К кому пожалует инспектор по труду?
16.05.2014 793 0 0
Инспектор по труду может проверить любое предприятие или предпринимателя, у которого имеются наемные работники. Избежать визитов контролеров вообще не удастся, а вот минимизировать проверки до одного раза в пять лет вполне возможно.
Елена Завьялова,
редактор медиапроекта «Аналитика и практика»
Право Государственной инспекции по труду проверять работодателей закреплено в Положении о Государственной инспекции Украины по вопросам труда, утвержденном Указом Президента Украины от 06.04.2011 № 386/2011. Порядок проведения таких проверок утвержден приказом Минсоцполитики Украины от 02.07.2012 № 390.
Как и другие контролеры, представители инспекции по труду могут проводить плановые и внеплановые проверки. Насколько часто? Все зависит от работодателя.
Проверка добросовестности
Еще совсем недавно добросовестность работодателей оценивалась по четырем критериям, первым из которых была численность работников. Иными словами, с точки зрения чиновников грубо нарушать законодательство о труде могли только предприятия с большим количеством работников. Поэтому небольшие предприятия вполне могли избежать проверок. Теперь же внимание инспекторов привлекают работодатели, нарушающие права работников, а на размер штата они уже не обращают внимания.
Дело в том, что с октября 2012 проверяющие, планируя свои визиты к работодателям, стали опираться на новые критерии. Напомним, указанные критерии были утверждены постановлением № 1059. Плановые проверки соблюдения требований законодательства о труде проводятся в зависимости от степени риска деятельности, которую осуществляет предприятие. В частности, если степень риска:
- высокая — предприятие проверяется не чаще одного раза в год;
- средняя — не чаще одного раза в два года;
- незначительная — не чаще одного раза в пять лет.
Итак, чтобы знать, когда ждать инспектора по труду, нужно выяснить, к какой степени риска относится ваше предприятие (см. таблицу).
Контролеры проверяют, соответствует ли количество работников объемам производства, имеются ли расхождения между фактическими показателями численности работающих и заработной платы и показателями, указанными в представленной отчетности. Таким образом выявляются работающие неофициально.
Кроме того, обращается внимание на состояние оплаты труда, то есть размер зарплаты и наличие задолженности по ее выплате. Подозрения вызывают работодатели, выплачивающие своим работникам либо минимальную зарплату, либо ниже минимальной.
Перечислим критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых проверок:
- наличие задолженности по выплате зарплаты;
- выплата работникам минимальной зарплаты или ниже минимальной;
- несоответствие количества работников объемам производства (выполненных работ, предоставленных услуг);
- нарушение требований законодательства о труде;
- расхождения между фактическими данными о численности работающих и размере заработной платы и данными, указанными в отчетности.
К работодателям с высокой степенью риска относятся предприятия, на которых работают до 50 человек, из которых более 60 % получают минимальную зарплату или ниже минимальной.
Кроме того, высокая степень риска и, соответственно, ежегодные проверки угрожают работодателям, которые раньше грубо нарушали законодательство о труде. В частности, речь идет о совершении преступлений, предусмотренных ст. 172, 173 и 175 УК, а именно:
- незаконное увольнение несовершеннолетнего, беременной женщины или матери, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида (ст. 172 УК);
- грубое нарушение соглашения о труде путем обмана или злоупотребления доверием либо принуждением к выполнению работы, не обусловленной соглашением (ст. 173 УК);
- умышленная безосновательная невыплата зарплаты, стипендии, пенсии или другой законной выплаты гражданам более чем за один месяц (ст. 175 УК).
Однако законодатель упустил из виду массовые сокращения численности работников и нарушения, касающиеся продолжительности рабочего времени. Раньше при наличии таких признаков работодатель относился к высокой степени риска, теперь нет. Возможно, это говорит о том, что приоритетом для правительства при внесении изменений в критерии были не права работников, а увеличение поступлений в бюджет за счет налогов, начисляемых на фонд оплаты труда.
К незначительной степени риска относятся предприятия, не имеющие признаков высокой и средней степени
Таблица. Степени* риска от осуществления хозяйственной деятельности в части соблюдения требований законодательства о труде |
|
Высокая |
Средняя |
Субъекты хозяйствования: 1) не выплачивающие зарплату работникам более 60 календарных дней; 2) у которых работают до 50 человек включительно, более 60 % из которых получают минимальную зарплату или ниже минимальной; 3) у которых 51–250 работников, из которых более 45 % получают минимальную зарплату или ниже минимальной; 4) у которых более 251 работника, из которых более 30 % получают минимальную зарплату или ниже минимальной; 5) количество наемных работников у которых недостаточна для существующего объема производства (выполнения работ, предоставления услуг); 6) у которых по результатам последней плановой или внеплановой проверки выявлены грубые нарушения законодательства о труде, имеющие признаки преступлений, предусмотренных ст. 172, 173 и 175 УК; 7) у которых фактические данные о численности работающих и заработной платы более чем на 10 % отличаются от указанных в отчетности |
Субъекты хозяйствования: 1) не выплачивающие зарплату работникам 30–60 дней включительно; 2) у которых работают до 50 человек включительно, из которых 45–60 % получают минимальную зарплату или ниже минимальной; 3) у которых 51–250 работников, из которых от 30 % до 45 % получают минимальную зарплату или ниже минимальной; 4) у которых более 251 работника, из которых 15–30 % получают минимальную зарплату или ниже минимальной; 5) у которых по результатам последней плановой или внеплановой проверки выявлены административные нарушения законодательства о труде; 6) у которых фактические данные о численности работающих и заработной платы отличаются от указанных в отчетности на 4–10 % |
*Существует три степени риска: высокая, средняя и незначительная. К незначительной степени риска относятся работодатели, не имеющие признаков высокой и средней степени. |
Проверка лояльности
В соответствии со ст. 6 Закона о проверках основаниями для проведения внеплановых проверок являются:
- подача субъектом хозяйствования письменного заявления о проведении проверки по его желанию;
- выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в отчетности, представленной работодателем;
- проверка выполнения работодателем предписаний, распоряжений или других распорядительных документов по устранению нарушений требований законодательства, изданных по результатам плановых проверок;
- обращение физических и юридических лиц о нарушении работодателем требований законодательства о труде, подкрепленное согласием центрального органа исполнительной власти на проведение такой проверки;
- непредставление работодателем в установленный срок без уважительных причин документов обязательной отчетности, а также письменных объяснений относительно причин такого непредставления;
- наступление аварии, смерти пострадавшего вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, связанного с деятельностью субъекта хозяйствования.
К сожалению, отечественные предприятия довольно часто нарушают законодательство о труде. Это связано прежде всего с большой налоговой нагрузкой на фонд заработной платы. При таких условиях повышается риск внеплановых проверок по обращениям физических и юридических лиц. Поэтому во избежание внеплановых проверок нужно позаботиться о лояльности и мотивированности работников (конечно, при условии добросовестного представления отчетности и отсутствия аварий).
Что касается мотивации работников, то рекомендуем обратиться к научному достоянию, в частности к работам Фредерика Герцберга. По его теории, мотивация человека к труду основывается на его потребностях. Герцберг выделяет факторы, удерживающие работника на работе (гигиенические потребности), и факторы, мотивирующие его к труду (мотиваторы). Конечно, для мотивации работников желательно достичь удовлетворения обеих групп потребностей. Однако, возвращаясь к рассматриваемой нами теме, заметим, что в случае неудовлетворения гигиенических потребностей работников вероятность внеплановой проверки предприятия увеличивается. Чтобы этого избежать, особое внимание следует обратить на фактический размер зарплат, условия труда, межличностные отношения и характер контроля на предприятии.
Визиты любых контролеров всегда не безопасны для предприятия. Руководители боятся проверок прежде всего потому, что в результате их проведения возрастает вероятность привлечения к ответственности за выявленные нарушения.
Нарушители законодательства о труде могут быть привлечены как к дисциплинарной, так и к административной и даже уголовной ответственности. В частности, штраф за невыполнение коллективного договора может достичь 1 700 грн (ст. 412 КоАП). А безосновательная невыплата заработной платы грозит работодателю штрафом в размере 25 500 грн или даже лишением свободы на срок до пяти лет (ст. 175 УК).
Конечно, уменьшение количества проверок снизит вероятность привлечения к ответственности. Чтобы достичь этого, желательно не только стараться не подпадать под критерии «рискованных» работодателей, но и ежедневно на практике проявлять уважение к нуждам собственных работников
Нормативная база
КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 № 8073-X.
УК — Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 № 2341-III.
Закон о проверках — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 № 877-V.
Постановление № 1059 — постановление КМУ «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля)» от 17.11.2010 № 1059.
Дата подготовки
09.04.2014
Комментарии к материалу