Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Подаем в ТЦК информацию о транспорте!

17.12.2024 1999 0 4

Суть вопроса. Предприятия, которые являются собственниками транспортных средств (далее – ТС), обязаны дважды в год информировать Территориальные центры комплектования и социальной поддержки (далее – ТЦК) о наличии у них ТС, их техническом состоянии, а также о гражданах, работающих на этих ТС.

О чем статья? Мы расскажем, кто именно должен подавать такую информацию в ТЦК, как это правильно сделать, а также что грозит за неподачу такой информации.


Законодательные основы

В данном случае речь идет о военно-транспортной обязанности предприятий, которая установлена ст. 6 Закона от 21.10.1993 № 3543-XII «О мобилизационной подготовке и мобилизации» (далее – Закон № 3543).

Военно-транспортная обязанность устанавливается в целях удовлетворения потребностей ВСУ, других военных формирований на особый период ТС и техникой.

На кого распространяется эта обязанность и что следует понимать в данном случае под особым периодом?

Военно-транспортная обязанность распространяется, в частности, на предприятия, учреждения и организации, обеспечивающие эксплуатацию ТС, а также на граждан – владельцев ТС.

Под особым периодом в настоящее время следует понимать военное положение, введенное в Украине с 24.02.2022. Поэтому до отмены военного положения все предприятия должны выполнять военно-транспортную обязанность.

Каким подзаконным актом регулируется порядок выполнения указанной обязанности?

В ст. 6 Закона № 3543 указано, что порядок выполнения военно-транспортной обязанности определяется КМУ. Сейчас действует Положение о военно-транспортной обязанности, утвержденное постановлением КМУ от 28.12.2000 № 1921 (далее – Положение № 1921).

Порядок подачи информации

Обязанность руководителей юрлиц информировать ТЦК о наличии ТС и техники, их техническом состоянии, а также о гражданах, которые работают на таких ТС и технике, установлена п. 15 Положения № 1921.

В какой именно ТЦК нужно подать информацию о ТС?

Информация о ТС подается в ТЦК, на территории ответственности которого предприятие расположено. То есть в ТЦК по месту нахождения предприятия.

По какой форме подается информация?

Информации подается по форме, приведенной в приложении 1 к Положению № 1921.

В какие сроки нужно подавать информацию о ТС?

Эту форму предприятия должны подавать в ТЦК дважды в год – до 20 июня и до 20 декабря. Как видим, сейчас нужно подготовить информацию и успеть подать ее до 20.12.2024.

Каким способом можно подавать в ТЦК информацию о ТС?

В Положении № 1921 ничего не сказано о способе подачи такой информации, однако в настоящее время технической возможности подать информацию о ТС в электронной форме все равно нет. Поэтому нужно заполнить утвержденную форму, заверить подписью руководителя предприятия и печатью (при наличии) и передать в ТЦК лично под подпись. Подготовьте 2 экземпляра формы, чтобы иметь отметку ТЦК о том, что форма принята, на втором экземпляре.

Должны ли информировать ТЦК о своих ТС и технике физлица-предприниматели?

Нет, не должны, поскольку в п. 15 Положения № 1921 указаны только юридические лица. И хотя само Положение № 1921 распространяет свое действие и на физлиц – владельцев ТС (см. п. 1), но тем не менее в п. 15, которым установлена обязанность подавать информацию о ТС, физлица, в том числе предприниматели, даже не упомянуты.

Обратите внимание! В п. 15 Положения № 1921 речь идет о подаче информации руководителями предприятий, учреждений и организаций. То есть информировать ТЦК о наличии ТС и техники обязаны только юридические лица.

Если предприятие ранее уже подавало в ТЦК информацию о своих ТС, нужно ли это делать сейчас повторно, если никаких изменений в отношении ТС с момента предыдущей подачи информации не произошло?

Формулировка п. 15 Положения № 1921 не позволяет сделать однозначный вывод, чтобы ответить на вопрос, нужно ли подавать информацию о ТС, только если были изменения или же во всех случаях, когда на предприятии имеется свой транспорт.

Однако в письме Минобороны от 22.07.2015 № 322/2/6598 разъясняется, что такая информация подается независимо от изменений относительно учетных данных ТС и техники, а также граждан, которые на них работают.

Также по этому вопросу есть разъяснение в п. 3 письма Минобороны от 24.05.2016 № 322/2/2836. Там указано, что требование п. 15 Положения № 1921 распространяется на все предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности при наличии на учете у этих предприятий ТС и техники либо изменений в их качественном или количественном составе.

Как видим, исходя из этих разъяснений предприятия должны подавать информацию в ТЦК не только в случае изменений, которые произошли в отчетном периоде (были куплены или проданы ТС либо сменились работники, закрепленные за конкретными ТС), но и в случае, когда никаких таких изменений не было, но у предприятия имеются в собственности ТС.

Нужно ли подавать в ТЦК информацию о ТС по установленной форме с прочерками, если на предприятии нет ни одного ТС?

Нет, в этом случае пустой бланк информации с прочерками подавать не нужно.

Надо ли информировать ТЦК в случае, если на предприятии есть только арендованный автомобиль?

Считаем, что не надо. Ведь информировать ТЦК должны собственники этих ТС. Поэтому нет необходимости дублировать эту информацию.

А вот если собственник передает автомобиль в долгосрочную аренду (лизинг), то он должен проинформировать об этом ТЦК на основании п. 16 Положения № 1921. Сделать это нужно в 7-дневный срок с момента передачи автомобиля в такую аренду.

О каких еще изменениях относительно ТС необходимо немедленно уведомить ТЦК, не дожидаясь очередного срока подачи ирнформации (до 20 июня или до 20 декабря)?

На основании п. 16 Положения № 1921 собственники ТС должны уведомлять ТЦК в 7-дневный срок также и о таких событиях, как:

  • изменение наименования или формы собственности предприятия, учреждения, организации;
  • отправка ТС и техники в другие регионы или за пределы территории Украины на длительное время;
  • передача права собственности на ТС и технику другим юридическим лицам или гражданам;
  • передача ТС или техники в качестве залога исполнения обязательства по договорам о предоставлении кредита и гарантии перед банковским учреждением;
  • другие случаи, в результате которых становится невозможной передача ТС и техники военным формированиям.

По какой форме нужно информировать ТЦК о таких событиях?

В п. 16 Положении № 1921 об этом ничего не сказано, поэтому такая информация подается в произвольной форме в виде письма на имя руководителя ТЦК.

Ответственность предприятия

Многие руководители знают о необходимости информировать ТЦК об имеющихся на предприятии ТС, однако не хотят этого делать по разным причинам. Поэтому их интересует, какая ответственность предусмотрена законодательством за неподачу такой информации. Об этом и поговорим.

Административный штраф

За неподачу в ТЦК информации о ТС должностным лицам предприятия грозит административный штраф, применяемый на основании ст. 2101 КУоАП.

Этой статьей установлена ответственность за нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации. В нашем случае предприятие, не подавшее информацию о своих ТС, нарушает именно такое законодательство – Закон № 3543 и Положение № 1921. Ведь в п. 6 Положения № 1921 прямо указано, что военно-транспортная обязанность является составной частью мобилизационной подготовки и мобилизации в государстве.

Во время особого периода на основании ч. 4 ст. 2101 КУоАП к должностным лицам предприятий применяется штраф в размере от 2 000 до 3 500 НМДГ (от 34 000 до 59 500 грн).

Этот административный штраф грозит прежде всего руководителю предприятия.

Напомним, что в мае 2024 года размеры штрафов, предусмотренных ст. 2101 КУоАП были значительно увеличены.

Какой орган уполномочен применять такой штраф?

Применять этот штраф уполномочены ТЦК (ст. 235 КУоАП).

Есть ли сроки давности для применения такого штрафа?

Да, сроки давности для нашей ситуации установлены ч. 7 ст. 38 КУоАП. Эта норма предусматривает, что административное взыскание за совершение в особый период правонарушений, предусмотренных ст. 210 и 2101 КУоАП, может быть применено в течение 3 месяцев со дня его выявления, но не позднее одного года со дня его совершения.

К сведению! В отношении сроков давности тоже произошли изменения – раньше сроки давности были другими.

Другие последствия

У предприятия, которое не подало в ТЦК информацию о ТС, могут возникнуть проблемы, если оно решит продать автомобиль. Ведь в этом случае, согласно требованиям ч. 1 ст. 21 Закона № 3543 и п. 11 Положения № 1921, для перерегистрации ТС на нового собственника необходимо будет представить в сервисный центр МВД помимо иных документов справку с отметкой руководителя соответствующего ТЦК о постановке этого ТЦ на воинский учет (снятии с воинского учета).

Как вы понимаете, если информацию об этом автомобиле вы не подавали в ТЦК, то получить такую справку вы сможете только после подачи в ТЦК информации о ТС. И в тут вас может ожидать санкция – вышеуказанный административный штраф.

А бывали на практике случаи применения административного штрафа на основании ст. 2101 КУоАП за невыполнение военно-транспортной обязанности предприятиями?

Да, такие случаи имеются, и это подтверждается судебной практикой. Однако если к вам применен этот админштраф, советуем внимательно изучить все документы и обстоятельства, поскольку нередко суды отменяют вынесенные ТЦК постановления о наложении админштрафа. Причина: нарушения, допущенные ТЦК при вынесении таких постановлений.

Ниже приведем примеры применения админштрафа на основании ст. 2101 КУоАП. В данном случае руководители предприятий обжаловали в судах постановления ТЦК о применении админответственности на основании ст. 2101 КУоАП.

  1. Решение Павлоградского горрайонного суда Днепропетровской обл. от 03.10.2023, ЕГРСР, рег. № 113875808. Суд оставил в силе постановление ТЦК о применении админштрафа и указал в своенм решении, что нахождение руководителя предприятия, являющегося единственным работником этого предприятия, в отпуске не является законным основанием для освобождения от военно-транспортной обязанности, а значит, применение админштрафа является правомерным.
  2. Решение Березанского городского суда Киевской обл. от 23.02.2023, ЕГРСР, рег. № 109315977. В данном деле суд отменил постановление ТЦК о применении админштрафа к руководителю предприятия и отправил дело на новое рассмотрение. Причиной такого решения были допущенные в постановлении ТЦК технические ошибки, а кроме того, в постановлении не было ссылок на специальные нормативно-правовые акты об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации (то есть, на Закон № 3543 и Положение № 1921).
  3. Решение Березнегуватского районного суда Николаевской обл. от 08.06.2023, ЕГРСР, рег. № 111418210. В данном случае постановление ТЦК о применении админстрафа к руководителю юрлица за невыполнение военно-транспортной обязанности было отменено судом в связи с тем, что был пропущен срок применения админштрафа, предусмотренный ст. 38 КУоАП.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

6864 грн. / год

Купить

Лучшие материалы