Обжалуем решение ГНС в административном порядке: правила и сроки
Если налогоплательщик не согласен с решением налогового органа, то сначала его можно обжаловать в административном порядке. А уже в случае получения неудовлетворительного решения есть смысл обращаться в суд. В отличие от процедуры судебного обжалования, подача жалобы в административном порядке является бесплатной, следовательно, плательщику не придется платить судебный сбор и тратиться на юридическое сопровождение иска. В консультации мы подробно рассмотрим процедуру административного обжалования решения налогового органа.
Общие правила обжалования
Какие решения органа ГНС разрешено обжаловать в административном порядке?
Процедура административного обжалования решения контролирующего органа является досудебным порядком разрешения спора. Налогоплательщик имеет право либо сразу обратиться в суд, либо обжаловать решение органа ГНС в административном порядке (ст. 56 Налогового кодекса, далее – НК).
Решение об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки (далее – НН, РК) в Едином реестре налоговых накладных обжалуются с учетом особенностей, предусмотренных п. 56.23 НК и Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165.
Важно: решение налогового органа, обжалованное в судебном порядке, не подлежит обжалованию в административном порядке (п. 56.18 НК). Поэтому следует понимать, что если сразу пойти в суд, урегулировать спор в досудебном порядке не получится, если вдруг суд примет решение не в пользу налогоплательщика. Поэтому целесообразно сначала применить процедуру административного обжалования.
Помните! Обжаловать нужно не акт проверки, а вынесенное органом ГНС налоговое уведомление-решение (далее – НУР). |
Какие решения ГНС не подлежат обжалованию?
В административном порядке не обжалуются (п. 4 разд. I Порядка, утвержденного приказом Минфина от 21.10.2015 № 916, далее – Порядок № 916):
- денежные обязательства, самостоятельно определенные налогоплательщиком;
- решения контролирующих органов, обжалованные плательщиком в судебном порядке.
Куда подается жалоба на решение контролирующего органа?
Жалоба подается в контролирующий орган вышестоящего уровня (п. 56.2 НК). Таковым является Государственная налоговая служба Украины.
Вместе с жалобой следует прислать органу ГНС, принявшему НУР, уведомление о том, что плательщик обжалует его решение (п. 56.5 НК). Уведомление составляется в произвольной форме и может иметь, например, следующую формулировку: «Доводимо до вашого відома, що податкове повідомлення-рішення від 08.12.2024 № 000001234567 оскаржено ТОВ «Промінь» в ДПС України в порядку і строки, установлені ст. 56 Податкового кодексу».
В течение какого срока подается жалоба?
Подать жалобу на НУР можно в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения плательщиком такого решения (п. 56.3 НК).
В течение 30 календарных дней (далее – к. д.) после дня получения плательщиком соответствующего решения можно обжаловать (п. 2 разд. III Порядка № 916):
- самостоятельное определение органом ГНС денежного обязательства налогоплательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства;
- суммы налоговых обязательств по налогу на имущество, начисленные контролирующим органом физлицам;
- решение о распределении денежных обязательств или налогового долга между налогоплательщиками, возникшими в результате реорганизации;
- решение органа ГНС о погашении денежных обязательств или налогового долга, обеспеченных налоговым залогом (до проведения реорганизации);
- решение об установлении солидарной ответственности за уплату денежных обязательств плательщика, находящегося в стадии реорганизации, в отношении всех лиц, которые будут созданы в процессе такой реорганизации, что влечет за собой применение режима налогового залога в отношении всего имущества таких лиц;
- решение о распространении права налогового залога на имущество налогоплательщика, созданного путем объединения других плательщиков, если один из них или более имели денежные обязательства или налоговый долг, обеспеченный налоговым залогом.
К сведению: если последний день подачи жалобы на решение налогового органа приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока ее подачи будет первый после выходного или праздничного рабочий день (п. 3 разд. III Порядка № 916). |
Плательщик пропустил 10-дневный срок для обжалования. Можно ли его восстановить?
Если пропуск этого срока произошел по уважительным причинам, то налогоплательщик в течение шести месяцев со дня истечения 10-дневного срока может ходатайствовать о его восстановлении. Для этого вместе с жалобой подается ходатайство о восстановлении пропущенного срока и копии документов, подтверждающих уважительность причин его пропуска (при наличии). Кроме того, на такое ходатайство можно указать в самой жалобе (п. 4 разд. III Порядка № 916).
Если контролирующий орган вышестоящего уровня признает причины пропуска срока, указанные в ходатайстве, уважительными, он восстановит пропущенный срок. А если плательщику будет отказано в восстановлении пропущенного срока, жалоба возвращается с указанием причин возврата (п. 56.7 НК).
Для справки: НК не содержит исчерпывающий перечень уважительных причин пропуска срока обжалования, поэтому этот вопрос передается на усмотрение должностных лиц ГНС. |
Порядок оформления жалобы на решение органа ГНС
Какие требования установлены к форме жалобы?
Согласно п. 56.3 НК жалоба подается в ГНС в письменной или электронной форме средствами электронной связи, при необходимости – с надлежащим образом заверенными копиями документов, расчетами и доказательствами, которые налогоплательщик считает необходимым предоставить с учетом требований п. 44.6 НК (см. образец в конце консультации).
Жалоба может быть изложена в произвольной форме, однако должна содержать информацию, предусмотренную п. 1 разд. IV Порядка № 916, а именно:
- Ф. И. О./наименование налогоплательщика, его адрес;
- наименование адресата – ГНС;
- реквизиты обжалуемого НУР (номер и дата);
- основания, по которым обжалуется НУР, то есть почему плательщик считает, что НУР является неправомерным;
- обоснование несогласия плательщика с НУР со ссылкой на нормы законодательства;
- требования и ходатайство плательщика, подающего жалобу;
- сведения об уведомлении органа ГНС, НУР которого обжалуется, о подаче жалобы в ГНС;
- сведения об обжаловании решения органа ГНС в суде;
- адрес, на который следует отправить решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы (на практике достаточно указать адрес плательщика);
- перечень документов, прилагаемых к жалобе.
Имейте в виду! Если жалобу подписывает представитель налогоплательщика, к ней следует добавить заверенную копию документа, подтверждающего его полномочия. |
Каким способом можно подать жалобу?
Жалоба подается одним из таких способов (п. 1 разд. V Порядка № 916):
1. Непосредственно в контролирующий орган, который будет рассматривать жалобу. В этом случае днем подачи жалобы считается день ее фактического получения контролирующим органом.
2. Отправляется по почте с уведомлением о вручении и описанием вложения. Тогда днем подачи жалобы считается дата получения отделением почтовой связи от плательщика отправления с такой жалобой (дата указывается в уведомлении о вручении или на конверте). Если определить дату получения жалобы почтовым отделением невозможно (уведомление о вручении или отпечаток штемпеля на конверте, бандероли отсутствуют), днем подачи жалобы считается день ее поступления в контролирующий орган.
3. В электронной форме средствами электронной связи. Этим способом пользуются плательщики, которые представляют отчетность в электронной форме и/или прошли электронную идентификацию онлайн в электронном кабинете, с соблюдением требований Законов от 22.05.2003 № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте» (далее – Закон № 851) и от 05.10.2017 № 2155-VIII «Об электронной идентификации и электронных доверительных услугах» (далее – Закон № 2155).
Для этого налогоплательщику нужно зайти в меню «Листування з ДПС» приватной части электронного кабинета и отправить письмо (запрос и т. п.) в соответствующий орган ГНС, в частности жалобу в ГНС. Нужно заполнить или выбрать из предложенных реквизитов регион, в котором расположен орган ГНС, орган ГНС, в который отправляется письмо (запрос и т. п.), тип документа, тематику обращения, краткое содержание письма и сканированный документ, который необходимо загрузить (файл должен быть в формате pdf размером не более 5 Мб). Отправленные письма можно просмотреть во вкладке «Вихідні документи» меню «Вхідні/вихідні документи».
В течение одного рабочего дня после отправки письма плательщику сообщают входящий регистрационный номер и дату регистрации запроса в органе ГНС, в который этот запрос направлен. Информацию о получении и регистрации писем в налоговом органе пользователь может просмотреть во вкладке «Вхідні» меню «Вхідні/вихідні документи» приватной части электронного кабинета.
В каком виде подается жалоба на решение комиссии регионального уровня об отказе в регистрации НН или РК?
Жалоба на остановку регистрации НН/РК с приложениями к ней (при наличии) подается в электронном виде (идентификатор формы – J/F1313205) средствами электронной связи (п. 5 Порядка № 1165), так как такая остановка осуществляется не по результатам проверки и имеет свой порядок обжалования.
Для того чтобы приложить к жалобе копии документов, нужно создать документ произвольного формата (идентификатор формы – J/F1360102).
После поступления жалобы плательщику будет отправлена первая квитанция. Затем производится автоматическая проверка части реквизитов, указанных в п. 10 Порядка № 1165 (ОИР, категория 101.18). И если эти данные не соответствуют данным, имеющимся в налоговой, то жалоба не будет принята из-за отсутствия в органе ГНС данных, приведенных в жалобе. Жалобу можно будет подать повторно, исправив неточности.
Имеет ли право налогоплательщик обжаловать несколько решений налогового органа в одной жалобе?
Да, имеет, поскольку действующим законодательством ограничения по этому вопросу не установлены. Такой позиции придерживается и ГНС (см. ОИР, категория 127.01).
Рассмотрение жалобы налогоплательщика
В каком порядке рассматривается жалоба?
Процедура рассмотрения жалобы изложена в п. 56.8, 56.9 НК и разд. VII Порядка № 916. По общему правилу ГНС должна рассмотреть жалобу и прислать мотивированное решение в течение 20 к. д., следующих за днем получения жалобы.
Следует знать! Если последний день срока принятия решения выпадает на выходной или праздничный день, то таким последним днем будет считаться первый после выходного или праздничного рабочий день. |
В отдельных случаях установленный срок принятия решения по жалобе может быть продлен до 60 к. д. О продлении такого срока налогоплательщик должен быть уведомлен в письменной форме до истечения 20 дней.
Мотивированный ответ на жалобу направляется плательщику по почте по адресу, указанному в жалобе, а при отсутствии в жалобе такого адреса – по налоговому адресу плательщика, с уведомлением о вручении или выдается плательщику (его представителю) под подпись о получении.
Полезная информация: если мотивированное решение по жалобе не отправляется плательщику в течение 20 дней (или решение о продлении рассмотрения жалобы не было отправлено до окончания 20 дней) или в течение срока, продленного по решению уполномоченного лица ГНС, то такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу плательщика с дня, следующего за последним днем этих сроков.
Может ли налогоплательщик присутствовать при рассмотрении жалобы?
Да, может (п. 1 разд. VI Порядка № 916, п. 101 Порядка № 1165). Налогоплательщик, подавший жалобу, имеет право участвовать в рассмотрении материалов жалобы лично или через своего представителя в режиме видеоконференции для предоставления устных объяснений. Для этого в форме жалобы в поле «залучення до участі у розгляді скарги в режимі відеоконференції» ему нужно сделать соответствующую отметку, а ниже указать Ф. И. О. лица, которое будет участвовать в рассмотрении жалобы со стороны плательщика.
Не позднее чем за 5 к. д. до даты рассмотрения материалов жалобы налогоплательщику направляется уведомление о его участии в процедуре рассмотрения (приложение 8 к Порядку № 1165) с указанием ее даты и времени и соответствующей ссылки для подключения к видеоконференции техническими средствами электронных коммуникаций с соблюдением требований НК, Законов № 851 и № 2155. Аналогичное правило содержится и в п. 2 разд. IV Порядка №916.
Уведомление о рассмотрении материалов жалобы в режиме видеоконференции направляется в электронном виде в электронный кабинет налогоплательщика (п. 2 разд. IV Порядка № 916).
Кроме того, во время рассмотрения жалобы налогоплательщик имеет право:
- высказывать свое мнение по вопросам, возникающим в процессе такого рассмотрения;
- представлять документы, пояснения, доводы, относящиеся к предмету жалобы;
- до принятия решения по жалобе отозвать ее полностью или частично путем направления письменного заявления в контролирующий орган, который ее рассматривает;
- получать информацию о рассмотрении жалобы и решении по результатам ее рассмотрения;
- знакомиться с материалами проверки и административного обжалования в электронной и письменной форме, делать с них копии, выписки с помощью технических средств;
- осуществлять техническую фиксацию заседания по рассмотрению материалов жалобы с помощью фото- и киносъемки, видео- и звукозаписи;
- взаимодействовать с контролирующим органом в режиме видеоконференции с целью предоставления устных пояснений;
- заявлять ходатайства, касающиеся предмета рассмотрения жалобы, в том числе:
– об участии и предоставлении объяснений при рассмотрении материалов жалобы лицами, которые проводили проверку, принимали решения (совершали действия) или принимали участие в принятии обжалуемого решения;
– о присутствии при рассмотрении материалов жалобы с участием налогоплательщика представителей СМИ (в случае публичного рассмотрения материалов жалобы).
Какое решение может принять налоговый орган по результатам рассмотрения жалобы?
По результатам рассмотрения жалобы налоговый орган принимает одно из таких решений (п. 2 разд. IX Порядка № 916):
- полностью удовлетворить жалобу налогоплательщика и отменить обжалуемое решение налогового органа;
- частично удовлетворить жалобу налогоплательщика и в отдельной части отменить обжалуемое решение налогового органа;
- увеличить (уменьшить) сумму денежного обязательства;
- оставить жалобу без удовлетворения, а обжалуемое решение без изменений.
В каких случаях контролирующий орган может оставить жалобу без рассмотрения?
Согласно п. 4 разд. VIII Порядка № 916 налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения, если:
- она не подписана налогоплательщиком (его представителем) или к ней не прилагаются должным образом заверенные документы, подтверждающие полномочия представителя на подписание жалобы;
- жалоба подана с пропуском установленного срока ее подачи, кроме случаев возможного восстановления таких сроков;
- жалоба поступила в орган ГНС, который не уполномочен ее рассматривать;
- до момента принятия решения по жалобе от подавшего ее налогоплательщика получено заявление об отзыве (полном/частичном) жалобы;
- налогоплательщик обратился в суд с исковыми требованиями об обжаловании решения контролирующего органа, являющегося предметом административного обжалования;
- налогоплательщик ранее уже обращался в контролирующий орган с жалобой по аналогичному вопросу.
Когда прекращается процедура административного обжалования?
Процедура административного обжалования прекращается, а денежное обязательство налогоплательщика считается согласованным (п. 56.17 НК):
- в день, следующий за последним днем срока подачи жалобы в административном порядке, если жалоба не была подана в установленный срок;
- день получения налогоплательщиком решения контролирующего органа о полном удовлетворении его жалобы;
- день получения налогоплательщиком решения ГНС;
- день обращения налогоплательщика в контролирующий орган с заявлением об отсрочке/рассрочке денежных обязательств, которые обжаловались.
Образец
Державна податкова служба України Товариство з обмеженою відповідальністю «Карамель» Скарга Головним управлінням ДПС у Тернопільській області (далі – орган ДПС) за зверненням платника податків була проведена документальна позапланова виїзна перевірка Товариства з обмеженою відповідальністю «Карамель» (далі – ТОВ «Карамель») із питань дотримання податкового, валютного та іншого законодавства за період із 01.01.2022 по 31.12.2022. За результатами перевірки відповідачем складено акт від 18.11.2024 № 123/10-06-14-01/675849390 (далі – акт перевірки), згідно з висновками якого встановлено порушення ТОВ «Карамель» вимог податкового законодавства, а саме: 1) п. 198.1, ст. 209 Податкового кодексу України (далі – ПК), що призвело:
Такі висновки орган ДПС пов’язує з фактом відсутності реального здійснення господарських операцій між ТОВ «Карамель» і ТОВ «Світанок», ТОВ «Місяць». На думку перевіряльників, контрагенти ТОВ «Карамель» не мали реальних можливостей для здійснення господарських операцій із постачання товарів, оскільки в них не було товарних потужностей завершити укладені з ТОВ «Карамель» договори постачання товарів. При цьому продавці не купували і не виробляли відповідні товарно-матеріальні цінності . Тож податковий орган дійшов висновку про безтоварність господарських операцій між ТОВ «Карамель» і ТОВ «Світанок», ТОВ «Місяць». Тому ТОВ «Карамель» не мало права відображати в складі податкового кредиту ПДВ за податковими накладними, отриманими від ТОВ «Світанок» на суму 290 886,60 грн і від ТОВ «Місяць» на суму 1 453 433,00 грн. На підставі висновків акта перевірки відповідач прийняв податкове повідомлення-рішення від 06.12.2024 № 0002376511. Платник податків не згоден із висновками, викладеними в акті перевірки, з огляду на таке. ТОВ «Карамель» дотримувалося спеціальних вимог щодо документального підтвердження сум, віднесених до податкового кредиту на підставі податкових накладних, виданих контрагентами, які на час здійснення господарських операцій були зареєстровані в установленому законодавством порядку. Товари, отримані ТОВ «Карамель» за укладеними договорами, були використані для провадження власної господарської діяльності. Податковий орган, обґрунтовуючи прийняте спірне податкове повідомлення-рішення, не навів обставин, які б підтвердили безтоварність операцій, а тільки вказав на відсутність товарно-транспортних накладних (далі – ТТН), сертифікатів якості на товар від виробника. Згідно зі ст. 909 Цивільного кодексу України за договором перевезення вантажу одна сторона (перевізник) зобов’язується доставити довірений їй другою стороною (відправником) вантаж до пункту призначення та видати його особі, яка має право на одержання вантажу (одержувачеві), а відправник зобов’язується сплатити за перевезення вантажу встановлену плату. Укладення договору перевезення вантажу підтверджується складанням транспортної накладної (коносамента або іншого документа, встановленого транспортними кодексами/статутами). Крім того, Законом від 05.04.2001 № 2344-ІІІ «Про автомобільний транспорт», зокрема ст. 48, передбачено, що внутрішнє перевезення вантажів має бути документально оформлено ТТН або іншим визначеним законодавством документом на вантаж. ТТН є документом, який складається вантажовідправником для оформлення перевезень вантажів відповідно до укладеного договору та використовується для проведення остаточних розрахунків за надані послуги з перевезення вантажів. Правильно оформлена ТТН має бути у водія транспортного засобу під час здійснення перевезень вантажів за договором перевезення. Слід зазначити, що за Законом від 16.07.1999 № 996-XIV «Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні» підставою для бухгалтерського обліку господарських операцій є первинні документи. Правилами перевезень вантажів автомобільним транспортом в Україні, затвердженими наказом Міністерства транспорту від 14.10.1997 № 363 (далі – Правила № 363), установлено, що товарно-транспортна документація – це комплект юридичних документів, на підставі яких здійснюють облік, приймання, передання, перевезення, здавання вантажу та взаємні розрахунки між учасниками транспортного процесу. ТТН – єдиний для всіх учасників транспортного процесу документ, який призначений для обліку товарно-матеріальних цінностей на шляху їх переміщення, розрахунків за перевезення вантажу, виконаної роботи та є одним із документів, що може використовуватися для списання товарно-матеріальних цінностей, оприбуткування, складського, оперативного та бухгалтерського обліку, може бути складений у паперовій та/або електронній формі та має містити обов’язкові реквізити, передбачені Правилами № 363. При перевезенні вантажів на договірних засадах суб’єкт господарювання зобов’язаний оформити ТТН. При цьому заміна ТТН будь-яким іншим документом довільної форми не допускається. Також Правила № 363 передбачають використання суб’єктами господарювання різних форм ТТН для перевезення різних вантажів (молочної сировини, етилового спирту, нафтопродуктів та ін.). Таким чином, ТТН підтверджує факт надання послуг із перевезення товарів (якщо воно здійснюється на договірних умовах), документує рух матеріальних цінностей та є одним із доказів реальності господарської операції з постачання товарів. Утім, відсутність ТТН не може бути достатньою підставою вважати господарську операцію такою, що не відбулася, а причини відсутності ТТН у кожному конкретному випадку мають бути досліджені податковим органом. Тому питання наявності ТТН, а також правильності її оформлення має оцінюватися в сукупності з іншими документами, створеними в процесі здійснення господарської операції. Усі необхідні первинні документи за операціями з постачання товарів (податкові накладні, акти приймання-передачі товару), а також договори постачання були надані перевіряльникам під час проведення податкової перевірки. ТОВ «Карамель» не порушило вимоги податкового законодавства. Виходячи з викладеного та керуючись ст. 19 Конституції України, ст. 56 Податкового кодексу, просимо задовольнити цю скаргу та скасувати повністю податкове повідомлення-рішення від 06.12.2024 № 0002376511. Додатки:
09.08.2023 |
Комментарии к материалу