Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Можно ли в первоначальную стоимость объекта основных средств включить затраты на его последующий демонтаж?

Предприятие для сооружения теннисного корта взяло в аренду земельный участок сроком на 10 лет. Согласно условиям договора, по истечении срока аренды надо вернуть арендодателю земельный участок в первоначальном состоянии. То есть все сооружения корта придется снести. Куда включать расходы на демонтаж корта – в первоначальную стоимость сооружений либо в расходы того периода, в котором будет проводиться демонтаж?

Бухгалтерский учет. Здесь решение зависит от того, какие стандарты применяет ваше предприятие – национальные или международные.

Расходы на демонтаж корта вы должны включить:

  • в состав расходов в периоде проведения демонтажа – если ваше предприятие ведет учет согласно национальным стандартам;
  • в состав первоначальной стоимости корта сразу при его создании – если ваше предприятие ведет учет согласно международным стандартам.

Поясним подробнее.

В национальном законодательстве правила формирования первоначальной стоимости объектов основных средств (далее – ОС) приведены в п. 8 П(С)БУ 7. При этом положениями данного пункта разрешено включать в первоначальную стоимость ОС сумму обеспечения, которое создается предприятием для выполнения обязательств по последующему демонтажу, перемещению такого объекта и приведению земельного участка, на котором расположен объект, в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

Казалось бы, точно наш случай! Но не торопитесь.

Дело в том, что п. 8 разрешает увеличивать первоначальную стоимость объекта ОС только на сумму обеспечения, связанного с обязательством, которое возникает у предприятия в соответствии с законодательством. В частности, это может быть обязательство по рекультивации нарушенных земель.

Как видите, наш случай сюда явно не вписывается. Поэтому расходы на демонтаж корта не будут участвовать в формировании первоначальной стоимости корта, а попадут в состав расходов только в периоде проведения его демонтажа.

По международным стандартам (согласно § 16 МСБУ 16 «Основные средства»), если предприятие принимает на себя в будущем обязательства по демонтажу, перемещению создаваемого (приобретаемого) объекта ОС, а также восстановлению территории, на которой такой объект расположен, то суммы таких будущих расходов (в сумме предварительной оценки) включаются в первоначальную стоимость такого объекта. При этом никаких условий по поводу соответствия таких обязательств законодательным требованиям не выдвигается.

Налоговый учет. Расходы на демонтаж объекта ОС вы включите в прочие расходы того периода, в котором будет проводиться демонтаж.

Напомним: правила формирования первоначальной стоимости объекта ОС приведены в п. 146.5, 146.6 Налогового кодекса (далее – НК). О том, чтобы включать в первоначальную стоимость объекта ОС расходы на его последующий демонтаж, в этих пунктах речь не идет ни при каких условиях. Поэтому расходы на демонтаж считаются расходами на ликвидацию объекта. Такие расходы не подлежат амортизации (т. е. не включаются в первоначальную стоимость ОС), а полностью относятся к составу прочих расходов отчетного периода (п. 144.2, пп. 138.12.1 НК).

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
05.04.2025
Продление срока полезного использования полностью самортизированных основных средств
Ситуация из практики: срок, определенный при первоначальном признании объекта основных средств (далее – ОС), уже истек, а актив продолжает использоваться. НП(С)БУ 7 предусмотрено, что срок полезного использования (эксплуатации) объекта ОС пересматривается в случае изменения ожидаемых экономич...
11.03.2025
Приказ об установлении норм расхода топлива
Если ваше предприятие решило прибегнуть к нормированию расходов горючего или размышляет, целесообразно ли это делать, постараемся упростить для вас эту задачу, приведя в статье: образец приказа об установлении норм расхода топлива; две причины, почему на предприятии необходим такой приказ. Есл...
10.03.2025
Списание ГСМ: оформление документов и учет
Для того чтобы обеспечить грамотный учет списания горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ), бухгалтер должен иметь первичные документы, фиксирующие транспортную работу (пробег) и фактические расходы ГСМ. Типовые формы этих документов законодательно не утверждены, так что их можно разработать ...
Новое
28.01.2025
Финансовая отчетность по МСФО: порядок подачи и сроки
Для предприятий, которые применяют МСФО, предусмотрены особые правила подачи финансовой отчетности. Это касается как форм отчетности, так и сроков ее подачи. Мы рассмотрим, кто из юрлиц обязан применять МСФО, с какой даты таким предприятиям следует перейти на применение этих стандартов и какую фин...
14.06.2024
Обеспечение под гарантийные обязательства в МСФО-учете: 6 методов расчета
Из этой статьи вы узнаете: о многообразии методов, которые могут использовать при расчете обеспечений на гарантийные обязательства предприятия, применяющие МСФО. Что можно сделать на практике: разработать и принять тот метод, который будет удобен и доступен вашему предприятию, и закрепить его суть ...
20.05.2024
Валютный своп: учет по МСФО
Предприятия прибегают к валютным свопам как к защите от колебания курсов. У бухгалтеров, которые впервые встречаются с такой операцией, возникает немало вопросов, касающихся учета. В статье расскажем, что такое своп, в частности валютный, и как отражать его согласно МСФО. Продемонстрируем учет на ус...
Лучшие материалы