Как подать возражения к акту налоговой проверки
Для кого эта статья: для сельхозпредприятий и фермерских хозяйств, не согласных с выводами проверки, проведенной органом ГФС.
Из этой статьи вы узнаете: почему сельхозпредприятию необходимо подать возражения к акту проверки, как правильно составить и подать возражения.
Как сельхозпредприятие получает от органа ГФС акт проверки?
Существует два способа получения акта проверки сельхозпредприятием:
- акт непосредственно вручается директору, бухгалтеру либо другому уполномоченному лицу предприятия. В случае несогласия с данными, изложенными в акте, его необходимо подписать с возражениями при получении. При этом свое несогласие с выводами проверки можно отразить следующей фразой: «С выводами акта не согласны. Возражения к акту будут представлены в течение 5 рабочих дней». А затем следует подготовить и подать органу ГФС обоснованные возражения;
- акт направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес сельхозпредприятия, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований. В этом случае сельхозпредприятие выражает свое несогласие путем подачи органу ГФС обоснованных письменных возражений.
Зачем подавать возражения к акту проверки?
Если по результатам проверки (камеральной, документальной или фактической) орган ГФС приходит к выводу о нарушении плательщиком налогового и иного законодательства, контроль за соблюдением которого отнесен к компетенции органов ГФС, то такие нарушения отражаются в акте проверки (п. 86.1 Налогового кодекса, далее – НК). Именно акт проверки является основанием для принятия ГФС налогового уведомления-решения (далее – НУР), которым определяется сумма денежного обязательства (налога и/или штрафа) (пп. 54.3.2, ст. 58 НК).
На практике большинство налоговых проверок заканчивается доначислением сумм налогов или наложением штрафов.
Свое несогласие с выводами проверяющих сельхозпредприятие может изложить в возражениях к акту проверки (п. 86.7 НК). Подача возражений – это первый шаг к защите своих прав и возможность досудебного урегулирования разногласий между органом ГФС и сельхозпредприятием (например, проверяющие считают, что плательщик нарушил требования законодательства, а он настаивает на правомерности своих действий).
Рекомендуем в любом случае подавать возражения к акту налоговой проверки, ведь, не потратив ни копейки, можно обойтись без доначислений и штрафов. |
На практике доводы могут быть учтены налоговой либо оставлены без внимания. Принимая НУР, налоговая обязана учитывать не только выводы акта проверки, но и результаты рассмотрения поданных налогоплательщиком возражений к нему, а также дополнительно представленных им документов, если таковые были (п. 44.7, 86.8 НК).
Например, если представленные плательщиком доводы и дополнительные документы подтверждают отсутствие в его действиях нарушений законодательных требований, орган ГФС может не принимать НУР и не доначислять денежное обязательство либо принять НУР, доначислив денежное обязательство на меньшую сумму, нежели предполагалось первоначально.
И если все-таки орган ГФС оставил без внимания доводы плательщика и принял НУР, доначислив сумму налога и/или штрафа, то подача возражений к акту проверки не была напрасной тратой времени. Ведь в случае административного или судебного обжалования плательщик сможет ссылаться на доводы, изложенные в возражениях, или на документы, не принятые во внимание ГФС. Так, орган ГФС уже не сможет утверждать, что не знал об этих доводах. Особенно это важно при судебном обжаловании. Ведь согласно ч. 1 ст. 77 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС) налогоплательщик обязан доказывать наличие обстоятельств, которыми обоснованы требования об отмене НУР.
Обязательно ли подавать дополнительные документы?
На практике зачастую плательщики оказываются в ситуации, когда:
- в акте проверки не отражены все документы, фактически представленные проверяющим при проверке. То есть орган ГФС указывает на нарушение налогового и иного законодательства, ссылаясь на отсутствие таких документов. Подача возражений вместе с отсутствовавшими, по мнению фискалов, документами подтвердит факт их наличия у сельхозпредприятия и факт их представления;
- при проверке плательщик действительно не представил налоговой отдельные документы, в результате чего она пришла к выводу о нарушении той или иной нормы законодательства. Например, некоторые документы были утрачены и восстановлены уже после окончания проверки. Подавая возражения вместе с дополнительными документами, плательщик получает шанс доказать отсутствие нарушений.
Какой срок установлен для подачи возражений?
Плательщик вправе подать возражения в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта проверки (п. 86.7 НК).
Например, предприятие получило акт проверки 25.06.18 г. Следовательно, отсчет 5-дневного срока начинается с 26.06.18 г., а возражения могут быть поданы по 04.07.18 г. включительно (при расчете 5-дневного срока учитываются рабочие дни – 26.06.18 г., 27.06.18 г., 02.07.18 г., 03.07.18 г., 04.07.18 г. включительно и не учитываются выходные дни – 28.06.18 г., 29.06.18 г., 30.06.18 г., 01.07.18 г.).
Как составить возражения?
Форма возражений к акту проверки законодательно не установлена. Поэтому сельхозпредприятие может составлять такие возражения в произвольной форме или воспользоваться предложенным нами вариантом (см. образец, ниже – для скачивания).
ОБРАЗЕЦ Головне управління ДФС Заперечення до акта перевірки
|
Исходя из практики, в возражениях необходимо указать:
- наименование налогового органа, которому подаются возражения;
- полное наименование, адрес местонахождения и контактный номер телефона плательщика;
- реквизиты (дату и номер) акта проверки;
- нарушения, указанные в акте, которые считаются ошибочными;
- обоснование правомерности позиции плательщика (ссылки на нормы законодательства и подтверждающие документы);
- намерение участвовать в рассмотрении возражений (при желании).
Возражения подаются налоговому органу, проводившему проверку. Возражения можно подать непосредственно в канцелярию, получив на втором экземпляре отметку о получении, либо направить ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
Обязан ли фискальный орган извещать о дате рассмотрения возражений?
Да, обязан, но только если сельхозпредприятие изъявило желание принять участие в рассмотрении возражений. Тогда фискальный орган обязан направить ему уведомление о месте и времени проведения такого рассмотрения не позднее следующего рабочего дня со дня получения возражений, но не позже чем за 4 рабочих дня до дня их рассмотрения (п. 86.7 НК).
Как правило, налоговая уведомляет по телефону, причем далеко не всегда заранее.
В какой срок налоговая обязана рассмотреть возражения?
Возражения должны быть рассмотрены в течение 7 рабочих дней, следующих за днем их получения (п. 86.7 НК). То есть если налоговая получила возражения 04.07.18 г., то отсчет 7-дневного срока начинается с 05.07.18 г., а ответ должен быть вручен или направлен плательщику в срок по 13.07.18 г. включительно (при расчете срока учитываются рабочие дни – 05.07.18 г., 06.07.18 г., 09.07.18 г., 10.07.18 г., 11.07.18 г. и не учитываются выходные дни – 07.07.18 г. и 08.07.18 г.).
Выводы
Если по результатам проверки налоговый орган приходит к выводу о нарушении плательщиком налогового и иного законодательство, то такие нарушения отражаются в акте проверки. В дальнейшем акт является основанием для принятия НУР, которым определяется сумма денежного обязательства плательщика. В случае несогласия с выводами проверяющих сельхозпредприятие может подать возражения к акту проверки. Подача возражений – это первый шаг к защите своих прав и возможность досудебного урегулирования разногласий между фискальным органом и плательщиком.
Комментарии к материалу