Эта статья будет полезной для всех субъектов хозяйствования (далее – СХ), которые приобретают ТМЦ и у которых есть вопросы относительно наличия товарно-транспортных накладных (далее – ТТН). Мы рассмотрим судебную практику и пути решения определенных проблем.
Эта статья будет полезной прежде всего для тех СХ, которые имеют не совсем надежных контрагентов-поставщиков и которым уже известно о проведении проверок, как плановых, так и внеплановых, относительно именно этого подозрительного поставщика (см. также «Плановая проверка-2019: основания, проблемы и их решение»).
Наши читатели знают, что налоговики предпочитают признавать хозяйственные операции бестоварными/фиктивными, в том числе в случае отсутствия ТТН. На сегодня судебная практика была положительной для налогоплательщиков, и ВСУ отмечал, что отсутствие ТТН «… не является безоговорочным выводом, который бы предоставлял основания утверждать об отсутствии у налогоплательщика права на формирование своих данных налогового учета, в частности налогового кредита/валовых расходов, поскольку указанные документы являются обязательными при налогообложении операций по договорам перевозки, а не договорами поставки» (см. здесь «Как легко опровергнуть выводы органа ГФС о бестоварности хозяйственных операций, с помощью постановлений ВС»).
Вот два последних положительных постановления ВСУ: от 15.05.19 г. по делу № 804/12339/13-а (№ К/9901/9553/18) и от 21.05.19 г. по делу № 803/1586/13-а (№ К/9901/26987/18).
Вместе с тем 11.06.19 г. по делу № 826/13018/18 (№ К/9901/10085/19) ВСУ занял правовую позицию, которая, возможно, и не перевернет судебную практику вверху ногами, но может значительно укрепить позицию органов ГФС в суде.
Так, в указанном постановлении ВСУ отметил, что условиями заключенных между истцом (покупатель) и его контрагентом (поставщик) договоров предусмотрена обязательность предоставления ТТН покупателю. Далее ВСУ указал на то, что п. 6.1 этих договоров установлено, что остаток в виде 20 % стоимости поставленной партии товара уплачивается поставщику в течение 5 банковских дней после представления поставщиком покупателю (Обществу) оригиналов документов на поставленную партию товаров, в частности надлежащим образом оформленных ТТН по форме № 1-ТН. То есть участники гражданско-правовых соглашений самостоятельно определили для себя перечень обязательных для подтверждения выполнения договорных обязательств документов, в который включена и ТТН. Учитывая оплату Обществом поставленного товара, оригиналы ТТН должны быть у него, как это предусмотрено условиями договора. Исходя из приведенного, ВСУ соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, что:
Видите, по этому делу стороны сами прописали в договорах, что ТТН обязательна.
А сейчас расскажем, как даже при наличии такого постановления ВСУ избежать неприятностей. Многое зависит от хозяйственной деятельности каждого СХ и стадии, на которой возникает проблема.
Так, СХ, которые только собираются заключать договор поставки, должны учесть ошибки других налогоплательщиков и избегать в договоре положения об обязательном предоставлении ТТН (если только вы на 100 % уверены, что ваш поставщик такую ТТН предоставит). А п. 6.1 договора можно трансформировать так: «Остаток в виде 20 % стоимости поставленной партии товара платится поставщику в течение 5 банковских дней после подписания сторонами расходной накладной». Такая формулировка устроит обе стороны, удостоверит факт передачи ТМЦ и лишит необходимости составления ТТН.
СХ, которые уже заключили договор, где указано на обязательное наличие ТТН (на всякий случай пересмотрите свои договора), могут заключить дополнительное соглашение, в котором будет изменен соответствующий пункт на вышеприведенную формулировку.
СХ, которые получали или передавали зерно и продукты его переработки (на хранение, переработку и в залог) до 21.05.17 г. (на то время еще действовала Инструкция, утвержденная приказом Минагрополитики от 13.10.08 г. № 661, далее – Инструкция № 661), должны быть осторожны и выяснить, есть ли у них ТТН. Если нет, то нужно проверить наличие документов, предусмотренных п. 2.8 Инструкции № 661.
Так, в этом пункте Инструкции № 661 определено, что в случае доставки зерна без ТТН предприятие составляет в присутствии представителя поклажедателя акт, в котором указываются: наименование поклажедателя, номер автомашины, вид зерна, установленная масса груза и вид поступления. Акт является основанием для оприходования зерна. Акт подписывается весовщиком, представителем поклажедателя и материально ответственным лицом предприятия.
Тем СХ, которые уже ожидают проверку, но вдруг выявили, что ТТН нет (испортилась под дождем, залили кофе, потерялась во время изменения офиса и т. п.), поставщик не берет трубку и избегает любого общения, можно посоветовать сформировать документ, который удостоверит факт уничтожения ТТН. Это может быть докладная водителя, который попал под дождь вместе с ТТН, акт комиссии об установлении факта уничтожения ТТН, в конце концов, заявление в правоохранительные органы о том, что при перевозке документов к аудиторам их украли из авто.
Если руководитель забыл такие документы, скажем, в кафе, по дороге к аудитору или новый офис, можно подать заявление в СМИ относительно потери документов (см. здесь «Если первичные документы утрачены»).
Далее надо написать письмо поставщику с изложением вашей проблемы и просьбой предоставить дубликат такого документа. Первый экземпляр нужно направить поставщику с описанием и уведомлением о вручении, а второй подшить к расходной накладной (позже прикрепить к нему чек и описание). Если письмо вернется или ответ так и не поступит, СХ будет иметь доказательства того, что ТТН утрачена, он старался восстановить свой экземпляр ТТН, но это было за пределами его возможностей. В этом случае, даже если дело дойдет до суда, шансы выиграть дело у СХ значительно увеличатся.
Если ваши налоговые накладные/расчеты корректировки (далее – НН/РК) заблокированы, то прежде чем направлять документы в орган ГФС, внимательно проверьте договор на включение пункта о ТТН и при наличии приведенных выше недостатков устраните их перед представлением документов на разблокировку (у вас 365 дней!). Дело в том, что постановлением КМУ предусмотрена необходимость подавать транспортные документы, а если вы их не представите во время административного обжалования, разблокировать НН/РК в суде станет значительно сложнее.
Выводы
Итак, судебная практика относительно отсутствия ТТН у СХ положительна для налогоплательщиков, хотя случаются определенные исключения. Но мы с вами теперь знаем, что надо правильно оформлять договора поставки, а также как защититься в случае, когда договор несет определенные риски.