п/п

Показатель, касающийся проверки

Пояснения и комментарии

Норма НК

1

2

3

4

1

Основания для проведения

Фактическая проверка может проводиться только по основаниям, перечисленным в п. 80.2 НК

Обратите внимание! Одно из перечисленных здесь оснований – письменное обращение покупателя (потребителя), оформленное согласно закону, о нарушении налогоплательщиком установленного порядка ведения расчетных и кассовых операций, патентования или лицензирования (пп. 80.2.3 НК). Именно по этому основанию в настоящее время чаще всего проводятся фактические проверки

П. 80.2

2

Сроки проведения

Продолжительность проверки не должна превышать 10 суток.

Этот срок может быть продлен по решению руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) органа ГНС, но не более чем на 5 суток.

Продление допускается только при наличии соответствующих оснований, а именно:

– подача соответствующего заявления субъектом хозяйствования (далее – СХ), если надо подать документы, касающиеся вопросов проверки;

– сменный режим работы или суммированный учет рабочего времени у СХ и/или на его хозяйственных объектах

П. 82.3

3

Периодичность проведения

Периодичность законодательно не ограничена, проверка может проводиться и несколько раз в год – при наличии соответствующих оснований

Ст. 80

4

Уведомление
о предстоящей проверке

О проверке налогоплательщика заранее не уведомляют, но перед началом проверки представители контролирующего органа должны предъявить соответствующие документы (см. стр. 5 этой таблицы)

Ст. 80

5

Условия допуска к проверке

Перед началом фактической проверки проверяющие обязаны предъявить следующие документы:

– направление на проверку, подписанное руководителем органа ГНС или его заместителем и скрепленное печатью. Направление должно содержать все необходимые сведения, перечисленные в п. 81.1 НК;

– служебные удостоверения;

– копию приказа о проведении проверки

П. 81.1

6

Количество проверяющих

Проверка должна проводиться двумя или более должностными лицами контролирующего органа в присутствии должностных лиц СХ или его представителя либо лица, которое фактически осуществляет расчетные операции

П. 80.7

7

Хронометраж

При проведении проверки должностными лицами ГНС может проводиться хронометраж хозяйственных операций налогоплательщика.

Хронометраж – это процесс наблюдения за ведением хозяйственной деятельности налогоплательщика, осуществляемый контролирующим органом во время проведения фактической проверки. Хронометраж применяется с целью установить реальные показатели деятельности налогоплательщика в месте ее осуществления.

Обратите внимание! По результатам хронометража составляется справка, которая подписывается должностными лицами контролирующего органа и должностными лицами предприятия или его представителя и/или лицами, фактически осуществляющими хозяйственные операции

Пп. 14.1.264,
п. 80.8

8

Контрольная расчетная операция

Перед началом фактической проверки по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетных операций и ведения кассовых операций должностными лицами налогового органа может быть проведена контрольная расчетная операция

Пп. 20.1.10,

п. 80.4

9

Оформление результатов проверки

По результатам фактической проверки составляется акт или справка в двух экземплярах, которые подписываются лицами, проводившими проверку, и лицом, которое осуществляло расчетные операции (налогоплательщиком или его представителем).

Подписать акт (справку) налогоплательщик (лицо, осуществлявшее расчетные операции) может в месте проведения проверки или в помещении налогового органа (абзац третий п. 86.5 НК).

Обратите внимание! Если вы не согласны с фактами, изложенными в акте (справке), то можете подписать его с возражениями. Возражения могут быть поданы налоговому органу в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта (справки)

П. 86.5, 86.7