• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Обязательно ли допускать налоговиков к проведению инвентаризации

16.05.2019 1010 0 0

Во время выездных проверок налоговики часто требуют провести инвентаризацию основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, а также включить их в инвентаризационную комиссию в качестве наблюдателей и ознакомить с графиком проведения инвентаризации. Обычно такое требование также содержит просьбу предоставить: перечень имущества, находящегося в собственности предприятия; акты инвентаризации основных средств и необоротных материальных активов с приказами о создании соответствующих инвентаризационных комиссий за период, охватываемый проверкой; оборотно-сальдовые ведомости; инвентаризационные карточки, акты приема-передачи (ввода в эксплуатацию); договоры аренды.

В связи с этим возникают вопросы:

  • можно ли не допустить фискалов к проведению инвентаризации и какими будут последствия такого недопуска;
  • почему требование о проведении инвентаризации подписывают лица из подразделений, не имеющих отношения к вопросам проверки, и является ли это основанием непроведения инвентаризации?

Выясним эти вопросы подробно.


Риски непроведения инвентаризации по требованию налоговиков

Контролирующие органы имеют право требовать при проведении проверок от налогоплательщиков проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличности. Это предусмотрено пп. 20.1.9 Налогового кодекса (далее – НК).

Согласно п. 94.1 НК исключительным способом обеспечения выполнения налогоплательщиком его обязанностей, определенных законом, является административный арест его имущества.

Арест имущества может быть применен, если налогоплательщик (его должностные лица или лица, осуществляющие наличные расчеты и/или ведут деятельность, подлежащую лицензированию) отказывается от проведения в соответствии с требованиями НК инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств (снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличности) (пп. 94.2.8 НК).

То есть одним из оснований для применения ареста имущества налогоплательщика является отказ от проведения инвентаризации.

Таким образом, контролирующий орган имеет право требовать от налогоплательщика провести такое мероприятие, как инвентаризацию, а налогоплательщик обязан провести такую инвентаризацию.

Устоявшаяся судебная практика однозначно свидетельствует о том, что отказ от проведения инвентаризации, даже при наличии объективных причин, приводит к негативным последствиям – применению ареста имущества налогоплательщика.

Поэтому во избежание таких последствий инвентаризацию по требованию работников ГФС необходимо проводить.

Как должно быть оформлено требование о проведении инвентаризации

Порядок проведения инвентаризации урегулирован Положением об инвентаризации активов и обязательств, утвержденным приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879 (далее – Положение № 879).

В соответствии с абзацем шестым п. 7 разд. I Положения № 879 проведение инвентаризации обязательно, в частности, на основании надлежащим образом оформленного документа органа, который в соответствии с законом имеет право требовать проведения такой инвентаризации. Инвентаризация должна начаться в срок и в объеме, указанных в этом надлежащим образом оформленном документе, но не ранее дня получения предприятием соответствующего документа.

Нормами НК и нормативно-правовыми актами, принятыми в целях его реализации, не предусмотрены требования к оформлению и содержанию такого документа, как требование о проведении инвентаризации. Также законодательство не содержит положений, устанавливающих субъектный состав лиц, имеющих право составлять и направлять такие требования.

Поэтому требование о проведении инвентаризации оформляется отдельным документом в произвольной форме с указанием объемов и сроков проведения инвентаризации с соблюдением типовой инструкции по делопроизводству и отправляется (вручается) налогоплательщику в порядке ст. 42 НК.

Таким образом, подпись требования работниками подразделений, не имеющими отношения к вопросам проверки (например, погашение долга с физических лиц), не является основанием для непроведения инвентаризации.

Обязательно ли привлекать налоговиков к инвентаризации на основании их требования

В соответствии с п. 1 разд. ІІ Положения № 879 для проведения инвентаризации на предприятии распорядительным документом руководителя предприятия создается инвентаризационная комиссия из представителей аппарата управления предприятия, бухгалтерской службы (представителей аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, субъекта предпринимательской деятельности – физического лица, осуществляющего ведение бухгалтерского учета на предприятии на договорных основах) и опытных работников предприятия, которые знают объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеры, технологи, механики, исполнители работ, товароведы, экономисты, бухгалтеры). Инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный руководителем предприятия.

В случае проведения инвентаризации по судебному решению или на основании надлежащим образом оформленного документа органа, который в соответствии с законом имеет право требовать проведения такой инвентаризации, должностные лица соответствующего органа (по их согласию) могут присутствовать при проведении инвентаризации.

Из содержания указанной нормы Положения № 879 следует, что присутствие должностных лиц органа, оформившего требование о проведении инвентаризации, не обязательно.

Если рассматривать эту норму в контексте применения вышеупомянутых положений НК, то можно сделать вывод, что необходимым основанием для применения ареста имущества в соответствии с пп. 94.2.8 НК есть отказ налогоплательщика вообще от проведения инвентаризации, а не отказ от ее проведения в присутствии должностных лиц контролирующего органа.

Такие выводы подтверждаются практикой Верховного Суда (постановление от 13.02.19 г. по делу № 820/817/17) и постановлениями судов апелляционных инстанций от 13.03.19 г. по делу № 520/11047/18, от 06.02.19 г. по делу № 520/11046/18.

Итак, оснований для применения административного ареста имущества в соответствии со ст. 94 НК не будет в случае проведения плательщиком инвентаризации по требованию налоговиков, даже без их привлечения к такой инвентаризации.

Верховный Суд отмечает, что даже наличие расхождений в зафиксированных показателях инвентаризационной описи в понимании п. 94.2 НК не служит основанием для применения административного ареста имущества налогоплательщика, а вопросы достоверности проведенной инвентаризации и ее показателей не являются предметом исследования по делам данной категории.

Таким образом, в случае обстоятельств, при которых присутствие налоговиков во время проведения инвентаризации нежелательно, предприятие может провести ее своими силами. Однако о назначении комиссии по проведению инвентаризации и ее результатах (материалах инвентаризации) фискалов следует уведомить официально. Сроки и объемы информации, предоставляемой налоговикам, должны определяться в каждом конкретном случае отдельно, в зависимости от конкретных обстоятельств.

Проведение таких мероприятий предотвратит применение административного ареста имущества предприятия, а в случае направления фискалами соответствующего представления в суд перспектива решения спора будет в пользу предприятия.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2592 грн. / год

Купить

Лучшие материалы