Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Если РРО исправен, штраф за неподачу электронной отчетности не применяется


Суть спора

ООО занимается розничной и оптовой торговлей, оказывает услуги в сфере ресторанного хозяйства. Для проведения расчетов с покупателями на торговых точках установлены РРО.

По результатам проверки представители ГНС установили, что в магазине ООО при продаже товаров использовались РРО, которые не передавали в налоговые органы по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов, фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольных лентах в памяти РРО или модулей, которые к ним присоединены. Как следствие, за нарушение требований п. 7 ст. 3 Закона от 06.07.95 г. № 265/95-ВР (далее - Закон № 265) к ООО были применены штрафные (финансовые) санкции в сумме 170 грн.

Не согласившись с правомерностью налогового уведомления-решения, ООО обжаловало его сначала в административном, а затем и судебном порядке.

По мнению ООО, РРО у него исправны, отчетность передается автоматически и ответственность за ее неполучение органами ГНС субъекты хозяйствования (далее – СХ) не должны нести.

Выводы суда

Апелляционный суд, как и суд первой инстанции, вынес решение в пользу хозяйственного общества (Постановление Шестого апелляционного административного суда г. Киева от 12.03.20 г., ЕГРСР, рег. № 88143245).

Свое решение суд мотивировал тем, что доказательств технической неисправности РРО в случае блокировки проведения расчетных операций и, следовательно, невозможности передачи контрольно-отчетной информации (далее – КОИ) на сервер обработки информации (далее – СОИ) органа ГНС не было представлено ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции. Кроме того, формирование и передача электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков в магазине осуществляется автоматически.

Комментарий

Согласно п. 7 ст. 3 Закона № 265 СХ, которые проводят расчеты через РРО, обязаны подавать в органы ГНС по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольной ленте в памяти РРО или модемов, которые к ним присоединены. Это требование не применяется только при осуществлении расчетов, в частности, через электронные таксометры или автоматы по продаже товаров (услуг).

Правила формирования и передачи таких данных утверждены Требованиями и Порядком, утвержденными приказом Минфина от 08.10.12 г. № 1057. Основываясь в том числе на положениях этих нормативных актов, суд пришел к выводу, что передача КОИ проводится автоматически. При этом может учитываться режим работы торговой точки.

Отметим, что для случаев, когда по каким-либо причинам невозможно передать КОИ на СОИ фискального органа, предусмотрено накопление и автоматическая передача данной информации на СОИ после восстановления связи. Если же КОИ не поступит на СОИ в течение 72 часов после проведения расчетных операций, то РРО заблокируется автоматически.

Проверяющие не представили суду доказательства технической неисправности РРО в случае блокировки расчетных операций, а значит, и невозможности передачи КОИ на СОИ.

Кроме того, ЦСО подтвердил факт исправности РРО и факт передачи данных в центр обработки информации (информационный эквайер) – АТ «УККАРТ» с дальнейшей выгрузкой на сервер налоговой.

Таким образом, если РРО не был заблокирован, то и нарушения нет.


Постановление
Шестого апелляционного административного суда
от 12.03.20 г. по делу № 320/4018/19

(Извлечение)

Шестой апелляционный административный суд в составе коллегии судей: <...>, рассмотрев в порядке письменного производства апелляционную жалобу Главного управления ГНС в Киевской области на решение Киевского окружного административного суда от 16 октября 2019 года <...> по делу по административному иску Общества с ограниченной ответственностью к Главному управлению ГНС в Киевской области о признании противоправным и отмене налогового уведомления-решения, –

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью <...> обратилось в Киевский окружной административный суд с иском к Главному управлению Государственной фискальной службы в Киевской области, в котором просило признать противоправным и отменить налоговое уведомление-решение от 11.04.19 г. № 0010751460, которым к истцу применены штрафные (финансовые) санкции (штраф) в сумме 170,00 грн.

Решением Киевского окружного административного суда от 16 октября 2019 года административный иск удовлетворен.

Не соглашаясь с указанным решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

<...>

Проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, коллегия судей считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

<...>

Судом первой инстанции установлено, что Общество с ограниченной ответственностью <...> осуществляет, в частности, розничную торговлю.

<...>

В марте 2019 года должностными лицами Главного управления ГФС в г. Киеве, согласно направлениям <...>, проведена фактическая проверка хозяйственной единицы истца (магазина) <...>.

По результатам проверки должностные лица налогового органа пришли к выводу о нарушении истцом требований пункта 7 статьи 3 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», а именно: непоступление в органы ГФС по проводным или беспроводным каналам связи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащихся на контрольных лентах в памяти РРО или в памяти модемов, которые к ним присоединены.

В ходе проведения проверки контролирующим органом установлено, что 26.11.18 г. и 29.11.18 г. в магазине истца при продаже товаров использовались регистраторы расчетных операций <...>, которые, в свою очередь, не передавали в налоговые органы по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов, фискальных отчетных чеков, содержащиеся на контрольных лентах в памяти РРО или в памяти модулей, которые к ним присоединены.

По результатам проверки Главным управлением ГФС в Киевской области принято налоговое уведомление-решение <...>, которым к истцу применены штрафные (финансовые) санкции (штраф) в сумме 170,00 грн.

<...>

Давая правовую оценку обстоятельствам дела, коллегия судей отмечает следующее.

<...>

Правовые принципы применения PPO в сфере торговли, общественного питания и услуг определяет Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 6 июля 1995 года № 265/95-ВР (далее – Закон № 265).

Согласно подпунктам 7, 9, 10 статьи 3 Закона № 265 субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличности для дальнейшего ее перевода обязаны:

  • подавать в органы доходов и сборов отчетность, связанную с применением регистратора расчетных операций и расчетных книжек, не позже 15-го числа следующего за отчетным месяца в случае, если этим пунктом не предусмотрено представление информации по проводным или беспроводным каналам связи. Субъекты хозяйствования, использующие РРО (кроме электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг) и регистраторов расчетных операций, которые применяются для учета и регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты) должны подавать в органы государственной налоговой службы по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольной ленте в памяти регистраторов расчетных операций или в памяти модемов, которые к ним присоединены;

<...>

  • печатать или создавать в электронной форме на РРО (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг) контрольные ленты и обеспечивать их хранение на протяжении трех лет.

<...>

Порядок передачи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков регистраторов расчетных операций по проводным или беспроводным каналам связи в органы государственной налоговой службы утвержден приказом Министерства финансов Украины от 8 октября 2012 года № 1057.

В соответствии с пп. 3.1.2 Требований относительно создания контрольной ленты в электронной форме в регистраторах расчетных операций и модемов для передачи данных и Порядка передачи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков регистраторов расчетных операций по проводным или беспроводным каналам связи в органы государственной налоговой службы, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 08.12.12 г. № 1057, РРО с модемом должен обеспечивать:

  • автоматическую с заданной сервером обработки информации периодичностью передачу контрольно-отчетной информации в сервер обработки информации по протоколу передачи информации (для РРО с КСЭФ и ЭККР, в том числе передачу информации о каждом напечатанном расчетном документе);
  • на запрос органов ГНС Украины передачу информации (для РРО с КСЭФ и ЭККР, в том числе передачу информации о каждом напечатанном расчетном документе);
  • защиту контрольно-отчетной информации от подмены, модификации и просмотра во время передачи средствами МБ SAM;
  • сохранение в контрольной ленте даты и времени передачи контрольно-отчетной информации в сервер;
  • прием и сохранение в контрольной ленте уведомления от сервера обработки информации о получении контрольно-отчетной информации, даты и времени принятия этого уведомления сервером;

<...>

  • повторную передачу контрольно-отчетной информации в случае, если полученное от сервера уведомление будет содержать такое требование;
  • накопление контрольно-отчетной информации в случае невозможности передачи ее из-за нарушения связи с сервером обработки информации по каким-либо причинам и автоматическую передачу накопленной информации в сервер обработки информации после восстановления связи;
  • индикацию исправного и неисправного состояния модема и канала передачи информации;
  • блокировку проведения расчетных операций в случае: технической неисправности модема, который к нему присоединен, за исключением неисправности канала передачи информации (только для РРО с КСЭФ); невозможности передачи контрольно-отчетной информации в сервер обработки информации на протяжении 72 часов; переполнения в модеме памяти для накопления сохранения контрольно-отчетной информации (только для РРО, печатающих бумажную контрольную ленту).

<...>

Таким образом, формирование и передача электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков осуществляется автоматически.

<...>

Как усматривается из акта проверки от 26.03.19 г. № 0613/26/15/14/38906953, налоговым органом установлено, что при осуществлении розничной торговли в хозяйственной единице истца расчетные операции в наличной и безналичной формах общество проводило с использованием надлежащим образом зарегистрированных, опломбированных и переведенных в фискальный режим работы РРО.

Выводы контролирующего органа о нарушении истцом пункта 7 статьи 3 Закона № 265 основываются на том, что во время проведения проверки налоговым органом установлено нарушение в части обязательного (в полном объеме) поступления в органы ГФС по проводным или беспроводным каналам связи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольных лентах в памяти регистраторов расчетных операций или в памяти модемов, которые к ним присоединены, а именно: предоставленные истцом к проверке ежедневные отчетные чеки (Z-отчет, пакет данных КСЭФ) за 26.11.18 г. и 29.11.18 г. в количестве 7 отчетов отсутствуют в информационной системе «Налоговый блок».

Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, сервисное обслуживание регистраторов расчетных операций ООО <...> с момента ввода в эксплуатацию осуществляется Частным предприятием ЦСО «КСТ-СЕРВИС».

В обязанности Частного предприятия «ЦСО «КСТ-СЕРВИС» отнесены: отслеживание через систему ЦСО-Онлайн передачи целостности данных в сервер эквайера; постоянная проверка внутренних механизмов РРО; проверка средств контроля (пломб).

Кроме того, письмом от 18.01.19 г. под исх. № 1 Частное предприятие «ЦСО «КСТ-СЕРВИС» в лице инженера сервиса – ЛИЦО_2 и директора – ЛИЦО_1 удостоверило, что за весь период работы РРО, с момента ввода в эксплуатацию и по состоянию на 17.01.19 г., повреждений средств контроля (пломб) и постороннего вмешательства во внутренние механизмы работы РРО не фиксировалось.

В соответствии с предоставленными ЧП «ЦСО «КСТ-СЕРВИС» письменными разъяснениями относительно передачи копий расчетных документов РРО ООО <...> за 26.11.18 г. и 29.11.18 г. с фискальными номерами № 30000548334, № 3000054827, № 3000054830, № 3000448278, № 3000066820, все РРО ООО <...> передают данные в центр обработки информации (информационный эквайер), – АО «УККАРТ» с последующей выгрузкой на сервер ГФС.

Согласно постановлению Министерства доходов и сборов Украины от 11.03.14 г. № 4479/6/99-99-18-03-01-15, все РРО передают копии расчетных документов в течение 72 часов с момента их создания.

Судом первой инстанции установлено, что ООО <...> использует РРО с КСЭФ (со встроенными модемами, с помощью которых осуществляется автоматическая передача контрольно-отчетной информации в сервер обработки информации фискального органа).

Таким образом, формирование и передача электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков в магазине осуществляется автоматически.

<...>

Материалы дела свидетельствуют, что доказательств о технической неисправности РРО в случае блокировки проведения расчетных операций и, как следствие, невозможности передачи контрольно-отчетной информации в сервер обработки информации фискального органа за период 26.11.18 г. и 29.11.18 г., ответчиком не было представлено ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.

<...>

Руководствуясь ст. 241, 242, 243, 308, 311, 315, 316, 321, 322, 325, 329 КАС Украины, коллегия судей, –

ПОСТАНОВИЛА:

Апелляционную жалобу Главного управления ГНС в Киевской области оставить без удовлетворения, а решение Окружного административного суда города Киева от 16 октября 2019 года – без изменений.

Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с даты его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховном Суде в срок, определенный ст. 329 КАС Украины.

<...>

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
18.06.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
10.04.2025
Как принять нового члена в фермерское хозяйство
На законодательном уровне правилам приема нового члена в фермерское хозяйства (далее – ФХ) уделено мало внимания. В то же время, это одно из важных действий, без которых не обходится ни одно ФХ. В данном материале расскажем, чем регулируется процедура приема нового члена в ФХ, из каких этапов ...
Новое
11.06.2025
Административный арест имущества налогоплательщика: основания и порядок наложения
В статье рассмотрим, в каких случаях органы ГНС могут наложить административный арест на налогоплательщика. Административный арест имущества налогоплательщика является исключительным инструментом обеспечения исполнения налоговых обязательств этим плательщиком. Применить арест можно только при наличи...
05.06.2025
Какие предприятия обязаны подтвердить статус критически важного?
В статье даны ответы на вопросы, возникшие у предприятий, имеющих статус критически важных в связи с предоставлением Минэкономики письма от 19.05.2025 № 27-11/37509-07, касающегося проверки статуса критически важного предприятия. В мае 2025 года Минэкономики опубликовало и разослало согласно списку ...
02.06.2025
Прекращение действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкоголем и табачными изделиями: основания и порядок обжалования
В статье расскажем, в каком порядке и при каких условиях орган ГНС может прекратить действие лицензий на хранение горючего, розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями. Орган ГНС может принять решение о прекращении действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкого...
Лучшие материалы