Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Автомобиль от физлица: юридическое оформление и учет

Автомобиль на предприятии: приобретение, оформление, учет, страхование, списание

В материале «Использование автомобиля в работе офиса: правовые аспекты» мы рассмотрели документальное оформление операций по аренде и ссуде автомобиля у физлица. В этой статье речь пойдет о том, какие налоги предприятие должно удерживать при выплате дохода физлицу от аренды его автотранспорта и возникает ли объект налогообложения по договору ссуды.

Обратите внимание: про учет операций по ремонту и улучшению автомобиля подробнее см. в материале «Техобслуживание, ремонт и улучшение собственного и арендованного автомобиля».

Доход, полученный физлицом-арендодателем в виде арендной платы, является его налогооблагаемым доходом (пп. 164.2.5 НК). Налоговым агентом арендодателя во время начисления такого дохода является предприятие-арендатор (пп. 14.1.180 НК; ОИР, категория 103.22).

Ставка НДФЛ составляет 18 % полученного в виде арендной платы дохода. Объект налогообложения определяют исходя из размера арендной платы, указанного в договоре. Доход в виде арендной платы облагается НДФЛ во время выплаты (начисления). В Налоговом расчете по форме № 1ДФ такой доход отражают с признаком дохода «127» (ОИР, категория 103.22).

По общему правилу расходы, связанные с использованием автотранспорта (техобслуживание, текущий ремонт), должен нести арендатор (ст. 801 ГК). В данном случае сумма таких расходов не является доходом физлица-арендодателя, а значит, и объектом обложения НДФЛ.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
16.12.2025
Документальное оформление операций по списанию имущества
Списание запасов и основных средств из-за физического или морального старения, непригодности или форс-мажорных обстоятельств требует четкого документального подтверждения. В статье расскажем, какие документы следует оформить в случае списания имущества и приведем их образцы для использования на прак...
16.12.2025
Списание испорченных запасов: документальное оформление и учет
Как действовать предприятию, если запасы испортились вследствие вражеской атаки, длительного отключения электроэнергии или истечения срока годности? В статье рассмотрим порядок действий в данной ситуации, документальное оформление списания и его отражение в бухгалтерском и налоговом учете. Списание ...
15.12.2025
Металлолом, полученный от списания основных средств: оприходование и реализация
После списания основных средств на предприятии часто образуется металлолом, который можно оприходовать и выгодно сдать. В статье расскажем, как такие операции оформить документально и отразить в учете, а также нужно ли при этом распределять НДС. Списание имущества из-за уничтожения и непригодности ...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
02.12.2025
Отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда: кому и как оформить?
В данной статье мы рассмотрим, в каком порядке работникам предоставляется дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда. Из этой статьи вы узнаете, в каких случаях работодатель обязан предоставить сотруднику дополнительный ежегодный отпуск за работу с вредными и тяж...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
Новое
16.12.2025
5 ошибок налогоплательщиков в обзоре практики Верховного Суда за октябрь 2025 года
О том, как можно сэкономить на налогообложении комплекса нежилых зданий, о критериях определения бенефициарности собственника дохода при начислении налога на репатриацию, об уменьшении срока обращения в суд с требованиями о возмещении НДС и других интересных моментах – читайте в иногда неожида...
16.12.2025
Документальное оформление операций по списанию имущества
Списание запасов и основных средств из-за физического или морального старения, непригодности или форс-мажорных обстоятельств требует четкого документального подтверждения. В статье расскажем, какие документы следует оформить в случае списания имущества и приведем их образцы для использования на прак...
16.12.2025
Списание испорченных запасов: документальное оформление и учет
Как действовать предприятию, если запасы испортились вследствие вражеской атаки, длительного отключения электроэнергии или истечения срока годности? В статье рассмотрим порядок действий в данной ситуации, документальное оформление списания и его отражение в бухгалтерском и налоговом учете. Списание ...
Лучшие материалы