Бухгалтерский учет в КНП: с чего начать?
Акценты статьи:
- с какого момента нужно вести бухгалтерский учет по-новому;
- как действовать, если после утверждения передаточного акта и до момента перерегистрации заведение здравоохранения (далее – ЗЗО) совершало хозяйственные операции.
Как известно, система финансирования здравоохранения сегодня переживает процесс реформирования, который стартовал после введения в действие Закона от 06.04.17 г. № 2002-VIII (далее – Закон № 2002), которым были внесены изменения в Основы законодательства Украины об охране здоровья от 19.11.92 г. № 2801-XII (далее – Основы), и Закона от 19.10.17 г. № 2168-VIII «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения».
В чем состоит реформа финансирования здравоохранения?
В рамках проводимой медреформы многие ЗЗО (в первую очередь – ЗЗО первичной медицинской помощи) преобразовались (или находятся в процессе преобразования) из коммунальных бюджетных учреждений (далее – КБУ) в коммунальные некоммерческие предприятия (далее – КНП).
Такая перерегистрация является необходимым условием для перехода ЗЗО на новые принципы финансирования их деятельности (см. Положение, утвержденное постановлением КМУ от 27.12.17 г. № 1101; Требования, утвержденные постановлением КМУ от 28.03.18 г. № 391). Эти новые принципы состоят в том, что ЗЗО должно заключить с Национальной службой здоровья Украины (далее – НСЗУ) договор о медицинском обслуживании населения, фактически получая от НСЗУ плату за оказание населению медицинских услуг. При этом ЗЗО будет иметь возможность распоряжаться финансированием, полученным и из небюджетных источников (деньги могут поступать от юридических и физических лиц, а также по договорам с органами местного самоуправления и с другими ЗЗО).
Процесс перерегистрации подробно изложен в Методических рекомендациях по вопросам преобразования учреждений здравоохранения из бюджетных учреждений в коммунальные некоммерческие предприятия, одобренных рабочей группой по вопросам реформы финансирования сферы охраны здоровья Украины от 14.02.18 г. (далее – Меторекомендации по преобразованию). Они размещены на сайте МОЗ в разделе «Медична реформа».
Что принципиально изменится для бухгалтера ЗЗО?
Для бухгалтера ЗЗО главное последствие реформы состоит в следующем: если до перерегистрации ЗЗО (как КБУ) считалось распорядителем бюджетных средств (п. 12, 47 ч. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса, далее – БК), то после перерегистрации в качестве КНП оно этот статус теряет. А это означает, что бухучет ЗЗО должен в корне измениться: с НП(С)БУГС и Плана счетов, утвержденного приказом Минфина от 31.12.13 г. № 1203 (далее – План счетов № 1203) нужно будет перейти на НП(С)БУ и П(С)БУ, а также на План счетов, утвержденный приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291 (далее – Приказ № 291, План счетов № 291). Это следует из ст. 56 БК, ст. 1 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV, далее – Закон № 996; п. 1 Плана счетов № 1203).
Как проходит процедура преобразования?
В основном реорганизация ЗЗО из КБУ в КНП проходит путем преобразования.
Для справки. Преобразование – это способ реорганизации, в ходе которой изменяется организационно-правовая форма юрлица (ч. 1 ст. 108 Гражданского кодекса, далее – ГК). При этом к вновь созданному юрлицу переходят все имущественные права и обязанности его предшественника (ч. 2 ст. 108 ГК). |
Этап 1. Принятие решения о преобразовании
Решение о преобразовании ЗЗО из КБУ в КНП принимают советы территориальных громад сел, поселков, городов, районов, областей (далее – местный совет), которые являются собственниками имущества соответствующего ЗЗО (п. 30 ст. 26, ст. 43 Закона от 21.05.97 г. № 280/97-ВР).
Местный совет на своей сессии принимает решение:
- о преобразовании КБУ в КНП;
- установлении срока для заявления требований кредиторов (от 2 до 6 месяцев);
- назначении комиссии по преобразованию ЗЗО и председателя комиссии. К этой комиссии переходят полномочия по управлению ЗЗО в течение периода его реорганизации.
В течение трех рабочих дней с даты принятия решения о прекращении (преобразовании) глава комиссии по преобразованию должен подать госрегистратору письменное уведомление о принятии такого решения (ч. 1 ст. 105 ПК; п. 1.4 Методрекомендаций по преобразованию, п. 10 ст. 17 Закона от 15.05.03 г. № 755-IV, далее – Закон № 755).
Примите к сведению! Такое уведомление говорит только о начале процедуры преобразования. В течение всей процедуры преобразования ЗЗО продолжает действовать как КБУ и соответственно в этот период вести бухучет в ЗЗО нужно по бюджетным правилам. |
Этап 2. Работа комиссии по преобразованию
В течение срока, отведенного для заявления требований кредиторов, комиссия должна (с учетом положений п. 3 разд. II Закона № 2002):
- провести инвентаризацию имущества ЗЗО;
- рассмотреть все требования кредиторов (до 01.01.19 г. кредиторы не вправе требовать исполнения необеспеченных обязательств, прекращения, досрочного исполнения обязательств или обеспечения исполнения обязательств);
- подготовить передаточный акт (п. 12 ч. 1 ст. 15 Закона № 755).
С 01.01.19 г. обязательной будет оценка имущества (согласно ст. 7 Закона от 12.07.01 г. № 2658-III такая оценка должна производиться с привлечением профессионального оценщика). До этой даты проведения оценки не требовалось (пп. 2 п. 3 разд. II Закона № 2002).
Этап 3. Завершение процедуры преобразования.
После истечения срока для заявления требований кредиторами и окончания процедуры реорганизации на сессии местного совета принимается решение:
- об утверждении передаточного акта;
- прекращении КБУ и создании КНП;
- размере уставного капитала КНП, его составе и порядке формирования (обязательно указывается в уставе и может не определяться отдельно в решении собственника);
- закреплении имущества за КНП на праве оперативного управления (ст. 78 ХК, ст. 16 Основ);
- утверждении устава КНП.
После этого глава комиссии по преобразованию подает госрегистратору устав, передаточный акт и другие документы, предусмотренные ч. 1 и 14 ст. 17 Закона № 755. На основании этих документов госрегистратор регистрирует прекращение КБУ и создание КНП.
Таким образом, моментом завершения реорганизации ЗЗО является госрегистрация вновь созданного юрлица (КНП) и госрегистрация прекращения старого юрлица (КБУ) (ч. 5 ст. 4 Закона № 755). Именно с этой даты нужно вести бухучет по-новому.
Что собой представляет передаточный акт?
Передаточный акт составляется комиссией по преобразованию после проведенной инвентаризации имущества и окончания срока для предъявления требований кредиторами.
Форма передаточного акта законодательно не установлена. Акт составляется в произвольной форме в виде баланса юрлица с указанием всех активов, обязательств и собственного капитала, которые передаются правопреемнику. К такому акту рекомендуется прилагать детальные расшифровки передаваемых основных средств, запасов, дебиторской и кредиторской задолженности (что, собственно, и делают ЗЗО на практике). Именно передаточный акт содержит положения, определяющие все права и обязательства, которые переходят от КБУ к КНП. В соответствии с передаточным актом КНП получает соответствующие активы (недвижимое и движимое имущество) и пассивы КБУ.
Комиссия передает составленный передаточный акт на утверждение в соответствующий местный совет владельца ЗЗО. В итоге передаточный акт должен быть утвержден решением местного совета.
Обратите внимание! Акт должен отражать актуальную информацию на момент проведения регистрационных действий. То есть период времени между утверждением передаточного акта и регистрацией правопреемника должен быть минимальным. |
Как быть, если после утверждения передаточного акта на сессии местного совета и до даты перегистрации у ЗЗО будут какие-то операции?
Конечно же, будет идеально, если составление передаточного акта и перерегистрация учреждения в предприятие произойдут в один и тот же день (или в течение небольшого промежутка времени без операций). Тогда передаточный акт и будет входным балансом для преобразованного предприятия.
Однако на практике встречаются ситуации, когда передаточный акт уже утвержден, а учреждение до перерегистрации вынуждено совершать какие-то операции (начислять и/или выплачивать заработную плату, получать и/или расходовать материалы и т. п.).
Считаем, что эти операции должны учитываться еще по правилам ЗЗО – бюджетного учреждения. Ведь несмотря на утверждение передаточного акта, до даты перерегистрации ЗЗО будет оставаться коммунальным учреждением – распорядителем бюджетных средств. Поэтому и бухучет своих операций оно должно будет вести, основываясь на Плане счетов № 1203 и нормах НП(С)БУГС.
В этом случае придется переделывать передаточный акт?
Нет, уже утвержденный передаточный акт переделывать не нужно. Рекомендуем, во-первых, фиксировать операции, совершаемые после составления передаточного акта, в отдельном учетном регистре (например, в бухгалтерской справке или в форме «Журнал-Главная»), который будет являться дополнением к передаточному акту. А во-вторых, на основе передаточного акта и этого дополнительного учетного регистра (с прикрепленными к нему первичными документами, подтверждающими дату и сумму операций) можно составить новый входящий баланс, который и будет основой для действий по переносу остатков из старого бюджетного плана счетов в небюджетный.
Как вести учет КНП по-новому?
Мы уже сказали, что ЗЗО, которые перерегистрировались из КБУ в КНП, потеряли статус распорядителей бюджетных средств. Поэтому НП(С)БУГС и План счетов № 1203 после перерегистрации они применять не должны (ст. 1 Закона № 996; п. 1 Плана счетов № 1203).
При ведении бухучета КНП должны руководствоваться:
- Законом № 996 (естественно, теперь нужно обращать внимание на те положения этого Закона, которые не касаются бюджетных учреждений);
- Национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета (в систему таких стандартов входят НП(С)БУ 1, 2, а также П(С)БУ 6–19, 21–34 – всего 30 стандартов, перечень которых см. в приложении 1 к этой консультации);
- Порядком представления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419 (далее – Порядок № 419);
- Планом счетов № 291 и Инструкцией по его применению, утвержденной Приказом № 291. Юрлица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут использовать Упрощенный план счетов, утвержденный приказом Минфина от 19.04.01 г. № 186 (далее – План счетов № 186). Однако в условиях КНП сферы здравоохранения такой план вряд ли обеспечит необходимую детализацию ученой информации, поэтому использовать его мы не рекомендуем;
- Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88. Кроме того, есть типовые формы первичных документов для учета отдельных видов активов и хозяйственных операций, утвержденные приказами Минстата (сейчас – Госкомстат) и прочих министерств и ведомств;
- Положением о порядке бухгалтерского учета отдельных активов и операций предприятий государственного, коммунального секторов экономики и хозяйственных организаций, которые владеют и/или пользуются объектами государственной, коммунальной собственности, утвержденным приказом Минфина от 19.12.06 г. № 1213;
- Положением об инвентаризации активов и обязательств, утвержденным приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879 (далее – Положение № 879).
На базе НП(С)БУ Минфин разрабатывает методрекомендации по их применению. Перечень основных методрекомендаций по применению НП(С)БУ учета см. в табл. 2 далее.
Таблица 1. Перечень действующих НП(С)БУ
Название положения (стандарта) |
Приказ Минфина, которым утверждено положение (стандарт) |
1 |
2 |
От 07.02.13 г. № 73 |
|
От 27.06.13 г. № 628 |
|
П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах» |
От 28.05.99 г. № 137 |
От 27.04.2000 г. № 92 |
|
От 18.10.99 г. № 242 |
|
От 20.10.99 г. № 246 |
|
От 08.10.99 г. № 237 |
|
От 31.01.2000 г. № 20 |
|
От 26.04.2000 г. № 91 |
|
От 30.11.01 г. № 559 |
|
От 28.07.2000 г. № 181 |
|
От 29.11.99 г. № 290 |
|
От 31.12.99 г. № 318 |
|
От 28.12.2000 г. № 353 |
|
От 28.04.01 г. № 205 |
|
От 07.07.99 г. № 163 |
|
От 10.08.2000 г. № 193 |
|
От 28.02.02 г. № 147 |
|
П(С)БУ 23 «Раскрытие информации относительно связанных сторон» |
От 18.06.01 г. № 303 |
От 16.07.01 г. № 344 |
|
П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства» |
От 25.02.2000 г. № 39 |
От 28.10.03 г. № 601 |
|
П(С)БУ 27 «Необоротные активы, которые содержатся для продажи, и прекращенная деятельность» |
От 07.11.03 г. № 617 |
От 24.12.04 г. № 817 |
|
От 19.05.05 г. № 412 |
|
От 18.11.05 г. № 790 |
|
От 28.04.06 г. № 415 |
|
От 02.07.07 г. № 779 |
|
От 26.08.08 г. № 1090 |
|
От 30.12.08 г. № 1577 |
Таблица 2. Перечень основных методических рекомендаций
Название методической рекомендации |
Приказ, которым утверждены методические рекомендации |
1 |
2 |
Регистры бухгалтерского учета |
|
Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета (построены на применении Плана счетов № 291) |
|
Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета малыми предприятиями (построены на применении Плана счетов № 186) |
|
Формирование учетной политики |
|
Методические рекомендации по учетной политике предприятия |
|
Учет отдельных активов и обязательств |
|
Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов |
|
Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств |
|
Методические рекомендации по бухгалтерскому учету нематериальных активов |
|
Методические рекомендации по бухгалтерскому учету биологических активов |
|
Методические рекомендации по бухгалтерскому учету финансовых расходов |
|
Инструкция по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость* |
|
* Хотя данный нормативный документ является не методрекомендацией, а инструкцией, он посвящен учету операций отдельного вида. Поэтому мы решили его здесь упомянуть. |
Комментарии к материалу