• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

О чем следует знать должностному лицу, привлекаемому к админответственности


Что произошло: по результатам проверки орган ГФС пришел к выводу о нарушении предприятием налогового законодательства, был составлен акт. На основании акта принято налоговое уведомление-решение, которым предприятию доначислено денежное обязательство по налогу. Предприятие обжаловало это уведомление-решение в судебном порядке. Кроме того, орган ГФС усмотрел в действиях директора и бухгалтера предприятия состав административного правонарушения, что было зафиксировано в протоколе об административном правонарушении.

Какие могут быть последствия: результатом рассмотрения дела об административном правонарушении может быть наложение на должностных лиц предприятия административного взыскания.

Что интересует должностных лиц предприятия: как необходимо действовать при составлении органом ГФС протокола об административном правонарушении, как защитить свои интересы при рассмотрении дела об административном правонарушении и что делать в случае несогласия с постановлением по делу об административном правонарушении.


Рассмотрим вышеописанную ситуацию и ответим на вопросы.

Что такое протокол об административном правонарушении и что должно быть в нем отражено?

Протокол об административном правонарушении – это документ, которым фиксируется факт совершения административного правонарушения. Протокол является основным документом, на основании которого в дальнейшем налоговой инспекцией или судом будет приниматься решение о привлечении виновного лица к административной ответственности. Требования к оформлению протокола об административном правонарушении установлены ст. 256 КУоАП. Форма протокола приведена в приложении 1 к Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 02.07.16 г. № 566 (далее – Инструкция № 566). Протокол должен быть подписан двумя сторонами: должностным лицом органа ГФС, его составившим, и лицом, в отношении которого составлен этот протокол (п. 9 Инструкции № 566). Если лицо, в отношении которого составлен протокол, отказывается подписывать этот протокол, должностное лицо налоговой инспекции делает в протоколе отметку об этом (ст. 256 КУоАП).

Как действовать должностному лицу предприятия, если работник органа ГФС составляет протокол об административном правонарушении?

Должностному лицу предприятия, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, следует действовать спокойно и без спешки. Вот наши рекомендации:

1. Не отказывайтесь от дачи пояснений по сути  выявленного нарушения. Наоборот, письменно изложите свое мнение по этому поводу. Если все пояснения (замечания) невозможно уместить в самом протоколе из-за отсутствия места, рекомендуем изложить их на отдельном листе бумаги, сделав в протоколе об этом отметку. Например, таким образом: «Пояснения (возражения) к протоколу изложены письменно на отдельном листе бумаги и являются дополнением к протоколу». Только при наличии такой отметки пояснения будут считаться приложением к протоколу. Пояснения (замечания), как изложенные в самом протоколе, так и отдельно, должны быть учтены при рассмотрении дела об административном правонарушении и определения меры ответственности.

2. Внимательно прочитайте протокол, прежде чем его подписать. Не надо полагаться на уверения должностного лица органа ГФС, составившего протокол, что «там все правильно, подписывайте, не бойтесь». От сведений, указанных в протоколе, будет зависеть, привлекут или не привлекут вас к административной ответственности. А если привлекут – то за что именно и в каком размере будет наложено административное взыскание.

3. Если вы не желаете подписывать протокол, то мотивы своего отказа изложите письменно в самом протоколе.

4. Не отказывайтесь от получения второго экземпляра протокола. Напомним, что протокол об административном правонарушении составляется в двух экземплярах, один экземпляр должен быть вручен лицу, в отношении которого этот протокол составлен (п. 11 Инструкции № 566). Имея на руках свой экземпляр протокола об административном правонарушении, вы будете знать точно, в чем конкретно вас обвиняют, и сможете в дальнейшем приводить аргументы в свою защиту.

Кто вправе рассматривать дела об административных правонарушениях?

Рассматривать дела об административных правонарушениях, выявленных органами ГФС, и налагать административные взыскания на должностных лиц предприятий вправе:

  • суд – за правонарушения, предусмотренные ст. 1551, 1631, 1632, 1633, 1634 КУоАП (ст. 221 КУоАП);
  • орган ГФС – за правонарушения, предусмотренные ст. 1651, 18823 КУоАП (ст. 2342 КУоАП).

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судом или органом ГФС выносится постановление (ст. 283 КУоАП).

Что следует сделать, чтобы защитить свои интересы при рассмотрения дела об административном правонарушении?

Чтобы защитить свои интересы в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении и доказать свою невиновность, необходимо:

1. Принять участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, изложив свою позицию и доводы. Если рассматривать дело об административном правонарушении будет:

  • орган ГФС – то в этом случае дату, время и место рассмотрения дела указывают в протоколе об административном правонарушении либо извещают об этом письмом, направленным в адрес лица, привлекаемого к админответственности;
  • суд – тогда лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела повесткой не позднее чем за трое суток до дня рассмотрения дела в суде (ст. 2772 КУоАП). На практике зачастую повестки по разным причинам не доходят до адресатов либо доходят с опозданием. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие лица, обвиняемого в совершении административного правонарушения, только при условии, что этому лицу была вручена повестка. Однако на практике нередки случаи, когда суд рассматривает дело без присутствия обвиняемого, которого надлежащим образом не известили о дате и времени рассмотрения в отношении него дела об административном правонарушении. Поэтому если протокол об административном правонарушении уже составлен, лучше не поленитесь и подойдите в суд, чтобы узнать, на когда назначено рассмотрение дела.

2. Ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении (если в этом возникла необходимость).

3. Заявить ходатайство об истребовании судом дополнительных доказательств, отсутствующих в материалах дела об административном правонарушении, если самостоятельно директор или бухгалтер предприятия не может представить такие доказательства суду.

4. Заявить ходатайство о закрытии производства по делу – при наличии оснований, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Исчерпывающий перечень таких оснований приведен в ст. 247 КУоАП.

5. Представлять свои интересы самостоятельно либо воспользоваться помощью защитника – адвоката, полномочия которого должны быть подтверждены (ст. 271 КУоАП):

  • либо доверенностью на ведение дела, удостоверенной нотариусом или должностным лицом, которому согласно закону предоставлено право удостоверять доверенности;
  • либо ордером, к которому обязательно надо приложить извлечение из договора о предоставлении правовой помощи, где должны быть указаны полномочия адвоката либо ограничение его прав на совершение отдельных действий как защитника. Такое извлечение из договора должно быть заверено подписями сторон договора: директора или бухгалтера предприятия и адвоката;
  • либо договором о предоставлении правовой помощи;
  • либо доверенностью органа (учреждения), уполномоченного на предоставление бесплатной правовой помощи, если директор или бухгалтер предприятия имеет право на таковую.

Что делать, если директор или бухгалтер не согласен с постановлением о наложении административного взыскания?

Если директор или бухгалтер не согласен с постановлением о наложении административного взыскания, такое постановление может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения (ст. 289, 294 КУоАП). Порядок обжалования зависит от того, кем именно принято оспариваемое постановление. Если постановление вынесено:

  • местным (районным, районным в городе, городским или горрайонным) судом – то на это постановление можно подать апелляционную жалобу в соответствующий апелляционный суд через суд, принявший оспариваемое постановление (ст. 294 КУоАП);
  • органом ГФС – тогда можно подать местному (районному, районному в городе, городскому или горрайонному) суду жалобу на постановление о наложении административного взыскания (п. 3 ч. 1 ст. 288 КУоАП).

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

810 грн. / квартал

Купить

Лучшие материалы

О чем следует знать должностному лицу, привлекаемому к админответственности