Если РРО исправен, штраф за неподачу электронной отчетности не применяется
Суть спора
ООО занимается розничной и оптовой торговлей, оказывает услуги в сфере ресторанного хозяйства. Для проведения расчетов с покупателями на торговых точках установлены РРО.
По результатам проверки представители ГНС установили, что в магазине ООО при продаже товаров использовались РРО, которые не передавали в налоговые органы по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов, фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольных лентах в памяти РРО или модулей, которые к ним присоединены. Как следствие, за нарушение требований п. 7 ст. 3 Закона от 06.07.95 г. № 265/95-ВР (далее - Закон № 265) к ООО были применены штрафные (финансовые) санкции в сумме 170 грн.
Не согласившись с правомерностью налогового уведомления-решения, ООО обжаловало его сначала в административном, а затем и судебном порядке.
По мнению ООО, РРО у него исправны, отчетность передается автоматически и ответственность за ее неполучение органами ГНС субъекты хозяйствования (далее – СХ) не должны нести.
Выводы суда
Апелляционный суд, как и суд первой инстанции, вынес решение в пользу хозяйственного общества (Постановление Шестого апелляционного административного суда г. Киева от 12.03.20 г., ЕГРСР, рег. № 88143245).
Свое решение суд мотивировал тем, что доказательств технической неисправности РРО в случае блокировки проведения расчетных операций и, следовательно, невозможности передачи контрольно-отчетной информации (далее – КОИ) на сервер обработки информации (далее – СОИ) органа ГНС не было представлено ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции. Кроме того, формирование и передача электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков в магазине осуществляется автоматически.
Комментарий
Согласно п. 7 ст. 3 Закона № 265 СХ, которые проводят расчеты через РРО, обязаны подавать в органы ГНС по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольной ленте в памяти РРО или модемов, которые к ним присоединены. Это требование не применяется только при осуществлении расчетов, в частности, через электронные таксометры или автоматы по продаже товаров (услуг).
Правила формирования и передачи таких данных утверждены Требованиями и Порядком, утвержденными приказом Минфина от 08.10.12 г. № 1057. Основываясь в том числе на положениях этих нормативных актов, суд пришел к выводу, что передача КОИ проводится автоматически. При этом может учитываться режим работы торговой точки.
Отметим, что для случаев, когда по каким-либо причинам невозможно передать КОИ на СОИ фискального органа, предусмотрено накопление и автоматическая передача данной информации на СОИ после восстановления связи. Если же КОИ не поступит на СОИ в течение 72 часов после проведения расчетных операций, то РРО заблокируется автоматически.
Проверяющие не представили суду доказательства технической неисправности РРО в случае блокировки расчетных операций, а значит, и невозможности передачи КОИ на СОИ.
Кроме того, ЦСО подтвердил факт исправности РРО и факт передачи данных в центр обработки информации (информационный эквайер) – АТ «УККАРТ» с дальнейшей выгрузкой на сервер налоговой.
Таким образом, если РРО не был заблокирован, то и нарушения нет.
Постановление
Шестого апелляционного административного суда
от 12.03.20 г. по делу № 320/4018/19
(Извлечение)
Шестой апелляционный административный суд в составе коллегии судей: <...>, рассмотрев в порядке письменного производства апелляционную жалобу Главного управления ГНС в Киевской области на решение Киевского окружного административного суда от 16 октября 2019 года <...> по делу по административному иску Общества с ограниченной ответственностью <….> к Главному управлению ГНС в Киевской области о признании противоправным и отмене налогового уведомления-решения, –
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью <...> обратилось в Киевский окружной административный суд с иском к Главному управлению Государственной фискальной службы в Киевской области, в котором просило признать противоправным и отменить налоговое уведомление-решение от 11.04.19 г. № 0010751460, которым к истцу применены штрафные (финансовые) санкции (штраф) в сумме 170,00 грн.
Решением Киевского окружного административного суда от 16 октября 2019 года административный иск удовлетворен.
Не соглашаясь с указанным решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
<...>
Проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, коллегия судей считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
<...>
Судом первой инстанции установлено, что Общество с ограниченной ответственностью <...> осуществляет, в частности, розничную торговлю.
<...>
В марте 2019 года должностными лицами Главного управления ГФС в г. Киеве, согласно направлениям <...>, проведена фактическая проверка хозяйственной единицы истца (магазина) <...>.
По результатам проверки должностные лица налогового органа пришли к выводу о нарушении истцом требований пункта 7 статьи 3 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», а именно: непоступление в органы ГФС по проводным или беспроводным каналам связи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащихся на контрольных лентах в памяти РРО или в памяти модемов, которые к ним присоединены.
В ходе проведения проверки контролирующим органом установлено, что 26.11.18 г. и 29.11.18 г. в магазине истца при продаже товаров использовались регистраторы расчетных операций <...>, которые, в свою очередь, не передавали в налоговые органы по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов, фискальных отчетных чеков, содержащиеся на контрольных лентах в памяти РРО или в памяти модулей, которые к ним присоединены.
По результатам проверки Главным управлением ГФС в Киевской области принято налоговое уведомление-решение <...>, которым к истцу применены штрафные (финансовые) санкции (штраф) в сумме 170,00 грн.
<...>
Давая правовую оценку обстоятельствам дела, коллегия судей отмечает следующее.
<...>
Правовые принципы применения PPO в сфере торговли, общественного питания и услуг определяет Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 6 июля 1995 года № 265/95-ВР (далее – Закон № 265).
Согласно подпунктам 7, 9, 10 статьи 3 Закона № 265 субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличности для дальнейшего ее перевода обязаны:
- подавать в органы доходов и сборов отчетность, связанную с применением регистратора расчетных операций и расчетных книжек, не позже 15-го числа следующего за отчетным месяца в случае, если этим пунктом не предусмотрено представление информации по проводным или беспроводным каналам связи. Субъекты хозяйствования, использующие РРО (кроме электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг) и регистраторов расчетных операций, которые применяются для учета и регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты) должны подавать в органы государственной налоговой службы по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольной ленте в памяти регистраторов расчетных операций или в памяти модемов, которые к ним присоединены;
<...>
- печатать или создавать в электронной форме на РРО (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг) контрольные ленты и обеспечивать их хранение на протяжении трех лет.
<...>
Порядок передачи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков регистраторов расчетных операций по проводным или беспроводным каналам связи в органы государственной налоговой службы утвержден приказом Министерства финансов Украины от 8 октября 2012 года № 1057.
В соответствии с пп. 3.1.2 Требований относительно создания контрольной ленты в электронной форме в регистраторах расчетных операций и модемов для передачи данных и Порядка передачи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков регистраторов расчетных операций по проводным или беспроводным каналам связи в органы государственной налоговой службы, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 08.12.12 г. № 1057, РРО с модемом должен обеспечивать:
- автоматическую с заданной сервером обработки информации периодичностью передачу контрольно-отчетной информации в сервер обработки информации по протоколу передачи информации (для РРО с КСЭФ и ЭККР, в том числе передачу информации о каждом напечатанном расчетном документе);
- на запрос органов ГНС Украины передачу информации (для РРО с КСЭФ и ЭККР, в том числе передачу информации о каждом напечатанном расчетном документе);
- защиту контрольно-отчетной информации от подмены, модификации и просмотра во время передачи средствами МБ SAM;
- сохранение в контрольной ленте даты и времени передачи контрольно-отчетной информации в сервер;
- прием и сохранение в контрольной ленте уведомления от сервера обработки информации о получении контрольно-отчетной информации, даты и времени принятия этого уведомления сервером;
<...>
- повторную передачу контрольно-отчетной информации в случае, если полученное от сервера уведомление будет содержать такое требование;
- накопление контрольно-отчетной информации в случае невозможности передачи ее из-за нарушения связи с сервером обработки информации по каким-либо причинам и автоматическую передачу накопленной информации в сервер обработки информации после восстановления связи;
- индикацию исправного и неисправного состояния модема и канала передачи информации;
- блокировку проведения расчетных операций в случае: технической неисправности модема, который к нему присоединен, за исключением неисправности канала передачи информации (только для РРО с КСЭФ); невозможности передачи контрольно-отчетной информации в сервер обработки информации на протяжении 72 часов; переполнения в модеме памяти для накопления сохранения контрольно-отчетной информации (только для РРО, печатающих бумажную контрольную ленту).
<...>
Таким образом, формирование и передача электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков осуществляется автоматически.
<...>
Как усматривается из акта проверки от 26.03.19 г. № 0613/26/15/14/38906953, налоговым органом установлено, что при осуществлении розничной торговли в хозяйственной единице истца расчетные операции в наличной и безналичной формах общество проводило с использованием надлежащим образом зарегистрированных, опломбированных и переведенных в фискальный режим работы РРО.
Выводы контролирующего органа о нарушении истцом пункта 7 статьи 3 Закона № 265 основываются на том, что во время проведения проверки налоговым органом установлено нарушение в части обязательного (в полном объеме) поступления в органы ГФС по проводным или беспроводным каналам связи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольных лентах в памяти регистраторов расчетных операций или в памяти модемов, которые к ним присоединены, а именно: предоставленные истцом к проверке ежедневные отчетные чеки (Z-отчет, пакет данных КСЭФ) за 26.11.18 г. и 29.11.18 г. в количестве 7 отчетов отсутствуют в информационной системе «Налоговый блок».
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, сервисное обслуживание регистраторов расчетных операций ООО <...> с момента ввода в эксплуатацию осуществляется Частным предприятием ЦСО «КСТ-СЕРВИС».
В обязанности Частного предприятия «ЦСО «КСТ-СЕРВИС» отнесены: отслеживание через систему ЦСО-Онлайн передачи целостности данных в сервер эквайера; постоянная проверка внутренних механизмов РРО; проверка средств контроля (пломб).
Кроме того, письмом от 18.01.19 г. под исх. № 1 Частное предприятие «ЦСО «КСТ-СЕРВИС» в лице инженера сервиса – ЛИЦО_2 и директора – ЛИЦО_1 удостоверило, что за весь период работы РРО, с момента ввода в эксплуатацию и по состоянию на 17.01.19 г., повреждений средств контроля (пломб) и постороннего вмешательства во внутренние механизмы работы РРО не фиксировалось.
В соответствии с предоставленными ЧП «ЦСО «КСТ-СЕРВИС» письменными разъяснениями относительно передачи копий расчетных документов РРО ООО <...> за 26.11.18 г. и 29.11.18 г. с фискальными номерами № 30000548334, № 3000054827, № 3000054830, № 3000448278, № 3000066820, все РРО ООО <...> передают данные в центр обработки информации (информационный эквайер), – АО «УККАРТ» с последующей выгрузкой на сервер ГФС.
Согласно постановлению Министерства доходов и сборов Украины от 11.03.14 г. № 4479/6/99-99-18-03-01-15, все РРО передают копии расчетных документов в течение 72 часов с момента их создания.
Судом первой инстанции установлено, что ООО <...> использует РРО с КСЭФ (со встроенными модемами, с помощью которых осуществляется автоматическая передача контрольно-отчетной информации в сервер обработки информации фискального органа).
Таким образом, формирование и передача электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков в магазине осуществляется автоматически.
<...>
Материалы дела свидетельствуют, что доказательств о технической неисправности РРО в случае блокировки проведения расчетных операций и, как следствие, невозможности передачи контрольно-отчетной информации в сервер обработки информации фискального органа за период 26.11.18 г. и 29.11.18 г., ответчиком не было представлено ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.
<...>
Руководствуясь ст. 241, 242, 243, 308, 311, 315, 316, 321, 322, 325, 329 КАС Украины, коллегия судей, –
ПОСТАНОВИЛА:
Апелляционную жалобу Главного управления ГНС в Киевской области оставить без удовлетворения, а решение Окружного административного суда города Киева от 16 октября 2019 года – без изменений.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с даты его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховном Суде в срок, определенный ст. 329 КАС Украины.
<...>
Комментарии к материалу