16 января 2020 года Верховной Радой был принят нашумевший законопроект № 1210 — Закон от 16.01.20 г. № 466-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранение технических и логических неувязок в налоговом законодательстве» (далее – Закон № 466), который вносит много изменений в Налоговый кодекс (далее – НК). Значительная часть этих изменений вступает в силу после официального опубликования закона, но некоторые нормы вступят в силу позже – с 01.07.20 г., а некоторые – только с 01.01.21 г. 21 мая Президент подписал Закон № 466. Об этом сообщила пресс-служба Президента. Закон опубликован 22 мая 2020 г. в газете "Голос Украины" №84(7341). Поэтому он вступил в силу 23 мая 2020 г. Расскажем преимущественно о тех изменениях, которые вступают в силу со дня, следующего за днем официального опубликования Закона № 466.
Рассмотрим, какие же изменения в порядке администрирования налогов нас ожидают в ближайшее время.
Теперь в НК будет четко указано, что Индивидуальные налоговые консультации (далее – ИНК) могут предоставляться налогоплательщику не только в устной и письменной форме, но и в электронной.
Запрос на получение ИНК в электронной форме необходимо заверять квалифицированной электронной подписью. Выбор, в какой форме получить ИНК, остается за налогоплательщиком, а юридическая сила ИНК, предоставленной в бумажной или электронной форме, – одинакова.
Срок на предоставление налогоплательщику ИНК будет составлять, как и сейчас, 25 календарных дней (далее – к. д.). Но продлить срок для ответа можно будет на 15 к. д. (сейчас – на 10 к. д.). То есть максимальный срок, в течение которого следует ждать ответа от ГНС на свой запрос, теперь будет равен 40 к. д.
В тексте ст. 52 НК встречалось два понятия – Единая база ИНК и Единый реестр ИНК, а означали они, по сути, одно и то же, и это создавало путаницу. Теперь в ст. 52 будет четко указано, что все ИНК заносятся в Единый реестр ИНК и найти этот реестр можно в свободном и бесплатном доступе на официальном сайте ГНС.
Срок на административное обжалование решений органов ГНС, как и прежде, составляет 10 рабочих дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения (далее – НУР) или иного решения контролирующего органа. Но теперь у налогоплательщиков, которые пропустили этот срок по уважительным причинам, появится возможность ходатайствовать о его восстановлении. В п. 56.3 НК предусмотрено, что в такой ситуации при подаче запоздавшей жалобы налогоплательщик вместе с ней может подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока, приложив к нему копии документов, подтверждающих уважительность причин. Подать такое ходатайство можно в течение 6 месяцев с момента окончания пропущенного срока для подачи жалобы.
Жалобы на решения территориальных органов ГНС следует подавать в ГНС. Но из этого правила теперь есть исключение. Статья 56 НК дополнена новым п. 56.31, а в нем сказано, что жалобы подаются в контролирующий орган, который принял обжалуемое решение относительно нерезидентов, осуществляющих в Украине деятельность через обособленные подразделения (в т. ч. постоянные представительства). Это может быть:
А если в удовлетворении жалобы в этом случае будет отказано, тогда налогоплательщик сможет обжаловать решение территориального органа ГНС, обратившись в ГНС.
Теперь в НК будет четко указано, что если предельный срок уплаты налогового обязательства выпадает на выходной или праздничный день, то последним днем уплаты будет считаться операционный (банковский) день, следующий за этим выходным или праздничным днем (п. 57.1 НК). Этот момент на практике зачастую вызывал споры налогоплательщиков с органами ГНС ввиду неурегулированности. Теперь этот спорный момент урегулирован.
Урегулирован также еще один важный момент. Теперь НК предусматривает, что уплачивать налоговые обязательства, доначисленные органом ГНС, налогоплательщик должен в течение 10 рабочих дней с момента получения НУР (было – «календарных», и это вызывало противоречия, так как срок для обжалования НУР исчислялся в рабочих, а не календарных днях). Если НУР обжалуется, то уплачивать указанную в нем сумму нет необходимости, так как денежное обязательство считается несогласованным до момента окончания административного обжалования.
Как и прежде, при регистрации юрлиц и их обособленных подразделений орган ГНС ставит их на учет на основании сведений, поступивших из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР). Но если раньше орган ГНС должен был сделать это не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений из ЕГР, то теперь орган ГНС обязан будет сделать это в день поступления таких сведений (п. 64.1 НК). То же самое касается и физлиц-предпринимателей (п. 65.5 НК).
Факт постановки на учет налогоплательщика теперь подтверждается сведениями, обнародованными на портале электронных сервисов, а не выпиской из ЕГР, как это было раньше. То есть документооборот упрощается. Найти портал электронных сервисов можно по ссылке https://kap.minjust.gov.ua.
Поменялся порядок постановки на учет нерезидентов (п. 64.5 НК). Теперь НК предусматривает, что нерезиденты (юридические компании, организации), которые осуществляют в Украине деятельность через обособленные подразделения, в том числе через постоянные представительства, либо приобретают недвижимое имущество или получают имущественные права на такое имущество в Украине, либо открывают счета в банках Украины, обязаны встать на учет в налоговом органе. Порядок их постановки на учет детально приписан в п. 64.5 НК, а также в этом случае нужно будет руководствоваться порядком, утвержденным Минфином.
Теперь НК четко предусматривает, что внесение изменений в план-график проведения документальных плановых проверок на текущий год допускается не чаще одного раза в первом и одного раза во втором квартале года (кроме случаев, когда изменения связаны с изменением наименования налогоплательщика, который уже был включен в план-график или/и исправлением технических ошибок).
Внимание! Невыполнение этого требования органами ГНС дает право налогоплательщику не допустить проверяющих к проведению плановой проверки. |
О проведении плановой выездной проверки налогоплательщик должен быть уведомлен не позднее чем за 10 к. д. до ее начала. Теперь такое уведомление может направляться в электронной форме через электронный кабинет налогоплательщика, с соблюдением требований ст. 42 НК.
Если имущество налогоплательщика находится в налоговом залоге, то орган ГНС вправе осуществлять взыскание средств и продажу имущества налогоплательщика. Раньше это делалось не ранее чем спустя 60 календарных дней со дня отправки (вручения) налогоплательщику налогового требования.
А теперь этот срок сократился и составляет 30 к. д.
Рассмотрим изменения, с которыми плательщики налога на прибыль столкнутся в самое ближайшее время – как только вступит в силу Закон № 466.
Изменен размер доходного критерия для применения разниц из разд. III НК и годового отчетного периода.
Напомним, согласно пп. 134.1.1 НК, плательщики, у которых годовой доход от какой-либо деятельности (за вычетом косвенных налогов), определенный по правилам бухучета, за последний годовой отчетный (налоговый) период не превышает 20 млн грн, могут не корректировать бухгалтерский финрезультат на разницы, предусмотренные разд. III НК (кроме разницы в сумме налоговых убытков прошлых лет), для определения объекта обложения налогом на прибыль. Но только при условии, что такой плательщик примет соответствующее решение и сообщит о нем налоговому органу в декларации за первый год, в котором его доход не превысил 20 млн грн.
Теперь для того чтобы не применять разницы из разд. III НК (кроме разницы в сумме налоговых убытков прошлых лет), плательщику достаточно держать свой доход в рамках не 20, а 40 млн грн.
Как применять это новшество – большой вопрос.
Считаем, что нельзя.
Хотя из буквального прочтения обновленной нормы пп. 134.1.1 НК выходит, что можно. Ведь при составлении декларации за I квартал и следующие отчетные периоды 2020 года последним годовым отчетным периодом является 2019 год. И если доход за этот год превысил 20 млн грн, но не достиг 40 млн грн, то, согласно пп. 134.1.1 НК, плательщик может уже по итогам I квартала 2020 года (и далее) определять объект налогообложения без учета разниц из разд. III НК (кроме разницы в сумме налоговых убытков прошлых лет).
Однако здесь нужно иметь в виду вот какой нюанс.
Закон № 466 меняет доходный критерий также и для применения годового налогового (отчетного) периода (изменения в пп. «в» п. 137.5 НК). То есть, согласно обновленному п. 137.5 НК, годовой отчетный период смогут применять все плательщики, у которых доход за предыдущий отчетный год не превышает 40 млн грн.
Но! Применяться такой критерий будет только с 1 января 2021 года. А это значит, что плательщики, у которых доход за 2020 год не превысит 40 млн грн, будут иметь право отчитаться по итогам года начиная с декларации за 2021 год.
Таким образом, в результате одновременного применения в 2020 году обновленной нормы пп. 134.1.1 и действующей нормы пп. «в» п. 137.5 НК получается, что если доход плательщика за 2019 год превысил 20 млн грн, но не преодолел отметку в 40 млн грн, такой плательщик:
Однако предупреждаем, что вряд ли законодатели имели в виду именно такой подход. Ведь до сих пор применение разниц из разд. III НК и ежеквартальная отчетность шли рука об руку.
Поэтому мы считаем, что доходный критерий 40 млн грн для применения разниц из разд. III НК плательщики смогут применить только начиная с декларации за 2020 год – вместе с обновленной нормой п. 137.5 НК.
Как видим, в вопросе практического применения обновленной нормы пп. 134.1.1 НК однозначности нет. Поэтому без дополнительных разъяснений контролирующего органа здесь не обойтись.
Как следует из пп. 137.4.1 НК, для производителей сельхозпродукции, названной в ст. 209 НК, предусмотрен либо обычный отчетный период (квартал или календарный год), либо особый годовой отчетный период.
Такой особый период начинается 1 июля прошлого года и заканчивается 30 июня текущего отчетного года. При этом «спецрежимная» ст. 209, на которую ссылается пп. 137.4.1 НК, была исключена из НК с 01.01.17 г. Это дало повод налоговикам с этой даты перестать признавать за сельхозпредприятиями на общей системе налогообложения право на применение особого отчетного периода. То есть к сельхозникам стали применять общие правила подачи отчетности (см., например, ОИР, категория 102.20.01).
Однако благодаря изменениям, внесенным в НК Законом № 466, из пп. 14.1.234, где содержится определение сельхозпродукции, исключена ссылка на гл. 1 разд. XIV (в результате это определение стало общим для всех разделов НК), а из пп. 137.4.1 НК исключена ссылка на несуществующую ст. 209. И теперь сельхозпроизводители вновь получили право на особый отчетный период по налогу на прибыль.
Скорее всего, таким правом они смогут воспользоваться с 1 июля 2020 года. Но этот момент также должны разъяснить налоговики.
Налоговый учет основных средств (далее – ОС) претерпел существенные изменения.
Внимание! Все изменения по ОС касаются только тех плательщиков, которые обязаны определять разницы, предусмотренные разд. III НК (кроме разницы в сумме налоговых убытков прошлых лет) (см. выше). |
Увеличен стоимостный критерий для признания ОС в налоговом учете. Изменения внесены в пп. 14.1.138 и пп. 138.3.3 НК. И теперь объектом ОС для целей налогового учета будет считаться объект стоимостью свыше 20 000 грн, а не свыше 6 000 грн (при соблюдении всех остальных условий, предусмотренных пп. 14.1.138 НК).
Внимание! Применять новый стоимостный критерий нужно для объектов, которые будут вводиться в эксплуатацию после вступления в силу Закона № 466. Объекты ОС, введенные в эксплуатацию до этой даты, продолжают оставаться в статусе ОС и при более низкой первоначальной стоимости. |
Запрет на налоговую амортизацию объектов ОС, временно не используемых в хоздеятельности плательщика, теперь превратится в норму НК (а до вступления в силу Закона № 466 этот запрет ГНС совместно с Минфином налагали в своих письмах).
Согласно обновленному пп. 138.3.1 НК, налоговая амортизация не начисляется за те периоды, когда объекты ОС не используются (не эксплуатируются) в хоздеятельности плательщика в связи с их модернизацией, реконструкцией, достройкой, дооборудованием и консервацией.
Отметим, что данная формулировка полностью отвечает условиям прекращения начисления амортизации в бухучете согласно п. 29 П(С)БУ 7. Поэтому плательщики, которые ведут бухучет согласно национальным стандартам, должны были приостанавливать налоговую амортизацию и до внесения этих изменений в НК.
А теперь и плательщики, которые ведут бухучет согласно МСФО, также должны прекращать амортизацию ОС в налоговом учете в случае модернизации, реконструкции, достройки, дооборудования и консервации таких ОС.
Из пп. 138.3.1 НК исключили запрет на применение производственного метода для целей налоговой амортизации. Соответственно, для ОС, амортизируемых производственным методом, не действуют минимально допустимые сроки полезного использования, предусмотренные таблицей в пп. 138.3.3 НК.
Применять производственный метод амортизации можно будет для объектов ОС, которые:
Для такого перехода нужно провести инвентаризацию тех объектов ОС, относительно которых принято решение о смене метода амортизации на производственный.
Инвентаризация проводится на 1-е число отчетного квартала 2020 года, начиная с которого будет меняться метод (на 1 апреля, 1 июля либо 1 октября). Цель инвентаризации – определить стоимость ОС по состоянию на 1-е число такого отчетного квартала.
Для объектов ОС, которые переводятся на производственный метод амортизации, определяют:
Если общая балансовая стоимость (без учета переоценки) объектов ОС по данным бухучета:
По состоянию на 1 апреля 2020 года остаточная (балансовая) стоимость объекта ОС по данным бухучета составляет 10 000 грн. Плательщик принял решение с 1 апреля для целей налогового учета применять для этого объекта производственный метод амортизации. При этом балансовая налоговая стоимость объекта ОС на 1 апреля 2020 года составляет:
Вариант 1. Производственным методом в налоговом учете будет амортизироваться бухгалтерская стоимость объекта ОС – 10 000 грн. А разница – 2 000 грн (12 000 грн – 10 000 грн) будет амортизироваться в налоговом учете прямолинейным методом как отдельный объект в течение 5 лет.
Сумма ежеквартальной амортизации 100 грн (2 000 грн : 20) будет уменьшать финрезультат отчетного периода нарастающим итогом за год.
Вариант 2. Производственным методом с 1 апреля в налоговом учете начнет амортизироваться налоговая стоимость объекта ОС – 9 000 грн.
В переходной норме п. 52 подразд. 4 разд. ХХ НК говорится только об отчетных периодах 2020 года. Поэтому ответить на данный вопрос могут только специалисты контролирующего органа.
Согласно новому п. 431 подразд. 4 разд. ХХ НК, на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2030 года плательщики налога на прибыль имеют право применять в налоговом учете ускоренные минимально допустимые сроки амортизации для объектов ОС:
Для применения ускоренной амортизации объекты ОС должны одновременно соответствовать нескольким требованиям, а именно если ОС:
Если до истечения срока начисления ускоренной амортизации плательщик перестал использовать ОС в собственной хоздеятельности или продал их, он обязан в том же налоговом (отчетном) периоде:
Обратите внимание:
Напомним, согласно п. 15 подразд. 4 разд. ХХ НК плательщик имеет право уменьшить налог на прибыль, подлежащий уплате в госбюджет за текущий налоговый (отчетный) период, на сумму акцизного налога по зарегистрированным акцизным накладным на тяжелые дистилляты (газойль), уплаченного в таком текущем отчетном периоде.
Сумма акцизного налога отражается в приложении ЗП к отчетной декларации.
Законом № 466 норма п. 15 подразд. 4 разд. ХХ исключена из НК.
Считаем, что поскольку «уменьшительная» норма исключена из НК в 2020 году, то в декларации за 2019 год плательщик может еще воспользоваться своим правом уменьшить налог на прибыль на сумму акцизного налога.
Учет налога на доход нерезидента с источником его происхождения из Украины претерпел серьезные изменения. В частности, стало больше объектов налогообложения. Но эти нормы будут вступать в силу постепенно, начиная с 1 июля 2020 года. Поэтому сейчас мы их рассматривать не будем.
Остановимся на самом актуальном в данный момент.
Отметим, что с даты вступления в силу Закона № 466 прямо названы в НК плательщиками налога на доход нерезидента из украинского источника (обновленный пп. 133.1.1 и новый пп. 133.1.4 НК):
Кроме того, в Законе № 466 предложена формула расчета суммы нерезидентского налога в случае, когда доход нерезиденту выплачивается в неденежной форме либо когда налог не был удержан из дохода во время его выплаты. Формула имеет следующий вид:
Н = СД х 100 : (100 – СН) – СД,
где
Покажем, как применить эту формулу в конкретной ситуации.
Нерезидент-юрлицо вносит в уставный капитал (далее – УК) хозяйственного общества объект недвижимости, расположенный на территории Украины. Стоимость объекта ОС равна номинальной стоимости доли нерезидента и составляет 1 000 000 грн.
Как следует из Индивидуальной налоговой консультации ГУ ГФС в г. Киеве от 26.07.19 г. № 3487/ІПК/26-15-12-03-11, передача нерезидентом недвижимости в УК резидента сопровождается передачей права собственности на такую недвижимость в обмен на корпоративные права. Поэтому, по мнению ГНС, такая операция приводит к получению нерезидентом дохода с источником его происхождения из Украины. А такой доход подлежит налогообложению согласно пп. «д» пп. 141.4.1, пп. 141.4.2 НК на дату перехода права собственности на недвижимое имущество.
Предположим, что у предприятия нет оснований применить положения соответствующего международного договора об избежании двойного налогообложения, заключенного Украиной со страной
нерезидента.
Рассчитаем сумму налога, которую предприятие, по мнению налоговиков, должно уплатить в бюджет в данном случае:
Н = 1 000 000 грн х 100 : (100 – 15) – 1 000 000 грн = 176 470,59 грн.
Отметим, что если бы мы просто определили 15 % от 1 000 000 грн, то сумма налога была бы меньше и составила бы 150 000 грн.
Новые корректировки финрезультата до налогообложения на разницы, введенные в НК Законом № 466, будут вступать в силу в определенной последовательности. Например, некоторые из них начнут действовать только с 1 января 2021 года.
А впервые отдельные корректировки плательщику нужно будет учесть при составлении декларации за I квартал 2020 года.
Но хотим предупредить заранее! Уже в 2020 году финрезультат отчетного периода придется дополнительно увеличивать:
Рассмотрим, какие изменения в администрировании НДС произойдут после принятия закона на основе законопроекта № 1210. Обратите внимание: все изменения в НК, касающиеся НДС, должны вступить в силу со следующего дня после опубликования закона.
Изменения вносятся в п. 1201.1, 1201.2 НК. Для удобства рассмотрим эти изменения в таблице.
Виды НН и РК к ним |
Отмененный штраф |
Новый штраф |
1 |
2 |
3 |
НН и РК, которые оформлены: – на операции, освобожденные от обложения НДС; – на операции, облагаемые НДС по ставке 0 %; – для начисления компенсирующих налоговых обязательств согласно п. 198.5, 199.1 НК; – для доначисления налоговых обязательств до базы налогообложения (НН с типом причины «15» |
Штраф за нарушение предельных сроков регистрации НН и РК, которые предусмотрены п. 201.10 НК, который рассчитывается в процентном соотношении к сумме налоговых обязательств, указанных в НН и РК, в зависимости от продолжительности нарушения срока регистрации таких НН и РК
|
За нарушение предельных сроков регистрации, предусмотренных п. 201.10 НК, налагается штраф в размере 2 % от объема поставки (т. е. без учета НДС), но не более 1 020 грн
|
Штраф, предусмотренный п. 1201.2 НК за отсутствие регистрации НН и РК в течение срока, предусмотренного п. 201.10 НК, если такое нарушение выявлено в ходе налоговой проверки
|
За отсутствие регистрации НН и РК предусмотрен штраф в размере 5 % от объема поставки (т. е. без учета НДС), но не более 3 400 грн
|
Как видим, под новые штрафы за несвоевременную регистрацию будут попадать даже те НН и РК к ним, в которых нет суммы НДС (т. е. оформленные на освобожденные от налогообложения операции и операции, облагаемые налогом по нулевой ставке).
Порядок применения новых штрафов по уже выявленным старым нарушениям сроков регистрации НН и РК, которые перечислены в колонке 1 таблицы, а также по операциям, не предусматривающим предоставления НН получателю, установлен п. 73 подразд. 2 разд. ХХ НК. Так, если штрафы на основании п. 1201.1 и 1201.2 НК были начислены на протяжении периода с 01.01.17 г. по 31.12.19 г., но денежные обязательства по ним не согласованы (т. е. НУР находятся на стадии административного или судебного обжалования и указанные в них суммы еще не уплачены) на дату вступления в силу закона на основе законопроекта № 1210, то к налогоплательщику будут применяться новые размеры штрафов (см. колонку 3 таблицы).
Отметим, что на данный момент штрафы за несвоевременную регистрацию НН и РК к ним, которые были оформлены на операции, освобожденные от обложения НДС или облагаемые НДС по ставке 0 %, не применяются из-за отсутствия базы для начисления штрафов. То есть фактически применяться они начнут после вступления в силу нового Закона, и переходные нормы п. 73 подразд. 2 разд. ХХ НК на эти НН и РК не распространяются.
Устанавливается отдельный срок регистрации сводных НН для начисления компенсирующих налоговых обязательств согласно п. 198.5 и 199.1 НК. А именно: в течение 20 календарных дней после окончания месяца, в котором они составлены.
Изменился срок подачи заявления для добровольной регистрации плательщиком НДС. Заявление надо будет подать не позднее чем за 10 к. д. до начала налогового периода, на который запланирована НДС-регистрация (сейчас – за 20 к. д.).
Также сокращен срок подачи заявления для НДС-регистрации в случае смены ставки единого налога (далее – ЕН) (с 5 % на 3 %) – с 15 к. д. до 10 к. д. до начала квартала, с которого меняется ставка.
Заявление для НДС-регистрации нужно будет подавать только в электронной форме.
Заявление, поданное вновь созданными субъектами хозяйствования во время процедуры госрегистрации, рассматривается в те же сроки и в том же порядке, что и заявление, поданное действующими субъектами хозяйствования.
Перерегистрация плательщика НДС по причине смены названия (кроме преобразования) будет осуществляться на основании данных из ЕГР, то есть без подачи заявления плательщиком НДС.
Перерегистрация, которая осуществляется в связи с преобразованием, осуществляется на основании заявления от плательщика НДС. Причем если такой плательщик не подаст заявление в установленный срок, его НДС-регистрация будет аннулирована.
Из базы налогообложения будут исключены суммы, которые получены плательщиком НДС в качестве компенсации упущенной выгоды по решению суда (из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения договорных обязательств контрагентом) (п. 188.1 НК).
Уточняется, что базой налогообложения для товаров (услуг), которые передаются в рамках посреднических договоров, является стоимость таких товаров (услуг) (п. 189.4 НК). На данный момент в этом пункте речь идет о стоимости поставки товаров. Базой налогообложения при экспорте будет цена товаров, указанная в таможенной декларации (новый п. 189.17 НК).
Льгота, предусмотренная сейчас пп. 197.1.26 НК относительно передачи конфискованного имущества в распоряжение госучреждений или учреждений, финансируемых за счет бюджетных средств, должна перейти в разряд операций, которые не являются объектом обложения НДС.
Уточняются формулировки в пп. 197.1.2 НК, который касается порядка применения льготы по поставкам образовательных услуг, а именно:
Сделаны также уточнения в формулировках пп. 197.1.22, 197.1.23 НК.
Предусматривается, что ввоз в Украину товаров для собственных нужд дипломатических представительств освобождается от обложения НДС также и на основании правил международных договоров Украины, согласие на обязательность которых дано в установленном законодательством порядке (п. 197.2 НК).
Из перечня льготируемых в п. 64 подразд. 2 разд. ХХ НК исключаются операции по ввозу натерриторию Украины электрогенераторов, электрических трансформаторов.
Продлевается до 31.12.22 г. действие п. 65 подразд. 2 разд. ХХ НК относительно предоставления рассрочки по уплате НДС налогоплательщиками, которые импортируют оборудование и комплектующие по перечню кодов УКТВЭД, указанных в этом пункте.
Планируется отмена освобождения от НДС операций по экспорту сои и рапса предприятиями, которые не являются сельхозтоваропроизводителями (п. 63 подразд. 2 разд. ХХ НК). То есть после вступления в силу нового закона все операции по экспорту сои будут облагаться НДС по ставке 0 %.
На данный момент п. 202.2 НК предусмотрена норма, согласно которой плательщики ЕН могут применять квартальный отчетный период. С принятием нового закона п. 202.2 исключается из НК, то есть квартального отчетного периода для единщиков не будет.
Возможность применения кассового метода учета НДС будет распространяться и на операции по выполнению подрядных строительных работ как на подрядчиков, так и на субподрядчиков (п. 187.1 НК).
Изменяются условия отражения налогового кредита. В частности, предусматривается, что основанием для отражения налогового кредита при ввозе товаров будут временные, дополнительные и другие виды таможенных деклараций, согласно которым налог уплачивается в бюджет.
Есть новости для плательщиков НДС, применяющих кассовый метод учета НДС. Допустим, они не включили в состав налогового кредита суммы НДС из зарегистрированных в ЕРНН НН и РК к ним на протяжении 1 095 календарных дней с даты их составления, потому что за это время не оплатили полученные товары (услуги). В таком случае им предоставляется право отразить налоговый кредит в периоде, в котором такие товары (услуги) были оплачены, но не позднее чем через 60 к. д. с даты такой оплаты.
Предусматривается, что в формировании показателя ∑ПопРах участвуют, в частности, суммы, изъятые и зачисленные налоговым органом на электронный счет плательщика НДС в системе электронного администрирования налога (далее – СЭА) в соответствии со ст. 95 НК. То есть в счет погашения долга по задекларированным к уплате налоговым обязательствам за периоды начиная с 1 июля 2015 года (в отчетных декларациях или уточняющих расчетах).
Если решением налогового органа или решением суда, которое вступило в законную силу, в реестр плательщиков НДС внесены сведения об отмене аннулирования регистрации плательщика НДС, сумма лимита регистрации такого плательщика подлежит перерасчету за отчетный (налоговый) период, в котором произошло аннулирование НДС-регистрации.
Такой перерасчет осуществляется налоговым органом в течение трех рабочих дней, следующих за днем внесения в реестр плательщиков НДС записи об отмене аннулирования НДС-регистрации плательщика НДС (кроме случаев, когда на момент отмены решения об аннулировании НДС-регистрации налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения, которая не предусматривает уплату НДС, или же налогоплательщик был зарегистрирован плательщиком НДС повторно).
Рассмотрим вкратце основные изменения в налогообложении доходов физлиц, которые вступят в силу со следующего дня после опубликования закона.
1. Физлицам при получении вознаграждений и других выплат по гражданско-правовым договорам от физлиц – плательщиков единого налога четвертой группы не надо подавать декларацию о доходах за отчетный год и самостоятельно уплачивать НДФЛ (изменения в пп. 164.2.2 НК).
2. Сумму возмещения морального ущерба разрешено не включать в месячный налогооблагаемый доход в размере, установленном в решении суда. Но! Льготная сумма не должна превышать четырехкратного размера минимальной заработной платы (4 МЗП), установленной на 1 января отчетного налогового года, или размер, определенный законом (изменения в пп. «а» пп. 164.2.14 НК).
3. Физлица смогут получить рассрочку на уплату НДФЛ только в случае прощения основной суммы долга по ипотечным кредитам до истечения сроков исковой давности. До внесения изменений рассрочку можно было получить и в случае прощения суммы процентов (изменения в пп. «д» пп. 164.2.17 НК).
4. Внесена техническая правка в п. 164.6 НК: оттуда исключили требование об уменьшении базы налогообложения в виде зарплаты и вознаграждения по гражданско-правовым договорам на сумму ЕСВ.
5. Не будет подлежать налогообложению сумма страховых (регламентных) выплат, страховых возмещений, осуществляемых Моторным (транспортным) страховым бюро Украины согласно Закону от 01.07.04 г. № 1961-IV «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». Однако такая сумма не может превышать размер вреда, фактически причиненного выгодоприобретателю (бенефициару), который определяется по обычным ценам на дату такой страховой выплаты (изменения в абзацах первом и втором пп. «в» пп. 165.1.27 НК).
6. Уточнено, что для получения права на налоговую скидку копия договора подается только при наличии договора (изменения в пп. 166.2.1 НК). То есть если договор не заключался, то и подавать копию не надо. Достаточно будет платежных и расчетных документов, которые идентифицируют продавца товаров (работ, услуг) и лицо, которое обращается за налоговой скидкой (их покупателя/получателя).
Обратите особое внимание! В ГНС придется подавать копии платежных, расчетных документов и копии договоров (при их наличии), которые подтверждают право на налоговую скидку. Исключение предусмотрено только для электронных документов: в декларации указывают только их реквизиты (изменения в пп. 166.2.2 НК). Оригиналы документов, как и раньше, налогоплательщик должен хранить у себя. |
7. Изменен штраф за неуведомление ГНС нотариусами о заключении договоров аренды недвижимости. Порядок применения штрафных санкций будет предусмотрен в специальной ст. 1191 НК. Размер такого штрафа составит: 680 грн за первое нарушение и 1 360 грн за каждое следующее в течение года нарушение (изменения в пп. «б» пп. 170.1.5 НК). Аналогичные штрафы ждут и посредников по сдаче недвижимости в аренду (изменения в пп. 170.1.6 НК).
8. Продажей инвестиционного актива теперь считается возврат налогоплательщику денежных средств или имущества (имущественных прав), ранее внесенных им (или лицом, у которого инвестиционный актив был приобретен прямо или косвенно) в уставный капитал эмитента корпоративных прав, в случае уменьшения уставного капитала такого эмитента (изменения в пп. 170.2.2 НК).
Кроме того, если инвестиционный актив продается нерезидентам – связанным лицам или нерезидентам, операции с которым контролируются согласно пп. 39.2.1.2 НК, либо приобретается у таких нерезидентов, то в этом случае:
Эти правила определения доходов и расходов не распространяются на операции по продаже инвестактива, если:
Уточнен момент возникновения «фиктивных расходов» по операциям с ценными бумагами и деривативами. Если эмитент таких активов признан фиктивным именно на момент составления договора, то расходы на их приобретение не включаются в расходы налогоплательщика для определения инвестиционной прибыли (изменения в пп. 170.2.6 НК).
9. В перечень объектов недвижимости, продажа (обмен) которых не облагается НДФЛ при выполнении условий из пп. 172.2.1, включены объекты незавершенного строительства (изменения в пп. 172.2.1 НК).
Кроме того, уточнено, что порядок определения базы налогообложения при обмене недвижимости – такой же, как и при ее продаже.
10. Изменились ставки налогообложения при продаже движимого имущества. Так, вторая продажа (обмен) в течение отчетного года одного из таких объектов движимого имущества, как легковой автомобиль и/или мотоцикл, и/или мопед или другое транспортное средство, облагается налогом по ставке 5 %. А доход от продажи (обмена) в течение отчетного (налогового) года третьего и последующих таких объектов движимого имущества облагается по ставке 18 % (изменения в п. 173.2 НК).
11. Изменился размер НДФЛ-штрафов, предусмотренных ст. 119 НК. В частности, увеличен штраф за неподачу формы № 1ДФ с 510 грн до 1 020 грн (за первое нарушение).
Изложим кратко суть изменений в НК, которые уже сейчас нужно принять во внимание юрлицам – плательщикам ЕН третьей группы.
1. Увеличен лимит годового дохода до 7 000 000 грн (было 5 000 000 грн). Считаем, что увеличенный доходный лимит единщики могут применить уже в 2020 году (пп. 3 п. 291.4 НК). При этом лимит для применения РРО не изменился и по-прежнему составляет 1 000 000 грн.
2. Продлен срок для подачи заявления о добровольной смене ставки с 5 % на 3 % плюс НДС (пп. «б» пп. 4 п. 293.8 НК). Сейчас такое заявление надо подать не позднее чем за 15 к. д. до начала календарного квартала, в котором будет применяться новая ставка. А согласно изменениям, заявление можно будет подать немного позже. А именно не позднее чем за 10 к. д. до начала такого квартала.
Кроме того, уточнено, что в случае смены ставки единщиком третьей группы соответствующее заявление подается не позднее чем за 15 к. д. до начала квартала, в котором будет применяться новая ставка (обновленный п. 298.6 НК). Надо понимать, что речь здесь идет о смене ставки с 3 % плюс НДС на ставку 5 %. Ведь об обратной ситуации говорится в пп. «б» пп. 4 п. 293.8 НК (см. выше).
3. Месячный налоговый (отчетный) период для единщиков третьей группы – плательщиков НДС теперь прямо предусмотрен обновленным п. 294.1 НК.
4. Обязанность единщиков подавать декларацию по налогу на прибыль с приложением ПН в случае выплаты нерезиденту дохода из украинского источника, который облагается налогом согласно п. 141.4 НК, теперь прямо следует из обновленного пп. 1 п. 297.1 НК. Правда, эта норма вступает в силу только с 01.01.21 г. Как и новая норма пп. «г» п. 137.7 НК, которой предусмотрено подавать такую декларацию только по итогам года. Поэтому, скорее всего, в 2020 году единщикам третьей группы придется отчитываться о выплаченных нерезиденту доходах ежеквартально на основании действующих разъяснений контролирующего органа.
5. Для единщиков с 1 июля 2020 года перестает действовать освобождение от уплаты земельного налога за участки, которые предоставляются в аренду (наем, ссуду), а также за участки, на которых расположены объекты недвижимости, предоставляемые в аренду (наем, ссуду) (обновленный пп. 4 п. 297.1 НК).
6. Теперь в НК прямо зафиксирована сумма налогового долга, наличие которого на каждое первое число месяца в течение двух последовательных кварталов вынудит единщика уйти на общую систему налогообложения (обновленный пп. 8 п. 298.2 НК). Сумма такого долга теперь привязана к минимальной сумме, при которой плательщику вручается налоговое требование. Она должна быть больше 60 НМДГ, то есть превышать 1 020 грн (60 х 17 грн).
7. Уточнен срок подачи заявления единщиком третьей группы в случае изменения налогового адреса и/или места осуществления хоздеятельности (обновленный п. 298.6 НК). Ранее было предусмотрено подавать такое заявление вместе с декларацией по ЕН за отчетный квартал, в котором произошли изменения. Теперь заявление нужно будет подать не позднее последнего дня отчетного квартала, в котором изменился налоговый адрес и/или место осуществления хоздеятельности.
Соавторы:
Виктория Якимащенко, Зинаида Омельницкая, Марина Владимирская