Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Аренда госимущества: как оформить налоговую накладную

Из этой статьи вы узнаете: какая часть арендной платы является базой для начисления налоговых обязательств по НДС балансодержателем и как ему оформить налоговую накладную, а также как арендатору оформить платежи.

Общие положения

Когда предметом аренды является недвижимое имущество, находящееся в собственности государства, расчет арендной платы осуществляется в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786 (далее – Методика № 786).

Если арендодателем имущества является Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ), его региональное отделение или представительство, арендная плата распределяется между бюджетом и арендодателем в следующем порядке (п. 17 Методики № 786):

  • 70 % арендатор перечисляет в государственный бюджет;
  • 30 % – предприятию, на балансе которого находится арендуемое имущество.

Обратите внимание: кто именно должен осуществлять такое распределение, в Методике № 786 не сказано. Значит, стороны должны это определить в договоре аренды.

Заметим, что любое имущество должно где-то учитываться. Поэтому имущество, принадлежащее государству, числится, как правило, на балансе государственных предприятий (балансодержателей).

Ситуация из практики

Арендатор получил в оперативную аренду помещение. Балансодержателем является госпредприятие (плательщик налога на прибыль и НДС на общих основаниях), арендодателем – ФГИУ. Согласно условиям договора аренды, сумма арендной платы за месяц составляет 40 000 грн. и распределяется следующим образом:

  • 70 % (28 000 грн.) месячной базовой суммы арендной платы арендатор должен уплатить в госбюджет;
  • 30 % (12 000 грн.) арендатор должен перечислить госпредприятию (балансодержателю).

Сумма арендной платы в договоре аренды указана без учета НДС, также в договоре сказано, что начисление НДС на сумму арендной платы осуществляется в соответствии с законодательством.

В данной ситуации у сторон возникают вопросы, на которые мы ответим.

Как балансодержателю отражать налоговые обязательства по НДС и оформлять налоговую накладную: на всю сумму арендной платы, указанную в договоре аренды, или только на ту часть, которая поступает непосредственного ему на счет (т. е. в размере 30 % месячной базовой суммы арендной платы)?

В п. 188.1 Налогового кодекса (далее – НК) сказано, что для целей НДС база налогообложения определяется исходя из цены договора. Значит, в приведенной ситуации объектом налогообложения будет базовый размер месячной суммы арендной платы – 40 000 грн. Соответственно сумма НДС составит 8 000 грн.

Налоговые обязательства по НДС возникают у балансодержателя по правилу первого события (п. 187.1 НК).

На дату возникновения налоговых обязательств предприятие-балансодержатель должно выписать арендатору налоговую накладную на всю сумму арендной платы, предусмотренную договором аренды. Причем это надо сделать независимо от того, кто осуществляет распределение арендной платы (арендатор или сам балансодержатель) (см. ОИР, категория 101.02; письмо ГНАУ от 04.06.07 г. № /16-1517-01, далее – Письмо № 11098).

Как арендатору оформить платежные документы на перечисление арендной платы двум получателям?

При перечислении сумм арендной платы арендатору следует руководствоваться порядком, изложенном в Письме № 11098, то есть оформить три платежных документа:

  • один – на перечисление в бюджет 70 % суммы арендной платы (в нашей ситуации 28 000 грн.) без учета НДС;
  • второй – на перечисление балансодержателю второй части арендной платы (в нашей ситуации 12 000 грн.) и кроме того НДС (2 400 грн.);
  • третий – на перечисление балансодержателю суммы НДС, которая приходится на часть арендной платы, уплачиваемой в бюджет. В нашей ситуации это 5 600 грн. (28 000 грн. х 20 %).

Отметим, что хотя Письмо № 11098 издано еще в период действия Закона об НДС, оно не противоречит нормам НК.

Может ли балансодержатель применять в данной ситуации норму пп. 196.1.15 НК?

Подпунктом 196.1.15 НК предусмотрено, что операции по уплате арендной платы не являются объектом обложения НДС при соблюдении следующих условий:

  • если в аренду передается целостный имущественный комплекс (его структурное подразделение);
  • если арендодателем согласно договору аренды является орган государственной власти или орган местного самоуправления и при этом арендный платеж в полном объеме перечисляется арендатором в бюджет.

Поскольку наша ситуация – иная, воспользоваться этой нормой балансодержатель не может.

Если арендатор является неплательщиком НДС, какую сумму НДС он должен уплатить: исчисленную со всей суммы арендной платы (в нашем случае: 40 000 грн. х 20 % = 8 000 грн.) или же только с части, которая перечисляется балансодержателю (в нашем случае: 12 000 грн. х 20 % = 2 400 грн.)?

В нашей ситуации договором аренды предусмотрено, что начисление НДС осуществляется в соответствии с законодательством. Следовательной, базой для начисления НДС является цена договора (40 000 грн.). При этом НК не содержит каких-либо оговорок для случая, когда покупатель товара (услуг) не является плательщиком НДС.

Учет у сторон договора аренды

(грн.)


п/п

Содержание операции

Первичные
документы

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

Сумма

Доход

Расходы

1

2

3

4

5

6

7

8

У арендатора

1

Перечислена арендная плата авансом за месяц:

– в госбюджет – 70 % без НДС

(40 000 х 70 %)

Платежные
поручения



642



311



28 000





– балансодержателю – 30 % с учетом НДС

(40 000 х 30 % + 12 000 х 20 %)

371

311

14 400

– балансодержателю – сумма НДС, исчисленная с суммы арендной платы, которая перечисляется в госбюджет
(28 000 х 20 %)

371

311

5 600

2

Отражен налоговый кредит по НДС

(2 400 + 5 600)

Налоговая
накладная

641

644

8 000

3

Начислена арендная плата за месяц в размере части, поступившей:

– в госбюджет (без НДС)

Акт оказанных услуг




91–93



642



28 000





28 000

– балансодержателю (без НДС)

631

12 000

12 000

4

Закрыты расчеты по НДС

644

631

8 000

5

Отражен зачет задолженностей

631

371

20 000

У балансодержателя

1

Получена арендная плата за месяц

(с учетом суммы НДС) (14 400 + 5 600)

Выписка
банка

311

681

20 000

2

Начислены налоговые обязательства
по НДС

Налоговая
накладная

643

641

8 000

3

Начислена арендная плата за месяц

Акт оказанных услуг

377

713

12 000

12 000

4

Закрыты расчеты по НДС

377

643

8 000

5

Отражен зачет задолженностей

681

377

20 000

ВЫВОДЫ

Если договором аренды госимущества предусмотрено распределение суммы арендной платы между госбюджетом и балансодержателем:

  • балансодержатель должен начислить налоговые обязательства по НДС, исходя из всей суммы арендной платы и выписать налоговую накладную арендатору;
  • у арендатора есть право на налоговый кредит по НДС.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
22.07.2025
Как оформить расчет корректировки к налоговой накладной на сумму превышения базы налогообложения над договорной ценой
Из статьи вы узнаете, как оформлять расчеты корректировки к налоговым накладным, выписанным на сумму превышения базы обложения НДС над договорной ценой поставки. Если договорная цена поставок товаров/услуг меньше, чем минимальная база налогообложения, определенная Налоговым кодексом, поставщик долже...
10.07.2025
Рекламные услуги в Интернете от нерезидента: когда возникает обязанность платить НДС?
Заказываете нерезиденту рекламу в Интернете и есть вопросы об обложении НДС? В статье выясним, когда возникает обязанность платить НДС и как избежать нарушений. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и избежать налоговых рисков Субъекты хозяйствования для продвижения товаров...
08.07.2025
Как оформить расчет корректировки, если налоговая накладная заблокирована?
Рассмотрим, как поступить, если нужно составить расчет корректировки к заблокированной налоговой накладной. Ситуация. При получении предоплаты или отгрузке товаров поставщик выписал налоговую накладную (далее – НН), регистрация которой в ЕРНН была остановлена. Впоследствии покупателю верн...
Популярное
20.06.2025
Резерв сомнительных долгов: в каких случаях предприятию выгодно его создавать
Расскажем, какие предприятия могут оптимизировать налог на прибыль путем создания резерва сомнительных долгов и как правильно сформировать этот резерв, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов. В чем состоит проблема: оптимизация объекта обложения налогом на прибыль для некоторых пр...
20.06.2025
Как рассчитать резерв отпусков на дату баланса
В статье расскажем о порядке формирования резерва отпусков и регулярности его пересмотра. Нужно ли ежемесячно инвентаризовать резерв? Обеспечение на оплату отпусков формируется для равномерного распределения расходов на отпуска между отчетными периодами. Его создание – обязанность предприятия....
28.07.2025
Как применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения
В статье рассмотрено, при каких условиях в случяае выплаті доходов нерезидентам можно применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения, а также в чем особенности налогообложения отдельных видов доходов по правилам конвенций. Резиденты Украины (как юрлица, так и физл...
Новое
14.08.2025
Место составления ТТН: как правильно указать?
Что нужно указать в реквизите ТТН «Місце складання» – полный адрес или только населенный пункт? Указывать ли область и территориальную общину? Должны ли совпадать место составления и место погрузки? Ответы на эти вопросы – в статье. Минразвития приказом от 14.11.2024 № 1332, ...
06.08.2025
Учет инвестиций по методу участия в капитале
В статье раскроем суть учета инвестиций по методу участия в капитале. Хозяйственная операция, которая предусматривает приобретение корпоративных прав, является финансовой инвестицией. Это следует из п. 4 НП(С)БУ 13. При этом если предприятие, в которое «вложился» инвестор (приобретатель ...
06.08.2025
Операции с корпоративными правами у юрлица-единщика
В статье расскажем о налогообложении операций ООО – единщика третьей группы с корпоративными правами. В статье рассмотрим особенности налогообложения операций с корпоративными правами у общества, являющегося плательщиком единого налога (далее – ЕН) третьей группы. А именно: формирован...
Лучшие материалы