Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Аренда госимущества: как оформить налоговую накладную

Из этой статьи вы узнаете: какая часть арендной платы является базой для начисления налоговых обязательств по НДС балансодержателем и как ему оформить налоговую накладную, а также как арендатору оформить платежи.

Общие положения

Когда предметом аренды является недвижимое имущество, находящееся в собственности государства, расчет арендной платы осуществляется в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786 (далее – Методика № 786).

Если арендодателем имущества является Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ), его региональное отделение или представительство, арендная плата распределяется между бюджетом и арендодателем в следующем порядке (п. 17 Методики № 786):

  • 70 % арендатор перечисляет в государственный бюджет;
  • 30 % – предприятию, на балансе которого находится арендуемое имущество.

Обратите внимание: кто именно должен осуществлять такое распределение, в Методике № 786 не сказано. Значит, стороны должны это определить в договоре аренды.

Заметим, что любое имущество должно где-то учитываться. Поэтому имущество, принадлежащее государству, числится, как правило, на балансе государственных предприятий (балансодержателей).

Ситуация из практики

Арендатор получил в оперативную аренду помещение. Балансодержателем является госпредприятие (плательщик налога на прибыль и НДС на общих основаниях), арендодателем – ФГИУ. Согласно условиям договора аренды, сумма арендной платы за месяц составляет 40 000 грн. и распределяется следующим образом:

  • 70 % (28 000 грн.) месячной базовой суммы арендной платы арендатор должен уплатить в госбюджет;
  • 30 % (12 000 грн.) арендатор должен перечислить госпредприятию (балансодержателю).

Сумма арендной платы в договоре аренды указана без учета НДС, также в договоре сказано, что начисление НДС на сумму арендной платы осуществляется в соответствии с законодательством.

В данной ситуации у сторон возникают вопросы, на которые мы ответим.

Как балансодержателю отражать налоговые обязательства по НДС и оформлять налоговую накладную: на всю сумму арендной платы, указанную в договоре аренды, или только на ту часть, которая поступает непосредственного ему на счет (т. е. в размере 30 % месячной базовой суммы арендной платы)?

В п. 188.1 Налогового кодекса (далее – НК) сказано, что для целей НДС база налогообложения определяется исходя из цены договора. Значит, в приведенной ситуации объектом налогообложения будет базовый размер месячной суммы арендной платы – 40 000 грн. Соответственно сумма НДС составит 8 000 грн.

Налоговые обязательства по НДС возникают у балансодержателя по правилу первого события (п. 187.1 НК).

На дату возникновения налоговых обязательств предприятие-балансодержатель должно выписать арендатору налоговую накладную на всю сумму арендной платы, предусмотренную договором аренды. Причем это надо сделать независимо от того, кто осуществляет распределение арендной платы (арендатор или сам балансодержатель) (см. ОИР, категория 101.02; письмо ГНАУ от 04.06.07 г. № /16-1517-01, далее – Письмо № 11098).

Как арендатору оформить платежные документы на перечисление арендной платы двум получателям?

При перечислении сумм арендной платы арендатору следует руководствоваться порядком, изложенном в Письме № 11098, то есть оформить три платежных документа:

  • один – на перечисление в бюджет 70 % суммы арендной платы (в нашей ситуации 28 000 грн.) без учета НДС;
  • второй – на перечисление балансодержателю второй части арендной платы (в нашей ситуации 12 000 грн.) и кроме того НДС (2 400 грн.);
  • третий – на перечисление балансодержателю суммы НДС, которая приходится на часть арендной платы, уплачиваемой в бюджет. В нашей ситуации это 5 600 грн. (28 000 грн. х 20 %).

Отметим, что хотя Письмо № 11098 издано еще в период действия Закона об НДС, оно не противоречит нормам НК.

Может ли балансодержатель применять в данной ситуации норму пп. 196.1.15 НК?

Подпунктом 196.1.15 НК предусмотрено, что операции по уплате арендной платы не являются объектом обложения НДС при соблюдении следующих условий:

  • если в аренду передается целостный имущественный комплекс (его структурное подразделение);
  • если арендодателем согласно договору аренды является орган государственной власти или орган местного самоуправления и при этом арендный платеж в полном объеме перечисляется арендатором в бюджет.

Поскольку наша ситуация – иная, воспользоваться этой нормой балансодержатель не может.

Если арендатор является неплательщиком НДС, какую сумму НДС он должен уплатить: исчисленную со всей суммы арендной платы (в нашем случае: 40 000 грн. х 20 % = 8 000 грн.) или же только с части, которая перечисляется балансодержателю (в нашем случае: 12 000 грн. х 20 % = 2 400 грн.)?

В нашей ситуации договором аренды предусмотрено, что начисление НДС осуществляется в соответствии с законодательством. Следовательной, базой для начисления НДС является цена договора (40 000 грн.). При этом НК не содержит каких-либо оговорок для случая, когда покупатель товара (услуг) не является плательщиком НДС.

Учет у сторон договора аренды

(грн.)


п/п

Содержание операции

Первичные
документы

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

Сумма

Доход

Расходы

1

2

3

4

5

6

7

8

У арендатора

1

Перечислена арендная плата авансом за месяц:

– в госбюджет – 70 % без НДС

(40 000 х 70 %)

Платежные
поручения



642



311



28 000





– балансодержателю – 30 % с учетом НДС

(40 000 х 30 % + 12 000 х 20 %)

371

311

14 400

– балансодержателю – сумма НДС, исчисленная с суммы арендной платы, которая перечисляется в госбюджет
(28 000 х 20 %)

371

311

5 600

2

Отражен налоговый кредит по НДС

(2 400 + 5 600)

Налоговая
накладная

641

644

8 000

3

Начислена арендная плата за месяц в размере части, поступившей:

– в госбюджет (без НДС)

Акт оказанных услуг




91–93



642



28 000





28 000

– балансодержателю (без НДС)

631

12 000

12 000

4

Закрыты расчеты по НДС

644

631

8 000

5

Отражен зачет задолженностей

631

371

20 000

У балансодержателя

1

Получена арендная плата за месяц

(с учетом суммы НДС) (14 400 + 5 600)

Выписка
банка

311

681

20 000

2

Начислены налоговые обязательства
по НДС

Налоговая
накладная

643

641

8 000

3

Начислена арендная плата за месяц

Акт оказанных услуг

377

713

12 000

12 000

4

Закрыты расчеты по НДС

377

643

8 000

5

Отражен зачет задолженностей

681

377

20 000

ВЫВОДЫ

Если договором аренды госимущества предусмотрено распределение суммы арендной платы между госбюджетом и балансодержателем:

  • балансодержатель должен начислить налоговые обязательства по НДС, исходя из всей суммы арендной платы и выписать налоговую накладную арендатору;
  • у арендатора есть право на налоговый кредит по НДС.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
10.11.2025
В каких случаях НДС можно включать в первоначальную стоимость товаров: законодательство и судебная практика
Рассмотрим, в каких случаях НДС по приобретенным товарам может быть включен в их первоначальную стоимость. А в каких у плательщика есть основания отражать налоговый кредит, не подтвержденный налоговыми накладными в составе расходов. Ситуация. Плательщиком НДС был получен товар для использования в хо...
27.10.2025
Цена товара привязана к курсу инвалюты: сколько расчетов корректировки оформлять в случае частичной постоплаты?
Условиями договора на поставку товаров предусмотрена оплата частями, а цена привязана к курсу инвалюты. Как откорректировать показатели налоговой накладной, если частичные оплаты поступали в разные дни, а их суммы были определены по разному валютному курсу? В статье выясним, сколько расчетов коррект...
15.10.2025
Будет ли штраф за нерегистрацию заблокированных налоговых накладных/расчетов корректировки
Будет ли наложен штраф, если регистрация налоговой накладной/расчета корректировки остановлена и плательщик НДС решил не подавать документы для разблокирования? Поможет ли оформление новой налоговой накладной? Ответы на эти вопросы – в нашей статье. Регистрация налоговых накладных и расчетов к...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
23.10.2025
Инвентаризация кредиторской и дебиторской задолженности
В статье расскажем об особенностях проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия. Инвентаризация расчетов предприятия является одним из этапов сплошной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой финансовой отчетности. Инвентаризация дебиторской и кредитор...
Новое
20.11.2025
14 способов скорректировать финрезультат законными методами
В чем суть вопроса. Как известно, чем больше положительный финрезультат (прибыль) предприятия, тем больше налоговая нагрузка. Можно ли уменьшить финрезультат, используя чисто бухгалтерские правила? Можно, следуя нашим рекомендациям. Но бывают ситуации, когда необходимо увеличить финрезультат. В тако...
11.11.2025
Ликвидационная отчетность по налогу на прибыль: когда и в каком порядке подавать?
В статье расскажем, в какие сроки и в каком порядке плательщик налога на прибыль, принявший решение о добровольной ликвидации, должен подать последнюю декларацию по этому налогу. Ситуация. Предприятие –плательщик налога на прибыль приняло решение о добровольной ликвидации. Когда и в каком поря...
10.11.2025
За какие периоды можно исправить ошибки по налогу на прибыль, учитывая срок давности?
В статье объясняем, как влияет срок давности на исправление ошибок по налогу на прибыль. Предоставляем рекомендации и числовые примеры. Ситуация из практики. Предприятие, которое подает декларацию по налогу на прибыль один раз в год, выявило ошибки прошлых периодов – в декларациях за 2018 ...
Лучшие материалы