Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Изменения в П(С)БУ 25 и сокращенная финотчетность: кто и когда подает

10.10.2019 68109 0 16

Бухучет по П(С)БУ и МСФО


Акценты статьи: какие предприятия могут подавать сокращенную финотчетность, по какой форме и в какие сроки (в зависимости от категории предприятия); какую финотчетность следует подавать неприбыльным организациям; что изменилось в бухучете предприятий, подающих сокращенную финотчетность; можно ли вместо сокращенной финотчетности подавать отчетность, предусмотренную НП(С)БУ 1.


Изменения в нормативных актах по бухучету

С 23.07.19 г. вступил в силу приказ Минфина от 31.05.19 г. № 226, которым были внесены изменения в П(С)БУ 25 и некоторые другие нормативные акты по вопросам бухгалтерского учета.

Цель изменений: привести нормативные акты в соответствие с нормами Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV (далее – Закон № 996), действующими с 01.01.18 г.

Проблема, которую решили изменения: был урегулирован вопрос о подаче сокращенной финотчетности и ведении бухучета теми предприятиями, которые такую отчетность подают.

Рассмотрим изменения подробнее. Начнем с того, что П(С)БУ 25 сменил свой статус и название. Было: П(С)БУ 25 «Финансовая отчетность субъектов малого предпринимательства» – стало: НП(С)БУ 25 «Сокращенная финансовая отчетность». Такое изменение оправданно, поскольку:

  • во-первых, сейчас в Законе № 996 нет термина «субъект малого предпринимательства» (далее – СМП) (есть две отдельные категории – малые предприятия и микропредприятия);
  • во-вторых, круг предприятий, которые подают сокращенную финотчетность, несколько шире: в нем не только малые и микропредприятия.

Кто подает «сокращенку»?

Согласно ч. 3 ст. 11 Закона № 996, а с 23.07.19 г. и согласно п. 2 разд. I НП(С)БУ 25, есть 5 групп предприятий, которые вправе подавать сокращенную по показателям финотчетность в составе Баланса и Отчета о финрезультатах, а именно:

  • малые предприятия;
  • микропредприятия;
  • представительства иностранных субъектов хозяйствования (далее – СХ);
  • непредпринимательские общества (считаем, что к таким обществам можно причислить все неприбыльные организации);
  • предприятия, которым дано право на ведение упрощенного учета доходов и расходов. Это плательщики единого налога (далее – ЕН) третьей группы (п. 44.2, пп. 3 п. 291.4 Налогового кодекса, далее – НК). Заметим, что такие предприятия не упоминаются отдельной категорией среди подающих сокращенную финотчетность в ч. 3 ст. 11 Закона № 996. Однако в ч. 3 ст. 2 Закона № 996 сказано, что они ведут бухучет и подают финотчетность в порядке, установленном законодательством об упрощенной системе учета и отчетности. На основании этого Минфин и включил такие предприятия в число субъектов, подающих сокращенную финотчетность, сначала в П(С)БУ 25, а затем и в НП(С)БУ 25.

Внимание! Сокращенную финотчетность вправе подавать только те из вышеуказанных предприятий, которые не применяют МСФО (ч. 3 ст. 11 Закона № 996 и п. 2 разд. I НП(С)БУ 25).

А предприятия, применяющие МСФО, отчитываются ежеквартально. Причем, согласно МСБУ 34 «Промежуточная финансовая отчетность», они ежеквартально подают полный комплект финотчетности, предусмотренный НП(С)БУ 1.

Как определить категорию предприятия?

Для отнесения предприятия к той или иной категории (микро, малое, среднее или крупное) необходимо, чтобы предприятие соответствовало как минимум двум из трех критериев, предусмотренных для каждой категории в ч. 2 ст. 2 Закона № 996. Для определения величины критериев берутся показатели за год, предшествующий отчетному. Например, для определения категории в 2019 году применяют показатели 2018-го. Два из трех критериев исчисляются в евро, а для перерасчета в гривни применяется официальный курс (средний за период), рассчитанный на основании курсов Нацбанка, действовавших в течение года. Так, рассчитывая показатели для 2019 года, берут курс евро за 2018 год – 32,1429 грн (курс см. здесь). Величину критериев для малых и микропредприятий см. в табл. 1.

Таблица 1

Размер
предприятия

Балансовая
стоимость активов

Чистый доход от реализации
продукции (товаров, работ, услуг)

Среднее количество работников

1

2

3

4

Микро

До 350 000 евро (11 250 015 грн)

До 700 000 евро (22 500 030 грн)

До 10

Малое*

До 4 000 000 евро (128 571 600 грн)

До 8 000 000 евро (257 143 200 грн)

До 50

* К малым предприятия относятся в том случае, если они не соответствуют критериям для микропредприятий.

Акцентируем ваше внимание на тех моментах, которые изменились с 23.07.19 г.:

  • все неприбыльные организации независимо от категории (т. е. не только малые и микропредприятия, а и все остальные) подают сокращенную финотчетность. Собственно, это и следовало из ч. 3 ст. 11 Закона № 996. Однако до 23.07.19 г. в П(С)БУ 25 неприбыльные организации не упоминались как отдельная группа предприятий, подающих финотчетность СМП. Поэтому некоторые специалисты, в том числе и специалисты ГФС, разъясняли, что финотчетность для СМП имеют право подавать только те неприбыльные организации, которые относятся к малым и микропредприятиям;
  • предприятия, которым дано право на ведение упрощенного учета доходов и расходов (плательщики единого налога третьей группы), также могут подавать сокращенную финансовую отчетность независимо от категории (т. е. не только малые и микропредприятия). До 23.07.19 г. право на упрощенную отчетность для СМП имели только те единщики третьей группы, которые относились к СМП.

Формы сокращенной финотчетности

Формы сокращенной финотчетности утверждены НП(С)БУ 25. Это всем знакомые формы № 1-м и № 2-м или № 1-мс и № 2-мс. Правда, с 23.07.19 г. они стали называться несколько иначе в п. 2 разд. I НП(С)БУ 25 (см. табл. 2). Для каждой из этих форм установлено, какие субъекты ее подают (п. 2 разд. I НП(С)БУ 25) (см. табл. 3).

Таблица 2

Формы

Старое название

Новое название

№ 1-м и № 2-м

Финансовый отчет
субъекта малого предпринимательства

Финансовая отчетность
малого предприятия

№ 1-мс и № 2-мс

Упрощенный финансовый отчет
субъекта малого предпринимательства

Финансовая отчетность
микропредприятия

Таблица 3

Вид предприятия

Форма
сокращенной финотчетности

1

2

Малое предприятие – плательщик налога на прибыль

Финансовая отчетность
малого предприятия
в составе
Баланса (форма № 1-м)
и Отчета о финансовых результатах
(форма № 2-м) –
пп. 1 п. 2 разд. I НП(С)БУ 25

Малое предприятие – плательщик ЕН четвертой группы

Представительство иностранного СХ (как постоянное, так и не имеющее статуса постоянного)

Микропредприятие – плательщик налога на прибыль

Финансовая отчетность
микропредприятия
в составе
Баланса (форма № 1-мс)
и Отчета о финансовых
результатах (форма № 2-мс) –
пп. 2 п. 2 разд. I НП(С)БУ 25

Микропредприятие – плательщик ЕН четвертой группы

Предприятие, ведущее упрощенный бухучет доходов и расходов по правилам налогового законодательства (это плательщик ЕН третьей группы независимо от категории)

Непредпринимательское общество (независимо от категории)

Итак, все неприбыльные организации и все плательщики ЕН третьей группы подают Финансовую отчетность микропредприятия (формы № 1-мс и № 2-мс). И при этом, согласно п. 7 разд. I НП(С)БУ 25, такие предприятия (как и все остальные, упомянутые в пп. 2 п. 2 этого раздела), имеют право (свое намерение воспользоваться этим правом они должны закрепить в учетной политике):

  • не отражать уменьшение полезности и не производить переоценку объектов основных средств (далее – ОС);
  • не создавать обеспечения будущих расходов и платежей (на оплату предстоящих отпусков работникам, выполнение гарантийных обязательств и т. п.), а признавать эти расходы в периоде их фактического осуществления;
  • не создавать резерв сомнительных долгов, а отражать текущую дебиторскую задолженность в балансе по ее фактической стоимости.

Новые строки в переименованных формах

В формах № 1-мс и № 2-мс кроме названия ничего не поменялось. Форма № 2-м тоже не поменялась.

А вот в форме № 1-м появились дополнительные строки для отражения нематериальных активов (ранее такие активы отражались в строках, предусмотренных для ОС). Соответственно, и в разд. II НП(С)БУ 25 появился новый п. 2.1, регулирующий порядок отражения таких активов, а нумерация остальных пунктов разд. II НП(С)БУ 25 сдвинулась. О новых строках – см. табл. 4.

Таблица 4

Название строки

Код
строки

Порядок заполнения
(п. 2.1 разд. II НП(С)БУ 25)

1

2

3

Нематеріальні активи

1000

Остаточная стоимость, равная разнице между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией (включается в итог баланса)

Первісна вартість

1001

Первоначальная стоимость

Накопичена амортизація

1002

Начисленная амортизация (приводится в скобках и вычитается из первоначальной стоимости)

Эти дополнительные строки нужно будет заполнять уже начиная с отчетности за 9 месяцев 2019 года (электронные формы отчетности в электронном кабинете и системе M.E.Doc уже обновлены).

Внимание! В форму № 1-мс изменения внесены не были. А значит, те предприятия, которые ее подают, продолжают отражать нематериальные активы в составе ОС.

Также отметим, что в разд. II НП(С)БУ 25 был внесен еще ряд незначительных изменений, направленных на приведение текста этого раздела в соответствие с Законом № 996. Например, в п. 5.9 термин «сводная финансовая отчетность» заменен термином «консолидированная финансовая отчетность». Причина: с 01.01.18 г. понятие сводной финотчетности из Закона № 996 исчезло.

Сроки и периодичность подачи сокращенной финотчетности в органы статистики и ГФС

Сроки подачи сокращенной финотчетности установлены в Порядке, утвержденном постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419 (далее – Порядок № 419). В этот Порядок с 24.07.19 г. также были внесены изменения (постановлением КМУ от 17.07.19 г. № 625).

С 24.07.19 г. изменилась периодичность подачи финотчетности, а именно:

  • малые предприятия и представительства иностранных СХ (т. е. лица, подающие формы № 1-м и № 2-м) лишились возможности подавать финотчетность только за год. Теперь они должны отчитываться перед госстатистикой поквартально. Их исключили из абзаца шестнадцатого п. 2 Порядка № 419, который разрешает подавать сокращенную финотчетность один раз в год. Мы считаем, что обязанность подавать квартальную финотчетность в орган статистики возникнет у них уже начиная с финотчетности за 9 месяцев 2019 года;
  • предприятия, подающие формы № 1-мс и № 2-мс (это микропредприятия, единщики третьей группы и неприбыльные), остались в абзаце шестнадцатом п. 2 Порядка № 419. Поэтому они имеют право отчитываться один раз в год.

На сегодня установлены следующие сроки подачи сокращенной финотчетности (см. табл. 5).

Таблица 5

Госорган

Категория предприятия

Срок подачи

1

2

3

1. Квартальная финансовая отчетность

Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (формы № 1-м и № 2-м)

Орган статистики

Все предприятия, подающие формы № 1-м и 2-м

Не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом* (п. 2, 5 Порядка № 419)

Орган ГФС

Малые предприятия и постоянные представительства иностранных СХ – плательщики налога на прибыль с годовым доходом свыше 20 млн грн

Одновременно с подачей отчетности по налогу на прибыль** – в течение 40 дней с момента окончания отчетного квартала (п. 5 Порядка № 419, пп. 49.18.2 НК)

Остальные предприятия, подающие формы № 1-м и № 2-м

Не подают

Финансовый отчет субъекта микропредпринимательства (формы № 1-мс и № 2-мс)

Орган статистики

Все предприятия, подающие формы № 1-мс и № 2-мс

Не подают

Орган ГФС

Микропредприятия – плательщики налога на прибыль с годовым доходом свыше 20 млн грн

Одновременно с подачей декларации по налогу на прибыль – в течение 40 дней с момента окончания отчетного квартала (п. 5 Порядка № 419, пп. 49.18.2 НК, Письмо № 4779)***

Остальные предприятия, подающие формы № 1-мс и № 2-мс

Не подают****

2. Годовая финансовая отчетность

Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (формы № 1-м и № 2-м)
и Финансовый отчет субъекта микропредпринимательства (формы № 1-мс и № 2-мс)

Орган стастистики

Все предприятия, подающие сокращенную финотчетность по формам № 1-м и № 2-м или формам № 1-мс и № 2-мс

Не позднее 28 февраля следующего за отчетным года (п. 2, 5 Порядка № 419)

* В случае если предельная дата подачи отчетности приходится на нерабочий день, срок переносится на первый после выходного рабочий день (п. 10 Порядка № 419).
** Для постоянных представительств иностранных СХ отчетностью по налогу на прибыль будет либо декларация по форме, утвержденной приказом Минфина от 20.10.15 г. № 897, либо Расчет по одной из форм, утвержденных Приказом № 544.
*** Плательщики налога на прибыль с годовым доходом свыше 20 млн грн обязаны поквартально подавать декларацию по налогу на прибыль, а финотчетность является неотъемлемым приложением к такой декларации (п. 44.6 НК), без нее декларация считается недействительной. О необходимости квартальной подачи финотчетности в ГФС в этом случае писал в свое время и Минфин (см. письмо от 21.02.17 г. № 11130-02-2/4779). Заметим, что в орган статистики такую отчетность подавать не обязательно, поэтому ее можно подавать одновременно с декларацией по налогу на прибыль в течение 40 дней с момента окончания отчетного квартала (п. 5 Порядка № 419, пп. 49.18.2 НК).
**** Отчет неприбыльной организации подается один раз в год (пп. 133.4.7 НК), а финотчетность является приложением к нему (п. 46.2 НК). То есть в общем случае неприбыльная организация подает финотчетность в орган ГФС один раз в год. Но если организация нарушила требования пп. 133.4.1 НК и утратила в течение отчетного года налоговый статус неприбыльности, тогда финот­чет­ность подается в налоговые органы в качестве приложения к последнему Отчету неприбыльной организации и декларации по налогу на прибыль. Декларация подается ежеквартально до конца года, в котором было допущено нарушение, а начиная с нового года – ежеквартально или ежегодно (в зависимости от отчетного периода плательщика) (п. 46.2, пп. 133.4.3 НК).

Орган ГФС

Малые предприятия и микропредприятия – плательщики налога на прибыль

Одновременно с подачей годовой декларации по налогу на прибыль – в течение 60 дней следующего за отчетным года (п. 46.2, пп. 49.18.6 НК; п. 2, 5 Порядка № 419)

Постоянные представительства иностранных СХ

Одновременно с подачей годовой декларации по налогу на прибыль или годового Расчета, утвержденного приказом Минфина от 13.06.16 г. № 544, далее – Приказ № 544) – в течение 60 дней следующего за отчетным года (п. 46.2, пп. 49.18.6 НК; п. 2, 5 Порядка № 419; Индивидуальная налоговая консультация ГФС от 07.09.18 г. № 3887/6/99-99-15-01-01-15/ІПК)

Представительства иностранных СХ без статуса постоянного

Не подают

Непредпринимательские общества

Одновре­менно с подачей Отчета непри­быльной органи­зации*

Плательщики ЕН третьей и четвертой групп

Не подают

* Отчет неприбыльной организации подается один раз в год (пп. 133.4.7 НК), а финотчетность является приложением к нему (п. 46.2 НК). То есть в общем случае неприбыльная организация подает финотчетность в орган ГФС один раз в год. Но если организация нарушила требования пп. 133.4.1 НК и утратила в течение отчетного года налоговый статус неприбыльности, тогда финот­чет­ность подается в налоговые органы в качестве приложения к последнему Отчету неприбыльной организации и декларации по налогу на прибыль. Декларация подается ежеквартально до конца года, в котором было допущено нарушение, а начиная с нового года – ежеквартально или ежегодно (в зависимости от отчетного периода плательщика) (п. 46.2, пп. 133.4.3 НК).

Заметим, что подача финотчетности в электронном виде осуществляется через «Единое окно», при этом финотчетность попадает одновременно и в орган статистики, и в орган ГФС.

Ответы на ваши вопросы

1. Предприятие перешло из одной категории в другую (например, из микров малые, а из малых – в средние). Когда ему нужно переходить на другой комплект финансовой отчетности?

Напомним, что до 23.07.19 г. в разд. I П(С)БУ 25 был пункт 3, который устанавливал особый порядок перехода с одного вида отчетности на другой для предприятий, применяющих этот стандарт. Однако этот порядок противоречил нормам Закона № 996. И вот с 23.07.19 г. п. 3 из НП(С)БУ 25 убрали.

Теперь очевидно, что для данных целей необходимо руководствоваться общим порядком, предусмотренным в ч. 2 ст. 2 Закона № 996. А именно: чтобы перейти в другую категорию для нужд бухучета и отчетности, предприятие должно соответствовать новым критериям на протяжении двух лет подряд. Например, по итогам 2018 года предприятие относилось к малым. Но по результатам 2019 года оно уже вписывается в критерии средних. Чтобы изменить свою категорию, ему надо и в 2020 году соответствовать требованиям, которые выдвигаются к средним предприятиям. И только с 2021 года ему нужно будет перейти в категорию средних и отчитываться по их правилам.

2. Подача сокращенной финотчетности – это право или обязанность предприятий, которые названы в п. 2 разд. I НП(С)БУ 25?

На эту тему раньше было много разговоров. Но с 23.07.19 г. в новой редакции п. 2 разд. II НП(С)БУ 1 указано, что предприятия, для которых установлена сокращенная по показателям финотчетность, самостоятельно определяют целесообразность подачи финотчетности по формам, утвержденным НП(С)БУ 1. Хотя из ч. 3 ст. 11 Закона № 996 это напрямую и не следует.

По нашему мнению, если предприятие решит вместо сокращенной финотчетности подавать финотчетность по формам из НП(С)БУ 1, то и сроки для ее подачи оно должно соблюдать соответствующие (т. е. отчитываться в госстатистику поквартально, а в орган ГФС – вместе с отчетностью по налогу на прибыль или с отчетом неприбыльной организации). Ведь в абзаце шестнадцатом п. 2 Порядка № 419 возможность подачи раз в год установлена только для сокращенной финотчетности. И только для тех предприятий, которые отчитываются по формам № 1-мс или № 2-мс.

3. Должны ли предприятия, подающие сокращенную финотчетность, подавать годовые Примечания к финотчетности, утвержденные Приказом № 302?

Нет, не должны. Это утверждение содержится в п. 5 Приказа № 302 (с 23.07.19 г. редакция этого пункта была обновлена, и сейчас п. 5 содержит полный перечень предприятий, подающих сокращенную финансовую отчетность по формам № 1-м и № 2-м или по формам № 1-мс и № 2-мс).

4. Какой План счетов должны использовать предприятия, подающие сокращенную финотчетность?

Исторически так сложилось, что для СМП был разработан свой План счетов (утвержден приказом Минфина от 19.04.01 г. № 186, далее – Приказ № 186). С 23.07.19 г. он стал называться Упрощенный план счетов. Его применение не является обязательным. В разд. I Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291 (далее – Приказ № 291, Инструкция № 291), с 23.07.19 г. четко сказано, что предприятия, подающие сокращенную финотчетность, могут (а не должны) применять Упрощенный план счетов. То есть они могут применять и обычный План счетов, утвержденный Приказом № 291.

Хотя надо понимать, что Упрощенный план счетов вправе применять только те предприятия, которые фактически подают сокращенную финотчетность (это следует из п. 2 Приказа № 186). А применять Упрощенный план счетов и при этом подавать финотчетность, предусмотренную НП(С)БУ 1, нельзя.

Важное изменение! С 23.07.19 г. из Инструкции № 291 (описание класса 8) убрали фразу о том, что малые предприятия могут вести бухгалтерский учет с использованием только 8-го класса счетов (без применения 9-го класса). То есть использовать только 8-й класс счетов сейчас нельзя!

Предприятия могут использовать счета 8-го класса для обобщения информации о расходах по элементам с ежемесячным списанием сальдо счетов в корреспонденции со счетом 23 «Производство» и счетами класса 9 «Расходы деятельности».

По сути нужда в этом изменении зрела уже давно. Ведь формы № 2-м и № 2-мс еще начиная с отчетности за II квартал 2011 года не могли быть заполнены с использованием остатков на 8-м классе счетов. И из Плана счетов, утвержденного Приказом № 186, счета 8-го класса исчезли еще тогда. Но до Инструкции № 291, как видим, изменения дошли позднее.

5. Должны ли предприятия, которые имеют право на подачу сокращенной финотчетности, капитализировать финансовые расходы?

Нет, не должны – они сразу относят их на финансовые расходы текущего периода. С 23.07.19 г. все 5 групп предприятий, имеющих право подавать сокращенную финотчетность, названы во втором абзаце п. 4 П(С)БУ 31. Причем это правило применяется независимо от того, какую финотчетность они подают по факту – сокращенную или по формам, предусмотренным НП(С)БУ 1.

6. Что делать неприбыльным организациям, относящимся к средним или крупным предприятиям, которые до 23.07.19 г. подавали финотчетность ежеквартально по формам из НП(С)БУ 1?

Считаем, что у них может быть выбор:

  • вариант 1: продолжать подавать финотчетность по формам из НП(С)БУ 1, опираясь на п. 2 разд. II НП(С)БУ 1 и считая такой вариант целесообразным. Начиная с отчетности за 2020 год можно перейти на сокращенную финотчетность, а можно и не переходить;
  • вариант 2: прекратить подачу финотчетности по формам из НП(С)БУ 1 начиная с отчетности за 9 месяцев 2019 года. И за 2019 год подать финотчетность уже по сокращенным формам № 1-мс и № 2-мс.

Величина критериев для малых и микропредприятий.doc

Скачать

Формы сокращенной финотчетности.doc

Скачать

Новые строки в переименованных формах.doc

Скачать

Сроки подачи сокращенной финотчетности.doc

Скачать

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2592 грн. / год

Купить

Лучшие материалы