Изменения, внесенные Законом от 23.11.18 г. № 2628-VIII в Налоговый кодекс (далее – НК, Закон № 2628), коснулись администрирования налогов, сборов, обязательных платежей. Рассмотрим, что именно изменилось (в скобках указано, в какие нормы внесены изменения).
В текст нормы пп. 133.4.1 НК внесены уточнения, позволяющие исключить возможную неоднозначность ее прочтения. А именно уточнено, что:
Кроме того, норма дополнена положением, что уставные документы неприбыльной организации в случае ее прекращения могут предусматривать передачу ее активов юрлицам, которые осуществляют негосударственное пенсионное обеспечение (для негосударственных пенсионных фондов).
Обратите внимание! Пунктом 1 разд. II Закона № 2628 предусмотрено, что изменения, внесенные в пп. 133.4.1 НК, применяются задним числом, а именно с 01.07.17 г. |
Откорректирован размер стоимостного критерия для начисления налоговой амортизации электронно-вычислительных машин, микрофонов, раций и другого оборудования группы 4 основных средств (далее – ОС) с минимально допустимым сроком полезного использования – 2 года (таблица из пп. 138.3.3 НК). До сих пор этот стоимостный критерий значился в пп. 138.3.3 НК в давно устаревшем размере – 2 500 грн. и выше. При этом налоговики «вручную» регулировали ситуацию, разъясняя, что такое оборудование будет являться объектом для начисления налоговой амортизации (объектом ОС) только в случае, если его стоимость превысит 6 000 грн. (см., например, Индивидуальную налоговую консультацию ГФС от 04.08.17 г. № 1495/6/99-99-15-02-02-15/ІПК). Теперь стоимостный критерий для ОС группы 4 в таблице пп. 138.3.3 НК приведен в соответствие с пп. 14.1.138 НК и составляет 6 000 грн. и выше.
Отметим, что в НК с 1 января 2019 года появилось новое понятие – актив в форме права пользования (пп. 14.1.12). Это актив, признанный арендатором в соответствии с требованиями МСФО, который представляет собой право арендатора использовать базовый актив в течение срока аренды. И одновременно с появлением такого нового налогового понятия в ст. 138 НК добавили новый п. 138.4, который гласит, что правила налогового учета операций с ОС и нематериальными активами, изложенные в п. 138.1–138.3 НК, не применяются к операциям с активами в форме права пользования.
Уточнено, что в число необоротных активов, фигурирующих в качестве товаров для целей применения пп. 140.5.4 НК, не входит актив в форме права пользования по договорам аренды.
Кроме того, в пп. 140.5.4 НК внесено дополнение, что данная корректировка не применяется относительно товаров, работ, услуг, приобретенных у Накопительного фонда, а также у негосударственных пенсионных фондов.
У страховщиков появилась дополнительная разница, увеличивающая финрезультат. А именно: финрезультат отчетного периода увеличивается на положительную разницу между суммой всех выплат (вознаграждений) страховым посредникам и другим лицам за предоставленные услуги по заключению (пролонгации) договоров страхования и суммой норматива расходов на выплаты страховым посредникам. При этом такой норматив рассчитывается по методике, определенной Госкомиссией по регулированию рынков финуслуг, по согласованию с Минфином.
Изменение, внесенное в данный подпункт, позволяет плательщикам налога на прибыль применить сокращенный срок налоговой амортизации (2 года) к объектам ОС, которые будут вводиться в эксплуатацию в течение всего 2019 года. Конечно, при условии соблюдения других критериев, установленных п. 43 подразд. 4 разд. ХХ НК.
Напомним, что до внесения изменений разрешение на ускоренную амортизацию действовало только для ОС, введенных в эксплуатацию до 31 декабря 2018 года.
В п. 38 подразд. 10 разд. ХХ НК законодатели заменили слова «антитеррористическая операция» в различных падежах на слова «операция объединенных сил (ООС)» (или дополнительно включили в текст нормы это новое понятие). Отметим, что изменение несколько запоздалое – ведь официально АТО прекратилась, а ООС началась еще 30 апреля 2018 года на основании соответствующего Указа Президента и ряда других его приказов.
Получается, что начиная с мая и до конца этого года налогоплательщики не могли в полной мере законно пользоваться положениями п. 38 подразд. 10 разд. ХХ НК. Но с 1 января 2019 года ситуация для них благополучно разрешилась.
К сожалению, этого не скажешь о плательщиках налога на прибыль, которые оказывают благотворительную помощь украинской армии и другим воинским формированиям, содержащимся за счет бюджета. Дело в том, что пунктом 33 подразд. 4 разд. ХХ НК таким плательщикам разрешено не применять корректировку согласно пп. 140.5.9 НК в отношении помощи, оказанной армии для нужд АТО, на период проведения АТО. При этом законодатели так и не внесли соответствующее упоминание об ООС в п. 33 подразд. 4 разд. ХХ НК, и таким образом «военная» благотворительность плательщиков с 1 мая 2018 года остается под угрозой доначисления налога на прибыль. Ведь, согласно пп. 140.5.9 НК, финрезультат отчетного периода должен быть увеличен на положительную разницу между стоимостью бесплатных передач неприбыльным организациям и суммой в размере 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года.
Трансфертное ценообразование (далее – ТЦО-контроль) находится в сфере особого внимания контролирующих органов, поскольку Украина взяла на себя обязательства по внедрению Плана по противодействию агрессивному налоговому планированию и выведению доходов предприятий из-под налогообложения (План BEPS). Имплементация Плана BEPS в украинское законодательство предполагает совершенствование ТЦО-правил, изложенных в ст. 39 НК. Подробнее об этом читайте в «План BEPS – шаги для Украины».
Расскажем об основных изменениях, внесенных в ст. 39 НК Законом № 2628 в контексте имплементации Плана BEPS.
1. С 01.01.19 г. под ТЦО-контроль подпадают помимо обычных хозопераций также внутрихозяйственные операции между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине. Данное изменение, по-видимому, призвано «вывести на чистую воду» потенциально контролируемые операции, замаскированные под внутрихозяйственные, по которым, вероятно, возникали споры при проверках налогоплательщиков (пп. «ґ» пп. 39.2.1.1, пп. «д» пп. 39.2.1.4 НК).
2. По общему правилу в зоне ТЦО-контроля могут оказаться все операции с нерезидентами – как связанными, так и не связанными с налогоплательщиком (пп. 39.2.1.1 НК). При наличии в цепочке контрагентов между резидентом и нерезидентом (связанным лицом) других лиц, выполняющих несущественные функции в данной сделке, операция могла быть признана контролируемой. А такая же операция с несвязанным нерезидентом сейчас не подпадает под ТЦО-контроль. С 01.01.19 г. хозоперации указанного типа с любыми нерезидентами, перечисленными в пп. 39.2.1.1 НК, будут контролироваться. Соответствующие изменения внесены в пп. 39.2.1.5 НК.
3. Важной мерой ТЦО-контроля является сопоставление коммерческих и финансовых условий контролируемых и неконтролируемых операций (пп. 39.2.2 НК). Во главу угла поставлен принцип вытянутой руки, суть которого заключается в том, что при практически одинаковых (сопоставимых) условиях цены сделок со «своими» и «чужими» контрагентами не будут существенно различаться. Сопоставление сделок предполагает, в частности, сравнение функций, которые выполняют стороны в ходе сделки, так как усилия сторон могут существенно влиять на цену сделки.
Согласно внесенному в пп. 39.2.2.4 НК уточнению, определение и анализ функций сторон сделки осуществляются на основании заключенных договоров, данных бухучета, фактических действий сторон и фактических обстоятельств проведения операции в соответствии с ее сутью. В развитие этого тезиса пп. 39.2.2 дополнен новыми нормами: пп. 39.2.2.9–39.2.2.11, согласно которым при сопоставлении хозопераций надо учитывать характеристики использованных в этих операциях активов. На цену сделки может влиять тип актива, его возраст, расположение и другие факторы. Главный акцент сделан на том, что суть сделки превалирует над ее формой. Если условия сделки по факту отличаются от договорных или не оформлены документально, то для целей ТЦО-контроля сделка будет рассматриваться исходя из фактического поведения сторон и фактических условий ее проведения.
4. При получении запроса из ГФС о представлении документации по ТЦО налогоплательщик обязан представить информацию в течение 30 к. д. (пп. 39.4.4 НК). Согласно внесенному уточнению, документация по ТЦО подается в тот контролирующий орган, который указан в запросе. Также уточнено, что в составе документации по ТЦО необходимо представить обоснование использования нескольких налоговых периодов (лет) при определении диапазона рентабельности (пп. 39.3.2.8 НК) и привести расчет средневзвешенного значения показателя рентабельности (пп. 39.4.6 НК).
5. Важное нововведение касается проверок по вопросам ТЦО. Согласно изменениям, внесенным в пп. 39.5.2.7 НК, срок проведения проверки прерывается в случае рассмотрения судом иска налогоплательщика, связанного с назначением, проведением и предметом такой проверки, до момента завершения судебной процедуры. По-видимому, это сделано для того, чтобы отбить охоту у налогоплательщиков обращаться в суд по формальному поводу с целью избежать проверки.
6. Расширены и уточнены права налоговиков при проведении проверок по ТЦО. Согласно новой редакции пп. 39.5.2.13 НК, контролеры имеют право:
Рассмотрены особенности налогообложения операций по ввозу на таможенную территорию товаров в международных почтовых и экспресс-отправлениях, в несопровождаемом багаже.
Базой налогообложения является (пп. 191.1.1 НК):
При определении базы налогообложения пересчет инвалюты в гривни осуществляется согласно ст. 391 НК (пп. 191.1.5 НК). То есть по курсу, который действует на 0 часов дня подачи ТД, а в случае если ТД не подается – дня определения налоговых обязательств.
Датой возникновения налоговых обязательств является дата подачи ТД или документа, ее заменяющего (пп. 191.1.2 НК).
Стоимость товаров, подлежащая налогообложению, определяется по таким правилам.
С 01.01.19 г. по 30.06.19 г. не являются объектом обложения НДС операции по ввозу на таможенную территорию Украины товаров, суммарная фактурная стоимость которых не превышает эквивалент 150 евро для одного получателя – физического лица в одной депеше от одного отправителя в международных почтовых отправлениях или в одном грузе экспресс-перевозчика от одного отправителя в международных экспресс-отправлениях (п. 68 подразд. 2 разд. ХХ НК).
С 01.07.19 г. по 31.12.20 г. объектом обложения НДС будет стоимость товаров, ввозимых в международных почтовых и экспресс-отправлениях, суммарная фактурная стоимость которых превышает эквивалент 100 евро для одного получателя – физического лица в одной депеше от одного отправителя в международных почтовых отправлениях или в одном грузе экспресс-перевозчика от одного отправителя в международных экспресс-отправлениях.
С 01.01.19 г. по 31.12.20 г. начисление и уплата НДС в случае, если стоимость товаров превышает 150 евро (в период с 01.01.19 г. по 30.06.19 г.) и 100 евро (в период с 01.07.19 г. по 31.12.20 г.), осуществляется в порядке, установленном ст. 234, 374 ТК.
С 01.01.21 г. уплата налоговых обязательств будет осуществляться с учетом особенностей, предусмотренных пп. 191.1.3, 191.1.4 НК, – с формированием операторами почтовой связи и экспресс-перевозчиками реестров международных почтовых и экспресс-отправлений.
Не является объектом обложения НДС операция по ввозу на таможенную территория Украины товаров (пп. 196.1.17 НК):
Теперь плательщиками НДС являются оператор почтовой связи, экспресс-перевозчик, если они осуществляют таможенное оформление товаров при их ввозе в Украину. Указанные лица имеют права, исполняют обязанности и несут ответственность, предусмотренную НК как плательщики НДС (п. 180.3 НК).
Причем суммы НДС, уплаченные оператором почтовой связи или экспресс-перевозчиком согласно пп. 191.1.2 НК, не включаются в налоговый кредит и не увеличивают лимит регистрации в составе показателя ∑Митн (п. 198.6, 2001.3 НК).
Внимание! Норма п. 182.21 НК не действует в период с 01.01.19 г. по 31.12.20 г. (п. 68 подразд. 2 разд. ХХ НК). |
Уточнено, что услугами (работами), стоимость которых включается в состав платы за услугу по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий или услугу по управлению многоквартирным домом, считаются: техническое обслуживание лифтов и диспетчерских систем, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, обслуживание дымовых и вентиляционных каналов, внутридомовых систем, уборка домовой и придомовой территории, покупка электрической энергии для обеспечения функционирования общего имущества многоквартирного дома, а также другие услуги, которые предоставляются жилищно-эксплуатационными конторами или управляющими многоквартирных домов указанным в этом пункте покупателям за их счет.
Также вместо аббревиатуры ЖЭК указано: «жилищно-эксплуатационные конторы» и «управители многоквартирных домов».
Не являются объектом обложения НДС операции по конверсии радиочастотного ресурса Украины.
Освобождаются от обложения НДС услуги по предоставлению в аренду (субаренду) земельных участков, которые находятся в собственности государства или территориальной громады, если арендная плата в полном объеме перечисляется непосредственно на соответствующие счета органов, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств.
В перечень обязательных реквизитов налоговой накладной добавлен индивидуальный налоговый номер плательщика НДС (пп. «й» п. 201.1 НК).
Продлен срок действия ряда льгот, а именно:
Также был изменен перечень некоторых товарных позиций, на которые распространяются льготы, приведенные в подразд. 2 разд. ХХ НК, а именно:
Обратите внимание: по общему правилу теперь от налоговых льгот по НДС нельзя отказаться (п. 30.4 НК). Исключение – льгота по п. 45 подразд. 2 разд. ХХ НК.
Временно, до 1 апреля 2019 года, налоговые обязательства по НДС, которые возникли у поставщика электроэнергии на дату получения предоплаты от покупателя, подлежат корректировке в случае, когда фактическая поставка электроэнергии осуществляется другим поставщиком. Расчет корректировки оформляется на дату перечисления предоплаты, полученной от покупателя, новому поставщику электроэнергии (п. 69 подразд. 2 разд. ХХ НК).
В разд. IV НК внесены преимущественно уточняющие изменения. Перечислим основные из них.
В общий налогооблагаемый доход налогоплательщика теперь не включаются суммы страховых выплат, страхового возмещения или выкупных сумм по договорам страхования (при выполнении условий, приведенных в пп. 165.1.27 НК) также и в случаях, когда такие суммы выплачивает страховщик-нерезидент (пп. 165.1.27, 170.11.1 НК).
Не облагается НДФЛ стоимость подарков в части, которая не превышает 25 % МЗП. То есть облагать налогом нужно только сумму превышения (пп. 165.1.27 НК).
Изменены условия получения налоговой скидки при аренде жилья внутренне перемещенными лицами. Теперь для получения такой скидки эти лица и члены их семей первой степени родства (близкие родственники) не должны иметь в собственности пригодную для проживания жилую недвижимость, расположенную за пределами временно оккупированной территории, и не должны получать предусмотренные законодательством бюджетные выплаты для покрытия расходов на проживание (пп. 166.3.9 НК). Ранее эти условия распространялись и на членов семей второй степени родства.
Внесены уточнения в механизм работы с единой базой данных отчетов об оценке (для определения дохода не ниже оценочной стоимости объекта недвижимости при его продаже). Для урегулирования этих вопросов уточнены нормы п. 172.3, 172.11 НК. Кроме того, в ст. 14 НК внесены определения таких терминов, как внесение, размещение, получение, передача информации для целей разд. IV НК, касающиеся работы с этой базой (пп. 14.1.273–14.1.276), причем задним числом – с 01.01.18 г. (новый п. 50 подразд. 10 разд. ХХ НК).
С 1 января 2019 года не будет облагаться военным сбором сумма дохода, полученная налогоплательщиком-физлицом за сданные (проданные) им вторсырье, бытовые отходы, лом черных металлов (код 7204 согласно УКТВЭД), лом цветных металлов, включая использованные (истощенные) аккумуляторы электрические свинцово-кислотные (код 8548 10 21 00 согласно УКТВЭД), остатки и лом электрических аккумуляторов с содержанием свинца (код 8548 10 91 00 согласно УКТВЭД) и лом драгоценных металлов, проданный Нацбанку (пп. 1.7 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НК).
В 2019 году предпринимателей-работодателей ожидает «пряник» в части уплаты ЕСВ за работников с инвалидностью. Наконец-то справедливость восторжествовала, и такие работодатели с 2019 года будут уплачивать ЕСВ за работников-инвалидов по пониженной ставке 8,41 % (соответствующие изменения внесены в ч. 13 ст. 8 Закона от 08.07.10 г. № 2464-VI).
А это означает, что сумма ЕСВ, начисляемая на зарплату таких работников, не будет привязана к минимальному страховому взносу, и отпадет необходимость доплачивать ЕСВ до уровня минимального страхового взноса.
Внесены дополнения в пп. 3 пп. 291.5.1 и пп. 291.51.2 НК, согласно которым с 1 января 2019 года имеют право применять упрощенную систему налогообложения:
Внесено дополнение в п. 296.10 НК. С 1 января 2019 года физлица – плательщики единого налога обязаны будут применять РРО независимо от объема дохода в случае реализации ими лекарственных средств и изделий медицинского назначения. При этом под изделиями медицинского назначения понимаются любой инструмент, аппарат, прибор, устройство, программное обеспечение, материал или другое изделие, предназначенные для диагностики, лечения, профилактики организма человека и(или) обеспечения таких процессов (ст. 2 Закона от 06.07.95 г. № 265/95-ВР, далее – Закон № 265).
Плательщиков акцизного налога ожидает повышение ставок на табачные изделия, табак и промышленные заменители табака. В соответствии с пп. 215.3.2 НК ставки увеличатся на 9 % (например, ставки налога на сигареты с фильтром составят в целом 2 257,40 грн. против 2 071,01 грн. за 1 000 штук). Но пунктом 17 подразд. 5 разд. ХХ НК, как и прежде, предусмотрено поэтапное увеличение ставок за периоды до 2024 года включительно. Поэтому в 2019 году ставки увеличиваются на 20 % по сравнению с 2018 годом (например, ставка налога на те же сигареты с фильтром в 2019 году составит 693,58 грн. за 1 000 штук против 577,98 грн. в 2018 году, что составляет увеличение на 20 %).
В налогообложении горючего также есть изменения. В частности, к ставкам акцизного налога за бензины авиационные (код УКТВЭД 2710123100) и топливо для реактивных двигателей (коды УКТВЭД 2710127000 и 2710192100) применяется повышающий коэффициент, равный 10 (пп. 215.3.4 НК), в случаях:
При этом лицам, выдавшим налоговый вексель в соответствии с нормами НК, не надо применять повышающий коэффициент (примечание в пп. 215.3.4, нормы п. 229.8 НК). Производителям и импортерам бензина авиационного и топлива для реактивных двигателей, выдавшим налоговые векселя, также следует учитывать нормы п. 27 подразд. 5 разд. ХХ НК в части подтверждения целевого использования этих подакцизных товаров.
Обязанность установить на акцизные склады расходомеры-счетчики и/или уровнемеры-счетчики, а также ответственность за необорудование складов приборами переносится с 1 января 2019 года на 1 июля 2019 года (п. 12 подразд. 5 разд. ХХ НК).
Субъектов хозяйствования, которые в ходе своей деятельности осуществляют выбросы двуокиси углерода в количестве не более 500 т за год, освободили от обложения эконалогом.
Если годовой объем выбросов превысил указанный размер, то субъекту хозяйствования следует зарегистрироваться плательщиком эконалога в том отчетном периоде, в котором произошло превышение. И за этот же период подать декларацию, начислить и перечислить налог в бюджет.
При этом стоит учесть, что при расчете эконалога по результатам отчетного года базу налогообложения следует уменьшить на 500 т (п. 242.4 НК), но ставка за выбросы двуокиси углеводорода значительно повысилась: 10 грн. за 1 т с 1 января 2019 года против 0,41 грн., действующей в 2018 году (п. 243.4 НК).
Отметим, что особого порядка регистрации плательщиками эконалога нормами НК не предусмотрено. Предприятия подают декларации, начисляют и уплачивают в бюджет эконалог на основании фактических объемов выбросов (сбросов) вредных веществ или исходя из объемов размещенных отходов, а также на основании разрешений и лимитов. Что именно законодатель имел в виду, когда вносил в НК требование о необходимости регистрации плательщиком эконалога в случае превышения объема выбросов двуокиси углерода, пока неясно. Возможно, новому плательщику необходимо будет написать заявление о регистрации. Думаем, что будут дополнительные разъяснения органов ГФС по этому вопросу.
Исключены из объекта обложения рентной платой ураносодержащие полезные ископаемые, добытые на стадии геологического изучения на основании спецразрешений, полученных после 1 января 2018 года.
Повышены ставки за добычу нефти и конденсата на 7–14 %. Также предусмотрено, что в течение всего 2019 года, с 1 января по 31 декабря, к ставкам рентной платы за добычу железной руды применяется коэффициент 1,1.
Не порадовал законодатель пользователей лесов, осуществляющих заготовку древесины. Ставки рентной платы по всем видам древесины и лесопоясов увеличились в 1,5 раза (п. 256.3 НК).
Уточнена льгота, предусмотренная пп. «ж» пп. 266.2.2 НК для сельхозпроизводителей. С 1 января 2019 года не являются объектом обложения налогом на недвижимость здания и сооружения сельскохозяйственных производителей (юридических и физических лиц), которые относятся к коду 1271 согласно Госклассификатору зданий и сооружений ДК 018-2000, и при этом не сдаются их собственниками в лизинг, аренду или в ссуду.
Уточнен перечень лиц, не являющихся плательщиками турсбора. Так, в редакции НК до 2019 года не являлись плательщиками сбора лица, прибывшие в командировку (пп. «б» пп. 268.2.2 НК). С 2019 года сделано уточнение: такая льгота предоставляется только лицам, которые являются резидентами Украины согласно пп. 14.1.213 НК, прибывшим в командировку или пользующимся услугами проживания в местах ночлега, приведенных в пп. «б» пп. 268.5.1 НК, на основании договоров найма.
А в соответствии с пп. «б» пп. 268.5.1 НК местами ночлега являются жилой дом, пристройка к жилому дому, квартира, коттедж, комната, садовый домик, дачный домик, любые другие объекты, которые используются для временного проживания (ночлега).
Также уточнено, что не являются плательщиками турсбора члены семьи физлица первой или второй степени родства (согласно пп. 14.1.263 НК), которые размещаются таким физлицом в местах ночлега, приведенных в пп. «б» пп. 268.5.1 НК, принадлежащих ему на праве собственности или на основании договоров найма.
Изменились ставки турсбора. Ставки устанавливаются решениями местных органов власти из расчета за сутки проживания одного лица в таком размере:
Определения терминов «внутренний туризм», «въездной туризм» даны в пп. 14.1.277 НК.
Внимание! Базой для начисления сбора с этого года является не стоимость проживания, а количество суток проживания в местах ночлега. |
Установлен перечень налоговых агентов, которые уплачивают турсбор в бюджет (пп. 268.5.2 НК). Также предусмотрено, что этот перечень с информацией о налоговых агентах размещается на официальных сайтах местных органов власти.
Порядок уплаты турсбора его плательщиками (физлицами, пользующимися услугами ночлега) заключается в следующем. Перед временным размещением в месте ночлега лицо уплачивает турсбор авансом за весь планируемый период проживания налоговому агенту. Повторно сбор уплачивать не надо. Если лицо выбывает из места ночлега досрочно, то излишне уплаченный турсбор подлежит возврату налогоплательщику в соответствии с нормами НК.
Налоговые агенты по-прежнему подают ежеквартальные декларации по турсбору в сроки, установленные для квартальных отчетных периодов. А вот перечислять в бюджет могут двумя вариантами, в зависимости от установленного решением местных органов власти порядка (пп. 268.7.1 НК):
При втором варианте остаточная сумма турсбора, заявленная к уплате по итогам декларации, перечисляется в бюджет налоговым агентом в сроки, установленные для квартального отчетного периода.
Претерпели изменения нормы ст. 277 НК, регулирующей размеры ставок земельного налога для земель, расположенных за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка (далее – НДО) которых не проведена. С 1 января 2019 года этой статьей также регулируется размер ставок за земельные участки, расположенные и в населенных пунктах, НДО которых не проведена.
1. Местным органам власти даны полномочия решать вопросы о выполнении требований НК об установлении не только налога на недвижимость, сбора за парковку и турсбора, как было ранее, но и земельного налога за лесные земли (п. 10.3 НК), введенного в 2018 году.
2. До конца 2019 года к решениям органов местного самоуправления по установлению туристического сбора и/или внесению изменений в его администрировании не применяются нормы пп. 12.3.4 НК и некоторых других пунктов, содержащих правила введения налогов на основании таких решений. Это значит, что требования, зафиксированные такими решениями в отношении турсбора, будут действовать или с даты принятия решения, или с даты его вступления в силу, указанной в этом решении.
3. Обратите внимание! С 2019 года вырастут штрафы за реализацию алкоголя и табака без акцизных марок!
В соответствии со ст. 1645 КУоАП штрафы, налагаемые на должностных лиц предприятий – производителей, импортеров и продавцов алкогольных напитков или табачных изделий за хранение или транспортировку этих товаров с поддельными или фальсифицированными акцизными марками, составят от 1 700 до 4 250 грн. с их конфискацией. Повторное нарушение в течение года грозит штрафом от 10 200 до 20 400 грн. с конфискацией таких алкогольных напитков и табачных изделий.
Незаконное хранение акцизных марок влечет за собой штраф в размере от 1 700 до 4 250 грн. с их конфискацией.
Внесены изменения и в Уголовный кодекс (далее – УК). За незаконное приобретение или хранение в целях сбыта, сбыт или транспортировку в целях сбыта спирта этилового, спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, пива, табачных изделий, табака, его промышленных заменителей, топлива и других подакцизных товаров предусмотрен штраф в размере от 85 000 до 170 000 грн. с конфискацией и уничтожением этих незаконно приобретенных/изготовленных товаров (ст. 204). А незаконное изготовление этих товаров, или совершение правонарушений лицом, ранее осужденным по ст. 204 УК, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 5 лет с конфискацией данных подакцизных товаров, а также орудий их производства и сырья.
4. Розничная торговля лекарствами и медизделиями. С 1 января 2019 года субъекты хозяйствования при продаже лекарственных средств и изделий медицинского назначения при расчетах с покупателями должны будут применять РРО или РК. Термин «изделия медицинского назначения» приведен в ст. 2 Закона № 265, а термин «лекарственные средства» – в Законе от 04.04.96 г. № 123/96-ВР. Обратите внимание, что требования покупателя о некачественных лекарственных средствах и изделиях медназначения продавец рассматривает только при наличии расчетного документа (чека РРО, расчетной квитанции) (ст. 8 Закона от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителя»).
С 1 июля следующего года будут внесены значительные изменения в администрирование акцизного налога и функционирование акцизных складов. Выделим самые важные из них.
1. Внесены уточнения в определение термина «акцизный склад»: теперь это не только помещения, в которых осуществляется переработка, производство, смешивание и другие операции с горючим, этиловым спиртом и ликеро-водочными изделиями, но и территория, на которой также осуществляется деятельность с этими подакцизными товарами. Это значит, что акцизным складом будут являться и АЗС, и другие объекты, в отношении которых сейчас возникают вопросы у предприятий – собственников АЗС и других подобных им объектов.
Также вводится термин «акцизный склад передвижной». Это транспортное средство, осуществляющее перевозку или хранение горючего или спирта этилового.
2. Не только оборот горючего, но и спирта этилового теперь будет подлежать строгому контролю со стороны органов ГФС. То есть вводится система электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового (по аналогии с СЭАРГ). И при их реализации предприятия также должны выписывать и регистрировать акцизные накладные.
3. Известный всем производителям и торговцам спирта, алкогольных напитков и табачных изделий Закон от 19.12.95 г. № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» с 1 июля также будет изменен, и с этой даты он будет регулировать оборот и производство еще и горючего.
Внимание! Оптовая и розничная торговля горючим, его хранение подлежат лицензированию с 1 июля 2019 года! Стоимость лицензии, условия ее приобретения также приведены в Законе № 481. |
Более подробно об электронном администрировании этих подакцизных товаров мы расскажем в следующих консультациях.
Соавторы:
Екатерина ДАВЫДОВА, главный редактор
Татьяна ПОЛЯКОВА, консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения
Елена КАНТЕРМАН, юрист
Виктория ЯКИМАЩЕНКО, редактор
Зинаида ОМЕЛЬНИЦКАЯ, редактор
Юлия ГУЖЕЛ, редактор