Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Фактические проверки объектов розничной торговли: что и как проверяют налоговики?

10.10.2024 278 0 1

В последнее время увеличилось количество фактических проверок в сфере розничной торговли на предмет соблюдения порядка осуществления расчетов с покупателями, в частности применения РРО/ПРРО. Об этом свидетельствуют вопросы наших клиентов, задаваемые на консультационной линии, и информация, приведенная на сайте ГНС. В этой консультации мы рассмотрим, как именно должны проводиться фактические налоговые проверки, поясним, какие права при этом есть у органов ГНС и у налогоплательщиков, а также ответим на ваши вопросы.


О чем информирует ГНС?

Информацию о том, какие фактические проверки проводятся в настоящее время налоговыми органами, можно найти на сайте ГНС.

В данном сообщении ГНС информирует, что в рамках выполнения возложенных на нее функций контроля сегодня главными управлениями ГНС в регионах на постоянной основе проводятся фактические проверки субъектов хозяйствования (далее – СХ), осуществляющих продажу технически сложных бытовых товаров, в том числе техники Apple, по вопросам соблюдения порядка проведения расчетов в сфере торговли, в том числе надлежащего применения РРО/ПРРО.

Работниками ГНС проводятся хронометражи-наблюдения за проведением расчетов.

Вместе с тем ГНС сетует на то, что некоторыми недобросовестными СХ искусственно переформатирован процесс продажи товаров. Покупателям предлагают оплатить и непосредственное получить технику вне магазинов, где она представлена. В связи с этим ГНС обращается к потребителям с просьбой проявить сознательную гражданскую позицию и не соглашаться на такие предложения, рассчитываться за приобретенный товар исключительно в помещении магазинов и обязательно требовать у продавца фискальный чек в целях защиты своих прав и интересов государства. Также ГНС призывает граждан информировать ГНС о подобных случаях удобными для них способами (они приводятся в этом информационном сообщении).

Именно поэтому и участилось количество фактических проверок: ведь жалоба потребителя – это одно из оснований для проведения фактической проверки.

Мы согласны с тем, что нарушать законодательно установленный порядок проведения расчетов – недопустимо, однако в случае проведения фактической проверки СХ важно знать свои права и обязанности. Поэтому разберемся в этом вопросе детальнее.

Общие правила проведения фактических проверок

Фактическая проверка – это проверка, осуществляемая по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика (пп. 75.1.3 Налогового кодекса, далее – НК).

Предмет фактических проверок

Фактическая проверка может проводиться по вопросам:

  • соблюдения норм законодательства относительно регулирования обращения наличных;
  • порядка осуществления расчетных операций, ведения кассовых операций;
  • наличия лицензий, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров;
  • соблюдения законодательства относительно порядка заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

Как видим, те вопросы, которые в настоящее время представляют интерес для налоговых органов (порядок проведения расчетов за технически сложные бытовые товары), вполне охватываются этим перечнем.

Влияние военного положения

Напомним, что во время военного положения действуют особые правила проведения налоговых проверок, в частности фактических. Эти правила установлены п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НК.

Так, во время военного положения:

1) фактические проверки разрешены, но проводятся только при наличии безопасных условий для их проведения (пп. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НК);

2) налоговые органы вправе осуществлять контроль за ценообразованием в ходе проведения фактических проверок, а именно: контроль за соблюдением налогоплательщиками требований законодательства относительно установленных государством фиксированных цен, предельных цен и предельных уровней торговой надбавки (наценки) (пп. 69.27 подразд. 10 разд. ХХ НК).

3) установлен мораторий на проведение фактических проверок (пп. 69.351 подразд. 10 разд. ХХ НК) по местонахождению определенных объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением (далее – объекты налогообложения) (см. табл. 1).

Таблица 1. Объекты, в отношении которых установлен мораторий на проведение фактических проверок


п/п

Местонахождение
объекта налогообложения

Период действия моратория

1

2

3

1

По состоянию на дату начала временной оккупации объект находился на временно оккупированных РФ территориях Украины

До даты завершения
временной оккупации
соответствующих территорий

2

На дату начала активных боевых действий объект находился на территориях, где ведутся активные боевые действия

До даты завершения
боевых действий
на соответствующих территориях

3

На дату начала возможных боевых действий объект был расположен на территориях возможных боевых действий.

Исключение: объекты налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере производства и/или реализации подакцизной продукции, организации и проведения азартных игр в Украине (игровой бизнес), купли/продажи иностранной валюты, а также субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность без государственной регистрации в качестве СХ

До даты завершения
возможных боевых действий
на соответствующих территориях

Примечание. Даты соответствующих событий и территорий определяются согласно Перечню, утвержденному приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309.

Памятка для налогоплательщика

Основные моменты, касающиеся проведения фактических проверок, для удобства приведем в табл. 2. Вы можете сверяться с этой таблицей, чтобы убедиться в том, что ваши права в случае назначения фактической проверки не были нарушены.

Таблица 2. Правила проведения фактических проверок


п/п

Показатель, касающийся проверки

Пояснения и комментарии

Норма НК

1

2

3

4

1

Основания для проведения

Фактическая проверка может проводиться только по основаниям, перечисленным в п. 80.2 НК

Обратите внимание! Одно из перечисленных здесь оснований – письменное обращение покупателя (потребителя), оформленное согласно закону, о нарушении налогоплательщиком установленного порядка ведения расчетных и кассовых операций, патентования или лицензирования (пп. 80.2.3 НК). Именно по этому основанию в настоящее время чаще всего проводятся фактические проверки

П. 80.2

2

Сроки проведения

Продолжительность проверки не должна превышать 10 суток.

Этот срок может быть продлен по решению руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) органа ГНС, но не более чем на 5 суток.

Продление допускается только при наличии соответствующих оснований, а именно:

– подача соответствующего заявления субъектом хозяйствования (далее – СХ), если надо подать документы, касающиеся вопросов проверки;

– сменный режим работы или суммированный учет рабочего времени у СХ и/или на его хозяйственных объектах

П. 82.3

3

Периодичность проведения

Периодичность законодательно не ограничена, проверка может проводиться и несколько раз в год – при наличии соответствующих оснований

Ст. 80

4

Уведомление
о предстоящей проверке

О проверке налогоплательщика заранее не уведомляют, но перед началом проверки представители контролирующего органа должны предъявить соответствующие документы (см. стр. 5 этой таблицы)

Ст. 80

5

Условия допуска к проверке

Перед началом фактической проверки проверяющие обязаны предъявить следующие документы:

– направление на проверку, подписанное руководителем органа ГНС или его заместителем и скрепленное печатью. Направление должно содержать все необходимые сведения, перечисленные в п. 81.1 НК;

– служебные удостоверения;

– копию приказа о проведении проверки

П. 81.1

6

Количество проверяющих

Проверка должна проводиться двумя или более должностными лицами контролирующего органа в присутствии должностных лиц СХ или его представителя либо лица, которое фактически осуществляет расчетные операции

П. 80.7

7

Хронометраж

При проведении проверки должностными лицами ГНС может проводиться хронометраж хозяйственных операций налогоплательщика.

Хронометраж – это процесс наблюдения за ведением хозяйственной деятельности налогоплательщика, осуществляемый контролирующим органом во время проведения фактической проверки. Хронометраж применяется с целью установить реальные показатели деятельности налогоплательщика в месте ее осуществления.

Обратите внимание! По результатам хронометража составляется справка, которая подписывается должностными лицами контролирующего органа и должностными лицами предприятия или его представителя и/или лицами, фактически осуществляющими хозяйственные операции

Пп. 14.1.264,
п. 80.8

8

Контрольная расчетная операция

Перед началом фактической проверки по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетных операций и ведения кассовых операций должностными лицами налогового органа может быть проведена контрольная расчетная операция

Пп. 20.1.10,

п. 80.4

9

Оформление результатов проверки

По результатам фактической проверки составляется акт или справка в двух экземплярах, которые подписываются лицами, проводившими проверку, и лицом, которое осуществляло расчетные операции (налогоплательщиком или его представителем).

Подписать акт (справку) налогоплательщик (лицо, осуществлявшее расчетные операции) может в месте проведения проверки или в помещении налогового органа (абзац третий п. 86.5 НК).

Обратите внимание! Если вы не согласны с фактами, изложенными в акте (справке), то можете подписать его с возражениями. Возражения могут быть поданы налоговому органу в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта (справки)

П. 86.5, 86.7

Ответы на ваши вопросы и советы

Рассмотрим вопросы, которые вы задаете нам на консультационной линии относительно фактических проверок.

1. За последний месяц у СХ по разным причинам было несколько случаев проведения через РРО суммы возврата. Например, кассир ошибся и пробил наличку, а нужно было пробить безналичный расчет (или наоборот), ошибочно провели через РРО не ту услугу и т. д. Являются ли такие факты основанием для проведения фактической проверки, а также для применения штрафов?

Нет, не являются, если вы не допустили других ошибок при проведении этих операций.

Как мы уже пояснили выше, фактическая проверка может быть назначена только по основаниям, приведенным в п. 80.2 НК. Среди этих оснований нет случая, описанного в вашем вопросе. Поэтому такие действия СХ сами по себе не приводят к назначению фактической проверки. Однако если, к примеру, из-за неправильного оформления чека покупатель подал жалобу о нарушении правил осуществления расчетов при покупке, то тогда у органа ГНС будет основание провести у СХ фактическую проверку в соответствии с пп. 80.2.3 НК.

Также желательно, чтобы такие ошибки не носили систематический характер. Ведь если ошибки допускаются на регулярной основе, то у налоговиков этот факт может вызвать подозрения, что налогоплательщик использует такие операции как схему уклонения от уплаты налогов. В этом случае налоговый орган будет искать основания, установленные НК не только для проведения фактической проверки, но и для проведения документальной внеплановой проверки согласно ст. 78 НК.

Также учтите, что исправить ошибки, указанные в вопросе, вы можете до момента закрытия смены и формирования Z-отчета (см. разъяснение ГНС в ОИР, категория 109.02). Если это требование выполнено, то данный факт не влечет за собой применения штрафных санкций к налогоплательщику.

2. При проведении фактической проверки, касающейся порядка осуществления расчетов с покупателями, будут проверяться расчеты только за один день (день начала проверки) или же могут быть проверены расчеты за 1 095 дней?

В ст. 80 НК, которая регламентирует порядок проведения фактических проверок, нет пояснений, за какой период может проводиться такая проверка. Поэтому применяются общие правила проведения проверок, установленные ст. 102 НК.

Так, согласно п. 102.1 НК контролирующий орган (кроме случаев, определенных п. 102.2 НК) может провести проверку и определить сумму денежных обязательств налогоплательщика в срок не позднее 1 095 дней, следующих за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации.

В данной норме не поясняется, каких именно налоговых проверок касается это правило, а значит, оно касается всех видов проверок, проводимых органами ГНС, в том числе и фактических. Поэтому при проведении фактической проверки орган ГНС может либо ограничиться проверкой расчетов за один день, либо проверить расчеты в пределах вышеуказанных 1 095 дней.

При исчислении этих 1 095 дней учитывайте, что на период действия карантина и военного положения сроки давности приостанавливались соответствующими нормами подразд. 10 разд. ХХ НК.

Такой же позиции по данному вопросу придерживается ГНС (см. разъяснение в ОИР, категория 130.05).

Однако! Здесь есть нюанс, на который следует обратить внимание.

О периоде, за который будет проводиться фактическая проверка, вас должны уведомить еще до начала этой проверки. Выше мы привели перечень документов, которые вам должны предъявить проверяющие перед началом проверки (см. стр. 5 табл. 2). Среди этих документов – копия приказа о проведении проверки. Данный приказ должен быть оформлен в соответствии с требованиями п. 81.1 НК, где приведен перечень сведений, которые должен содержать такой приказ. В частности, в этом перечне есть сведения о периоде деятельности, который будет проверяться.

То есть уже перед началом фактической проверки вы будете знать, за какой период у вас должна проводиться проверка. Поэтому ситуация, когда в приказе о проведении проверки указан период ее проведения – один день, а у вас затребовали документы за 1 095 дней, будет неправомерной. И вы можете отказаться предоставить проверяющим документы за период, который не отражен в приказе.

Наш совет. Обращайте внимание на содержание документов, которые вам предъявляют проверяющие перед началом проверки.

3. При проведении фактической проверки инспектор попросил предоставить ему в числе прочих документов приказы на сотрудников, табеля учета рабочего времени, а также предъявить паспорта этих сотрудников. Насколько это правомерно?

Из вышеприведенных нами норм законодательства (см. подраздел «Предмет фактических проверок» этой консультации) следует, что в ходе проведения фактических проверок могут проверяться не только вопросы осуществления расчетных операций, но и вопросы соблюдения работодателем законодательства по заключению трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами) (пп. 75.1.3 НК).

Скорее всего, именно для выяснения вопроса относительно оформления трудовых договоров с работниками и затребованы проверяющим эти документы (приказы о приеме и увольнении работников, табеля учета рабочего времени и т. д.).

Как предусмотрено п. 80.6 НК, при проведении фактической проверки в части соблюдения работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформлении трудовых отношений с работниками (наемными лицами), в том числе с теми, кому установлены испытания, проверяется надлежащее оформление трудовых отношений, выясняются вопросы ведения учета работы, выполненной работником, учета затрат на оплату труда, наличие сведений об оплате труда работника. Для выяснения факта надлежащего оформления трудовых отношений с работником могут использоваться документы, удостоверяющие личность, или другие документы, позволяющие идентифицировать работника (должностное удостоверение, водительское удостоверение, санитарная книжка и т. п.).

Как видите, просьба инспектора предъявить паспорта работников или другие документы, удостоверяющие их личность, является правомерной и вполне вписывается в требования п. 80.6 НК. В данном случае проверяющие хотят убедиться в том, что на рабочих местах находятся именно те лица, которые указаны в кадровых приказах и других кадровых документах.

4. На предприятие пришли с фактической проверкой, проверили чек и оставили предприятию письменное требование представить информацию об остатках товаров и документы (накладные на товар, банковские выписки, договоры с покупателями, трудовые договоры с работниками). После этого они хотят сверить остатки со складом. Насколько правомерны такие действия?

Права налоговых органов, в том числе в ходе проведения проверок, изложены в ст. 20 НК. Среди этих прав есть право:

  • запрашивать и изучать при проведении проверок первичные документы, используемые в бухгалтерском учете, регистры, финансовую, статистическую и другую отчетность, связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы (пп. 20.1.6 НК);
  • требовать от проверяемых налогоплательщиков проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличных денег с использованием информации и документов по результатам такой инвентаризации по итогам таких проверок или во время последующих мероприятий налогового контроля (пп. 20.1.9 НК).

Как видим, требования представителей органа ГНС о предоставлении им тех или иных документов, касающихся предмета проверки, а также требование сверить остатки на складе или провести инвентаризацию являются правомерными и соответствуют правилам, установленным ст. 20 НК.

Таблица 1. Объекты, в отношении которых установлен мораторий на проведение фактических проверок Таблица 1. Объекты, в отношении которых установлен мораторий на проведение фактических проверок.doc
Скачать
Таблица 2. Правила проведения фактических проверок.doc
Скачать

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

6864 грн. / год

Купить

Лучшие материалы