – ЗЗО первичной медицинской помощи) преобразовались (или находятся в процессе преобразования) из коммунальных бюджетных учреждений (далее – КБУ) в коммунальные некоммерческие предприятия (далее – КНП).

Такая перерегистрация является необходимым условием для перехода ЗЗО на новые принципы финансирования их деятельности (см. Положение, утвержденное постановлением КМУ от 27.12.17 г. № 1101; Требования, утвержденные постановлением КМУ от 28.03.18 г. № 391). Эти новые принципы состоят в том, что ЗЗО должно заключить с Национальной службой здоровья Украины (далее – НСЗУ) договор о медицинском обслуживании населения, фактически получая от НСЗУ плату за оказание населению медицинских услуг. При этом ЗЗО будет иметь возможность распоряжаться финансированием, полученным и из небюджетных источников (деньги могут поступать от юридических и физических лиц, а также по договорам с органами местного самоуправления и с другими ЗЗО).

Процесс перерегистрации подробно изложен в Методических рекомендациях по вопросам преобразования учреждений здравоохранения из бюджетных учреждений в коммунальные некоммерческие предприятия, одобренных рабочей группой по вопросам реформы финансирования сферы охраны здоровья Украины от 14.02.18 г. (далее – Меторекомендации по преобразованию). Они размещены на сайте МОЗ в разделе «Медична реформа».

Что принципиально изменится для бухгалтера ЗЗО?

Для бухгалтера ЗЗО главное последствие реформы состоит в следующем: если до перерегистрации ЗЗО (как КБУ) считалось распорядителем бюджетных средств (п. 12, 47 ч. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса, далее – БК), то после перерегистрации в качестве КНП оно этот статус теряет. А это означает, что бухучет ЗЗО должен в корне измениться: с НП(С)БУГС и Плана счетов, утвержденного приказом Минфина от 31.12.13 г. № 1203 (далее – План счетов № 1203) нужно будет перейти на НП(С)БУ и П(С)БУ, а также на План счетов, утвержденный приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291 (далее – Приказ № 291, План счетов № 291). Это следует из ст. 56 БК, ст. 1 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV, далее – Закон № 996; п. 1 Плана счетов № 1203).

Как проходит процедура преобразования?

В основном реорганизация ЗЗО из КБУ в КНП проходит путем преобразования.

Для справки. Преобразование – это способ реорганизации, в ходе которой изменяется организационно-правовая форма юрлица (ч. 1 ст. 108 Гражданского кодекса, далее – ГК). При этом к вновь созданному юрлицу переходят все имущественные права и обязанности его предшественника (ч. 2 ст. 108 ГК).

Этап 1. Принятие решения о преобразовании

Решение о преобразовании ЗЗО из КБУ в КНП принимают советы территориальных громад сел, поселков, городов, районов, областей (далее – местный совет), которые являются собственниками имущества соответствующего ЗЗО (п. 30 ст. 26, ст. 43 Закона от 21.05.97 г. № 280/97-ВР).

Местный совет на своей сессии принимает решение:

  • о преобразовании КБУ в КНП;
  • установлении срока для заявления требований кредиторов (от 2 до 6 месяцев);
  • назначении комиссии по преобразованию ЗЗО и председателя комиссии. К этой комиссии переходят полномочия по управлению ЗЗО в течение периода его реорганизации.

В течение трех рабочих дней с даты принятия решения о прекращении (преобразовании) глава комиссии по преобразованию должен подать госрегистратору письменное уведомление о принятии такого решения (ч. 1 ст. 105 ПК; п. 1.4 Методрекомендаций по преобразованию, п. 10 ст. 17 Закона от 15.05.03 г. № 755-IV, далее – Закон № 755).

Примите к сведению! Такое уведомление говорит только о начале процедуры преобразования. В течение всей процедуры преобразования ЗЗО продолжает действовать как КБУ и соответственно в этот период вести бухучет в ЗЗО нужно по бюджетным правилам.

Этап 2. Работа комиссии по преобразованию

В течение срока, отведенного для заявления требований кредиторов, комиссия должна (с учетом положений п. 3 разд. II Закона № 2002):

  • провести инвентаризацию имущества ЗЗО;
  • рассмотреть все требования кредиторов (до 01.01.19 г. кредиторы не вправе требовать исполнения необеспеченных обязательств, прекращения, досрочного исполнения обязательств или обеспечения исполнения обязательств);
  • подготовить передаточный акт (п. 12 ч. 1 ст. 15 Закона № 755).

С 01.01.19 г. обязательной будет оценка имущества (согласно ст. 7 Закона от 12.07.01 г. № 2658-III такая оценка должна производиться с привлечением профессионального оценщика). До этой даты проведения оценки не требовалось (пп. 2 п. 3 разд. II Закона № 2002).

Этап 3. Завершение процедуры преобразования.

После истечения срока для заявления требований кредиторами и окончания процедуры реорганизации на сессии местного совета принимается решение:

  • об утверждении передаточного акта;
  • прекращении КБУ и создании КНП;
  • размере уставного капитала КНП, его составе и порядке формирования (обязательно указывается в уставе и может не определяться отдельно в решении собственника);
  • закреплении имущества за КНП на праве оперативного управления (ст. 78 ХК, ст. 16 Основ);
  • утверждении устава КНП.

После этого глава комиссии по преобразованию подает госрегистратору устав, передаточный акт и другие документы, предусмотренные ч. 1 и 14 ст. 17 Закона № 755. На основании этих документов госрегистратор регистрирует прекращение КБУ и создание КНП.

Таким образом, моментом завершения реорганизации ЗЗО является госрегистрация вновь созданного юрлица (КНП) и госрегистрация прекращения старого юрлица (КБУ) (ч. 5 ст. 4 Закона № 755). Именно с этой даты нужно вести бухучет по-новому.

Что собой представляет передаточный акт?

Передаточный акт составляется комиссией по преобразованию после проведенной инвентаризации имущества и окончания срока для предъявления требований кредиторами.

Форма передаточного акта законодательно не установлена. Акт составляется в произвольной форме в виде баланса юрлица с указанием всех активов, обязательств и собственного капитала, которые передаются правопреемнику. К такому акту рекомендуется прилагать детальные расшифровки передаваемых основных средств, запасов, дебиторской и кредиторской задолженности (что, собственно, и делают ЗЗО на практике). Именно передаточный акт содержит положения, определяющие все права и обязательства, которые переходят от КБУ к КНП. В соответствии с передаточным актом КНП получает соответствующие активы (недвижимое и движимое имущество) и пассивы КБУ.

Комиссия передает составленный передаточный акт на утверждение в соответствующий местный совет владельца ЗЗО. В итоге передаточный акт должен быть утвержден решением местного совета.

Обратите внимание! Акт должен отражать актуальную информацию на момент проведения регистрационных действий. То есть период времени между утверждением передаточного акта и регистрацией правопреемника должен быть минимальным.

Как быть, если после утверждения передаточного акта на сессии местного совета и до даты перегистрации у ЗЗО будут какие-то операции?

Конечно же, будет идеально, если составление передаточного акта и перерегистрация учреждения в предприятие произойдут в один и тот же день (или в течение небольшого промежутка времени без операций). Тогда передаточный акт и будет входным балансом для преобразованного предприятия.

Однако на практике встречаются ситуации, когда передаточный акт уже утвержден, а учреждение до перерегистрации вынуждено совершать какие-то операции (начислять и/или выплачивать заработную плату, получать и/или расходовать материалы и т. п.).

Считаем, что эти операции должны учитываться еще по правилам ЗЗО – бюджетного учреждения. Ведь несмотря на утверждение передаточного акта, до даты перерегистрации ЗЗО будет оставаться коммунальным учреждением – распорядителем бюджетных средств. Поэтому и бухучет своих операций оно должно будет вести, основываясь на Плане счетов № 1203 и нормах НП(С)БУГС.

В этом случае придется переделывать передаточный акт?

Нет, уже утвержденный передаточный акт переделывать не нужно. Рекомендуем, во-первых, фиксировать операции, совершаемые после составления передаточного акта, в отдельном учетном регистре (например, в бухгалтерской справке или в форме «Журнал-Главная»), который будет являться дополнением к передаточному акту. А во-вторых, на основе передаточного акта и этого дополнительного учетного регистра (с прикрепленными к нему первичными документами, подтверждающими дату и сумму операций) можно составить новый входящий баланс, который и будет основой для действий по переносу остатков из старого бюджетного плана счетов в небюджетный.

Как вести учет КНП по-новому?

Мы уже сказали, что ЗЗО, которые перерегистрировались из КБУ в КНП, потеряли статус распорядителей бюджетных средств. Поэтому НП(С)БУГС и План счетов № 1203 после перерегистрации они применять не должны (ст. 1 Закона № 996; п. 1 Плана счетов № 1203).

При ведении бухучета КНП должны руководствоваться:

  • Законом № 996 (естественно, теперь нужно обращать внимание на те положения этого Закона, которые не касаются бюджетных учреждений);
  • Национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета (в систему таких стандартов входят НП(С)БУ 1, 2, а также П(С)БУ 6–19, 21–34 – всего 30 стандартов, перечень которых см. в приложении 1 к этой консультации);
  • Порядком представления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419 (далее – Порядок № 419);
  • Планом счетов № 291 и Инструкцией по его применению, утвержденной Приказом № 291. Юрлица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут использовать Упрощенный план счетов, утвержденный приказом Минфина от 19.04.01 г. № 186 (далее – План счетов № 186). Однако в условиях КНП сферы здравоохранения такой план вряд ли обеспечит необходимую детализацию ученой информации, поэтому использовать его мы не рекомендуем;
  • Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88. Кроме того, есть типовые формы первичных документов для учета отдельных видов активов и хозяйственных операций, утвержденные приказами Минстата (сейчас – Госкомстат) и прочих министерств и ведомств;
  • Положением о порядке бухгалтерского учета отдельных активов и операций предприятий государственного, коммунального секторов экономики и хозяйственных организаций, которые владеют и/или пользуются объек­тами государственной, коммунальной собственности, утвержденным приказом Минфина от 19.12.06 г. № 1213;
  • Положением об инвентаризации активов и обязательств, утвержденным приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879 (далее – Положение № 879).

На базе НП(С)БУ Минфин разрабатывает методрекомендации по их применению. Перечень основных методрекомендаций по применению НП(С)БУ учета см. в табл. 2 далее.

Таблица 1. Перечень действующих НП(С)БУ

Название положения (стандарта)

Приказ Минфина, которым утверждено положение (стандарт)

1

2

НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности»

От 07.02.13 г. № 73

НП(С)БУ 2 «Консолидированная финансовая отчетность»

От 27.06.13 г. № 628

П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах»

От 28.05.99 г. № 137

П(С)БУ 7 «Основные средства»

От 27.04.2000 г. № 92

П(С)БУ 8 «Нематериальные активы»

От 18.10.99 г. № 242

П(С)БУ 9 «Запасы»

От 20.10.99 г. № 246

П(С)БУ 10 «Дебиторская задолженность»

От 08.10.99 г. № 237

П(С)БУ 11 «Обязательства»

От 31.01.2000 г. № 20

П(С)БУ 12 «Финансовые инвестиции»

От 26.04.2000 г. № 91

П(С)БУ 13 «Финансовые инструменты»

От 30.11.01 г. № 559

П(С)БУ 14 «Аренда»

От 28.07.2000 г. № 181

П(С)БУ 15 «Доход»

От 29.11.99 г. № 290

П(С)БУ 16 «Расходы»

От 31.12.99 г. № 318

П(С)БУ 17 «Налог на прибыль»

От 28.12.2000 г. № 353

П(С)БУ 18 «Строительные контракты»

От 28.04.01 г. № 205

П(С)БУ 19 «Объединение предприятий»

От 07.07.99 г. № 163

П(С)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов»

От 10.08.2000 г. № 193

П(С)БУ 22 «Влияние инфляции»

От 28.02.02 г. № 147

П(С)БУ 23 «Раскрытие информации относительно связанных сторон»

От 18.06.01 г. № 303

П(С)БУ 24 «Прибыль на акцию»

От 16.07.01 г. № 344

П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства»

От 25.02.2000 г. № 39

П(С)БУ 26 «Выплаты работникам»

От 28.10.03 г. № 601

П(С)БУ 27 «Необоротные активы, которые содержатся для продажи, и прекращенная деятельность»

От 07.11.03 г. № 617

П(С)БУ 28 «Уменьшение полезности активов»

От 24.12.04 г. № 817

П(С)БУ 29 «Финансовая отчетность по сегментам»

От 19.05.05 г. № 412

П(С)БУ 30 «Биологические активы»

От 18.11.05 г. № 790

П(С)БУ 31 «Финансовые расходы»

От 28.04.06 г. № 415

П(С)БУ 32 «Инвестиционная недвижимость»

От 02.07.07 г. № 779

П(С)БУ 33 «Расходы на разведку запасов полезных ископаемых»

От 26.08.08 г. № 1090

П(С)БУ 34 «Платеж на основе акций»

От 30.12.08 г. № 1577

Таблица 2. Перечень основных методических рекомендаций

Название методической рекомендации

Приказ, которым утверждены методические рекомендации

1

2

Регистры бухгалтерского учета

Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета (построены на применении Плана счетов № 291)

Приказ Минфина от 29.12.2000 г. № 356

Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета малыми предприятиями (построены на применении Плана счетов № 186)

Приказ Минфина от 25.06.03 г. № 422

Формирование учетной политики

Методические рекомендации по учетной политике предприятия

Приказ Минфина от 27.06.13 г. № 635

Учет отдельных активов и обязательств

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов

Приказ Минфина от 10.01.07 г. № 2

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств

Приказ Минфина от 30.09.03 г. № 561

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету нематериальных активов

Приказ Минфина от 16.11.09 г. № 1327

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету биологических активов

Приказ Минфина от 29.12.06 г. № 1315

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету финансовых расходов

Приказ Минфина от 01.11.10 г. № 1300

Инструкция по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость*

Приказ Минфина от 01.07.97 г. № 141

* Хотя данный нормативный документ является не методрекомендацией, а инструкцией, он посвящен учету операций отдельного вида. Поэтому мы решили его здесь упомянуть.


 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
20.06.2025
Резервы и обеспечения: виды и отражение в учетной политике
В статье расскажем, какие виды резервов и обеспечений существуют, кто должен их создавать и как их отразить в учетной политике. Принципы формирования в бухгалтерском учете обеспечений изложены в НП(С)БУ 11, а резервов, в частности основного из них – резерва сомнительных долгов, – в НП(С)...
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов и курсовые разницы: нужно ли корректировать финрезультат?
У вас есть инвалютная дебиторская задолженность и к тому же сомнительная? Нужно ли при формировании резерва сомнительных долгов под такую задолженность корректировать его сумму на курсовые разницы? Для кого эта статья? Статья будет интересна плательщикам налога на прибыль, которые обязаны корректиро...
20.06.2025
Ошибки в учете обеспечений
Расскажем, какие типовые ошибки допускаются в учете резервов и обеспечений, и предложим шаги их исправления на числовых примерах. Начисление обеспечений, как правило, связано с проведением достаточно сложных (громоздких) расчетов. И большинство из начисленных обеспечений снимают с налоговых расходов...
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
20.06.2025
Резерв на выполнение гарантийных обязательств: кто должен создавать и в чем выгода
В статье расскажем, как знания стандартов бухучета помогают оптимизировать базу обложения налогом на прибыль. Также поговорим о формировании резерва на выполнение гарантийных обязательств. Полезная норма бухучета: согласно п. 13–18 НП(С)БУ 11 «Обязательства» предприятиям дана возмо...
Новое
07.07.2025
Подтверждение инвалидности: новые правила, о которых надо знать работодателям
В июне 2025 года вступили в силу очередные нормативные изменения, касающиеся подтверждения инвалидности. В статье мы рассмотрели, в чем именно заключаются эти изменения и какие важные моменты нужно принять во внимание работодателям таких работников. Подтверждение работником своего статуса лица с инв...
03.07.2025
Формирование резервов и обеспечений: для кого – обязанность, а для кого – право?
Из статьи вы узнаете, кто может не создавать резервы и обеспечения и что для этого нужно сделать. Формирование в бухгалтерском учете резервов и обеспечений – не простая задача. Кто обязан их создавать? Кому разрешено не прибегать к этой процедуре и тем самым упростить учет? Как отказ от резерв...
03.07.2025
Кто из работодателей обязан обновить информацию в ЕГР не позднее 13.08.2025?
В связи со вступлением в силу нового закона некоторые работодатели не позднее 13.08.2025 обязаны обновить свои данные в ЕГР. Прочтите статью, чтобы узнать, касается ли вас это требование. В июне 2025 года вступил в силу закон, которым изменены отдельные правила, касающиеся трудовых отношений. В част...
Лучшие материалы