Спонсорство: определение и учет
Понятие «спонсорство» отождествляют с меценатством, благотворительностью и даже рекламными услугами. В чем разница и каковы особенности отражения операций, связанных с предоставлением спонсорской помощи, в бухгалтерском и налоговом учете, разберемся в статье.
Определение понятий
Ни Хозяйственный, ни Гражданский кодексы (далее – ГК) не устанавливают условий договора спонсорской помощи.
Определение понятия «спонсорство» дано в ст. 1 Закона от 03.07.96 г. № 270/96-ВР «О рекламе» (далее – Закон № 270): это добровольная материальная, финансовая, организационная и другая поддержка физическими и юридическими лицами любой деятельности в целях популяризации исключительно своего имени, наименования, своего знака для товаров и услуг.
Для правильного отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по предоставлению (получению) спонсорской помощи следует выяснить, тождественны ли понятия «спонсорство», «меценатство», «благотворительность» и «реклама».
Меценатство – это благотворительная деятельность в сферах образования, культуры и искусства, охраны культурного наследия, науки и научных исследований (п. 6 ст. 1 Закона от 05.07.12 г. № 5073-VI «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», далее – Закон № 5073).
Благотворительная деятельность – это добровольная личная и/или имущественная помощь для достижения целей, не предусматривающая получения благотворителем прибыли, а также выплаты какого-либо вознаграждения или компенсации благотворителю от имени или по поручению бенефициара (п. 2 ст. 1 Закона № 5073).
Реклама – информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес в отношении такого лица или товара (ст. 1 Закона № 270).
С точки зрения налоговиков, спонсорство тождественно благотворительной деятельности, на что акцентировано внимание в консультации в ОИР, категория 104.05.
Однако, если анализировать нормы законодательства, спонсорство упоминается именно в Законе № 270 (о рекламе), а не в Законе № 5073 (о благотворительной деятельности).
В то же время, прямого определения спонсорства как рекламных услуг в Законе № 270 нет. В ч. 1 ст. 5 данного Закона четко определено, что не считается информацией рекламного характера обнародование имени или наименования и знака для товаров и услуг спонсоров.
Поэтому рассмотрим основные различия между спонсорством, благотворительностью (меценатством) и рекламой.
Основные отличия спонсорства
Отличия от благотворительности (меценатства):
- спонсорство, в отличие от благотворительности, предусматривает предоставление добровольной помощи получателю в обмен на популяризацию своего имени или наименования, своего знака для товаров и услуг. То есть спонсор фактически извлекает пользу (позитивные последствия) от своей помощи;
- спонсор за участие в спонсорских проектах извлекает выгоду (компенсацию) от своей помощи в виде информации рекламного характера о спонсоре;
- участие спонсора в спонсорских проектах направлено, прежде всего, на создание позитивного образа своей компании у потенциального потребителя и других заинтересованных сторон, то есть на эффективное управление информацией в пользу спонсора (продвижение торговой марки, заинтересованность потребителя, стимулирование увеличения продажи). А это уже маркетинговый ход, «паблик рилейшнз» (public relations, пиар);
- в отличие от благотворителей, спонсоры бывают разных категорий: титульный спонсор, генеральный, официальный, технический, информационный, бартерный и др. От категории зависит влияние спонсора на спонсорское мероприятие, например запрещать другим спонсорам или конкурентам принимать участие и другие обстоятельства, которые могут привести к конфликту интересов в этом мероприятии.
Отличия от рекламы:
- спонсорство – это добровольная помощь, направленная на конкретное мероприятие и целевую аудиторию и обусловлена, как правило, целевым использованием полученных средств без изменения направления использования. А реклама адресована неопределенному кругу лиц, и рекламодатель не имеет права контролировать использование уплаченных денег за производство, размещение и распространение рекламной информации (главное для него – получение качественной рекламы);
- спонсорская помощь может предоставляться в виде материальной, финансовой, организационной и других видов помощи. А рекламные услуги оплачиваются на основании договора о предоставлении рекламных услуг и согласно счету только денежными средствами на расчетный счет производителя / распространителя рекламы;
- информация о спонсоре ограничивается только именем или наименованием и знаком для товаров и услуг спонсора. А реклама – это полная информация о лице или товаре (его потребительские характеристики, цена, контактная информация и т.п.) и направлена на продвижение объекта рекламы на рынок;
- реклама должна быть четко отделена от другой информации, независимо от форм или способов распространения, таким образом, чтобы ее можно было идентифицировать как рекламу. А имя спонсора объявляется в начале и/или в конце мероприятия (программы, телепередачи). Также на сайте (промобаннерах, информационных материалах о мероприятии) получателя спонсорской помощи может указываться разрешенная информация о спонсоре, в частности статус, логотип, товарный (фирменный) знак.
Договор о предоставлении спонсорской помощи
Вид договора о предоставлении спонсорской помощи зависит от того, как спонсор желает позиционировать свою поддержку. От этого будет зависеть и порядок отражения в бухгалтерском учете и налогообложения хозяйственных операций.
В ч. 1 ст. 627 ГК предусмотрено, что стороны свободны в заключении договора, выборе контрагента и определении условий договора с учетом требований ГК, других актов гражданского законодательства, обычаев делового оборота, требований разумности и справедливости. А ч. 2 ст. 628 ГК позволяет заключать «смешанный договор», в котором содержатся элементы различных договоров.
Также следует обратить внимание, что согласно ч. 1 ст. 6 ГК стороны имеют право заключить договор, который не предусмотрен актами гражданского законодательства, но соответствует общим принципам гражданского законодательства. А ч. 3 ст. 6 ГК (принцип свободы договора) позволяет сторонам в договоре отступить от положений актов гражданского законодательства и урегулировать свои отношения на свое усмотрение, если не существует прямого запрета на это.
В постановлении судебной палаты в гражданских делах ВСУ от 28.01.15 г. по делу № 6-230цс14 сказано, что стороны не могут на свое усмотрение урегулировать в договоре свои отношения только в случаях, если существует прямой запрет, установленный актом гражданского законодательства; запрет следует из содержания акта законодательства; такая договоренность противоречит сути отношений между сторонами.
Из постановления ВСУ следует, что спонсорский договор не может быть заключен как договор о предоставлении рекламных услуг, поскольку существует прямой запрет на это, предусмотренный ст. 5 Закона № 270, а именно: «запрещается указывать любую информацию рекламного характера о спонсоре и/или его товарах».
Упоминание о спонсоре нельзя считать рекламой, ведь не считается рекламой обнародование, произнесение в программе, передаче имени, наименования спонсора, объектов права интеллектуальной собственности, которые ему принадлежат (п. 6 ст. 13 Закона № 270).
Если же спонсорский договор имеет рекламный характер, то ответственность за нарушение законодательства о рекламе несут:
- рекламодатели – за несоблюдение установленных законом требований к содержанию рекламы и заказ распространения рекламы, в которой не соблюдены установленные законом требования к ее содержанию (абзац пятый п. 1 ч. 2 ст. 27 Закона № 270);
- распространители – за нарушение установленного законодательством порядка распространения и размещения рекламы (п. 3 ч. 2 ст. 27 Закона № 270).
Вопросы наложения штрафов на них регулируются Порядком наложения штрафов за нарушение законодательства о рекламе, утвержденным постановлением КМУ от 26.05.04 р. № 693 (далее – Порядок №693).
Штрафы налагаются уполномоченными лицами Госпотребинспекции в размерах, установленных п. 2 Порядка № 693.
Итак, если спонсорский договор имеет рекламный характер, то на рекламодателя (спонсора) и распространителя рекламы (получателя) налагается штраф в размере пятикратной стоимости распространенной рекламы, а если ее стоимость установить невозможно – в размере до 300 НМДГ или 5 100 грн (абзац двенадцатый п. 2 Порядка № 693).
Учет спонсорской помощи, предоставленной в качестве безвозвратной финпомощи
Спонсорский договор может быть заключен и как договор о предоставлении безвозвратной финансовой помощи.
Ведь согласно пп. 14.1.257. Налогового кодекса (далее – НК) безвозвратная финансовая помощь – это сумма средств, переданная налогоплательщику согласно договорам дарения, другим подобным договорам или без заключения таких договоров.
При заключении такого договора спонсор обязуется предоставить получателю безвозвратную денежную помощь (спонсорский взнос) в порядке и размере, предусмотренных договором, а получатель берет на себя обязательство использовать взнос спонсора в целях и на условиях, предусмотренных договором, информируя общественность при проведении каких-либо мероприятий об имени, наименовании, знаке для товаров и услуг спонсора в целях его популяризации.
Бухгалтерский учет
Согласно п. 5 П(С)БУ 16 «Расходы» расходы отражаются в бухгалтерском учете одновременно с уменьшением активов или увеличением обязательств.
Расходы спонсора на предоставление спонсорской помощи в полном объеме включаются в состав прочих расходов операционной деятельности (Дт 949) в периоде предоставления такой помощи или в состав прочих расходов, не связанных с операционной деятельностью (Дт 977).
Получатель спонсорской помощи отражает ее получение в составе доходов (Кт 718).
Полученная спонсорская помощь может иметь целевой характер использования, и в таком случае она отражается в составе доходов как целевое финансирование (Кт 484).
Согласно п. 17 П(С)БУ 15 полученное целевое финансирование признается доходом в течение тех периодов, в которых были понесены расходы, связанные с выполнением условий целевого финансирования.
№ |
Содержание хозяйственной операции |
Бухгалтерские проводки |
1 |
2 |
3 |
Предоставление спонсорской помощи без целевого характера использования |
||
У спонсора |
||
1 |
Перечислена спонсорская помощь в денежных средствах |
Дт 949 (977) – Кт 311 |
2 |
Оказана спонсорская помощь основными средствами |
Дт 976 (977) – Кт 10, Дт 13 – Кт 10, Дт 976 – Кт 641 |
3 |
Оказана спонсорская помощь товарами |
Дт 949 (977) – Кт 281, Дт 949 – Кт 641 |
У получателя |
||
4 |
Получена спонсорская помощь денежными средствами |
Дт 311 – Кт 718 |
5 |
Получена спонсорская помощь основными средствами |
Дт 10 – Кт 424 |
6 |
Признан доход в сумме начисленной амортизации |
Дт 23 (91, 92) – Кт 13, Дт 424 – Кт 745 |
7 |
Получена спонсорская помощь товарами |
Дт 28 – Кт 718 |
Получение спонсорской помощи, имеющей целевой характер использования |
||
У получателя |
||
8 |
Получена спонсорская помощь денежными средствами |
Дт 311 – Кт 484 |
9 |
Получена спонсорская помощь основными средствами |
Дт 10 – Кт 484 |
10 |
Признан доход в сумме начисленной амортизации |
Дт 23 (92, 94) – Кт 13, Дт 484 – Кт 745 |
11 |
Получена спонсорская помощь товарами |
Дт 281 – Кт 484 |
12 |
Использованы ТМЦ на спонсорское мероприятие |
Дт 949 – Кт 28 |
13 |
Признан доход на сумму использованных товаров |
Дт 484 – Кт 718 |
Налоговый учет
Налог на прибыль
Предприятие – спонсор, который является:
- «малодоходником», то есть годовой доход которого от любой деятельности, определенный по правилам бухучета, за последний годовой отчетный период не превышает 40 млн грн, – корректировку финансового результата не осуществляет (абзац восьмой пп. 134.1.1 НК);
- «высокодоходником» – корректирует финансовый результат до налогообложения, а именно увеличивает на сумму:
- перечисленной безвозвратной финансовой помощи (безвозмездно предоставленных товаров, работ, услуг) лицам, не являющимся плательщиками налога (пп. 140.5.10 НК);
- перечисленной безвозвратной финансовой помощи (безвозмездно предоставленных товаров, работ, услуг) налогоплательщикам, которые облагаются налогом по ставке 0 % (пп. 140.5.10 НК);
- денежных средств или стоимости товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, безвозмездно перечисленных (переданных) в течение отчетного (налогового) года неприбыльным организациям, внесенным в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, в размере, превышающем 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года (пп. 140.5.9 НК);
- денежных средств или стоимости товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, безвозмездно перечисленных (переданных) в течение отчетного (налогового) года субъектам сферы физической культуры и спорта, в размере, превышающем 8 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года (пп. 140.5.14 НК).
Предприятие – получатель спонсорской помощи (независимо от статуса плательщика налога на прибыль) корректировки финансового результата до налогообложения на сумму полученной спонсорской помощи не проводит, сумма полученной спонсорской помощи увеличивает бухгалтерский финрезультат.
НДС
Предоставление спонсорской помощи:
- денежными средствами – не является объектом обложения НДС (в отличие от рекламных услуг). В соответствии с пп. «а» и «б» п. 185.1 НК объектом обложения НДС являются операции налогоплательщиков по поставке товаров/услуг;
- товарами – является объектом обложения НДС, поскольку поставка товаров – это любая передача права на распоряжение товарами как владелец, в том числе продажа, обмен или дарение такого товара (пп. 14.1.191 НК). Спонсор обязан начислить налоговые обязательства и зарегистрировать налоговую накладную в Едином реестре налоговых накладных (п. 188.1 НК). Налоговая накладная получателю спонсорской помощи не предоставляется, и налоговый кредит у него не возникает.
Выводы
- Спонсорство – это добровольная помощь физических или юридических лиц в обмен на популяризацию их имени или наименования, знака для товаров и услуг.
- Отличие спонсорства от:
– благотворительной деятельности – состоит в получении позитивных последствий и выгоды от своей помощи;
– рекламы – в ограничении информации о спонсоре только именем или наименованием и знаком для товаров и услуг; - Если помощь позиционируется как безвозвратная, то оговаривается только популяризация имени (наименования) и знака спонсора, а также целевой/нецелевой характер помощи.
- Спонсорский договор не может быть заключен как договор о предоставлении рекламных услуг, поскольку на это существует прямой запрет.
- Спонсор и получатель спонсорской помощи несут ответственность за нарушение законодательства о рекламе.
Комментарии к материалу