Понятие «спонсорство» отождествляют с меценатством, благотворительностью и даже рекламными услугами. В чем разница и каковы особенности отражения операций, связанных с предоставлением спонсорской помощи, в бухгалтерском и налоговом учете, разберемся в статье.
Ни Хозяйственный, ни Гражданский кодексы (далее – ГК) не устанавливают условий договора спонсорской помощи.
Определение понятия «спонсорство» дано в ст. 1 Закона от 03.07.96 г. № 270/96-ВР «О рекламе» (далее – Закон № 270): это добровольная материальная, финансовая, организационная и другая поддержка физическими и юридическими лицами любой деятельности в целях популяризации исключительно своего имени, наименования, своего знака для товаров и услуг.
Для правильного отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по предоставлению (получению) спонсорской помощи следует выяснить, тождественны ли понятия «спонсорство», «меценатство», «благотворительность» и «реклама».
Меценатство – это благотворительная деятельность в сферах образования, культуры и искусства, охраны культурного наследия, науки и научных исследований (п. 6 ст. 1 Закона от 05.07.12 г. № 5073-VI «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», далее – Закон № 5073).
Благотворительная деятельность – это добровольная личная и/или имущественная помощь для достижения целей, не предусматривающая получения благотворителем прибыли, а также выплаты какого-либо вознаграждения или компенсации благотворителю от имени или по поручению бенефициара (п. 2 ст. 1 Закона № 5073).
Реклама – информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес в отношении такого лица или товара (ст. 1 Закона № 270).
С точки зрения налоговиков, спонсорство тождественно благотворительной деятельности, на что акцентировано внимание в консультации в ОИР, категория 104.05.
Однако, если анализировать нормы законодательства, спонсорство упоминается именно в Законе № 270 (о рекламе), а не в Законе № 5073 (о благотворительной деятельности).
В то же время, прямого определения спонсорства как рекламных услуг в Законе № 270 нет. В ч. 1 ст. 5 данного Закона четко определено, что не считается информацией рекламного характера обнародование имени или наименования и знака для товаров и услуг спонсоров.
Поэтому рассмотрим основные различия между спонсорством, благотворительностью (меценатством) и рекламой.
Отличия от благотворительности (меценатства):
Отличия от рекламы:
Вид договора о предоставлении спонсорской помощи зависит от того, как спонсор желает позиционировать свою поддержку. От этого будет зависеть и порядок отражения в бухгалтерском учете и налогообложения хозяйственных операций.
В ч. 1 ст. 627 ГК предусмотрено, что стороны свободны в заключении договора, выборе контрагента и определении условий договора с учетом требований ГК, других актов гражданского законодательства, обычаев делового оборота, требований разумности и справедливости. А ч. 2 ст. 628 ГК позволяет заключать «смешанный договор», в котором содержатся элементы различных договоров.
Также следует обратить внимание, что согласно ч. 1 ст. 6 ГК стороны имеют право заключить договор, который не предусмотрен актами гражданского законодательства, но соответствует общим принципам гражданского законодательства. А ч. 3 ст. 6 ГК (принцип свободы договора) позволяет сторонам в договоре отступить от положений актов гражданского законодательства и урегулировать свои отношения на свое усмотрение, если не существует прямого запрета на это.
В постановлении судебной палаты в гражданских делах ВСУ от 28.01.15 г. по делу № 6-230цс14 сказано, что стороны не могут на свое усмотрение урегулировать в договоре свои отношения только в случаях, если существует прямой запрет, установленный актом гражданского законодательства; запрет следует из содержания акта законодательства; такая договоренность противоречит сути отношений между сторонами.
Из постановления ВСУ следует, что спонсорский договор не может быть заключен как договор о предоставлении рекламных услуг, поскольку существует прямой запрет на это, предусмотренный ст. 5 Закона № 270, а именно: «запрещается указывать любую информацию рекламного характера о спонсоре и/или его товарах».
Упоминание о спонсоре нельзя считать рекламой, ведь не считается рекламой обнародование, произнесение в программе, передаче имени, наименования спонсора, объектов права интеллектуальной собственности, которые ему принадлежат (п. 6 ст. 13 Закона № 270).
Если же спонсорский договор имеет рекламный характер, то ответственность за нарушение законодательства о рекламе несут:
Вопросы наложения штрафов на них регулируются Порядком наложения штрафов за нарушение законодательства о рекламе, утвержденным постановлением КМУ от 26.05.04 р. № 693 (далее – Порядок №693).
Штрафы налагаются уполномоченными лицами Госпотребинспекции в размерах, установленных п. 2 Порядка № 693.
Итак, если спонсорский договор имеет рекламный характер, то на рекламодателя (спонсора) и распространителя рекламы (получателя) налагается штраф в размере пятикратной стоимости распространенной рекламы, а если ее стоимость установить невозможно – в размере до 300 НМДГ или 5 100 грн (абзац двенадцатый п. 2 Порядка № 693).
Спонсорский договор может быть заключен и как договор о предоставлении безвозвратной финансовой помощи.
Ведь согласно пп. 14.1.257. Налогового кодекса (далее – НК) безвозвратная финансовая помощь – это сумма средств, переданная налогоплательщику согласно договорам дарения, другим подобным договорам или без заключения таких договоров.
При заключении такого договора спонсор обязуется предоставить получателю безвозвратную денежную помощь (спонсорский взнос) в порядке и размере, предусмотренных договором, а получатель берет на себя обязательство использовать взнос спонсора в целях и на условиях, предусмотренных договором, информируя общественность при проведении каких-либо мероприятий об имени, наименовании, знаке для товаров и услуг спонсора в целях его популяризации.
Согласно п. 5 П(С)БУ 16 «Расходы» расходы отражаются в бухгалтерском учете одновременно с уменьшением активов или увеличением обязательств.
Расходы спонсора на предоставление спонсорской помощи в полном объеме включаются в состав прочих расходов операционной деятельности (Дт 949) в периоде предоставления такой помощи или в состав прочих расходов, не связанных с операционной деятельностью (Дт 977).
Получатель спонсорской помощи отражает ее получение в составе доходов (Кт 718).
Полученная спонсорская помощь может иметь целевой характер использования, и в таком случае она отражается в составе доходов как целевое финансирование (Кт 484).
Согласно п. 17 П(С)БУ 15 полученное целевое финансирование признается доходом в течение тех периодов, в которых были понесены расходы, связанные с выполнением условий целевого финансирования.
№ |
Содержание хозяйственной операции |
Бухгалтерские проводки |
1 |
2 |
3 |
Предоставление спонсорской помощи без целевого характера использования |
||
У спонсора |
||
1 |
Перечислена спонсорская помощь в денежных средствах |
Дт 949 (977) – Кт 311 |
2 |
Оказана спонсорская помощь основными средствами |
Дт 976 (977) – Кт 10, Дт 13 – Кт 10, Дт 976 – Кт 641 |
3 |
Оказана спонсорская помощь товарами |
Дт 949 (977) – Кт 281, Дт 949 – Кт 641 |
У получателя |
||
4 |
Получена спонсорская помощь денежными средствами |
Дт 311 – Кт 718 |
5 |
Получена спонсорская помощь основными средствами |
Дт 10 – Кт 424 |
6 |
Признан доход в сумме начисленной амортизации |
Дт 23 (91, 92) – Кт 13, Дт 424 – Кт 745 |
7 |
Получена спонсорская помощь товарами |
Дт 28 – Кт 718 |
Получение спонсорской помощи, имеющей целевой характер использования |
||
У получателя |
||
8 |
Получена спонсорская помощь денежными средствами |
Дт 311 – Кт 484 |
9 |
Получена спонсорская помощь основными средствами |
Дт 10 – Кт 484 |
10 |
Признан доход в сумме начисленной амортизации |
Дт 23 (92, 94) – Кт 13, Дт 484 – Кт 745 |
11 |
Получена спонсорская помощь товарами |
Дт 281 – Кт 484 |
12 |
Использованы ТМЦ на спонсорское мероприятие |
Дт 949 – Кт 28 |
13 |
Признан доход на сумму использованных товаров |
Дт 484 – Кт 718 |
Предприятие – спонсор, который является:
Предприятие – получатель спонсорской помощи (независимо от статуса плательщика налога на прибыль) корректировки финансового результата до налогообложения на сумму полученной спонсорской помощи не проводит, сумма полученной спонсорской помощи увеличивает бухгалтерский финрезультат.
Предоставление спонсорской помощи: