Покупатель вправе получить назад деньги, уплаченные за товар, который имеет существенные недостатки
Стороны спора
Истец – ООО-1, ответчик – ООО-2.
Обстоятельства дела
27.03.17 г. ООО-1 (покупатель) и ООО-2 (поставщик) заключили договор о производстве и поставке оборудования. Одновременно стороны подписали спецификацию к договору (приложение 1), где согласовали поставку оборудования (автоматический выдувной комплекс (далее – комплекс), машина ополаскивающая и др.) на общую сумму 760 000 грн с НДС. Покупатель оплатил оборудование, а поставщик осуществил его поставку и наладку. Однако в дальнейшем покупатель трижды обращался к поставщику с требованием устранить дефекты в работе приобретенного комплекса, а поставщик признавал обнаруженные дефекты в работе комплекса как гарантийные случаи и бесплатно устранял их. 07.06.18 г. покупатель направил поставщику письмо с требованием вернуть деньги, уплаченные за комплекс, в размере 300 000 грн.
04.07.18 г. поставщик отправил покупателю ответное письмо с отказом удовлетворить это требование. Тогда покупатель подал в суд иск о взыскании с поставщика:
- 300 000 грн по договору от 27.03.17 г. – за поставленный некачественный товар (автоматический выдувной комплекс);
- 3 % годовых в сумме 858,35 грн – за пользование чужими денежными средствами.
Суд первой и апелляционной инстанции удовлетворил иск ООО-1 частично: с ответчика была взыскана в пользу истца стоимость некачественного товара в сумме 300 000 грн, а в остальной части иска было отказано. После этого ответчик подал кассационную жалобу в ВСУ.
Позиции сторон
Ответчик (ООО-2). Истец не доказал, что недостатки товара возникли до передачи ему товара ответчиком. То есть отсутствует факт нарушения ООО-2 обязательства относительно надлежащего качества товара.
На чьей стороне суд
ВСУ отказал ответчику в удовлетворении кассационной жалобы, оставив в силе решения суда первой и апелляционной инстанции (постановление ВСУ от 07.06.19 г., ЕГРСР, рег. № 82249298).
Аргументы суда
- Согласно ст. 675 Гражданского кодекса (далее – ГК), товар, который продавец передает или обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям к его качеству в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не установлен договором купли-продажи. Законом или договором может быть предусмотрен срок, в течение которого продавец гарантирует качество товара (гарантийный срок).
- В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения недостатков, которые нельзя устранить либо устранение которых связано с непропорциональными расходами или затратами времени, а также недостатков, которые выявлялись неоднократно или появились вновь после их устранения) покупатель вправе по своему выбору отказаться от договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы (п. 2 ч. 2 ст. 678 ГК).
- Судом установлено, что после приобретения комплекса истец неоднократно обращался к ответчику из-за дефектов в работе комплекса, а ответчик признавал обнаруженные дефекты как гарантийные случаи и бесплатно устранял их. В связи с очередной остановкой работы комплекса истец в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 678 ГК обратился к ответчику с требованием о возврате денег, уплаченных за комплекс, на которое ответчик ответил отказом.
- Истец длительное время фактически не мог пользоваться поставленным оборудованием в связи с неоднократным выявлением недостатков в работе оборудования и необходимостью проведения ответчиком гарантийного ремонта. Эти факты свидетельствуют о существенном нарушении требований к качеству оборудования.
- Право покупателя отказаться от договора поставки и потребовать возврата суммы, уплаченной за товар, предусмотрено ст. 678 ГК. Эта статья применяется независимо от того, предусмотрели стороны в договоре такую возможность или нет, поскольку статья не содержит оговорки относительно ее применения исключительно в случае, когда стороны договора предусмотрели ее применение. Следовательно, у ООО-1 были основания требовать от ООО-2 возврата суммы, уплаченной за комплекс.
Вывод
Покупатель может отказаться от договора и потребовать от поставщика (продавца) возврата оплаты в случае обнаружения существенных недостатков в качестве товара, даже если такие недостатки выявлены после передачи товара покупателю.
Комментарии к материалу
Отсортировано: по времени по популярности
Всего комментариев 1