• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Директор ООО: особый статус и нюансы взаимоотношений с обществом

08.05.2019 1224 0 1

ООО по-новому: как действовать, что в учете


В Законе № 2275 детально прописан правовой статус исполнительного органа ООО – директора. В консультации расскажем об особенностях взаимодействия директора с ООО, о процедуре его приема на работу и увольнения, делегировании полномочий директора на время его отсутствия и т. д.


Функции исполнительного органа ООО

Согласно ч. 2 ст. 39 Закона № 2275 к компетенции исполнительного органа общества относится решение всех вопросов, связанных с управлением текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания участников и наблюдательного совета общества (в случае создания).

Исполнительный орган может быть:

  • единоличным (директор). В уставе можно предусмотреть и другое название в зависимости от специфики деятельности ООО. Например, если речь идет о частной клинике, то это может быть главный врач;
  • коллегиальным (дирекция во главе с генеральным директором). Закон устанавливает, что название исполнительного органа может быть иным и должно быть зафиксировано в уставе общества. К примеру, его можно назвать совет директоров или правление.

Если в ООО будет функционировать коллегиальный орган, то в уставе ООО следует отразить количественный состав, а также порядок избрания его членов и председателя.

Обратите внимание! По общему правилу при избрании членов коллегиального исполнительного органа и его председателя за каждого кандидата голосуют отдельно (ч. 6 ст. 39 Закона № 2275). Однако уставом можно предусмотреть другой порядок, например, голосование списком или кумулятивное голосование и т. д.

Установлены ли какие-то ограничения или запреты для директора ООО?

Да, установлены Законом № 2275:

1) физлицо, которое является членом коллегиального исполнительного органа общества (например, член совета директоров) или действует как единоличный исполнительный орган (например, директор), не может быть членом наблюдательного совета этого общества (ч. 9 ст. 39);

2) член исполнительного органа общества не может без согласия общего собрания участников или наблюдательного совета общества (ч. 5 ст. 40):

  • осуществлять хоздеятельность как физлицо-предприниматель в той же сфере, что и общество;
  • быть участником полного общества или полным участником коммандитного общества, которое осуществляет деятельность в той же сфере, что и общество;
  • быть членом исполнительного органа или наблюдательного совета другого субъекта хозяйствования, который осуществляет деятельность в той же сфере, что и общество.

Выход есть! Ограничения, предусмотренные ч. 5 ст. 40 Закона № 2275, можно преодолеть. Для этого директору нужно получить согласие общего собрания участников ООО, к примеру, на осуществление деятельности в качестве предпринимателя в той же сфере, что и ООО, оформив его протоколом общего собрания.

Установлены ли еще какие-то обязанности для директора ООО?

Да, при избрании на должность директор обязан подать ООО перечень своих аффилированных лиц (ч. 4 ст. 42 Закона № 2275).

Учтите: подавать такой перечень обязаны и другие должностные лица ООО. К должностным лицам общества относятся члены исполнительного органа (если это коллегиальный орган), наблюдательного совета и другие лица, установленные уставом ООО (ч. 1 ст. 42 Закона № 2275).

Кто считается аффилированными лицами директора?

Ответ надо искать в п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона № 514. Именно к этой норме нас отсылает ч. 9 ст. 42 Закона № 2275. В частности, к аффилированным лицам директора могут относиться:

  • члены его семьи – муж (жена), а также родители (усыновители), опекуны (попечители), братья, сестры, дети и их мужья (жены);
  • юрлица, контролируемые директором или членами его семьи. Понятие «контроль юрлица» разъясняется в ст. 1 Закона № 2664. В частности, контроль над юрлицом предполагает, что физлицо может оказывать решающее влияние на управление и/или деятельность юрлица путем прямого и/или опосредованного владения одним лицом самостоятельно или совместно с другими лицами долей в юрлице. Размер такой доли должен составлять 50 или более процентов УК.

В случае изменения состава аффилированных лиц (к примеру, если у директора новая жена (муж) либо женился его (ее) сын или вышла замуж дочь) директор в течение 5 дней со дня, когда ему стало известно о таком изменении, обязан сообщить об этом ООО.

Установленной формы уведомления о перечне аффилированных лиц или его изменении, как и самого порядка уведомления, нет. Это значит, что подать такое заявление директор может в произвольной форме, приведя в нем перечень аффилированных лиц.

Назначаем директора ООО

Рассмотрим процедуру назначения директора пошагово.

Шаг 1. Принятие решения об избрании директора

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 30 Закона № 2275 вопрос об избрании директора и установлении размера его вознаграждения относится к компетенции общего собрания участников. Оформить такое решение следует протоколом общего собрания.

Образец протокола:

1 из 1

Протокол_зразок.docx

Скачать

Шаг 2. Внесение сведений в ЕГР

Документы для госрегистрации ООО подает учредитель (учредители) или уполномоченные им (ими) лица. Данные о директоре вносятся в форму 1 (если создается предприятие) или форму 3 (если меняется директор на уже действующем предприятии), которые утверждены Приказом № 3268/5.

Шаг 3. Заключение трудового договора (контракта)

В Законе № 2275 не конкретизировано, как оформлять отношения с директором ООО. В ч. 1 ст. 42 этого Закона лишь упоминается, что члены исполнительного органа являются должностными лицами хозобщества и никаких других указаний на этот счет он больше не содержит. Поэтому в данном случае следует исходить из нормы ч. 4 ст. 65 ХК: с наемным руководителем заключается трудовой договор (контракт).

Отсюда можно сделать вывод, что с директором ООО нужно заключить трудовой договор (контракт). При этом порядок оформления отношений с членами исполнительного органа (на каких условиях с ними заключается трудовой договор, размер оплаты, дополнительные льготы и т. д.) желательно предусмотреть в уставе.

Важно! Мы не рекомендуем заключать с директором ООО гражданско-правовой договор (далее – ГПД) во избежание штрафов, которые сейчас применяют органы Гоструда. Ведь в случае признания ГПД трудовым договором на ООО могут наложить штраф согласно абзацу второму ч. 2 ст. 265 КЗоТ в размере 30 минимальных зарплат (на сегодня это 125 190 грн.).

Шаг 4. Уведомление органа ГФС о приеме директора

Поскольку директор является наемным работником, согласно ст. 24 КЗоТ он не может быть допущен к работе без подачи в орган ГФС уведомления по форме приложения к Постановлению № 413 (далее – уведомление). На этом акцентирует внимание и ГФС в своем Письме от 02.10.15 г. № 20929/6/99-99-17-03-03-15.

Не ошибитесь! Если речь идет о вновь созданном ООО, укажите в протоколе общего собрания, что директор приступает к исполнению своих обязанностей не ранее дня заключения с ним трудового договора и подачи в орган ГФС уведомления. Это защитит вас от претензий со стороны органа Гоструда. Ведь подать уведомление о приеме директора на работу ООО сможет только после госрегистрации ООО.

Шаг 5. Оформление квалифицированной электронной подписи (далее – КЭП).

Напомним, с 07.11.18 г. действует Закон № 2155, который оперирует понятием КЭП, а не ЭЦП. Чтобы получить КЭП для директора, необходимо обратиться в аккредитованные центры сертификации ключей (АЦСК), например, в АЦСК информационно-справочного центра ГФС, АЦСК органов юстиции и т.д. КЭП оформляется по правилам, установленным Законом № 2155.

Шаг 6. Оформление права на распоряжение текущими счетами в банке

Чтобы директор имел полномочия на подписание финансовых документов, данные о нем надо включить в перечень распорядителей счетом ООО.

Внимание, нововведение! Сейчас не нужно подавать в обслуживающий банк карточку с образцами подписей директора, главбуха, других лиц, заверенную нотариально. С 04.04.19 г. в случае изменения или добавления лиц, имеющих право распоряжаться счетом юрлица (в т. ч. и ООО), следует подавать перечень распорядителей счета и документы, подтверждающие их полномочия (п. 9 разд. I Инструкции № 492, в редакции Постановления от 01.04.19 г. № 56).

Нужно ли оформлять доверенность на директора или председателя коллегиального органа?

Не нужно. Единоличный исполнительный орган (или председатель коллегиального органа) может действовать от имени общества без доверенности. Кроме того, уставом можно предусмотреть, что каждый (или отдельные) член коллегиального органа вправе действовать от имени общества без доверенности (ч. 10 ст. 39 Закона № 2275).

Замещение временно отсутствующего директора

Данный вопрос в законодательстве четко не урегулирован. Поэтому в уставе ООО желательно прописать, кто будет временно исполнять обязанности (далее – врио) директора во время его отсутствия (командировка, отпуск, больничный и т. д.) и каков объем его полномочий.

Как оформить передачу полномочий врио директора?

Существует три варианта оформления такого назначения директором.

Вариант 1. Издать приказ о временном заместительстве (замещении) (п. 1 Разъяснения № 30/39). В таком случае врио директора освобождается от своей основной работы и выполняет только обязанности директора. Заместителю выплачивается разница между его фактическим окладом и должностным окладом директора.

Вариант 2. Издать приказ об исполнении обязанностей временно отсутствующего работника (ст. 105 КЗоТ). Тогда сотрудник будет исполнять обязанности директора без освобождения от своей основной работы. Размер доплаты за такую работу надо установить в колдоговоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законом (ст. 97 КЗоТ, ст. 15 Закона № 108) и зафиксировать в приказе.

Вариант 3. Прописать в должностной инструкции сотрудника (например, заместителя директора, главного бухгалтера, другого сотрудника), что он будет выполнять помимо своих основных обязанностей еще и обязанности директора во время его отсутствия. Поскольку речь идет о расширении круга трудовых обязанностей работника, дополнительно можно не издавать приказ и начислять доплату не нужно.

Какой именно вариант выбрать, ООО решает самостоятельно.

К сведению: назначить врио директора можно любого штатного работника (с его согласия). Оформляется это как временное замещение (заместительство) или как исполнение обязанностей временно отсутствующего работника (Письмо Минсоцполитики от 21.07.11 г. № 590/13/84-11).

Нужно ли сообщать о назначении врио директора госрегистратору?

Нет, закон этого не требует. Вносить данные в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР) нужно, только если старый директор увольняется и назначается новый. А если это временная замена, то данные о врио директора вносить в ЕГР не обязательно. Вместе с тем предприятие может по своему желанию внести в ЕГР сведения о лицах, которые могут совершать юридические действия от имени юрлица, в том числе и подписывать договоры (п. 13 ч. 1 ст. 9 Закона № 755).

Нужно ли выдавать доверенность врио директора?

Да, если в этом есть необходимость. Директор должен выдать доверенность, чтобы врио директора мог действовать от имени предприятия. Исключение: если речь идет о коллегиальном исполнительном органе, то уставом может быть предусмотрено, что член (члены) коллегиального органа (например, исполнительный директор) действует без доверенности (ч. 10 ст. 39 Закона № 2275). Тогда доверенность можно не оформлять.

Нужно ли получать КЭП для врио директора?

Если врио директора будет подписывать налоговую отчетность, для него необходимо получить отдельную КЭП. Ведь отчетность в электронном виде скрепляется электронной подписью директора. Значит, у врио директора тоже должна быть личная КЭП. Для предоставления права подписи врио директора предприятию следует получить еще один ключ.

Для этого достаточно направить в орган ГФС в электронном виде уведомление о новом сертификате открытых ключей для врио директора (п. 11 разд. III Порядка № 557). Форма такого уведомления приведена в приложении 2 к Порядку № 557.

Нужно ли врио директора предоставить право распоряжения банковским счетом?

Да, нужно, при условии, что он будет подписывать банковские документы. А вот подавать карточку с образцом подписи врио директора не надо. В обслуживающий банк следует подать перечень распорядителей счета (в т. ч. и врио директора) и документы, подтверждающие их полномочия (п. 9 разд. I Инструкции № 492, в редакции Постановления от 01.04.19 г. № 56).

Особенности увольнения директора ООО

Полномочия единоличного исполнительного органа (директора) или председателя коллегиального исполнительного органа могут быть прекращены только путем избрания нового единоличного исполнительного органа или председателя коллегиального исполнительного органа (или временно исполняющих их обязанности) (ч. 13 ст. 39 Закона № 2275). То есть при увольнении директора ООО ему сразу же нужно найти замену – нового директора или лицо, которое будет временно исполнять его обязанности.

Желательно определиться с кандидатурой врио директора сразу после подачи директором заявления об увольнении. В то же время, если старый директор будет уволен без назначения нового директора, никаких штрафов не будет. Однако если ООО останется без руководителя, это усложнит работу общества. Ведь некому будет подписывать налоговую отчетность, кассовые документы, приказы и другие документы. Поэтому, если какое-то время ООО не планирует назначать постоянного директора, необходимо назначить врио директора. Об этом сказано в ч. 13 ст. 39 Закона № 2275.

Как действовать при увольнении директора?

  1. Принять решение общего собрания участников. Увольнение старого директора и назначение нового (или врио директора) можно отразить в одном протоколе. Вместе с тем оформление таких решений в двух протоколах не считается нарушением.
  2. Издать приказ об увольнении директора. Этот приказ может подписать и сам директор, ведь день увольнения – его последний рабочий день.
  3. Выдать трудовую книжку и выплатить все причитающиеся директору суммы в день увольнения согласно ст. 117 КЗоТ.
  4. Внести изменения в ЕГР. Поскольку данные о директоре содержатся в ЕГР, госрегистратора нужно уведомить об увольнении директора и назначении нового по форме 3, утвержденной Приказом № 3268/5.
    В Законе № 755 ничего не сказано о необходимости внесения в ЕГР сведений о врио директора, но мы считаем, что это сделать надо исходя из ч. 13 ст. 39 Закона № 2275. Согласно этой норме полномочия директора прекращаются только путем избрания нового директора либо врио директора. Значит, у ООО есть законные основания для внесения в ЕГР сведений о врио директора.
  5. Отменить выданный для директора усиленный сертификат открытого ключа. А если КЭП была получена по новому Закону № 2155, отменить квалифицированный сертификат открытого ключа (ст. 25 Закона № 2155) и получить новый ключ при приеме на работу нового директора. Для этого следует обратиться в сервисный центр, с которым у предприятия заключен договор.
    Кроме того, ООО необходимо перезаключить с органом ГФС договор о признании электронных документов. Сначала надо подать заявление о прекращении действия старого договора (приложение 3 к Порядку № 557) и затем заключить новый договор (приложение 1 к Порядку № 557).
  6. Уведомить обслуживающий банк. При увольнении директора в обслуживающий банк нужно подать обновленный перечень распорядителей счета и документы, подтверждающие их полномочия (п. 9 разд. I Инструкции № 492, в редакции Постановления от 01.04.19 г. № 56).

Выводы

Исполнительный орган ООО управляет текущей деятельностью общества. Такой орган может быть единоличным (директор) или коллегиальным (дирекция во главе с генеральным директором).

При назначении и увольнении директора ООО необходимо соблюдать правила, установленные Законом № 2275 и трудовым законодательством.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2268 грн. / год

Купить

Лучшие материалы