Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Можно ли в первоначальную стоимость объекта основных средств включить затраты на его последующий демонтаж?

Предприятие для сооружения теннисного корта взяло в аренду земельный участок сроком на 10 лет. Согласно условиям договора, по истечении срока аренды надо вернуть арендодателю земельный участок в первоначальном состоянии. То есть все сооружения корта придется снести. Куда включать расходы на демонтаж корта – в первоначальную стоимость сооружений либо в расходы того периода, в котором будет проводиться демонтаж?

Бухгалтерский учет. Здесь решение зависит от того, какие стандарты применяет ваше предприятие – национальные или международные.

Расходы на демонтаж корта вы должны включить:

  • в состав расходов в периоде проведения демонтажа – если ваше предприятие ведет учет согласно национальным стандартам;
  • в состав первоначальной стоимости корта сразу при его создании – если ваше предприятие ведет учет согласно международным стандартам.

Поясним подробнее.

В национальном законодательстве правила формирования первоначальной стоимости объектов основных средств (далее – ОС) приведены в п. 8 П(С)БУ 7. При этом положениями данного пункта разрешено включать в первоначальную стоимость ОС сумму обеспечения, которое создается предприятием для выполнения обязательств по последующему демонтажу, перемещению такого объекта и приведению земельного участка, на котором расположен объект, в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

Казалось бы, точно наш случай! Но не торопитесь.

Дело в том, что п. 8 разрешает увеличивать первоначальную стоимость объекта ОС только на сумму обеспечения, связанного с обязательством, которое возникает у предприятия в соответствии с законодательством. В частности, это может быть обязательство по рекультивации нарушенных земель.

Как видите, наш случай сюда явно не вписывается. Поэтому расходы на демонтаж корта не будут участвовать в формировании первоначальной стоимости корта, а попадут в состав расходов только в периоде проведения его демонтажа.

По международным стандартам (согласно § 16 МСБУ 16 «Основные средства»), если предприятие принимает на себя в будущем обязательства по демонтажу, перемещению создаваемого (приобретаемого) объекта ОС, а также восстановлению территории, на которой такой объект расположен, то суммы таких будущих расходов (в сумме предварительной оценки) включаются в первоначальную стоимость такого объекта. При этом никаких условий по поводу соответствия таких обязательств законодательным требованиям не выдвигается.

Налоговый учет. Расходы на демонтаж объекта ОС вы включите в прочие расходы того периода, в котором будет проводиться демонтаж.

Напомним: правила формирования первоначальной стоимости объекта ОС приведены в п. 146.5, 146.6 Налогового кодекса (далее – НК). О том, чтобы включать в первоначальную стоимость объекта ОС расходы на его последующий демонтаж, в этих пунктах речь не идет ни при каких условиях. Поэтому расходы на демонтаж считаются расходами на ликвидацию объекта. Такие расходы не подлежат амортизации (т. е. не включаются в первоначальную стоимость ОС), а полностью относятся к составу прочих расходов отчетного периода (п. 144.2, пп. 138.12.1 НК).

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
28.07.2025
Как применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения
В статье рассмотрено, при каких условиях в случяае выплаті доходов нерезидентам можно применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения, а также в чем особенности налогообложения отдельных видов доходов по правилам конвенций. Резиденты Украины (как юрлица, так и физл...
18.07.2025
Какие документы должен иметь водитель для приема на работу
В статье рассмотрено, какие документы нужно требовать от водителя при приеме его на работу. При выполнении трудовых обязанностей водитель отвечает за транспортное средство (далее – ТС), пассажиров, груз. Поэтому работодатель, принимая человека на такую должность, должен проверить, есть ли у не...
Новое
20.06.2025
Обеспечение под рекультивацию земель в бухучете
Расскажем, кто должен создавать обеспечение под рекультивацию земель, и приведем примеры его отражения в бухучете. Из этой статьи вы узнаете: как правильно отразить в учете создание и использование резервов под рекультивацию земель. Национальные стандарты содержат мало информации о проведении этой п...
20.06.2025
Обеспечение под обременительные контракты в МСФО-учете
В статье расскажем, в каких случаях предприятия создают обеспечение под обременительные контракты. Как на практике идентифицировать возникающие в хозяйственной деятельности ситуации, при наступлении которых необходимо создать обеспечение под обременительные контракты? Что это такое – обременит...
28.01.2025
Финансовая отчетность по МСФО: порядок подачи и сроки
Для предприятий, которые применяют МСФО, предусмотрены особые правила подачи финансовой отчетности. Это касается как форм отчетности, так и сроков ее подачи. Мы рассмотрим, кто из юрлиц обязан применять МСФО, с какой даты таким предприятиям следует перейти на применение этих стандартов и какую фин...
Лучшие материалы