Бонусы покупателям: учет у продавца
26.12.2014 6321 0 0
Акценты этой статьи:
- что такое бонус, условия его предоставления покупателю, документальное оформление рекламного мероприятия в виде бонусных программ;
- как отражаются в учете продавца бонусы, предоставленные покупателям– физлицам (конечным потребителям).
Что такое бонус и как его дают
Бонус означает дополнительное вознаграждение покупателю или дополнительную скидку к цене товара.
В виде скидок покупателям могут предоставляться, в частности:
- разовые бонусы (в зависимости от суммы разовой покупки). В этом случае при покупке товара на определенную сумму покупатель может дополнительно приобрести по «приятной» цене или получить в подарок какой-либо товар или услугу. Это бонусы из разряда «При покупке двух единиц третья – в подарок», «Три вещи – по цене двух» и пр.;
- накопительные бонусы (в зависимости от суммы покупок, которая «набежала» за определенный период). В этом случае при первой покупке покупателю может выдаваться купон, которым он может воспользоваться при следующих покупках. Например, оплатив часть покупки деньгами, а часть – купоном. Также может быть выдана бонусная дисконтная карта. Такие карты выпускаются предприятием-продавцом. Продавец ведет идентифицированный учет таких карт и накопленных на них сумм. Распространяться бонусные дисконтные карты могут разными способами, например выдаваться при покупке товара на определенную сумму.
Документальное оформление
Бонусная программа направлена прежде всего на длительное «удержание» покупателя и побуждение его совершать новые покупки. Как правило, бонусная программа является частью программы лояльности для постоянного покупателя. С юридической точки зрения такая программа действует на условиях договора присоединения.
Условия такого договора одна из сторон (в данном случае продавец) сочиняет и излагает в формулярах (например, в рекламных листовках) или других стандартных формах. Другая сторона (т. е. покупатель) при желании может присоединиться к договору – без возможности повлиять на его условия (ст. 634 Гражданского кодекса).
Предложение заключить договор присоединения делается покупателю путем выдачи бонусной (дисконтной) карты, карты постоянного покупателя и т. п.). Приняв такую карту и воспользовавшись ею, покупатель тем самым соглашается заключить договор присоединения. Воспользоваться картой и приобрести товар со скидкой покупатель может, как правило, на протяжении установленного срока или при достижении определенной суммы покупок.
Как правильно оформить бонусную программу?
Здесь отдельных требований нет. Однако надо помнить, что цель бонусной программы, как
и любого другого рекламного мероприятия, – увеличить объемы продаж, а значит, и доход продавца.
Если такие акции проводятся на торговом предприятии часто и на похожих условиях, удобнее составить и утвердить Положение о бонусных программах. Если такие акции носят разовый характер, тогда можно ограничиться приказом руководителя по предприятию. В Положении или
в приказе целесообразно указать:
- цель мероприятия, которая подтверждает его связь с хозяйственной деятельностью предприятия. Например, цель может заключаться
- в привлечении более широкого круга клиентов, расширении рынка сбыта и т. п.;
- место проведения акции;
- условия начисления бонусов и их обмена
- на товар, форму подтверждения права на бонус, период действия бонусов и т. п.;
- способы уведомления покупателей о проведении бонусной программы и ее условиях;
- перечень лиц, ответственных за реализацию бонусной программы.
Бухгалтерский учет
Доход от реализации товара отражается за вычетом бонусных скидок – по кредиту субсчета 702 «Доход от реализации товаров» (п. 21 П(С)БУ 15).
То есть в случае, когда применяются:
- разовые бонусы – стоимость бонусного товара сразу отражается с учетом скидки;
- накопительные бонусы – тогда на момент выдачи покупателю бонусного купона или карты в учете продавца ничего не изменяется. Ведь продажи товара пока не было и еще неизвестно, воспользуется покупатель своим правом на бонус или нет. Когда покупатель предъявит бонусный купон, тогда продавец и отразит стоимость товара с учетом скидки.
Расходы на изготовление бонусных купонов и дисконтных карт отражаются в составе расходов на сбыт в периоде их осуществления (п. 7, 19
П(С)БУ 16).
Налоговый учет
Налог на прибыль. Доход от реализации товара отражается в продажных ценах, за вычетом бонусных скидок (п. 135.4 Налогового кодекса, далее – НК), а расходы – в размере себестоимости проданного товара (п. 138.4 НК). Расходы на изготовление бонусных купонов и дисконтных карт относятся к расходам на сбыт и признаются в периоде их осуществления (п. 138.5, пп. 138.10.3 НК).
НДС. Базой налогообложения является договорная стоимость товара (п. 188.1 НК), то есть за вычетом бонусных скидок. Напоминаем, что с 1 января 2015 года база налогообложения при продаже товаров будет определяться не ниже цены приобретения таких товаров (п. 188.1 НК).
Суммы НДС, уплаченные (начисленные) при покупке (изготовлении) бонусных купонов и дисконтных карт, включаются в налоговый кредит
на основании налоговой накладной (п. 198.2 НК).
РРО и продажа по бонусным скидкам
Регистрация бонуса зависит от условий его предоставления и технических возможностей РРО.
То есть это может быть вычитание суммы бонусной скидки:
- из общей стоимости покупки клиента (если скидки предоставляются на весь товар);
- из стоимости отдельных товаров (если скидка предоставляется на отдельные группы товаров).
Пример 1 (разовые бонусы)
Покупателем-физлицом приобретен товар А стоимостью 1 800 грн. (в т. ч. НДС – 300 грн.). В магазине проводится акция. По ее условиям покупателю предоставляется возможность приобрести акционный товар Б за 1,20 грн. (в т. ч. НДС – 0,20 грн.).
Учет операций показан в таблице.
(грн.)
№
|
Содержание операции
|
Первичные
|
Бухгалтерский
|
Налоговый
|
|||
Дт
|
Кт
|
Сумма
|
Доход
|
Расходы
|
|||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1
|
Реализован покупателю товар А и акционный товар Б (оплата платежной карточкой) |
Чек РРО
|
333
|
702
|
1 801,20
|
1 501,00
|
–
|
2
|
Отражены налоговые обязательства |
Итоговая
|
702
|
641
|
300,20
|
–
|
–
|
3
|
Списана себестоимость реализованного товара А (сумма условная) |
Товарный отчет
|
902
|
282
|
1 100,00
|
–
|
1 100,00
|
4
|
Списана себестоимость реализованного товара Б (сумма условная) |
Товарный отчет
|
902
|
282
|
300,00
|
–
|
300,00
|
Пример 2 (накопительные бонусы)
Торговым предприятием было выпущено и распространено среди покупателей 500 дисконтных карт. Расходы на их изготовление составили
3 000 грн. (в т. ч. НДС – 500 грн.). По условиям бонусной программы, которая действует в период с 01.12.14 г. по 10.12.14 г., сумма в размере 5 % стоимости каждой покупки пополняет бонусный счет карты. Воспользоваться бонусами для оплаты товара покупатель имеет право тогда, когда сумма на его бонусной карте достигнет 500 грн. Эквивалент: 1 бонус = 0,50 грн.
В таблице покажем учет продаж в рамках бонусной программы.
(грн.)
№п/п
|
Содержание операции
|
Первичные документы
|
Бухгалтерский учет
|
Налоговый учет
|
|||
Дт
|
Кт
|
Сумма
|
Доход
|
Расходы
|
|||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1
|
Оприходованы в учете предприя-тия-продавца бонусные дисконтные карты |
Приходный ордер типовой формы № М-4*
|
209
|
631
|
2 500,00
|
–
|
2 500,00
|
2
|
Отражен налоговый кредит по НДС |
Налоговая накладная
|
641
|
631
|
500,00
|
–
|
–
|
3
|
Оплачены карты |
Платежное поручение
|
631
|
311
|
3 000,00
|
–
|
–
|
4
|
Выданы карты покупателям |
Накладная типовой формы № М-11*
|
93
|
209
|
2 500,00
|
–
|
–
|
5
|
01.12.14 г. Реализован товар предъявителю дисконтной карты № 7777 |
Чек РРО
|
301
|
702
|
4 800,00
|
4 000,00
|
–
|
6
|
Начислены налоговые обязательства по НДС |
Итоговая налоговая накладная
|
702
|
641
|
800,00
|
–
|
–
|
7
|
Списана себестоимость реализованного товара |
Товарный отчет
|
902
|
282
|
3 840,00
|
–
|
3 840,00**
|
8
|
05.12.14 г. Реализован товар предъявителю дисконтной карты № 7777 |
Чек РРО
|
301
|
702
|
5 400,00
|
4 500,00
|
–
|
9
|
Начислены налоговые обязательства по НДС |
Итоговая налоговая накладная
|
702
|
641
|
900,00
|
–
|
–
|
10
|
Списана себестоимость реализованного товара |
Товарный отчет
|
902
|
282
|
4 320,00
|
–
|
Комментарии к материалу