Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Договор поставки: избегаем упоминаний о ТТН

19.06.2019 2001 0 1

Эта статья будет полезной для всех субъектов хозяйствования (далее – СХ), которые приобретают ТМЦ и у которых есть вопросы относительно наличия товарно-транспортных накладных (далее – ТТН). Мы рассмотрим судебную практику и пути решения определенных проблем.


Судебная практика относительно ТТН

Эта статья будет полезной прежде всего для тех СХ, которые имеют не совсем надежных контрагентов-поставщиков и которым уже известно о проведении проверок, как плановых, так и внеплановых, относительно именно этого подозрительного поставщика (см. также «Плановая проверка-2019: основания, проблемы и их решение»).

Наши читатели знают, что налоговики предпочитают признавать хозяйственные операции бестоварными/фиктивными, в том числе в случае отсутствия ТТН. На сегодня судебная практика была положительной для налогоплательщиков, и ВСУ отмечал, что отсутствие ТТН «… не является безоговорочным выводом, который бы предоставлял основания утверждать об отсутствии у налогоплательщика права на формирование своих данных налогового учета, в частности налогового кредита/валовых расходов, поскольку указанные документы являются обязательными при налогообложении операций по договорам перевозки, а не договорами поставки» (см. здесь «Как легко опровергнуть выводы органа ГФС о бестоварности хозяйственных операций, с помощью постановлений ВС»).

Вот два последних положительных постановления ВСУ: от 15.05.19 г. по делу № 804/12339/13-а (№ К/9901/9553/18) и от 21.05.19 г. по делу № 803/1586/13-а (№ К/9901/26987/18).

Вместе с тем 11.06.19 г. по делу № 826/13018/18 (№ К/9901/10085/19) ВСУ занял правовую позицию, которая, возможно, и не перевернет судебную практику вверху ногами, но может значительно укрепить позицию органов ГФС в суде.

Так, в указанном постановлении ВСУ отметил, что условиями заключенных между истцом (покупатель) и его контрагентом (поставщик) договоров предусмотрена обязательность предоставления ТТН покупателю. Далее ВСУ указал на то, что п. 6.1 этих договоров установлено, что остаток в виде 20 % стоимости поставленной партии товара уплачивается поставщику в течение 5 банковских дней после представления поставщиком покупателю (Обществу) оригиналов документов на поставленную партию товаров, в частности надлежащим образом оформленных ТТН по форме № 1-ТН. То есть участники гражданско-правовых соглашений самостоятельно определили для себя перечень обязательных для подтверждения выполнения договорных обязательств документов, в который включена и ТТН. Учитывая оплату Обществом поставленного товара, оригиналы ТТН должны быть у него, как это предусмотрено условиями договора. Исходя из приведенного, ВСУ соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, что:

  • отсутствие надлежащим образом оформленных и признанных сторонами договоров обязательных первичных документов в виде ТТН дает основания согласиться с доводами налогового органа о непредоставлении истцом доказательств осуществления транспортировки товара и, как следствие, нереальности хозяйственных операций;
  • установление факта нереальности совершения хозяйственной операции не нуждается в выяснении содержания умысла участников такой операции. Отсутствие реально совершенной хозяйственной операции и, как следствие, юридическая дефектность соответствующих первичных документов согласно содержанию п. 44.1 Налогового кодекса не позволяют формировать данные налогового учета независимо от направленности умысла налогоплательщиков – участников соответствующей операции.

Видите, по этому делу стороны сами прописали в договорах, что ТТН обязательна.

Как избежать проблем

А сейчас расскажем, как даже при наличии такого постановления ВСУ избежать неприятностей. Многое зависит от хозяйственной деятельности каждого СХ и стадии, на которой возникает проблема.

Так, СХ, которые только собираются заключать договор поставки, должны учесть ошибки других налогоплательщиков и избегать в договоре положения об обязательном предоставлении ТТН (если только вы на 100 % уверены, что ваш поставщик такую ТТН предоставит). А п. 6.1 договора можно трансформировать так: «Остаток в виде 20 % стоимости поставленной партии товара платится поставщику в течение 5 банковских дней после подписания сторонами расходной накладной». Такая формулировка устроит обе стороны, удостоверит факт передачи ТМЦ и лишит необходимости составления ТТН.

СХ, которые уже заключили договор, где указано на обязательное наличие ТТН (на всякий случай пересмотрите свои договора), могут заключить дополнительное соглашение, в котором будет изменен соответствующий пункт на вышеприведенную формулировку.

СХ, которые получали или передавали зерно и продукты его переработки (на хранение, переработку и в залог) до 21.05.17 г. (на то время еще действовала Инструкция, утвержденная приказом Минагрополитики от 13.10.08 г. № 661, далее – Инструкция № 661), должны быть осторожны и выяснить, есть ли у них ТТН. Если нет, то нужно проверить наличие документов, предусмотренных п. 2.8 Инструкции № 661.

Так, в этом пункте Инструкции № 661 определено, что в случае доставки зерна без ТТН предприятие составляет в присутствии представителя поклажедателя акт, в котором указываются: наименование поклажедателя, номер автомашины, вид зерна, установленная масса груза и вид поступления. Акт является основанием для оприходования зерна. Акт подписывается весовщиком, представителем поклажедателя и материально ответственным лицом предприятия.

Тем СХ, которые уже ожидают проверку, но вдруг выявили, что ТТН нет (испортилась под дождем, залили кофе, потерялась во время изменения офиса и т. п.), поставщик не берет трубку и избегает любого общения, можно посоветовать сформировать документ, который удостоверит факт уничтожения ТТН. Это может быть докладная водителя, который попал под дождь вместе с ТТН, акт комиссии об установлении факта уничтожения ТТН, в конце концов, заявление в правоохранительные органы о том, что при перевозке документов к аудиторам их украли из авто.

Если руководитель забыл такие документы, скажем, в кафе, по дороге к аудитору или новый офис, можно подать заявление в СМИ относительно потери документов (см. здесь «Если первичные документы утрачены»).

Далее надо написать письмо поставщику с изложением вашей проблемы и просьбой предоставить дубликат такого документа. Первый экземпляр нужно направить поставщику с описанием и уведомлением о вручении, а второй подшить к расходной накладной (позже прикрепить к нему чек и описание). Если письмо вернется или ответ так и не поступит, СХ будет иметь доказательства того, что ТТН утрачена, он старался восстановить свой экземпляр ТТН, но это было за пределами его возможностей. В этом случае, даже если дело дойдет до суда, шансы выиграть дело у СХ значительно увеличатся.

Если ваши налоговые накладные/расчеты корректировки (далее – НН/РК) заблокированы, то прежде чем направлять документы в орган ГФС, внимательно проверьте договор на включение пункта о ТТН и при наличии приведенных выше недостатков устраните их перед представлением документов на разблокировку (у вас 365 дней!). Дело в том, что постановлением КМУ предусмотрена необходимость подавать транспортные документы, а если вы их не представите во время административного обжалования, разблокировать НН/РК в суде станет значительно сложнее.

Выводы

Итак, судебная практика относительно отсутствия ТТН у СХ положительна для налогоплательщиков, хотя случаются определенные исключения. Но мы с вами теперь знаем, что надо правильно оформлять договора поставки, а также как защититься в случае, когда договор несет определенные риски.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы