Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Справочник по налогообложению медицинских КНП

24.10.2019 5470 0 2


Акценты статьи:

  • какие налоги и по каким ставкам уплачивают медицинские коммунальные некоммерческие предприятия (далее – КНП);
  • какую налоговую отчетность и в какие сроки им нужно подавать в налоговые органы.

В ходе медреформы медицинские заведения коммунальной формы собственности преобразовываются из бюджетных учреждений в КНП. Тем самым они не только меняют свой статус (из бюджетников превращаются в обычные, хотя и неприбыльные, предприятия). Они также переходят на другую модель финансирования.

По новой модели (эта модель функционирует согласно Закону от 19.10.17 г. № 2168-VIII «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения», далее – Закон № 2168) государство больше не будет выделять деньги по смете на содержание того или иного заведения здравоохранения (далее – ЗЗО) – государственного или коммунального.

Теперь ЗЗО должны стать автономными субъектами хозяйственной деятельности, в частности КНП. Такие ЗЗО получают оплату по результатам своей деятельности, то есть за фактически оказанную пациентам медицинскую помощь. Эта оплата поступает от Национальной службы здоровья Украины (далее – НСЗУ) на основании заключенных с этой службой договоров.

Такая ситуация порождает у вновь созданных КНП ряд вопросов. В частности, не упустят ли они момент, с которого им придется становиться плательщиками новых налогов и сдавать новую налоговую отчетность? Нужно ли им пересмотреть порядок своего, уже привычного, налогового «поведения»?

В помощь таким медицинским КНП мы составили таблицу, где указано, какие налоги и в каких ситуациях по Налоговому кодексу (далее – НК) уплачивают КНП, а также какую налоговую отчетность придется таким предприятиям сдавать.

Внимательно читайте текст сносок – вы найдете там необходимые пояснения.

Налоги и налоговая отчетность медицинских КНП

№ п/п

Налог (взнос)

Ставка

Налоговая отчетность

Сроки подачи

1

2

3

4

5

1

Налог на прибыль (п. 133.4 НК)*

Отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации по форме, утвержденный приказом Минфина от 17.06.16 г. № 553 (далее – Отчет неприбыльной организации)**

Ежегодно, в течение 60 календарных дней (далее – к. д.) по окончании года

(пп. 49.18.6, 133.4.7 НК)

* Здесь ничего нового для КНП нет. После своего преобразования из медицинского бюджетного учреждения КНП все равно остаются неприбыльными организациями (у них должен измениться только признак неприбыльности по Реестру неприбыльных учреждений и организаций, порядок ведения которого утвержден постановлением КМУ от 13.07.16 г. № 440, далее – Реестр). Такие КНП руководствуются п. 133.4 НК, согласно которому неприбыльные организации не являются плательщиками налога на прибыль.
** Медицинское бюджетное учреждение заполняло в Отчете неприбыльной организации в основном строки 1.1 «фактично одержане фінансування бюджетної установи (організації) за загальним фондом», 1.2 «залишки коштів бюджетної установи (організації) на спеціальних рахунках, що перейшли з попереднього року» и 1.3 «доходи, одержані бюджетною установою (організацією), що зараховані на рахунки спеціального фонду цієї установи (організації) згідно із затвердженим у встановленому порядку кошторисом». А вот у КНП со следующего года в новом статусе эти строки будут пустыми. Только за год, в котором произошла реорганизация бюджетного учреждения (преобразование его в КНП), эти строки будут заполнены.

2

Налог на прибыль (разд. III, подразд. 4 разд. XX НК)*

18 %

1. Отчет неприбыльной организации.

2. Налоговая декларация по налогу на прибыль предприятий по форме, утвержденной приказом Минфина от 20.10.15 г. № 897 (далее – декларация по налогу на прибыль)

За месяц, в котором произошло нарушение требований п. 133.4 НК (в течение 20 к. д. по окончании месяца), подается Отчет неприбыльной организации, а затем ежеквартально до конца года, в течение 40 к. д. по окончании квартала – декларация по налогу на прибыль
(пп. 49.18.2, 49.18.6, 133.4.3 НК)

* То или иное КНП становится плательщиком налога на прибыль только в том случае, если нарушит требования, установленные п. 133.4 НК. Согласно пп. 133.4.3 НК, нарушителю придется уплатить налог исходя из суммы операции (операций) нецелевого использования активов (подробнее см. «Неприбыльный статус медицинского КНП: как сохранить»).

3

Налог на доходы нерезидентов
(п. 141.4 НК)

0 %, 4 %, 5 %,
6 %, 12 %,
15 %*, 20 %

Декларация по налогу на прибыль**

Ежегодно, в течение
60 к. д. по окончании года
(пп. 49.18.6, 133.4.7 НК)

* Если иное не установлено международным договором об избежании двойного налогообложения.
** Неприбыльные организации сдают такую налоговую отчетность в случае выплаты указанных в п. 141.4 НК доходов в пользу нерезидентов – вместе с Отчетом неприбыльной организации. При этом они заполняют строки 23–25 декларации по налогу на прибыль и приложение ПН «Розрахунок (звіт) податкових зобов’язань нерезидентів, якими отримано доходи із джерелом їх походження з України». Другие показатели декларации заполнению не подлежат (см. Индивидуальную налоговую консультацию (далее – ИНК) ГФС от 21.09.17 г. № 2011/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, ИНК ГФС от 01.03.19 г. № 836/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, разъяснение ГУ ГФС в Одесской области).
К сведению! В случае выплаты доходов нерезидентам КНП – неприбыльной организации не нужно становиться на учет в качестве плательщика налога на прибыль, и из Реестра неприбыльных ее не исключат.

4

НДС (разд. V, подразд. 2 разд. XX НК)*

0 %, 7 %,
20 %

Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость по форме, утвержденной приказом Минфина от 28.01.16 г. № 21

Ежемесячно, в течение
20 к. д. по окончании месяца
(пп. 49.18.2, п. 203.1 НК)

* КНП становятся плательщиками НДС после регистрации их плательщиками этого налога. Можно зарегистрироваться плательщиком НДС и добровольно. Но если общая сумма операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению (в т. ч. освобожденных от налогообложения), превысит порог в 1 млн грн – придется сделать это в обязательном порядке (подробнее – «НДС-учет у медицинского КНП»). Казначейство откроет для КНП счет в СЭА НДС, а КНП как лицо, осуществляющее поставки товаров/услуг, будет оформлять налоговые накладные/расчеты корректировки, регистрируя их в ЕРНН. В отличие от КНП, бюджетные медзаведения этой участи избегают, поскольку свою деятельность ведут в основном за счет медицинской субвенции, а значит, поставками товаров/услуг в понимании пп. 14.1.185 и 14.1.191 НК не занимаются.

5

Акцизный налог (разд. VI, подразд. 5 разд. XX НК)*

Разные ставки,
установленные НК

Декларация акцизного налога по форме, утвержденной приказом Минфина от 23.01.15 г. № 14

Ежемесячно, не позднее
20-го числа следующего
месяца (п. 223.1–223.2 НК)

* КНП может иметь дело с такими подакцизными товарами, как спирт этиловый, горючее, легковые автомобили. Поэтому им нужно быть очень внимательными.
К примеру, некое КНП хранит горючее в резервуаре на своей территории, чтобы использовать его для собственного потребления (для заправки электрогенератора, транспортных средств и т. п.). Тогда ему, возможно, придется получить лицензию на право хранения горючего (ст. 15 Закона от 19.12.95 г. № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и топлива»).
Мы сказали «возможно», потому что в той же ст. 15 названного Закона сказано, что лицензию не нужно получать предприятиям, учреждениям и организациям, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местного бюджета. Как раз одним из таких предприятий и может быть КНП. Ведь по Закону № 2168 НСЗУ – это центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственных фингарантий медобслуживания населения, а программа госгарантий определяет перечень и объем медуслуг (включая медизделия) и лекарственных средств, полную оплату которых пациентам государство гарантирует за счет средств госбюджета.
Вот и получается: если КНП получает финансирование исключительно от НСЗУ как главного распорядителя бюджетных средств, а также из местного бюджета (например, на выполнение целевых программ), то можно и побороться за «нелицензированность». Однако ручейки небюджетных средств (от физлиц и юрлиц за оказание платных услуг, а также в виде полученной благотворительной помощи и т. п.) приведут к необходимости такую лицензию иметь.
Что касается акцизного налога, то здесь такая ситуация. Если помещение/территорию, где хранится горючее (находится резервуар с ним) можно назвать акцизным складом (а это будет, когда минимальные объемные критерии, установленные пп. 14.1.6 НК, превышены и/или условие о собственном потреблении нарушено), то КНП будет считаться распорядителем акцизного склада (далее – АС), т. е. лицом, которое занимается хранением и реализацией горючего (пп. 14.1.224 НК).
Такой вывод можно сделать из пп. 14.1.212 НК, где под реализацией горючего для целей разд. IV в числе прочих понимаются любые операции по его физической передаче (отпуску, отгрузке) с АС для собственного потребления. А значит, КНП регистрируется распорядителем АС и плательщиком акцизного налога (пп. 212.1.15 НК). Казначейство открывает ему счет в СЭА РГСЭ, а само предприятие оформляет акцизные накладные/расчеты корректировки, регистрируя их в ЕРАН.
А вот если медицинское КНП хранит и использует для собственного потребления спирт этиловый, тогда оно не будет распорядителем АС. Ведь таковыми считаются лица, которые реализуют спирт этиловый (пп. 212.1.15 НК). Однако понятие «реализация спирта этилового» применяется исключительно к субъектам хозяйствования, которые занимаются его производством (пп. 14.1.212 НК). Распорядителем АС является субъект хозяйствования, который получил лицензию на право производства спирта этилового, алкогольных напитков, зарегистрирован плательщиком акцизного налога и имеет документы, подтверждающие право собственности или пользования на помещения и/или территорию, которые относятся к АС (пп. 14.1.224 НК).

6

НДФЛ и военный сбор (далее – ВС)
(разд. III НК, п. 161 подразд. 10 разд. XX НК)*

18 % (НДФЛ), 1,5 % (ВС)

Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу физических лиц, и сумм удержанного из них налога по форме № 1ДФ, утвержденной приказом Минфина от 13.01.15 г. № 4**

Ежеквартально, в течение
40 к. д. по окончании квартала
(пп. 49.18.2, п. 51.1 НК)

* Для КНП нет ничего нового в части удержания НДФЛ и ВС из доходов физлиц по сравнению с бюджетным медучреждением.
** Обратим внимание, что отчетность по НДФЛ и ЕСВ будет объединена (Закон от 19.09.19 г. № 116-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно представления единой отчетности по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и налогу на доходы физических лиц», далее – Закон № 116). C 01.01.21 г. налоговые агенты и плательщики ЕСВ будут ежеквартально подавать Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков-физлиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного ЕСВ, с разбивкой по месяцам отчетного квартала.

7

ЕСВ

(Закон от 08.07.10 г.
№ 2464-VI

«О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», далее – Закон № 2464)*

22 %, 8,41 %

Отчет о суммах начисленной заработной платы (дохода, денежного довольствия, помощи, надбавки, компенсации) застрахованных лиц и суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование по форме № Д4, утвержденной приказом Минфина от 14.04.15 г. № 435 (далее – Приказ № 435)**

Ежемесячно в течение 20 к. д. по окончании месяца (п. 1 разд. III Порядка формирования и представления страхователями отчета по суммам начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование,
утвержденного Приказом № 435)

* По сравнению с бюджетным медучреждением ничего нового в части начисления ЕСВ у КНП нет.
** См. сноску «**» к стр. 6 этой таблицы.

8

Экологический
налог (разд. VIII НК)*

Разные ставки,
установленные НК

Налоговая декларация экологического налога по форме, утвержденной приказом Минфина от 17.08.15 г. № 715

Ежеквартально, в течение
40 к. д. по окончании квартала
(пп. 49.18.2, п. 250.1–250.2 НК)

* КНП – ЗЗО уплачивает экологический налог так же, как бывшее бюджетное медучреждение. Но ему обязательно нужно пересмотреть (перезаключить) договоры с субъектами хозяйствования, которые занимаются вывозом, переработкой и утилизацией отходов.
ЗЗО знают, что размещать медицинские отходы нужно по специальным правилам. Согласно Государственным санитарно-противоэпидемическим правилам и нормам по обращению с медицинскими отходами, утвержденным приказом Минздрава от 08.06.15 г. № 325 (далее – Правила № 325), такие отходы делятся на категории: А – эпидемически безопасные (в т. ч. пищевые и обычные твердые бытовые отходы); В – эпидемически опасные; С – токсикологически опасные; D – радиологически опасные. Для каждой категории отходов в Правилах № 325 описаны типовые схемы обращения с ними. Руководствуясь этим документом, КНП может временно хранить отходы до передачи их на размещение в специально отведенных для этого местах, переработку и утилизацию. Тогда в этой части КНП плательщиком экологического налога не будет (ИПК ГФС от 12.12.17 г. № 2947/6/99-99-12-02-03-15/ІПК, ГУ ГФС в Одесской области от 07.06.19 г. № 2585/ІПК/15-32-12-03-12). Правда, у КНП, которое временно хранит пищевые и твердые бытовые отходы, должны быть действующие договоры на их вывоз с субъектами хозяйствования, имеющими разрешение, выданное соответствующим уполномоченным органом. Если же отходы – опасные, тогда нужен действующий договор со специализированным предприятием, которое имеет лицензию на переработку и утилизацию опасных отходов (ИНК ГУ ГФС в Одесской области от 07.06.19 г. № 2585/ІПК/15-32-12-03-12/ІПК, ГФС от 13.09.19 г. № 175/6/99-00-04-04-03-15/ІПК). Не у каждого предприятия, занимающегося вывозом отходов, такая лицензия есть.
А вот КНП, которое имеет источники ионизирующего излучения для диагностики (рентгенографические, рентгеноскопические аппараты, аппараты компьютерной томографии и т. п.) и/или терапии (линейные ускорители, аппараты для ультразвуковой абляции опухолей, аппараты для контактной лучевой терапии и т. п.), не уйти от уплаты экологического налога в части образования радиоактивных отходов их производителями. По мнению налоговиков (ОИР, категория 120.01), предприятие с даты приобретения (купли-продажи) такого источника будет считаться субъектом деятельности в сфере использования ядерной энергии. Причем даже если оно имеет источник ионизирующего излучения, деятельность по использованию которого освобождается от лицензирования согласно Перечню, утвержденному приказом Госинспекции ядерного регулирования от 03.12.13 г. № 138.
К сведению! Специально регистрироваться плательщиком эконалога такому КНП не нужно. Однако придется сообщить налоговикам о том, что у КНП появился объект, связанный с налогообложением (и как результат – обязанность декларировать и уплачивать налог), подав форму № 20-ОПП (приложение 10 к Порядку учета плательщиков налогов и сборов, утвержденному приказом Минфина от 09.12.11 г. № 1588, далее – Приказ № 1588, Порядок № 1588).
Кстати, налоговики разработали Справочник типов объектов налогообложения (сейчас он доступен по состоянию на 07.10.19 г. на сайте ГНС, раздел «Довідники», подраздел «Типи об’єктів оподаткування»). И хотя, согласно п. 8.7 Порядка № 1588, данный Справочник не имеет статуса нормативного документа, но в форме № 20-ОПП ссылка на него есть. Конечно, перечень типов объектов в этом Справочнике может показаться странным, присутствие в нем того или иного объекта не обязательно означает, что о нем следует уведомлять налоговиков. Как, собственно, и отсутствие некоего объекта не говорит о том, что эту форму подавать не придется.

9

Рентная плата (разд. IX НК)*

Разные ставки,
установленные НКУ

Налоговая декларация по рентной плате по форме, утвержденной приказом Минфина от 17.08.15 г. № 719

В основном – ежеквартально,
в течение 40 к. д.
по окончании квартала
(пп. 49.18.2, п. 257.1 НК)

* В принципе медицинское КНП может быть плательщиком рентной платы любого вида (кроме рентной платы за транспортировку нефти). К примеру, у КНП может быть скважина с собственными водозаборными сооружениями и оборудованием для забора воды. Тогда ему нужно иметь в виду два важных нюанса.
Во-первых, подземные воды относятся к полезным ископаемым, а на добычу пресных подземных вод нужно получить специальное разрешение на пользование участком недр (ст. 19 Кодекса о недрах). Правда, есть исключение: такое разрешение можно не оформлять для добычи подземных вод (кроме минеральных) землепользователями в границах предоставленных им земельных участков для всех нужд, кроме производства фасованной питьевой воды, если объем добычи подземных вод по каждому из водозаборов не превышает 300 м3 в сутки (ст. 23 Кодекса о недрах). Порядок выдачи специальных разрешений на пользование недрами утвержден постановлением КМУ от 30.05.11 г. № 615.
Но даже если КНП не нужно получать разрешение на использование недр, оно все равно будет плательщиком рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых в соответствии с пп. 252.1.4 НК. Ведь тогда КНП является землепользователем, который осуществляет хозяйственную деятельность по добыче подземных вод (см. ОИР, категория 130.01). Разве что глубина собственной скважины составляет до 20 м, а КНП добывает воду для собственного потребления. В этом случае можно ориентироваться на пп. 252.4.1 НК и рентную плату не уплачивать (ОИР, категория 130.01).
Кстати, законопроект № 1210 (получен ВРУ и в случае его принятия закон вступит в силу со дня, следующего за днем его опубликования) переписывает норму пп. 252.4.1 НК, освобождая от рентной платы все запасы полезных ископаемых местного значения, без указания на глубину разработки пресных вод (согласно ст. 5 Водного кодекса подземные воды, которые не могут быть источником централизованной поставки воды, относятся к водным объектам местного значения).
Во-вторых, специальное водопользование нельзя проводить без соответствующего разрешения (кроме некоторых исключений, перечисленных в ст. 48 Водного кодекса (далее – ВК), в частности забора и/или использования воды в объеме до 5 м3 в сутки, за исключением той, что используется для производства напитков и фасованной питьевой воды), которое выдается в соответствии с Порядком выдачи разрешений на специальное водопользование, утвержденным постановлением КМУ от 13.03.02 г. № 321. Ведь такое КНП является первичным водопользователем (ст. 42 ВК). Согласно п. 255.1 НК, первичные водопользователи – это субъекты хозяйствования любой формы собственности, которые используют и/или передают вторичным водопользователям воду, полученную путем забора воды из водных объектов. А значит, наше КНП является также плательщиком рентной платы за специальное водопользование. Таким плательщиком не будет КНП, которое можно назвать водопользователем, использующим воду исключительно для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических потребностей (п. 255.2, пп. 255.4.1 НК).
К сведению! Регистрироваться плательщиком рентной платы не нужно. Однако в контролирующий орган придется подать форму № 20-ОПП, составленную согласно приложению 10 к Порядку № 1588.

10

Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (ст. 266 НК)*

Устанавливаются решением
местного совета**

Налоговая декларация по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка по форме, утвержденной приказом Минфина от 10.04.15 г. № 408

Ежегодно, до 20 февраля
отчетного года***
(пп. 266.6.1, 266.7.5 НК)

* Согласно пп. 266.1.1 НК, плательщики налога на недвижимость, отличную от земельного налога, – это физические и юридические лица, в т. ч. нерезиденты, которые являются собственниками объектов жилой и/или нежилой недвижимости. В то же время есть недвижимость, которая не является объектом налогообложения. В частности, бюджетное медучреждение перед преобразованием в КНП не уплачивало налог согласно пп. «а» пп. 266.2.2 НК. Налоговики подчеркивают (см. письмо МГУ ГФС – ЦО по ОКП от 07.04.16 г. № 7561/10/28-10-01-3-11, далее – Письмо № 7561), что для применения этой нормы должно выполняться три условия одновременно, а именно если:
1) организация создана органами государственной власти, органами местного самоуправления;
2) ее финансирование осуществляется только за счет средств государственного или местного бюджетов;
3) такая организация получила статус неприбыльности.
Однако, по большому счету, неважно, что КНП – уже не бюджетник, как осуществляется его финансирование и является ли оно неприбыльным. Ведь говорить о каком-то праве собственности на недвижимость таких предприятий, преобразованных из бюджетных медучреждений, некорректно. После такого преобразования недвижимость к КНП перешла на праве оперативного управления. КНП по-прежнему не владеет этой недвижимостью на праве собственности, т. е. не осуществляет одновременное владение, пользование и распоряжение таким имуществом по собственному усмотрению, как это указано в ч. 1 ст. 318 Гражданского кодекса (далее – ГК). Право оперативного управления – другое вещное право (ч. 1 ст. 133 Хозяйственного кодекса, далее – ХК). Это право субъекта хозяйствования, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным органом), для осуществления некоммерческой деятельности в рамках, установленных законодательно (ч. 1 ст. 137 ХК).
Поэтому, по мнению автора, «недвижимый» налог КНП уплачивать не должно. В частности, к подобному выводу пришел суд в отношении государственного предприятия как субъекта управления объектами госсобственности, а не собственника имущества. Первый апелляционный административный суд в постановлении от 27.12.18 г. по делу № 812/1232/18 подчеркнул, что нежилая недвижимость, которая находится на балансе такого предприятия, является собственностью государства, а не этого предприятия (ЕГРСР, рег. № 78158443). Аналогично и для любого КНП – собственником его недвижимости является территориальная громада, а не само КНП.
Хотя этот вывод, возможно, придется отстаивать в суде. Ведь та же ГФС в Письме № 7561 написала: объекты жилой и нежилой недвижимости, которые находятся в собственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также созданных ими организаций, содержащихся за счет соответствующих бюджетов, если они получили прибыль, облагаются налогом на недвижимое имущество на общих основаниях. То есть налоговики читают пп. «а» пп. 266.2.2 НК формально, не желая признавать, что к недвижимости указанных субъектов словосочетание «находятся в собственности» вообще неприменимо.
Что можно сделать на практике? Во избежание претензий со стороны контролеров рекомендуем обратиться к соответствующему местному совету с просьбой установить льготы для ЗЗО – КНП независимо от источников финансирования. Ведь это в компетенции местного совета (пп. 266.4.2 НК).
** Такая ставка не должна превышать 1,5 % размера минимальной зарплаты, установленной на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 м2 объекта налогообложения (пп. 266.5.1 НК).
*** Согласно Законопроекту № 1210 (в случае его принятия закон вступит в силу на следующий день после опубликования), декларация подается не позднее 20 февраля отчетного года.
К сведению! Если КНП все-таки придется уплачивать налог на недвижимость, то регистрироваться ему плательщиком этого налога не нужно. Однако в контролирующий орган следует подать форму № 20-ОПП (приложение 10 к Порядку № 1588).

11

Земельный налог
(ст. 269–289 НК)*

Устанавливается решением
местного совета**

Налоговая декларация по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности)» по форме, утвержденной приказом Минфина от 16.06.15 г. № 560

Ежегодно, не позднее 20 февраля отчетного года, или ежемесячно, в течение 20 к. д. месяца, следующего за отчетным
(п. 285.1, 286.2–286.3 НК)

* Наряду с собственниками земельных участков плательщиками земельного налога являются землепользователи (п. 269.1 НК). После преобразования ЗЗО из бюджетного медучреждения в КНП к последнему перешли земельные участки на праве постоянного пользования. А значит, таким предприятиям к земельному налогу стоит присмотреться повнимательнее.
И первый вопрос, которым возникнет у бухгалтера КНП, будет таким: применимо ли к медицинскому КНП, как раньше к бюджетному ЗЗО, освобождение от земельного налога по пп. 282.1.4 НК, если такое КНП полностью содержится за счет средств государственного или местного бюджета?
По мнению автора, да. Как уже было замечено выше, если к КНП деньги поступают исключительно от НСЗУ, а также из местного бюджета, то можно считать, что это ЗЗО, которое содержится за счет средств государственного и местного бюджетов. То есть земельный налог ему уплачивать не нужно. Хотя, как и в ситуации с неуплатой «недвижимого» налога, такое решение придется отстаивать (возможно, и в суде). Другое дело, если будут еще и поступления иного рода – от юридических и физических лиц в качестве платы за услуги, благотворительная помощь и т. п. Тогда КНП придется уплачивать земельный налог. Также освобождение от уплаты земельного налога не распространяется на участки, отдельные здания, сооружения или помещения, которые КНП сдает в аренду (п. 284.3 НК).
Что можно сделать на практике? Рекомендуем обратиться к местному совету, чтобы своим решением он освободил от земельного налога ЗЗО – КНП независимо от источников финансирования. Это право местным советам дает п. 284.1 НК.
** Такая ставка налога устанавливается:
– за земельные участки, нормативная денежная оценка (далее – НДО) которых проведена – в размере не более 3 %, для земель общего пользования – не более 1 %, для сельхозугодий – не менее 0,3 % и не более 1 %, а для лесных земель – не более 0,1 % от их НДО (п. 274.1 НК);
– за земельные участки, расположенные за границами населенных пунктов, НДО которых не проведена, – в размере не более 5 %, для сельхозугодий – не менее 0,3 % и не более 5 %, для лесных земель – не более 0,1 % от НДО единицы площади пашни по области (п. 277.1 НК).
К сведению! Регистрироваться плательщиком земельного налога не нужно. Однако в контролирующий орган придется подать форму № 20-ОПП, составленную согласно приложению 10 к Порядку № 1588.

12

Транспортный налог
(ст. 267 НК)*

25 000 грн. за каждый легковой автомобиль, со дня выпуска которого прошло не более 5 лет и среднерыночная стоимость которого превышает 375 МЗП на 1 января отчетного года

Налоговая декларация по транспортному налогу по форме, утвержденной приказом Минфина от 10.04.15 г. № 415

Ежегодно, до 20 февраля
отчетного года
(пп. 267.6.4 НК)**

* Плательщиками транспортного налога являются любые юридические лица, причем не только коммунальные унитарные предприятия (как коммерческие, так и некоммерческие), но даже бюджетные учреждения. Так что ничего нового в порядке взимания этого налога КНП не ждет.
** В Законопроекте № 1210 (в случае принятия закон вступит в силу на следующий день после его опубликования) указано, что декларация подается не позднее 20 февраля отчетного года.
Налоги и отчетность.doc
Скачать

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы