Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как отразить в учете стоимость неучтенных основных средств, обнаруженных при инвентаризации?

В ходе инвентаризации в помещении офиса комиссия обнаружила объекты основных средств (далее – ОС), которые не значатся в учете: источник бесперебойного питания (далее – ИБП) для компьютера, пылесос, офисное кресло и телефонный аппарат. После проведения расследования выяснилось, что:

  • ИБП просто ошибочно списали с баланса при списании нескольких аналогичных пришедших в негодность ИБП;
  • пылесос купил директор на свои средства, а чек и авансовый отчет в бухгалтерию не представил;
  • изношенное офисное кресло списали с баланса еще по итогам прошлогодней инвентаризации, но из офиса так и не убрали;
  • телефонный аппарат приобрели и установили, а приходные документы не успели забрать у поставщика.

Как отразить в учете стоимость таких ОС?

Как видим, у каждого обнаруженного объекта ОС своя история. Поэтому и факт их обнаружения будет отражаться в учете по-разному.

1. ИБП. В данном случае нужно просто исправить ошибку в учете. При этом если на момент ошибочного списания ИБП у него еще оставалась недоамортизированная стоимость, то помимо бухгалтерского придется корректировать и налоговый учет согласно нормам Налогового кодекса (далее – НК).

Например, на момент списания: первоначальная стоимость ИБП – 2 200 грн., начисленный износ – 1 650 грн., остаточная стоимость – 550 грн., ликвидационная стоимость – 0 грн. Чтобы восстановить такой ИБП в учете, нужно сделать проводки:

  • Дт 131 «Износ основных средств» – Кт 106 «Инструменты, приборы и инвентарь» – 1 650 грн. (методом «сторно»);
  • Дт 976 «списание необоротных активов» – Кт 106 – 550 грн. (методом «сторно»).

А если ошибочное списание произошло в прошлом отчетном году, тогда проводки будут такие:

  • Дт 106 – Кт 441 «Прибыль нераспределенная» – 550 грн.;
  • Дт 106 – Кт 131 – 1 650 грн.

Кроме того, при восстановлении ИБП в бухучете предприятию нужно:

- подать «уточненку» по НДС. Это необходимо сделать, если ваше предприятие при списании ИБП не представило в налоговую инспекцию документы, подтверждающие их уничтожение (согласно п. 189.9 НК), и начислило налоговые обязательства по НДС исходя из обычной цены, но не ниже его недоамортизированной стоимости в размере 550 грн.;

- внести уточнения в отчетность по налогу на прибыль, если ИБП был списан в прошлом отчетном периоде. Ведь, согласно п. 146.16 НК, при ликвидации ИБП предприятие могло включить его недоамортизированную стоимость в налоговые расходы. Теперь придется такие расходы отсторнировать и начислить обязательства по налогу на прибыль, штраф и пеню. Сумма штрафа (3 % или 5 %) будет зависеть от способа исправления ошибки – через уточняющий расчет (по форме декларации) либо в составе текущей декларации через приложение ВП.

2. Пылесос. Для того чтобы пылесос поставить на учет, нужно знать его стоимость. Хорошо, если директор принесет чек из магазина. Но как ее определить без документов?

Отметим, что нормы П(С)БУ 7 не указывают, как определяется первоначальная стоимость таких «случайно обнаруженных» объектов ОС. Правда, там есть п. 10, согласно которому стоимостью безвозмездно полученных ОС является их справедливая стоимость на дату получения.

Но все-таки ранее не оприходованные объекты – это не совсем то же самое, что безвозмездно полученные. Такой вывод подтверждается и корреспонденцией счетов бухучета, приведенной в приложении к Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным приказом Минфина от 30.09.13 г. № 561 (далее – Методрекомендации № 561).

Так, оприходование бесплатно полученных ОС отражается проводкой Дт 10 «Основные средства» – Кт 424 «Безвозмездно полученные необоротные активы», а оприходование ранее не учтенных объектов – проводкой Дт 10 – Кт 746 «Прочие доходы».

Подсказку, как определить стоимость неучтенных объектов ОС, можно найти в письме Минфина от 22.02.10 г. № 31-34000-20-7/3776. Там сказано, что оценка объектов ОС, выявленных в ходе инвентаризации, проводится в соответствии с п. 17 разд. II Положения, утвержденного постановлением КМУ от 02.03.93 г. № 158. В свою очередь, в указанном пункте написано, что такая оценка должна проводиться в порядке, установленном законодательством об оценке имущества, то есть Законом от 12.07.01 г. № 2658-III. При этом из ст. 7 данного Закона следует, что для оценки ранее не учтенного объекта предприятию придется приглашать независимого оценщика. Ведь указанной статьей предусмотрена обязательная оценка имущества для целей его налогообложения. А без этого здесь не обойтись, ведь стоимость обнаруженного объекта придется включить в состав налоговых доходов на основании пп. 135.5.15 НК. При этом расходов на налоговую амортизацию такого объекта ОС у предприятия не будет, так как предприятие не приобретало этот объект (п. 144.1 НК).

Конечно, проводить весь этот комплекс мероприятий с привлечением профессионального оценщика целесообразно только в том случае, если найденный объект – дорогостоящий, при этом затруднительно определить его обычную стоимость (в т. ч. для целей налогообложения). А в нашем случае овчинка выделки не стоит: затраты на оценку пылесоса могут значительно превысить его стоимость.

Поэтому на практике негосударственные предприятия руководствуются рыночными ценами на аналогичные объекты. Можно, например, скачать прайс-лист магазина бытовых электротоваров из Интернета. В результате первичным документом, на основании которого вы сможете оприходовать пылесос, будет бухгалтерская справка с распечаткой прайс-листа.

Появление пылесоса на балансе предприятия отразится проводкой Дт 106 – Кт 746 «Прочие доходы» на сумму его первоначальной (определенной) стоимости. Бухгалтерская амортизация будет начисляться в обычном порядке (в отличие от налоговой, которая в данном случае не начисляется). В налоговом учете стоимость пылесоса также придется включить в состав прочих доходов (пп. 135.5.15 НК).

3. Офисное кресло. Поскольку кресло уже было списано ранее, его следует просто убрать с глаз долой (выбросить, увезти домой кому-то из сотрудников, в конце концов). Никаких бухгалтерских и налоговых последствий это за собой не повлечет.

4. Телефонный аппарат. Следует получить у поставщика приходные документы на этот объект ОС (накладную, налоговую накладную). И на основании таких документов оприходовать телефон. В учете будут такие проводки:

  • Дт 152 «Приобретение (изготовление) основных средств» – Кт 631 «Расчеты с отечественными поставщиками»;
  • Дт 641 «Расчеты по налогам/НДС» – Кт 631.

Ввод в эксплуатацию телефонного аппарата отразится проводкой:

  • Дт 104 «Машины и оборудование – Кт 152.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
23.10.2025
Как инвентаризационные недостачи отражаются в бухучете и влияют на налог на прибыль
В статье рассмотрим особенности учета недостач основных средств, нематериальных активов и запасов, выявленных при инвентаризации. В процессе инвентаризации предприятие может выявить недостачи активов, которые необходимо списать с баланса, отразив эту операцию по правилам налогового учета. При этом у...
23.10.2025
Пересмотр и инвентаризация резерва отпускных
В этой статье рассмотрим, как формировать обеспечение на оплату отпусков работникам (резерв отпускных) в течение года и как провести годовую инвентаризацию этого резерва. Согласно абзацу второму п. 13 НП(С)БУ 11 «Обязательства» резерв отпускных начисляется ежемесячно по специальной расче...
23.10.2025
Инвентаризация расчетов: документальное оформление
Документальное оформление результатов инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей является кропотливым и ответственным процессом. В статье расскажем, какие документы необходимо составить в ходе такой инвентаризации. Процесс инвентаризации начинается, сопровождается и завершается оформле...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
Новое
27.10.2025
Как уплатить налоги через Электронный кабинет?
Узнайте, как в несколько кликов проверить начисление налогов в электронном кабинете, получить реквизиты для оплаты и сразу уплатить их онлайн. Мы покажем, где найти нужные счета, если реквизитов в кабинете нет – быстро, без ошибок и очередей. Электронный кабинет налогоплательщика позволяет уви...
27.10.2025
Цена товара привязана к курсу инвалюты: сколько расчетов корректировки оформлять в случае частичной постоплаты?
Условиями договора на поставку товаров предусмотрена оплата частями, а цена привязана к курсу инвалюты. Как откорректировать показатели налоговой накладной, если частичные оплаты поступали в разные дни, а их суммы были определены по разному валютному курсу? В статье выясним, сколько расчетов коррект...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
Лучшие материалы