22 мая 2020 года в газете «Голос України» был опубликован Закон от 16.01.20 г. № 466-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических неувязок в налоговом законодательстве» (далее – Закон № 466). Изменения, которые внесены в Налоговый кодекс (далее – НК) Законом № 466, вступают в силу поэтапно: часть – со следующего дня после опубликования названного Закона, то есть с 23 мая 2020 года, часть – с 1 июля 2020 года, часть – с 1 января 2021 года.
В этой консультации мы проанализируем самые значительные изменения, касающиеся администрирования налогов, налога на прибыль, НДС, НДФЛ и единого налога, начиная с тех, которые вступили в силу с 23.05.20 г.
В разд. ІІ «Администрирование налогов, сборов, платежей» НК изменения коснулись нескольких вопросов, рассмотрим их.
Теперь НК предусматривает, что Индивидуальные налоговые консультации (далее – ИНК) могут предоставляться налогоплательщику не только в устной и письменной бумажной форме, но и в электронной. Запрос на получение ИНК в электронной форме необходимо заверять квалифицированной электронной подписью. Выбор, в какой форме получить ИНК, остается за налогоплательщиком, а юридическая сила бумажной и электронной версии – одинакова.
Срок на предоставление налогоплательщику ИНК будет составлять, как и сейчас, 25 календарных дней (далее – к. д.). Но продлить срок для ответа теперь можно будет на 15 к. д. (сейчас – на 10 к. д.). То есть максимальный срок, в течение которого следует ждать ответа от ГНС на свой запрос, теперь будет равен 40 к. д.
В тексте ст. 52 НК использовались два понятия – Единая база ИНК и Единый реестр ИНК, а означали они, по сути, одно и то же, и это создавало путаницу. Теперь в ст. 52 будет четко указано, что все ИНК заносятся в Единый реестр ИНК и найти этот реестр можно в свободном и бесплатном доступе на официальном сайте ГНС.
Срок для административного обжалования решений органов ГНС, как и прежде, составляет 10 рабочих дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения (далее – НУР) или иного решения контролирующего органа. Но теперь у налогоплательщиков, которые пропустили этот срок по уважительным причинам, появится возможность ходатайствовать о его восстановлении. В п. 56.3 НК предусмотрено, что в такой ситуации при подаче «запоздавшей» жалобы налогоплательщик вместе с ней может подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока, приложив к нему копии документов, подтверждающих уважительность причин. Подать такое ходатайство можно в течение 6 месяцев с момента окончания пропущенного срока для подачи жалобы.
Жалобы на решения территориальных органов ГНС следует подавать в ГНС Украины. Но из этого правила теперь есть исключение. Статья 56 НК дополнена новым п. 56.31, а в нем сказано, что жалобы подаются в контролирующий орган, который принял обжалуемое решение относительно нерезидентов, осуществляющих в Украине деятельность через обособленные подразделения (в т. ч. постоянные представительства). Это может быть:
А вот если в удовлетворении жалобы в этом случае будет отказано, тогда налогоплательщик сможет обжаловать решение территориального органа ГНС, обратившись в ГНС Украины.
Теперь в НК прямо указано, что если предельный срок уплаты налогового обязательства выпадает на выходной или праздничный день, то последним днем уплаты будет считаться операционный (банковский) день, следующий за этим выходным или праздничным днем (п. 57.1 НК). Этот момент на практике зачастую вызывал споры налогоплательщиков с органами ГНС ввиду своей неурегулированности. Теперь для таких споров нет оснований.
Урегулирован также еще один важный момент. Теперь НК предусматривает (п. 57.3 НК), что уплачивать налоговые обязательства, доначисленные органом ГНС, налогоплательщик должен в течение 10 рабочих дней с момента получения НУР (было – «календарных», и это вызывало противоречия, так как срок для обжалования НУР исчислялся в рабочих, а не в календарных днях). Если НУР обжалуется, то уплачивать указанную в нем сумму нет необходимости, так как денежное обязательство считается не согласованным до момента окончания административного обжалования.
Как и прежде, при регистрации юрлиц и их обособленных подразделений орган ГНС ставит их на учет на основании сведений, поступивших из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР). Но если раньше орган ГНС должен был сделать это не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений из ЕГР, то теперь орган ГНС обязан будет сделать это в день поступления таких сведений из ЕГР (п. 64.1 НК). То же самое касается и физлиц-предпринимателей (п. 65.5 НК).
Факт постановки на учет налогоплательщика теперь подтверждается сведениями, обнародованными на портале электронных сервисов, а не выпиской из ЕГР, как это было раньше. То есть документооборот упрощается. Найти портал электронных сервисов можно по ссылке.
Поменялся порядок постановки на учет нерезидентов (п. 64.5 НК). Теперь НК предусматривает, что нерезиденты (юридические компании, организации), которые осуществляют в Украине деятельность через обособленные подразделения, в том числе через постоянные представительства, либо приобретают недвижимое имущество или получают имущественные права на такое имущество в Украине, либо открывают счета в банках Украины, обязаны стать на учет в налоговом органе. Порядок их постановки на учет детально приписан в п. 64.5 НК, а также в этом случае нужно будет руководствоваться порядком, утвержденным Минфином.
Теперь НК четко предусматривает, что внесение изменений в план-график проведения документальных плановых проверок на текущий год допускается не чаще одного раза в первом и одного раза во втором квартале года (кроме случаев, когда изменения связаны с изменением наименования налогоплательщика, который уже был включен в план-график или/и исправлением технических ошибок).
О проведении плановой выездной проверки налогоплательщик должен быть уведомлен не позднее чем за 10 к. д. до ее начала. Теперь такое уведомление может направляться в электронной форме через электронный кабинет налогоплательщика, с соблюдением требований ст. 42 НК.
Если имущество налогоплательщика находится в налоговом залоге, то орган ГНС вправе осуществлять взыскание средств и продажу имущества налогоплательщика. Раньше это делалось не ранее чем спустя 60 календарных дней со дня отправки (вручения) налогоплательщику налогового требования. А теперь этот срок сократился и составляет 30 к. д.
В преддверии вступления в силу Закона № 466 мы уже рассказывали о большинстве изменений, с которыми плательщики налога на прибыль столкнутся в 2020 году (см. «Обзор закона, принятого на основании законопроекта № 1210: самое важное»). Кратко напомним о них в связи со вступлением в силу отдельных норм этого Закона.
Изменен размер доходного критерия для применения разниц из разд. III НК. Согласно обновленной редакции пп. 134.1.1 НК плательщики, у которых годовой доход от какой-либо деятельности (за вычетом косвенных налогов), определенный по правилам бухучета, за последний годовой отчетный (налоговый) период не превышает 40 млн грн, могут не корректировать бухгалтерский финрезультат на разницы, предусмотренные разд. III НК (кроме разницы в сумме налоговых убытков прошлых лет), для определения объекта обложения налогом на прибыль. Но только при условии, что такой плательщик принял соответствующее решение и сообщил о нем налоговому органу в декларации за первый год, в котором его доход не превысил размер доходного критерия.
Считаем, что решение о неприменении разниц, которое ранее приняли плательщики с доходом, не превышающим 20 млн грн, не теряет свою силу и сейчас.
Таким образом плательщики, доход которых за 2019 год превысил старый критерий 20 млн грн, но не превысил новый критерий в 40 млн грн, имеют право подать декларацию за полугодие 2020 года без корректировок на разницы, предусмотренных разд. III НК (кроме разницы в сумме налоговых убытков прошлых лет). Однако при этом до конца 2020 года декларацию им нужно будет подавать ежеквартально.
Возобновлен особый отчетный период для сельхозпроизводителей. Благодаря изменениям, внесенным в НК Законом № 466, из пп. 14.1.234, где содержится определение сельхозпродукции, исключена ссылка на гл. 1 разд. XIV (в результате это определение стало общим для всех разделов НК), а из пп. 137.4.1 НК исключена ссылка на несуществующую статью 209. И теперь сельхозпроизводители вновь получили право на особый отчетный период по налогу на прибыль (с 1 июля прошлого отчетного года по 30 июня текущего отчетного года).
Скорее всего, таким правом они смогут воспользоваться с 1 июля 2020 года. Но этот момент должны разъяснить налоговики.
Стоимостный критерий для признания основных средств (далее – ОС) в налоговом учете увеличен с 6 000 грн до 20 000 грн. Соответствующие изменения внесены в пп. 14.1.138 НК.
Важный нюанс! Применять новый стоимостный критерий нужно для объектов, которые будут вводиться в эксплуатацию с даты вступления в силу Закона № 466 (23.05.20 г.). Объекты ОС, введенные в эксплуатацию до этой даты, продолжают оставаться в статусе ОС и при более низкой первоначальной стоимости. |
Согласно обновленному пп. 138.3.1 НК налоговая амортизация не начисляется за те периоды, когда объекты ОС не используются (не эксплуатируются) в хоздеятельности плательщика в связи с их модернизацией, реконструкцией, достройкой, дооборудованием и консервацией. Это касается также плательщиков, которые ведут бухучет согласно МСФО.
Из пп. 138.3.1 НК исключили запрет на применение производственного метода амортизации. Применять этот метод можно для объектов ОС, которые:
Ускоренная налоговая амортизация ОС может применяться еще 10 лет. При этом расширен перечень групп ОС, к которым – при соблюдении определенных условий – может быть применена ускоренная амортизация (п. 431 подразд. 4 разд. ХХ НК). Это объекты ОС:
Кроме того, теперь:
Налог на прибыль, рассчитанный в декларации, теперь нельзя уменьшать на сумму акцизного налога. Соответствующая норма п. 15 подразд. 4 разд. ХХ исключена из НК.
Претерпел серьезные изменения учет налога на доход нерезидента с источником его происхождения из Украины. В частности, стало больше объектов налогообложения.
Эти нормы будут вступать в силу постепенно, начиная с 1 июля 2020 года. Поэтому подробно рассмотрим изменения в налогообложении дохода нерезидента в следующих консультациях.
При составлении декларации за полугодие 2020 года плательщику нужно будет учесть новые корректировки на разницы. Так, финрезультат полугодия 2020 года придется дополнительно увеличивать:
В то же время финансовый результат отчетного периода можно будет уменьшить на сумму налоговых убытков, полученных в результате реорганизации, если плательщик-правопреемник и ликвидируемый плательщик были связанными лицами в течение более 18 месяцев до даты завершения присоединения (слияния) (новый пп. 140.5.4 НК).
Кроме того, предусмотрена новая разница, согласно которой финрезультат отчетного периода нужно увеличивать на сумму 30 % стоимости товаров (работ, услуг), реализованных в неконтролируемых операциях нерезидентам из перечней, утвержденных постановлениями КМУ от 27.12.17 г. № 1045 и от 04.07.17 г. № 480 (пп. 140.5.51). Но корректировка на эту разницу применяется только по итогам отчетного года.
Обновленным п. 46.2 НК предусмотрена подача налоговому органу в срок до 10 июня текущего года вместе с аудиторским отчетом финансовой отчетности за прошлый год, подлежащей обнародованию. Скорее всего, такую финотчетность придется подать уже после окончания карантина после ее обнародования в сроки, предусмотренные Законом № 540 (см. подробнее «Обнародование финотчетности за 2019 год»).
Рассмотрим основные изменения, которые коснулись администрирования НДС. Сокращения, которые будут использоваться: НН – налоговая накладная; РК – расчет корректировки; НУР – налоговое уведомление-решение; ЕН – единый налог.
Штрафы за несвоевременную регистрацию НН/РК, предусмотренные абзацами первым – шестым п. 1201.1 НК (в процентном отношении к сумме НДС в зависимости от дней просрочки), а также штраф, предусмотренный п. 1201.2 НК за отсутствие регистрации НН/РК не применяются относительно НН/РК, которые оформлены:
Однако для всех вышеперечисленных НН/РК предусмотрены другие штрафы:
Как видим, штрафы, предусмотренные п. 1201.1, 1201.2 НК, распространяются теперь и на НН/РК, оформленные на освобожденные от обложения НДС операции и на операции, облагаемые НДС по ставке 0 %.
Есть нюанс! Допустим, штрафы на основании п. 1201.1 и 1201.2 НК по вышеназванным НН/РК были начислены на протяжении периода с 01.01.17 г. по 31.12.19 г., но денежные обязательства по ним не были согласованы (т. е. НУР находятся на стадии административного или судебного обжалования и указанные в них суммы еще не уплачены) по состоянию на 23.05.20 г. В такой ситуации к плательщику НДС будут применяться новые размеры штрафов. |
Наш совет. В период карантина штрафы за несвоевременную регистрацию не действуют. Поэтому все НН/РК, оформленные с 16 февраля и не зарегистрированные в ЕРНН, имеет смысл зарегистрировать до окончания карантина. Напомним, что законопроектом № 3329-д предусмотрено, что штрафов за несвоевременную регистрацию НН/РК не должно быть до 30 июня. Ждем его подписания и опубликования. |
Сводные НН, оформленные для начисления компенсирующих налоговых обязательств согласно п. 198.5 и 199.1 НК должны быть зарегистрированы в ЕРНН в течение 20 к. д. после окончания месяца, в котором они составлены.
Заявление для НДС-регистрации подается только в электронной форме, при этом сроки его подачи в некоторых случаях изменены. Так, заявление подается:
Перерегистрация плательщика НДС:
Аннулирование НДС-регистрации в связи с прекращением (за исключением преобразования) налогоплательщика или его переходом на ЕН без уплаты НДС осуществляется налоговым органом автоматически (т. е. без подачи заявления налогоплательщиком). Если же аннулирование НДС-регистрации связано с преобразованием налогоплательщика, тогда заявление нужно подать.
Теперь кассовый метод учета НДС могут применять также и субподрядчики при выполнении подрядных строительных работ (п. 187.1 НК).
В некоторых случаях изменен принцип формирования базы налогообложения:
Основанием для включения сумм НДС в состав налогового кредита при ввозе товаров теперь являются временные, дополнительные и другие виды таможенных деклараций, согласно которым налог уплачивается в бюджет (п. 198.6 НК).
Также плательщики НДС, применяющие кассовый метод учета этого налога, могут отразить налоговый кредит в периоде, в котором товары (услуги) были оплачены, но не позднее чем через 60 к. д. с даты такой оплаты. Причем независимо от того, прошло 1 095 к. д. с даты оформления НН или нет (п. 198.6 НК).
Продлены и/или изменены некоторые льготы по НДС. В частности, установлено, что:
В формировании показателя ∑ПопРах теперь участвуют, в частности, суммы, изъятые и зачисленные налоговым органом на электронный счет плательщика НДС в системе электронного администрирования налога (далее – СЭА) в соответствии со ст. 95 НК. То есть в счет погашения долга по задекларированным к уплате налоговым обязательствам за периоды начиная с 1 июля 2015 года (в отчетных декларациях или уточняющих расчетах) (п. 2001.3 НК).
Если аннулирование НДС-регистрации плательщика было отменено решением налогового органа или решением суда, то сумма лимита регистрации такого плательщика подлежит перерасчету за отчетный (налоговый) период, в котором произошло аннулирование НДС-регистрации. Исключение: случай, когда на дату отмены решения об аннулирования НДС-регистрации налогоплательщик является плательщиком ЕН без уплаты НДС или же уже повторно был зарегистрирован плательщиком НДС.
Отменен квартальный отчетный период (из НК исключен п. 202.2). Надеемся, налоговая в ближайшее время разъяснит плательщикам ЕН, как им отчитаться за апрель и май 2020 года.
Рассмотрим основные изменения, внесенные в НК в части администрирования НДФЛ.
Прежде всего отметим, что срок давности для проверки налоговых агентов по вопросам удержания НДФЛ при выплате заработной платы (других выплатах в рамках трудовых отношений) теперь составляет не 1 095 дней, а 2 555 дней. То есть срок давности для таких проверок увеличен с трех лет до семи (норма действует с 1 января 2021 года согласно п. 1 разд. II Закона № 466).
Увеличен размер штрафа за неподачу (несвоевременную подачу) формы № 1ДФ, а также за допущенные в ней налоговым агентом ошибки. За первое нарушение размер штрафа теперь составляет 1 020 грн, а за повторное нарушение на протяжении года – 2 040 грн (п. 199.1 НК). Было: за первое нарушение – 510 грн, а за повторное нарушение – 1 020 грн.
Напоминаем! Вышеуказанные штрафы за ошибки, допущенные в форме № 1ДФ, не применяются, если ошибки выявлены по итогам годового перерасчета НДФЛ и были исправлены. |
Также изменен размер штрафа за неуведомление ГНС нотариусами о заключении договоров аренды недвижимости. Теперь порядок применения штрафных санкций предусмотрен в специальной ст. 1191 НК и размер штрафа составляет: 680 грн – за первое нарушение и 1 360 грн – за каждое следующее в течение года (ст. 1191, пп. «б» пп. 170.1.5 НК). Аналогичные штрафы предусмотрены и для посредников по сдаче недвижимости в аренду (пп. 170.1.6 НК).
Внесены изменения в порядок формирования базы обложения НДФЛ (ст. 164 НК), а именно:
На заметку! Если вознаграждение и другие выплаты по ГПД выплачиваются физлицами – плательщиками ЕН четвертой группы, то физлицам-получателям не нужно подавать декларацию о доходах за отчетный год и самостоятельно уплачивать НДФЛ (изменения в пп. 164.2.2 НК). |
Теперь под продажей инвестиционного актива понимается возврат налогоплательщику денежных средств или имущества (имущественных прав), ранее внесенных им (или лицом, у которого инвестиционный актив был приобретен прямо или косвенно) в уставный капитал эмитента корпоративных прав, осуществляемый в связи с уменьшением размера УК эмитента (пп. 170.2.2 НК).
Если инвестиционный актив продается нерезидентам – связанным лицам или нерезидентам, операции с которым контролируются согласно пп. 39.2.1.2 НК, либо приобретается у таких нерезидентов, то в этом случае (пп. 170.2.2 НК):
Такой порядок определения доходов и расходов не распространяется на операции по продаже инвестиционного актива, когда покупателем является контролируемая продавцом иностранная компания или же когда покупатель остается собственником инвестиционного актива на конец года, в котором актив был приобретен (пп. 170.2.6 НК).
Продажа (обмен) объектов незавершенного строительства не облагается НДФЛ, если выполняются условия, указанные в п. 172.1 НК.
Теперь вторая продажа (обмен) в течение отчетного года одного из таких объектов движимого имущества, как легковой автомобиль и/или мотоцикл, и/или мопед или другое транспортное средство, облагается налогом по ставке 5 %. А доход от продажи (обмена) в течение отчетного (налогового) года третьего и последующих таких объектов движимого имущества облагается по ставке 18 % (п. 173.2 НК).
Изменения, которые коснулись предпринимателей-общесистемщиков являются для них в большей своей части приятной новостью.
Ранее среди затрат, которые не включаются в состав расходов предпринимателя при определении объекта налогообложения, были названы «основные средства двойного назначения» (абзац четвертый пп. 177.4.5 НК). Теперь вместо этой фразы приведен конкретный перечень таких объектов: земельные участки, жилая недвижимость, легковые автомобили (пп. 177.4.5, 177.4.6 НК).
Предприниматели имеют право включать в состав расходов, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, амортизационные отчисления. При этом амортизации теперь подлежат также и расходы на реконструкцию, модернизацию и другие виды улучшений основных средств. Также теперь подлежат амортизации и расходы на приобретение грузовых автомобилей (пп. 177.4.5, 177.4.6 НК).
Если предприниматель-общесистемщик в течение отчетного года меняет систему налогообложения (переходит на уплату ЕН), то декларацию он должен теперь подавать по итогам такого года (а не квартала, по окончании которого он перешел на единый налог, как было раньше) (пп. 177.5.2 НК).
Если предприниматель прекращает свою деятельность, то есть происходит ликвидация субъекта хозяйствования, то последняя декларация должна подаваться в течение 20 к. д., следующих за месяцем, в котором произошла такая ликвидация (п. 177.11 НК).
Если предприниматель выплачивает в пользу нерезидента-юрлица (или уполномоченного им лица, за исключением постоянного представительства нерезидента) доход с источником его происхождения из Украины, он должен начислить и уплатить в бюджет налог с доходов такого нерезидента (п. 177.13 НК).
Сразу скажем, что нужно учесть единщикам прямо сейчас в связи со вступлением в силу Закона № 466.
Самое болезненное изменение: с 1 июля для единщиков первой – третьей групп перестает действовать освобождение от уплаты земельного налога за участки, которые предоставляются в аренду (наем, ссуду), а также за участки, на которых расположены объекты недвижимости, предоставляемые в аренду (наем, ссуду) (обновленный пп. 4 п. 297.1 НК). Отметим, что помимо необходимости уплачивать налог придется также подавать декларации по этому налогу.
Кроме того, единщики третьей группы, которые:
Соавторы
Елена КАНТЕРМАН
Виктория ЯКИМАЩЕНКО