Как отразить в учете помощь предприятия армии
29.08.2014 6219 0 0
Из этой статьи вы узнаете: об особенностях учета помощи армии деньгами и имуществом.
Что можно сделать на практике: правильно применить привычные нормы налогового законодательства к новым для предприятий хозяйственным операциям.
Законодательные основания для благотворительности в пользу армии
Известные события 2014 года в Украине заставили многих признать тот очевидный факт, что любая страна, даже самой мирная, не может обойтись без сильной, профессионально подготовленной и современно оснащенной армии. Поэтому к воссозданию армейской материально-технической базы в срочном порядке сейчас подключилась вся Украина: от правительства до простых граждан.
Не остались в стороне и предприятия. Они помогают армии деньгами, оснащением и техникой. Основанием для «военной» благотворительности служат новые законодательные нормы. Рассмотрим их.
С 18 апреля 2014 года вступил в силу Закон от 08.04.14 г. № 1190-VII (далее – Закон № 1190), который внес изменения в ряд законодательных актов. До этой даты законодательство позволяло армии получать финансирование только из госбюджета. Теперь дополнительными источниками финансирования нужд национальной обороны, Вооруженных Сил Украины, а также мобилизационной подготовки и мер мобилизации стали благотворительные пожертвования физических и юридических лиц.
Согласно Закону № 1190 такое финансирование должно осуществляться в порядке, определенном КМУ. Но хотя такой порядок на сегодня не утвержден, народ уже может армии помогать.
Сейчас действует постановление Верховной Рады от 16.04.14 г. № 4701, которое определяет особенности обслуживания Госказначейством денежных средств, которые поступают в виде пожертвований в пользу армии от юридических и физических лиц.
C 8 июня 2014 года вступил в силу Закон от 20.05.14 г. № 1275-VII (далее – Закон № 1275). Данный Закон вносит изменения, в частности, в Закон от 21.10.93 г. № 3543-XII. Благодаря таким изменениям армия сможет бесплатно брать в пользование у предприятий транспортные средства для обеспечения своих потребностей. Но с обязательным их возвратом собственникам после объявления демобилизации. Кроме того, Кабмин должен разработать порядок компенсации возможного ущерба, причиненного мобилизованным транспортным средствам.
Таким образом, предприятия могут оказывать посильную помощь в повышении обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Получателями такой помощи являются Минобороны либо воинские части.
Согласно пп. «а» п. 157.1 Налогового кодекса (далее – НК) названные получатели относятся к неприбыльным организациям. Значит, они в установленном порядке должны быть внесены в Реестр неприбыльных организаций и учреждений (приложение 2 к Положению, утвержденному приказом Минфина от 24.01.13 г. № 37).
Теперь рассмотрим учет у предприятий в зависимости от вида помощи, оказанной армии.
Помощь деньгами
Предприятие, которое решило перечислить на нужды армии денежные средства, может найти необходимые банковские реквизиты на официальном сайте Минобороны http://www.mil.gov.ua/index.php?lang=...
Бухгалтерский учет
Первичными документами в данном случае будут являться:
- приказ руководителя предприятия о решении предоставить денежную помощь армии;
- платежное поручение с указанием, что средства перечисляются на нужды украинской армии;
- выписка банка о движении денежных средств.
Благотворительные перечисления считаются прочими расходами обычной деятельности предприятия. Такая операция отражается записями: Кт 377 «Расчеты с прочими дебиторами» – Дт 311; Дт 977 «Прочие расходы деятельности» – Кт 377.
Либо напрямую: Дт 977 – Кт 311.
Налог на прибыль
Предприятие-благотворитель имеет право на расходы. Но только в размере 4 % налогооблагаемой прибыли предприятия за предыдущий отчетный год (пп. «а» пп. 138.10.6 НК).
Иначе обстоят дела у вновь созданного или убыточного предприятия. К сожалению, сегодня нормы НК не позволяют таким предприятиям отнести на расходы сумму благотворительных перечислений.
Согласно мнению, сложившемуся на практике, если в строке 7 декларации по налогу на прибыль предприятия за 2013 год показано положительное значение объекта налогообложения, то предприятие имеет право отразить расходы на благотворительность (все или часть) в налоговом учете.
По нашему мнению, налогооблагаемая прибыль предыдущего отчетного года должна определяться по такой формуле:
Строка 8 + (стр. 7 – стр. 8 – стр. 9) +
+ Положительное значение строки 4
таблицы 1 приложения ЦП +
+ Положительное значение строки 4
таблицы 2 приложения ЦП.
Ведь именно исходя из такого интегрированного объекта налогообложения рассчитывается налог на прибыль.
Совет предприятию: если вы перечислили средства воинской части, постарайтесь до конца года получить копию решения о внесении такого учреждения в Реестр неприбыльных организаций. Это на случай налоговой проверки. Хотя, надеемся, контролирующие органы проявят патриотизм и платежки на перечисление денег в адрес воинской части будет достаточно.
НДС
Операция по перечислению денежных средств армии – это не поставка, поэтому объект обложения НДС не возникает.
Помощь имуществом (работами, услугами)
Предприятие может передать армии любое имущество, в котором она нуждается (свое или специально для этой цели приобретенное), а также оказать услуги и выполнить работы.
Бухгалтерский учет
Основанием для отражения в учете операции по передаче ТМЦ (работ, услуг) армии будет:
- приказ руководителя предприятия о предоставлении помощи армии в виде имущества;
- накладная (акт приемки-передачи).
В бухгалтерском учете благотворительные передачи отражаются исходя из общих правил, поэтому:
- дохода нет. Ведь, согласно п. 5 П(С)БУ 15, доход признается только при увеличении актива или уменьшении обязательств, что приводит к росту собственного капитала предприятия. В данном случае этого не происходит;
- расходы есть (п. 6 П(С)БУ 16). Причем это расходы отчетного периода (их невозможно прямо связать с доходом).
Проводки будут такими. Списание запасов, переданных на благотворительность: Дт 977 – Кт 20, 22, 26, 28. Бесплатная передача работ, услуг: Дт 977 – Кт 23.
Списание необоротных активов: Дт 976 «Списание необоротных активов» – Кт 10, 11 на сумму их балансовой стоимости.
Налог на прибыль: передача товаров (работ, услуг)
Для целей исчисления налога на прибыль бесплатная передача товаров, а также бесплатное предоставление результатов работ (услуг) считается продажей (пп. 14.1.202, 14.1.203 НК). При этом не имеет значения, связана такая передача с благотворительностью или нет.
Таким образом, предприятию следует придерживаться «продажных» правил. И так как в данном случае операции явно не относятся к контролируемым (пп. 39.2.1 НК), обычная цена применяется только тогда, когда это прямо предусмотрено нормами НК. При благотворительной передаче товаров (работ, услуг) у предприятия:
- доход равен нулю;
- расходы ограничены 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года (пп. «а» пп. 138.10.6 НК).
Налог на прибыль: передача основных средств
При бесплатной передаче основных средств (далее – ОС) в дополнение к общим нормам, приведенным выше, следует применять специальные правила для продажи ОС – п. 146.13 НК. Напомним эти правила.
Если передаваемые объекты ОС были получены налогоплательщиком не бесплатно:
- в доход включается разница между доходом от отчуждения ОС и их балансовой стоимостью;
- в расходы – разница между балансовой стоимостью ОС и доходом от их отчуждения.
Если передаваемые объекты ОС были получены налогоплательщиком бесплатно:
- в доход включается разница между доходом от отчуждения ОС и стоимостью таких ОС, которая была включена в доход при их бесплатном получении;
- в расходы – разница между стоимостью ОС, которая была включена в доходы при их бесплатном получении, и суммой дохода от их отчуждения.
При этом нужно иметь в виду, что доход от любого отчуждения объекта ОС (в т. ч. и от его бесплатной передачи) определяется согласно договору, но не ниже уровня обычной цены такого объекта (п. 146.14 НК). Так как при бесплатной передаче договорная стоимость объекта ОС равна нулю, финансовый результат от передачи ОС зависит исключительно от размера обычной цены. Как правило, исходят из того, что такая обычная цена равна рыночной (пп. 14.1.71 НК).
Поскольку в нашем случае объекты ОС передаются неприбыльной организации, расходы следует ограничить 4%-ным лимитом благотворительности. Как понятно из приведенных выше правил, расходы при передаче ОС могут возникнуть, только когда обычная цена ОС меньше либо балансовой стоимости ОС, либо стоимости ОС, которая была включена в доходы при их бесплатном получении. Поэтому 4%-ное ограничение применяется только для этих случаев.
НДС: передача товаров, необоротных активов
Дарение (т. е. бесплатная передача) товаров (в т. ч. ОС) в общем случае считается поставкой товаров (абзац первый пп. 14.1.191 НК). А значит, является объектом обложения НДС. В то же время операция с имуществом признается поставкой только в том случае, если налогоплательщик в момент приобретения такого имущества имел право включить НДС в налоговый кредит (пп. «в» пп. 14.1.191 НК).
Таким образом, все зависит от права на налоговый кредит:
- если в момент приобретения товара налогоплательщик не имел права на налоговый кредит – бесплатная передача такого товара не считается поставкой. А значит, и налоговые обязательства по НДС передающая сторона в этом случае не должна начислять;
- если при покупке товаров (покупке или изготовлении необоротных активов) налоговый кредит был отражен – тогда при их бесплатной передаче предприятию придется начислить налоговые обязательства по НДС. Ведь товары начинают использоваться в операциях, которые не являются хозяйственной деятельностью предприятия (пп. «г» п. 198.5 НК). При этом налоговые обязательства начисляются исходя из стоимости приобретения товаров (для необоротных активов – исходя из их балансовой остаточной стоимости, которая сложилась на начало отчетного периода, в котором они передаются).
НДС: поставка услуг
Поставка услуг другому лицу на бесплатной основе в целях налогообложения приравнивается к обычной поставке услуг (пп. «в» пп. 14.1.185 НК), то есть должна облагаться НДС в общем порядке. Причем независимо от того, имело предприятие право на налоговый кредит при формировании стоимости таких услуг или не имело. Поскольку договорная стоимость услуг при дарении равна нулю, то и НДС-обязательства также равны нулю.
В то же время, если приобретение/изготовление услуг сопровождалось отражением налогового кредита, придется начислить налоговые обязательства в соответствии с другой нормой – пп. «г» п. 198.5 НК (использование в нехозяйственной деятельности). В таком случае базой обложения НДС будет стоимость приобретения/изготовления услуг (п. 189.1 НК).
Отметим, что есть еще НДС-ные нормы, которые могли бы иметь отношение к предприятию, оказывающему благотворительную помощь на нужды армии. Например, от начисления НДС освобождаются операции:
- по предоставлению благотворительной помощи неприбыльной благотворительной организации (пп. 197.1.15 НК).
- по безвозмездной передаче в государственную собственность объектов, которые находятся на балансе предприятия и передаются на баланс другого юридического лица, находящегося в государственной собственности (если такие операции проводятся по решению Кабмина, центральных органов исполнительной власти, принятому в пределах их полномочий) (пп. 197.1.16 НК).
Правда, как следует из пп. «б» п. 198.5 НК, указанные нормы не спасают дарителя от начисления налоговых обязательств, если сумма входного НДС была отражена им в составе налогового кредита. По таким операциям НДС-обязательства начисляются в порядке, предусмотренном п. 189.1 НК, – исходя из балансовой стоимости переданных объектов ОС либо из стоимости приобретения переданных товаров/услуг.
Передача имущества во временное пользование
О документальном оформлении передачи в бесплатное пользование транспортных средств упоминается в Законе № 1275. Отметим, что такая передача осуществляется в соответствии с Мобилизационным планом Украины в добровольно-принудительном порядке. В обмен на изъятое транспортное средство предприятие получит:
- распорядительный документ – решение местной госадминистрации, на основании которого для армии изымается транспортное средство;
- акт приемки-передачи произвольной формы, в котором будет указана информация о собственнике, техническом состоянии, остаточной стоимости транспорта и другие сведения, позволяющие идентифицировать объект. Транспортное средство должно быть возвращено собственнику в течение 30 дней после объявления демобилизации на основании такого же акта.
Если ОС передается армии по собственному решению предприятия, нужен соответствующий приказ руководителя. А дополнительно к акту приемки-передачи произвольной формы можно составить акт типовой формы № ОЗ-1, утвержденной приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352.
В бухгалтерском учете переданный объект продолжает числиться на балансе предприятия. Но его первоначальную стоимость и сумму износа рекомендуем перенести на соответствующие отдельные субсчета счетов 10 и 13 с пометкой «Объекты, привлеченные на нужды армии» и «Износ объектов, привлеченных на нужды армии».
Бухгалтерская амортизация на такие объекты начисляется в обычном порядке. Но при этом предприятие может изменить метод ее начисления. Например, если на транспортное средство начислялась амортизация по производственному методу, то после его передачи в пользование армии можно избрать прямолинейный метод.
Налоговый учет. Поскольку объекты, переданные армии, временно не будут использоваться в хоздеятельности предприятия, есть риск применения к такой передаче налоговых норм, касающихся перевода таких объектов в непроизводственные активы. Это грозит прекращением начисления на них амортизации (со следующего месяца после передачи на нужды армии) и начисления налоговых обязательств по НДС, исходя из их остаточной стоимости (пп. «в» п. 198.5 и п. 198.1 НК).
Надеемся, что контролирующие органы в ближайшее время разъяснят особенности налогообложения передачи имущества армии во временное пользование.
Зарплату – на нужды армии
Допустим, работники решили отдать свою зарплату (ее часть) на нужды армии. Предприятие отражает такую операцию в учете только в том случае, если работники просят бухгалтерию направить армии деньги до получения зарплаты на руки.
Например, работники решили перечислить армии свой среднедневной заработок. Обязательным первичным документом для бухгалтера в этом случае будет заявление работника о перечислении определенной части заработанных средств на нужды армии.
При этом заработная плата начисляется в общем порядке (в составе производственных, административных или сбытовых расходов). На нее начисляются и из нее удерживаются все обязательные платежи также в общем порядке. Единственная особенность состоит в том, что предприятие часть средств не выдает на руки работникам, а централизованно перечисляет на счета Госказначейства.
В налоговом учете вся зарплата с начислениями на нее отражается как расходы на оплату труда согласно п. 142.1 и 143.1 НК.
Благотворительные звонки и SMS
Предприятие имеет возможность поддержать армию, отправив с корпоративного телефона SMS или позвонив на номер 565. В этом случае абонент как бы поручает оператору связи снять с его счета деньги (один звонок или SMS – 5 грн.) и направить их в пользу армии. То есть деньги в этом случае не будут использованы на служебные разговоры.
Можно ли здесь воспользоваться нормой пп. «а» пп. 138.10.6 НК, чтобы включить перечисленные суммы в налоговые расходы в пределах благотворительного лимита (4 % налогооблагаемой прибыли прошлого года)?
Теоретически можно – только в отношении звонков. Но на практике возникает проблема с первичными документами. Если из распечатки звонков, которую предприятие получит от своего мобильного оператора, будет виден «неприбыльный» получатель перечисленных средств (известный как 565), тогда расходы в пределах благотворительного лимита могут быть подтверждены. Но получить подобную распечатку не так-то просто. А кроме того, придется за это заплатить. Поэтому считаем, что помогать армии подобным способом предприятию не стоит. Лучше уж просто перечислить деньги.
Пример
По решению предприятия в апреле-мае 2014 года воинской части № ХХХ была оказана благотворительная помощь:
- перечислены денежные средства в сумме 15 000 грн.;
- приобретены и переданы бронежилеты и шлемы пулезащитные на сумму 42 000 грн. с НДС;
- передан грузовой микроавтобус, который числился в составе ОС предприятия (первоначальная стоимость – 63 000 грн., начисленный износ – 46 000 грн.).
Налогооблагаемая прибыль предприятия за 2013 год составила 780 000 грн. Значит, благотворительный лимит – 31 200 грн. (780 000 грн. х 4 %).
Бухгалтерский и налоговый учет благотворительной помощи, оказанной армии
(грн.)
№ п/п |
Содержание операции |
Первичные |
Бухгалтерский учет |
Налоговый учет |
|||
Дт |
Кт |
Сумма |
Доход |
Расходы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Перечислены денежные средства воинской части |
Приказ руководителя, |
977 |
311 |
15 000 |
– |
15 000* |
2 |
Приобретены ТМЦ для передачи армии |
Накладная типовой формы № М-11** |
209 |
631 |
42 000*** |
– |
– |
3 |
Списаны ТМЦ, переданные воинской части |
Акт приема-передачи, копия |
977 |
209 |
42 000 |
– |
16 200* |
4 |
Передан микроавтобус воинской части |
Акт приема-передачи |
976 |
105 |
17 000 |
– |
–**** |
5 |
Списан начисленный износ микроавтобуса |
Ведомость начисления |
131 |
105 |
46 000 |
– |
– |
6 |
Начислены налоговые обязательства по НДС |
Налоговая накладная |
949 |
641 |
3 400***** |
– |
– |
* Расходы в пределах благотворительного лимита 31 200 грн. (15 000 грн. + 16 200 грн.). ** Утверждена приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193. *** Входной НДС включен в первоначальную стоимость запасов как косвенный налог, который не возмещается предприятию (п. 9 П(С)БУ 9). **** Обычная цена соответствует остаточной стоимости (ни доходы, ни расходы не отражаются). ***** 17 000 грн. х 20 % = 3 400 грн. |
ВЫВОДЫ
Несмотря на то, что сейчас нашей армии помощь народа жизненно необходима, предприятия, оказывающие такую помощь, особых налоговых преференций пока не получили. То есть налоговые последствия «военной» благотворительности для предприятий будут такими же, как при бесплатной передаче денег (имущества) неприбыльным организациям.
Единственное положительное для налогоплательщиков изменение касается гуманитарной помощи при ввозе ее на таможенную территорию Украины. Согласно ч. 3 ст. 14 Закона от 05.07.12 г. № 5073-VI теперь не облагается НДС (п. 197.11 НК), акцизным налогом (пп. 213.3.9 НК) и ввозной пошлиной (ч. 1 ст. 287 Таможенного кодекса) гуманитарная помощь даже сверх установленных Кабмином льготных объемов. Правда, вопрос о налогообложении гуманитарной помощи нельзя считать окончательно закрытым: изменения в указанные нормы НК пока не внесены. А это значит, что расширенная «гуманитарная льгота» не имеет достаточного налогового статуса.
Отметим также, что если «донорами» гуманитарной помощи могут быть любые физические и юридические лица, то ее получателями – только те юрлица (в т. ч. и учреждения, содержащиеся за счет бюджета), которые в установленном КМУ порядке зарегистрированы в едином реестре получателей такой помощи.
Комментарии к материалу