Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Покупатель вправе получить назад деньги, уплаченные за товар, который имеет существенные недостатки

Стороны спора

Истец ООО-1, ответчик – ООО-2.

Обстоятельства дела

27.03.17 г. ООО-1 (покупатель) и ООО-2 (поставщик) заключили договор о производстве и поставке оборудования. Одновременно стороны подписали спецификацию к договору (приложение 1), где согласовали поставку оборудования (автоматический выдувной комплекс (далее – комплекс), машина ополаскивающая и др.) на общую сумму 760 000 грн с НДС. Покупатель оплатил оборудование, а поставщик осуществил его поставку и наладку. Однако в дальнейшем покупатель трижды обращался к поставщику с требованием устранить дефекты в работе приобретенного комплекса, а поставщик признавал обнаруженные дефекты в работе комплекса как гарантийные случаи и бесплатно устранял их. 07.06.18 г. покупатель направил поставщику письмо с требованием вернуть деньги, уплаченные за комплекс, в размере 300 000 грн.

04.07.18 г. поставщик отправил покупателю ответное письмо с отказом удовлетворить это требование. Тогда покупатель подал в суд иск о взыскании с поставщика:

  • 300 000 грн по договору от 27.03.17 г. – за поставленный некачественный товар (автоматический выдувной комплекс);
  • 3 % годовых в сумме 858,35 грн – за пользование чужими денежными средствами.

Суд первой и апелляционной инстанции удовлетворил иск ООО-1 частично: с ответчика была взыскана в пользу истца стоимость некачественного товара в сумме 300 000 грн, а в остальной части иска было отказано. После этого ответчик подал кассационную жалобу в ВСУ.

Позиции сторон

Ответчик (ООО-2). Истец не доказал, что недостатки товара возникли до передачи ему товара ответчиком. То есть отсутствует факт нарушения ООО-2 обязательства относительно надлежащего качества товара.

На чьей стороне суд

ВСУ отказал ответчику в удовлетворении кассационной жалобы, оставив в силе решения суда первой и апелляционной инстанции (постановление ВСУ от 07.06.19 г., ЕГРСР, рег. № 82249298).

Аргументы суда

  1. Согласно ст. 675 Гражданского кодекса (далее – ГК), товар, который продавец передает или обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям к его качеству в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не установлен договором купли-продажи. Законом или договором может быть предусмотрен срок, в течение которого продавец гарантирует качество товара (гарантийный срок).
  2. В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения недостатков, которые нельзя устранить либо устранение которых связано с непропорциональными расходами или затратами времени, а также недостатков, которые выявлялись неоднократно или появились вновь после их устранения) покупатель вправе по своему выбору отказаться от договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы (п. 2 ч. 2 ст. 678 ГК).
  3. Судом установлено, что после приобретения комплекса истец неоднократно обращался к ответчику из-за дефектов в работе комплекса, а ответчик признавал обнаруженные дефекты как гарантийные случаи и бесплатно устранял их. В связи с очередной остановкой работы комплекса истец в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 678 ГК обратился к ответчику с требованием о возврате денег, уплаченных за комплекс, на которое ответчик ответил отказом.
  4. Истец длительное время фактически не мог пользоваться поставленным оборудованием в связи с неоднократным выявлением недостатков в работе оборудования и необходимостью проведения ответчиком гарантийного ремонта. Эти факты свидетельствуют о существенном нарушении требований к качеству оборудования.
  5. Право покупателя отказаться от договора поставки и потребовать возврата суммы, уплаченной за товар, предусмотрено ст. 678 ГК. Эта статья применяется независимо от того, предусмотрели стороны в договоре такую возможность или нет, поскольку статья не содержит оговорки относительно ее применения исключительно в случае, когда стороны договора предусмотрели ее применение. Следовательно, у ООО-1 были основания требовать от ООО-2 возврата суммы, уплаченной за комплекс.

Вывод

Покупатель может отказаться от договора и потребовать от поставщика (продавца) возврата оплаты в случае обнаружения существенных недостатков в качестве товара, даже если такие недостатки выявлены после передачи товара покупателю.

Комментарии к материалу
Всего комментариев 1
Отсортировано:
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
14.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
16.09.2025
Убыль зерна во время доработки: как отразить в бухучете
Доработка зерна всегда связана с естественными потерями массы. В статье мы расскажем, как сельхозпредприятиям – как тем, которые имеют собственные мощности, так и тем, которые передают зерно на элеватор, – правильно отразить эти потери в бухучёте. Доработка зерна всегда связана с естеств...
Новое
05.09.2025
Дополнительный капитал для обществ с ограниченной ответственностью
Общества с ограниченной ответственностью получили возможность создавать дополнительный капитал, не изменяя при этом размер уставного капитала. В статье рассмотрено, с какого момента действуют новые правила и как их применить на практике. 27.08.2025 вступил в силу Закон от 31.07.2025 № 4564-IX «...
03.09.2025
Штатное расписание и отмена Хозяйственного кодекса
С 28.08.2025 перестает действовать Хозяйственный кодекс, которым предусмотрена обязанность предприятий иметь штатное расписание. Нужно ли будет после этой даты утверждать штатное расписание? Узнайте из нашей статьи. С 28.08.2025 утрачивает силу Хозяйственный кодекс, которым предусмотрено обязательно...
01.09.2025
Претензионный порядок урегулирования споров после отмены Хозяйственного кодекса
Претензионный порядок урегулирования споров был закреплен в Хозяйственном кодексе. Будет ли этот порядок применяться на практике после отмены этого кодекса? Отвечает юрист. 28 августа 2025 года утратил силу Хозяйственный кодекс (далее – ХК), которым был регламентирован не только порядок ведени...
Лучшие материалы