• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Инвентаризация основных средств – завершаем отчетный год

03.12.2018 192 0 1

Инвентаризация основных средств (далее – ОС) и прочих необоротных материальных активов (далее – ПНМА) предусматривает, что вам надо проверить не только фактическое наличие активов, но и состояние каждого объекта, а также достоверность его оценки. В консультации расскажем, как провести инвентаризацию объектов ОС и ПНМА и отразить ее результаты в учете.

Алгоритм проведения инвентаризации

Распишем пошагово, как проводится инвентаризация согласно положению об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879 (далее – Положение № 879).

Шаг 1. Выбор даты проведения инвентаризации

Инвентаризация объектов ОС может проводиться по решению руководства или собственников предприятия в любое время. В обязательном порядке ОС инвентаризуют в случаях, предусмотренных п. 7 разд. І Положения № 879, в частности перед составлением годовой финансовой отчетности.

В этом случае для большинства объектов ОС (счет 10) и ПНМА (счет 11) инвентаризация должна быть проведена в течение трех месяцев до даты баланса (п. 10 разд. I Положения № 879). То есть дата (или период) проведения инвентаризации ОС и ПНМА, установленные предприятием, должны приходиться на временной промежуток с 1 октября по 31 декабря отчетного года. При этом в разных структурных (и обособленных) подразделениях предприятия инвентаризация объектов ОС может проводиться в разные дни.

Однако для отдельных объектов ОС и ПНМА предусмотрены специальные сроки проведения инвентаризации (п. 10 разд. I Положения № 879). В частности:

  • объекты ОС, которые на установленную предприятием дату проведения инвентаризации будут находиться вне предприятия (например, автомобили, морские и речные суда, которые отбывают в длительные рейсы) нужно проинвентаризировать заранее, до их временного выбытия с предприятия;
  • земельные участки, здания, сооружения и другие объекты недвижимости могут инвентаризироваться раз в 3 года (кроме недвижимости госпредприятий);
  • инструменты, приборы, инвентарь (мебель) – по решению руководителя предприятия могут инвентаризироваться ежегодно в объеме не менее 30 % таких объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех ОС в течение трех лет;
  • библиотечные фонды – по решению руководителя предприятия могут инвентаризироваться по установленному им графику на протяжении года.

На заметку! Конкретная дата инвентаризации ОС и ПНМА (или период времени, в течение которого должны быть проинвентаризированы все ОС и ПНМА предприятия), а также состав инвентаризационной комиссии фиксируются в приказе о проведении инвентаризации, который издается руководителем предприятия.

А если объем работ по инвентаризации не может быть проведен одной инвентаризационной комиссией, в помощь ей могут быть сформированы рабочие инвентаризационные комиссии. Порядок работы инвентаризационных комиссий приведен в п. 2 разд. II Положения № 879.

Шаг 2. Подготовка к инвентаризации

До начала инвентаризации нужно проверить (п. 1.1 разд. ІІІ Положения № 879):

  • наличие и состояние технических паспортов, другой техдокументации на объекты ОС;
  • наличие документов на ОС, которые переданы или взяты предприятием в аренду, на хранение, во временное пользование.

Кроме того, необходимо проверить наличие и состояние бухгалтерских первичных документов по учету ОС (инвентарных карточек, книг, описей), а также вывести остатки по счетам учета.

Заметим, что у предприятия могут быть:

  • собственные объекты ОС (на момент инвентаризации они могут находиться на предприятии или вне предприятия – например, если переданы в операционную аренду, в ремонт на другие предприятия и т. п.). Для их инвентаризации выводятся остатки по счетам 10 «Основные средства» и 11 «Прочие необоротные материальные активы»;
  • объекты ОС, не принадлежащие предприятию (полученные в оперативную аренду, в ремонт, на хранение, для монтажа и т. п.). Для их инвентаризации выводятся остатки на забалансовых счетах 01 «Арендованные необоротные активы», 021 «Оборудование, принятое для монтажа» (субсчет 021 ведется у подрядчика, выполняющего строительно-монтажные работы, для учета оборудования, которое принято от заказчика для монтажа), 023 «Материальные ценности на ответственном хранении».

В случае выявления расхождений и неточностей в бухучете или техдокументации необходимо внести соответствующие исправления и уточнения.

Перед началом инвентаризации материально ответственные лица в письменной форме дают расписки, подтверждающие:

  • сдачу в бухгалтерию всех приходных и расходных документов на объекты ОС;
  • оприходование принятых ОС;
  • списание выбывших ОС.

Такая расписка включается в заголовочную часть инвентаризационной описи.

Шаг 3. Фактическая проверка наличия ОС

После того как все документы приведены в порядок, начинается фактическое проведение инвентаризации. Инвентаризация проводится инвентаризационной комиссией (или рабочей инвентаризационной комиссией) в присутствии материально ответственного лица.

В ходе инвентаризации проводится осмотр объектов по группам, в местах их нахождения или эксплуатации с закреплением по лицам, ответственным за их сохранность. Наличие активов в виде ОС и ПНМА устанавливается путем сверки инвентарного номера каждой фактически имеющейся в наличии единицы ОС или ПНМА с инвентарным номером, указанным в бухгалтерской документации. При этом проверяется, в частности:

  • правильность внесения объектов в состав ОС, их соответствие технической документации. Объекты, которые по своим экономическим характеристикам не относятся к ОС, переводят в состав малоценных необоротных материальных активов (далее – МНМА), малоценных быстроизнашивающихся предметов или ТМЦ;
  • факт отражения ремонтов и улучшений, произведенных в отношении объекта ОС, в бухучете предприятия.

Шаг 4. Составление инвентаризационной описи

Результаты инвентаризации отражаются в инвентаризационной описи, которая составляется не менее чем в двух экземплярах (п. 21 разд. ІІ Положения № 879). В инвентаризационную опись заносятся объекты ОС (каждый в отдельности или по группам), которые выявлены в наличии по итогам инвентаризации и/или информация о которых отражается в бухучете предприятия. Описи составляются комиссией отдельно по каждому материально ответственному лицу. ОС, которые ремонтируются на других предприятиях, вносятся в опись на основании документов об их передаче в ремонт (п. 1.6 разд. III Положения № 879). Отдельные описи составляются на активы, которые числятся на забалансовых счетах предприятия (арендованные, принятые в ремонт, на хранение).

Инвентаризационная опись для ОС и ПНМА может быть составлена по одной из нижеуказанных форм (на выбор предприятия):

При заполнении описи следует соблюдать правила, установленные п. 1 разд. ІІІ Положения № 879.

Правило 1. ОС вносятся в опись по наименованию в соответствии с основным назначением объекта, с указанием инвентарного номера, изготовителя, заводского номера (при наличии), года выпуска, первоначальной (переоцененной) стоимости, суммы износа, срока полезного использования и других данных. Во время инвентаризации машин, оборудования и транспортных средств проверяют также заводские номера кузова, двигателя шасси и др.

Не делайте лишней работы! Объекты ОС, являющиеся однотипными по техническим характеристикам, назначению и условиям использования и имеющие одинаковую стоимость, которые поступили на предприятие одновременно и в отношении которых ведется групповой учет, в инвентаризационной описи приводятся по наименованию с указанием количества этих объектов.

Правило 2. Объект ОС, подвергшийся реконструкции или переоборудованию, которые привели к изменению его основного назначения, включается в опись с наименованием согласно его новому назначению.

Правило 3. Если в ходе инвентаризации установлено, что в учете не были отражены выполненные работы капитального характера (например, достройка этажей, пристройка новых помещений и т. п.) или частичная ликвидация зданий (например, снос отдельных конструктивных элементов), то в бухучете нужно определить сумму увеличения или уменьшения балансовой стоимости объекта, а в описи – отразить такие изменения.

Правило 4. Если выявлены объекты ОС, которые не числятся в учете, а также объекты, о которых нет данных, то в опись вносятся отсутствующие сведения и технические показатели о таких объектах. Например, по зданиям – указываются их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (внешний или внутренний обмер), площадь, число этажей, подвалов, полуподвалов, год постройки и др.

Оценка выявленных объектов производится по справедливой стоимости.

Правило 5. Объекты ОС, которые ремонтируются на других предприятиях, включаются в опись на основании документов, подтверждающих их передачу в ремонт.

Правило 6. На объекты ОС, непригодные к эксплуатации и не подлежащие обновлению, составляется отдельная опись с указанием времени их ввода в эксплуатацию и причин, которые привели их в негодность. Списываются такие активы согласно нормам законодательства.

Правило 7. При инвентаризации малоценных необоротных материальных активов, выданных работникам в индивидуальное пользование, можно составлять групповую опись с указанием в ней ответственных за эти предметы лиц и заполнением расписки.

Правило 8. Многолетние насаждения вносятся в инвентаризационную опись по культурам, ботаническим сортам с указанием года закладки, площади, количества деревьев или кустов, по категориям и их балансовой стоимости. Ирригационные и мелиоративные сооружения записываются по виду и роду сооружений с указанием их размеров, года постройки, балансовой стоимости и других сведений, характеризующих их назначение и состояние.

Правило 9. При инвентаризации земельных участков, зданий, сооружений, другой недвижимости, водоемов и других объектов природных ресурсов проверяется наличие документов, подтверждающих право собственности предприятия на эти объекты.

Правило 10. Инвентаризация библиотечных фондов оформляется групповыми описями. В ходе проверки выявляются ошибки, допущенные при шифровании документов, расстановке фонда, оформлении выдачи документов пользователям, или устанавливается задолженность пользователя перед библиотекой, выявляются дубли документов, документы, не соответствующие профилю комплектации фонда библиотеки или ее подразделения, документы, требующие ремонта, и т. п. Если какой-то документ отсутствует, его ищут в срок, определенный правилами пользования библиотекой, но не более одного года.

Инвентаризационная опись подписывается председателем и всеми членами инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и материально ответственным лицом (п. 18 разд. ІІ Положения № 879). Оформленная опись передается в бухгалтерию для проверки и отражения в учете результатов инвентаризации.

Будьте внимательны! Все ошибки, выявленные в описи, должны быть исправлены корректурным способом и заверены подписями всех членов инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом (п. 19 разд. ІІ Положения № 879).

Шаг 5. Составление сличительной ведомости (в случае необходимости)

Сличительные ведомости составляются бухгалтерской службой в случае выявления расхождений между данными бухучета и данными инвентаризационных описей (т. е. когда в результате инвентаризации были выявлены излишки или недостачи ОС или ПНМА). Стоимость излишков и недостач в сличительных ведомостях приводится в соответствии с их оценкой в регистрах бухучета (п. 20 разд. ІІ Положения № 879).

Сличительная ведомость для ОС и ПНМА может быть составлена по одной из таких форм (на выбор предприятия):

На активы, принадлежащие другим предприятиям, составляются отдельные сличительные ведомости, их копии передаются собственнику таких активов (п. 20 разд. II Положения № 879).

Сличительные ведомости также составляются в количестве не менее двух экземпляров каждая (п. 21 разд. II Положения № 879).

Шаг 6. Составление протокола инвентаризационной комиссии

После окончания инвентаризации инвентаризационная комиссия должна зафиксировать ее результаты. Для этого оформляется протокол инвентаризационной комиссии (п. 1 разд. IV Положения № 879). Протокол составляется в количестве не менее двух экземпляров (п. 21 разд. II Положения № 879) по форме, утвержденной приказом № 572, либо по самостоятельно разработанной форме.

В протоколе приводятся, в частности:

  • причины недостач, потерь, излишков, порчи ОС и ПНМА, которые указаны в сличительных ведомостях;
  • выводы и предложения по урегулированию вышеуказанных недостач, потерь и излишков, порчи.

Предприятия могут добавлять к протоколам любую информацию, которая является существенной для принятия решений по признанию и оценке активов и обязательств и раскрытия соответствующей информации в финансовой отчетности.

Протокол инвентаризационной комиссии утверждается руководителем предприятия в течение 5 рабочих дней после завершения инвентаризации (п. 2 разд. IV Положения № 879).

Результаты инвентаризации на основании утвержденного протокола инвентаризационной комиссии отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности за тот отчетный период, в котором закончена инвентаризация (п. 3 разд. IV Положения № 879).

Учет излишков ОС

В ходе инвентаризации могут быть выявлены неучтенные ОС. Возможные причины возникновения таких излишков:

  • потеря документов, подтверждающих их приобретение (получение);
  • учетные ошибки (ОС не были отражены в учете, однако документы, подтверждающие приобретение ОС, имеются).

В зависимости от этих причин ведется учет результатов инвентаризации.

Оприходование излишков ОС, если документов на них нет

Бухгалтерский учет. Объект ОС зачисляется на баланс по справедливой стоимости. Под справедливой стоимостью понимается стоимость, по которой можно продать этот актив при обычных условиях на определенную дату (п. 4 П(С)БУ 19).

Внимание, спорный вопрос! В действующих нормативных документах Минфина есть два варианта учета оприходования излишков ОС, выявленных при инвентаризации.

Вариант 1: Дт 10 «Основные средства», 11 «Прочие необоротные материальные активы» – Кт 746 «Прочие доходы» (п. 21 приложения к Методрекомендациям по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561, далее – Методрекомендации № 561).

Вариант 2: Дт 10, 11 – Кт 69 «Доходы будущих периодов» (п. 4 разд. IV Положения № 879).

Какой вариант выбрать?

Рекомендуем в общем случае применять вариант 1, поскольку именно на нем обычно настаивают специалисты ГФС (см., например, «Вісник. Офіційно про податки», 2017, № 44).

А когда же применяется вариант 2?

В Положении № 879 сфера применения корреспонденции Дт 10, 11 – Кт 69 не конкретизируется. В нормативных документах, касающихся учета ОС, конкретных указаний на этот счет тоже нет. Однако трактовка сферы применения аналогичной проводки есть в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Минфина от 16.11.09 г. № 1327, и посвященных учету нематериальных активов (напомним, что и ОС, и нематериальные активы являются необоротными активами). Так, в п. 12 приложения к этим Методрекомендациям указано, что проводка Дт 12 «Нематериальные активы» – Кт 69 используется для учета выявленных при инвентаризации неучтенных объектов нематериальных активов, которые были созданы за счет средств целевого финансирования или принадлежат государству.

Считаем, что такую же логику можно использовать для ОС и ПНМА. Заметим, что впоследствии доходы будущих периодов признают доходами отчетного периода в сумме, пропорциональной начисленной в таком отчетном периоде амортизации (Дт 69 – Кт 746) (п. 21 П(С)БУ 15).

Обратите внимание! Если после оприходования объекта ОС нужно будет понести дополнительные расходы, связанные с доведением такого объекта до состояния, пригодного к эксплуатации, эти расходы подлежат включению в первоначальную стоимость объекта ОС проводками Дт 15 – Кт 63; Дт 10, 11 – Кт 15 (п. 10 П(С)БУ 7, п. 13 Методрекомендаций № 561).

Как начисляется амортизация после ввода объектов ОС в эксплуатацию?

После ввода объекта ОС в эксплуатацию амортизация в бухучете начисляется в общем порядке проводкой Дт 23, 91–94 – Кт 13. Начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.

Налог на прибыль. Для целей этого налога не учтенные из-за отсутствия документов объекты ОС отражаются так же, как и в бухучете.

НДС. Если на ОС нет абсолютно никаких документов (в т. ч. и налоговой накладной), то налогового кредита по НДС, естественно, тоже нет. Если же налоговая накладная, выписанная при приобретении неучтенного объекта ОС, у предприятия имеется, и с даты ее оформления не прошло 1 095 дней – тогда плательщик НДС может отразить налоговый кредит в составе декларации отчетного периода (п. 198.6 Налогового кодекса, далее – НК).

Оприходование излишков ОС, на которые есть документы

Бухгалтерский учет. Оприходование излишков, на которые есть документы, отражается как исправление ошибки (письмо Минфина от 13.12.04 г. № 31-04200-30-10/22823).

Если выявлен объект ОС или ПНМА, приобретенный на денежные средства, то проводки будут следующими:

  • Дт 15 «Капитальные инвестиции» – Кт 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (если эта проводка не осуществлялась);
  • Дт 10,11 – Кт 15.

Такие объекты зачисляются на баланс по первоначальной стоимости, определенной согласно п. 8 П(С)БУ 7.

На практике возникает вопрос:

Надо ли доначислить амортизацию за период эксплуатации такого объекта?

Считаем, что надо. Если амортизацию не доначислить, то будут искажены показатели финотчетности. Ведь балансовая стоимость актива на момент оприходования будет завышена. В учете доначисленная амортизация отражается так:

  • за текущий отчетный год – записью Дт 23, 91–94 – Кт 13 «Износ (амортизация)»;
  • за прошлые отчетные годы – проводкой Дт 44 «Нераспределенные прибыли (непокрытые убытки)» – Кт 13. Такой порядок исправления ошибок прошлых лет определен п. 4 П(С)БУ 6.

Если выявлены объекты ОС или ПНМА, которые были получены бесплатно, и это подтверждено документами, то при оприходовании таких объектов делается запись Дт 10, 11 – Кт 424 «Бесплатно полученные необоротные активы». При этом сальдо дополнительного капитала увеличивается на сумму, равную справедливой стоимости бесплатно полученного объекта. Расходы, связанные с доведением объекта до состояния, в котором он пригоден к эксплуатации, не относятся к дополнительному капиталу и включаются в состав первоначальной стоимости проводками Дт 15 – Кт 63; Дт 10, 11 – Кт 15 (п. 13 Методрекомендаций № 561).

Доначисление амортизации за период эксплуатации проводится так. Если объект ОС бесплатно получен:

  • за текущий отчетный год – то сумма доначисленной амортизации отражается в учете записью Дт 23, 91–94 – Кт 13 с одновременной записью Дт 424 – Кт 745 «Доход от бесплатно полученных активов». Доход признается в размере той части амортизации, которая рассчитывается исходя из справедливой стоимости объекта ОС;
  • за прошлые отчетные годы – тогда сумма доначисленной амортизации отражается проводками Дт 44 – Кт 13 (в сумме начисленной амортизации), Дт 424 – Кт 44 (в сумме дохода от бесплатно полученных активов).

Налог на прибыль. Суммы амортизации ОС, доначисленные за прошлые отчетные периоды, повлияют на величину налога на прибыль за такие периоды. Они считаются ошибкой, для исправления которой подается уточняющая декларация. То же самое можно сказать и о доходе, начисляемом по бесплатно полученным объектам ОС проводкой Дт 424 – Кт 745 (или Дт 424 – Кт 44).

Заметим, что плательщики налога на прибыль, корректирующие финрезультат на налоговые разницы, должны отражать амортизацию с учетом норм п. 138.1–138.3 НК.

НДС. Суммы НДС, уплаченные (начисленные) в связи с приобретением объекта ОС, которые ранее не были учтены, предприятие – плательщик НДС имеет право включить в состав налогового кредита. Обязательное условие – наличие налоговой накладной, составленной и зарегистрированной поставщиком в ЕРНН, с даты составления которой не прошло 1 095 дней (п. 198.6 НК).

Учет недостач и порчи ОС

Рассмотрим ситуацию, когда в ходе инвентаризации выявлены недостачи объектов ОС или ПНМА вследствие кражи и иного выбытия по неустановленным причинам, а также порча объектов ОС или ПНМА и непригодность их к дальнейшей эксплуатации.

В этой ситуации в учете отражается ликвидация объекта ОС или ПНМА.

Бухгалтерский учет. Списание недостающих (или ликвидирующихся) объектов ОС сопровождается проводками: Дт 976 «Списание необоротных активов» – Кт 10 (в сумме остаточной стоимости), Кт 13 – Дт 10 (в сумме начисленного износа).

Одновременно такая сумма отражается на забалансовом субсчете 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей». Если виновные лица будут установлены, остаток по субсчету 072 уменьшается. Одновременно сумма компенсации ущерба виновным лицом отражается записью Дт 375 «Расчеты по возмещению причиненного ущерба» – Кт 746 (в сумме, подлежащей возмещению).

Допустим, в ходе инвентаризации установлена необходимость списать какую-либо составляющую объекта ОС, без которой он может выполнять свои функции. Тогда проводится частичная ликвидация. При этом первоначальная (переоцененная) стоимость объекта ОС и износ уменьшаются на сумму первоначальной (переоцененной) стоимости и износа ликвидированной части объекта (п. 35 П(С)БУ 7).

Обратите внимание! Если при ликвидации испорченного объекта ОС предприятие приходует запасы, пригодные к дальнейшему использованию, их оприходование отражается записью Дт 209 «Прочие материалы» – Кт 746 «Прочие доходы».

Налог на прибыль. Налогоплательщики, которые проводят корректировки, предусмотренные НК, должны финрезультат до налогообложения (п. 138.1, 138.2 НК):

  • увеличить на остаточную стоимость объекта ОС, определенную по правилам бухучета;
  • уменьшить на остаточную стоимость объекта ОС, рассчитанную по данным налогового учета.

НДС. При ликвидации объекта ОС налоговые обязательства по НДС не начисляются, если такая ликвидация (абзац второй п. 189.9 НК):

  • связана с уничтожением или разрушением ОС в результате действия обстоятельств непреодолимой силы. Документальным подтверждением таких обстоятельств может быть, например, сертификат Торгово-промышленной палаты;
  • осуществляется без согласия плательщика НДС (в т. ч. в случае хищения объекта). Однако при этом факт хищения должен быть подтвержден документом, выданным правоохранительными органами (выпиской из Единого реестра судебных решений).

Какими еще документами, кроме сертификата ТПП, можно подтвердить причину ликвидации ОС, которая позволит не начислять НДС?

Другие возможные документы, подтверждающие факты уничтожения, разрушения, порчи, хищения объекта ОС, при наличии которых можно не начислять налоговые обязательства по НДС, указаны в Обобщающей налоговой консультации, утвержденной приказом Минфина от 03.08.18 г. № 673 (далее – ОНК № 673).

В каком еще случае НДС не начисляется?

НДС не начисляется также, если органу ГФС представлен документ, свидетельствующий об уничтожении, разборке или преобразовании объектов ОС другими способами, в результате чего они не могут быть использованы по первоначальному назначению. В качестве такого документа могут выступать акты типовых форм № ОЗ-3 «Акт списания основных средств» или № ОЗ-4 «Акт на списание автотранспортных средств», утвержденные приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352 «Об утверждении типовых форм первичного учета» (далее – Приказ № 352), а также документы произвольной формы (см. ОНК № 673). Такие документы должны быть подписаны комиссией, созданной на предприятии, и однозначно свидетельствовать о невозможности использовать объекты ОС по первоначальному назначению. Порядок предъявления этих документов органу ГФС не установлен. Поэтому плательщик обязан предъявить их либо по собственной инициативе, либо по запросу ГФС (см. ОНК № 673).

Когда при ликвидации начисляются налоговые обязательства по НДС?

Если все вышеуказанные условия не выполняют ся – значит, при ликвидации объекта ОС придется начислить налоговые обязательства по НДС исходя из обычной цены объекта ОС, но не ниже его балансовой стоимости на момент ликвидации (абзац первый п. 189.9 НК). При этом обычная цена объекта ОС определяется по правилам пп. 14.1.213 НК (в общем случае – в размере рыночной стоимости такого объекта) (см. ОИР, категория 101.07).

На заметку! Пункт 198.5 НК при ликвидации объекта ОС не применяется.

При оприходовании запасов и прочих ТМЦ, полученных от разборки ликвидируемого объекта ОС, налоговые обязательства по НДС не начисляются (п. 189.10 НК).

Обратите внимание! По мнению ГФС, для МНМА правила п. 189.9 НК не применяются, поскольку согласно п. 5 П(С)БУ 7 они формируют отдельную группу необоротных активов (см. ОИР, категория 101.04). Поэтому при их ликвидации вследствие кражи (порчи) необходимо начислить налоговые обязательства по НДС согласно п. 198.5 НК. А база налогообложения будет определяться согласно п. 189.1 НК в размере балансовой (остаточной) стоимости МНМА на начало периода, в котором объект МНМА ликвидируется. При этом ГФС разрешает не начислять налоговые обязательства, если стоимость списываемых МНМА включается в цену реализуемой готовой продукции.

Если лицо, виновное в недостаче или порче объекта ОС, установлено и покрывает ущерб?

В данном случае по мнению ГФС с точки зрения НДС такая операция рассматривается как поставка объекта ОС такому лицу с налогообложением по п. 188.1 НК (см. ОИР, категория 101.15). При этом п. 189.9 НК не применяется (если до получения компенсации при ликвидации объекта ОС были начислены налоговые обязательства по НДС согласно п. 189.9 НК, то они подлежат корректировке).

Пример
В ходе инвентаризации в помещении магазина было выявлено, что:

  • торговые витрины, числящиеся в бухгалтерском учете в количестве 2 шт., есть в наличии и находятся в удовлетворительном состоянии;
  • в помещении магазина находится неучтенный объект ОС – холодильный шкаф Aspen. Документы, подтверждающие факт его приобретения, отсутствуют. Справедливая стоимость объекта установлена в сумме 40 000 грн.;
  • отсутствует один из двух кондиционеров Ismus. На дату инвентаризации балансовая стоимость каждого кондиционера в налоговом и бухгалтерском учете – одинаковая, составляет 6 000 грн., первоначальная стоимость – 15 000 грн. Информация о краже объекта ОС в органы внутренних дел не подавалась. Документ, подтверждающий уничтожение ОС и невозможность его использования по первоначальному назначению, – отсутствует, виновное лицо не найдено. Рыночная стоимость такого кондиционера в аналогичном состоянии составляет 4 000 грн.

В учете результаты инвентаризации отражаются так:

(грн.)


п / п

Содержание операции

Первичные документы

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

1

Зачислен на баланс предприятия выявленный в ходе инвентаризации неучтенный холодильный шкаф Aspen по справедливой стоимости

Акт типовой формы № О3-1*, бухгалтерская справка

10

746

40 000

2

Начислена амортизация (условно)**

Ведомость начисления амортизации

91

131

1 000

3

Выявлена в ходе инвентаризации недостача кондиционера Ismus

Инвентаризационная опись, сличительная ведомость

072

6 000

4

Списана сумма амортизации

Бухгалтерская справка

13

10

9 000

5

Списана остаточная стоимость кондиционера Ismus

976

10

6 000

6

Начислены налоговые обязательства по НДС исходя из балансовой стоимости кондиционера Ismus*** (6 000 х 20 %)

Налоговая накладная

976

641

1 200

* Утверждена Приказом № 352.
** Амортизация начисляется со следующего месяца после оприходования объекта ОС исходя из его первоначальной стоимости и ожидаемого срока полезного использования.
*** Налоговые обязательства по НДС начислены исходя из балансовой стоимости объекта ОС, поскольку она превышает рыночную стоимость этого объекта. Такие налоговые обязательства включаются в состав расходов предприятия (п. 1.3 Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 01.07.97 г. № 141).

По данным примера заполним инвентаризационную опись и сличительную ведомость по формам, утвержденным Приказом № 572 (см. фрагменты 1 и 2).

1 из 2

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2268 грн. / год

Купить

Лучшие материалы

Инвентаризация основных средств – завершаем отчетный год