Может ли военкомат прийти с проверкой на предприятие?
21.08.2017 19983 8 1
На предприятии работают военнообязанные сотрудники. Имеет ли право райвоенкомат (далее – РВК) проверять, как ведется воинский учет на предприятии? Могут ли они прийти с проверкой или запросить представить им какие-либо документы?
У РВК есть право приходить на предприятия с проверкой. Однако в 2017 году действует мораторий на проверки, установленный Законом от 03.11.16 г. № 1728-VIII. В перечень исключений, когда закон не распространяется на некоторые государственные органы, военкоматы не попали. Подробнее о моратории можно прочитать в статье «Мораторий-2017: вопросы и ответы». Поэтому сейчас представители РВК не вправе проверить предприятие.
Как в принципе проводят проверку сотрудники РВК?
Есть два нормативных акта, которыми руководствуются проверяющие:
- Положение о военных комиссариатах, утвержденное постановлением КМУ от 03.06.13 г. № 389 (указано, что военный комиссар имеет право проводить контроль за выполнением требований законодательства по вопросам обороны);
- Порядок организации и ведения военного учета призывников и военнообязанных, утвержденный постановлением КМУ от 07.12.16 № 921 (далее – Порядок № 921). В частности, установлено, что районные (городские) военкоматы могут проводить проверку предприятий на основании планов, утвержденных соответствующей районной госадминистрацией или городским советом (п. 78 Порядка № 921).
Уполномоченные лица военкомата имеют право проверить правильность ведения воинского учета предприятиями. Свои полномочия сотрудники военкомата должны подтвердить предписанием на исполнение задания по форме приложения 29 к Порядку № 921. Предписание подписывается военным комиссаром и утверждается печатью военкомата. Руководитель предприятия имеет право проверить наличие предписания и удостоверений у проверяющих и только после этого допустить их к проверке (п. 82, 83 Порядка № 921).
Проверка проводится комиссией. Председатель комиссии до начала проверки уведомляет руководителей предприятий о плане работы, а после проведения проверки – извещает их о выявленных нарушениях (п. 84 Порядка № 921). Результат проверки оформляется в виде акта.
Предприятие обязано устранить нарушения, выявленные проверкой. О том, какие меры приняты для устранения нарушений, предприятие должно уведомить РВК в срок, указанный в акте проверки (п. 85 Порядка № 921).
Исчерпывающий перечень вопросов и документов, которые подлежат проверке по организации и ведению военного учета на предприятии, приведен в п. 5 приложения 27 к Порядку № 921. К примеру, представители РВК могут потребовать представить им на проверку приказ о назначении лиц, ответственных за ведение воинского учета на предприятии, их должностные инструкции, штатное расписание, приказы о приеме и увольнении призывников и военнообязанных и т. д.
Может РВК запросить у предприятия какие-либо документы?
Законом № 1728 установлен мораторий на проверки, но документы РВК в этот период вправе запрашивать.
В свою очередь, предприятия обязаны подавать в РВК информацию, необходимую для проведения мобилизационных мероприятий (абзац четырнадцатый ч. 1 ст. 21 Закона от 21.10.93 г. № 3543-XII «О мобилизационной подготовке и мобилизации», далее – Закон № 3543). В частности (ч. 3 ст. 3 Закона № 3543), данные:
- о подготовке и содержании в надлежащем состоянии техники и объектов, которые в случае мобилизации предназначены для передачи ВСУ, другим военизированным формированиям;
- ведении военного учета военнообязанных и призывников.
По поводу сроков подачи такой информации в Законе ничего не сказано, то есть срок должен быть указан в самом запросе.
Кроме того, сейчас действует особый период. Поэтому предприятия обязаны самостоятельно дважды в год (до 20 июня и до 20 декабря) подавать информацию о наличии и техническом состоянии транспортных средств, а также данные сотрудников, которые работают на этом транспорте (п. 14 Положения о военно-транспортной обязанности, утвержденного постановлением КМУ от 28.12.2000 г. № 1921, далее – Положение № 1921).
Может ли военкомат наложить штраф на предприятие?
Руководители и другие должностные лица предприятия, а также лица, ответственные за ведение воинского учета на предприятии, могут быть привлечены к административной ответственности за следующие виды нарушений:
- по ст. 2112 КУоАП – если предприятие своевременно не подает соответствующим военкоматам списки призывников (списки граждан, подлежащих приписке к призывным участкам, должны подавать подразделения по работе с кадрами предприятий, учреждений, организаций независимо от подчинения и формы собственности каждый год в сроки, установленные Минобороны);
- по ст. 2113 КУоАП – если предприятие принимает на работу (учебу) военнообязанных и призывников, которые не состоят на воинском учете по месту жительства;
- по ст. 2114 КУоАП – если предприятие не оповещает военнообязанных и призывников о том, что их вызывают военкоматы, или препятствует их своевременной явке в пункты сбора или на призывные участки.
За все вышеперечисленные нарушения предусмотрена одинаковая ответственность – штраф в размере от 1 до 3 НМДГ (от 17 до 51 грн.), а за повторное нарушение – от 3 до 7 НМДГ (от 51 до 119 грн.).
За непредставление информации о наличии и техническом состоянии транспортных средств, а также данных сотрудников, которые работают на этом транспорте, предусмотрена ответственность согласно ст. 2101 КУоАП – за нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации. Штраф за такое нарушение составляет от 30 до 100 НМДГ (от 510 до 1 700 грн.).
При этом военкоматы не только рассматривают дела о вышеуказанных нарушениях, но и сами налагают административные взыскания (ст. 235 КУоАП).
Комментарии к материалу
Отсортировано: по времени по популярности
Всего комментариев 8