Медицинским работникам придется контактировать и оказывать помощь больным COVID-19, что может привести к заражению этим вирусом их самих. Рассмотрим, какие гарантии предусмотрены медикам в случае их заболевания.
Организовывая мероприятия защиты населения от инфекционных болезней (к ним относится и коронавирусная), следует руководствоваться такими законодательными актами, как:
Законом № 1645 предусмотрены определенные мероприятия защиты медицинских и других работников, к сфере деятельности которых относится защита населения от инфекционных болезней. В частности, согласно ст. 39 данного Закона заболевание инфекционными болезнями медицинских и других работников, связанное с выполнением ими профессиональных обязанностей в условиях повышенного риска заражения возбудителями инфекционных болезней (предоставление медпомощи больным инфекционными болезнями, работы с живыми возбудителями и в очагах инфекционных болезней, дезинфекционные мероприятия и т. п.), относится к профессиональным заболеваниям. Поэтому работники как государственных, так и коммунальных заведений здравоохранения (далее – ЗЗО) и государственных научных учреждений всегда подлежали обязательному государственному страхованию на случай заболевания инфекционной болезнью.
В условиях пандемии государство будет обеспечивать соответствующими выплатами медработников, больных коронавирусом.
Для этого в Закон № 1645 внесены существенные изменения, на которых остановимся подробнее.
Согласно Закону от 07.05.20 г. № 588-IX «О внесении изменений в статью 39 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней» относительно дополнительных гарантий прав медицинских и других работников, занятых в сфере защиты населения от инфекционных болезней, и членов их семей» (далее – Закон № 588), который вступил в силу с 23.05.20 г., расширен круг государственных гарантий для медработников государственных и коммунальных ЗЗО.
В случае установления работнику группы инвалидности в течение одного календарного года, которая наступила в результате заболевания коронавирусной болезнью (COVID-19), ему должна осуществляться страховая выплата по меньшей мере в размере 300-кратного размера прожиточного минимума (далее – ПМ), установленного законом для трудоспособных лиц по состоянию на 1 января календарного года.
Условием для этого является связь заболевания с выполнением профессиональных обязанностей в условиях повышенного риска заражения.
Например, на сегодня пострадавшим медикам гарантированно должны предоставить страховую выплату в размере не менее 630 600 грн (300 х 2 102 грн). Напомним, что согласно ст. 7 Закона от 14.11.19 г. № 294-ІХ «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» ПМ по состоянию на 01.01.20 г. составляет 2 102 грн (см. «Основные показатели госбюджета-2020»).
Конкретный размер выплаты определяется в зависимости от установленной лицу группы инвалидности и степени потери им профессиональной трудоспособности. Эта выплата будет назначаться и выплачиваться в течение одного месяца со дня возникновения права на нее.
А вот если случилась еще более страшная беда – работник умер, то выплата должна осуществляться в 750-кратном размере ПМ, то есть 1 578 000 грн (750 х 2 102 грн) разово равными частями членам семьи, а также родителям и иждивенцам медработника. Срок ее выплаты такой же, как и предыдущей страховой выплаты.
Кто относится к членам семьи лица, определено в ст. 3 Семейного кодекса:
Еще одна важная норма, установленная Законом № 588: во время действия карантина или ограничительных мероприятий, связанных с распространением коронавирусной болезни COVID-19, медики, которые умерли из-за инфицирования этой болезнью, приравниваются по своему статусу к военнослужащим, которые проходили военную службу и смерть которых наступила в результате ранения, контузии, увечья, заболевания, связанных с выполнением обязанностей военной службы.
При таких обстоятельствах члены семьи такого работника, его родители и иждивенцы пользуются всеми правами и гарантиями, предусмотренными законодательством для членов семьи, родителей и иждивенцев указанных военнослужащих, с учетом положений Закона № 588.
Напомним: права военнослужащих (в частности, относительно обеспечения их жильем, лечением, санаторно-курортным оздоровлением, бесплатным проездом и т. п.) установлены Законом от 20.12.91 г. № 2011-XII «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» (далее – Закон № 2011).
Кстати, по ст. 161, 162 и 163 Закона № 2011 право на назначение и получение разовой денежной помощи в размере 750 ПМ в случае гибели (смерти) военнослужащего предусмотрено для членов семей, родителей и иждивенцев этого лица.
Речь идет о гибели военного во время выполнения им обязанностей военной службы или в результате заболевания, связанного с выполнением этих обязанностей. Также помощь должна выплачиваться в случае смерти военнослужащего в течение года после увольнения со службы, если смерть наступила в результате ранения, контузии, увечья, заболевания, связанных с выполнением обязанностей военной службы.
Среди гарантий членам семей, установленных Законом № 2011:
Знаем, что трудовым законодательством установлен порядок заключения трудового договора. Как правило, он оформляется в письменной форме. В ст. 24 КЗоТ предусмотрены обстоятельства, при которых заключение договора в письменной форме является обязательным, в частности, если речь идет о работе:
Трудовой договор заключается в письменной форме, если работник настаивает на этом.
Запрещено заключать трудовой договор с гражданином, которому предложена работа, противопоказанная ему по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению.
В случае привлечения к борьбе с коронавирусной болезнью (COVID-19) государственными и коммунальными ЗЗО студентов-медиков старших курсов (5-й и 6-й курс) и интернов, допущенных к работе в соответствии с требованиями ст. 24 КЗоТ, на них в полной мере распространяется действие обновленной согласно Закону № 588 ст. 39 Закона № 1645. То есть они будут получать страховые выплаты в таком же порядке, что и другие медработники. Кроме того, при соответствующих обстоятельствах они должны быть приравнены по статусу к военнослужащим.
Заметим: согласно Заключительным и переходным положениям Закона № 588 действие данного Закона распространяется на все случаи инфицирования или смерти в результате инфицирования коронавирусной болезнью (COVID-19) медработников государственных и коммунальных ЗЗО, государственных научных учреждений и лиц, указанных в ч. 7 Закона № 588 (т. е. включая оформленных на работу студентов и интернов), которые исполняли свои профессиональные обязанности в условиях повышенного риска заражения COVID-19, имевших место с момента установления Кабмином карантина.
Как всегда, КМУ, министерства и ведомства должны привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с Законом № 588.
Одним из таких актов является постановление КМУ от 13.05.20 г. № 394 «О внесении изменения в перечень профессиональных заболеваний» (далее – Постановление № 394), вступившее в силу одновременно с Законом № 588, то есть с 23.05.20 г. Упоминаем о данном документе потому, что отныне острая респираторная болезнь COVID-19, вызванная коронавирусом SARS-CoV-2, входит в разд. V «Заболевания, вызванные действием биологических факторов» Перечня профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением КМУ от 08.11.2000 г. № 1662.
Что касается оформления соответствующей документации и возмещения страховых сумм, то согласно Закону от 23.09.99 г. № 1105-XIV «Об общеобязательном государственном социальном страховании» (далее – Закон № 1105) источником для страховых выплат лицам (включительно с выплатами членам семьи и лицам, которые находились на иждивении умершего) являются средства Фонда социального страхования (далее – ФСС). Основанием для возмещения пострадавшему расходов на медицинскую помощь, проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, а также страховых выплат является акт расследования несчастного случая или акт расследования профессионального заболевания (отравления) по установленным формам.
Таким образом, по ст. 36 Закона № 1105 факт профессионального заболевания расследуется в порядке, утвержденном КМУ. На сегодня действующим является Порядок расследования и учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, утвержденный постановлением КМУ от 17.04.19 г. № 337 (далее – Порядок № 337), разработанный во исполнение ст. 22 Закона от 14.10.92 г. № 2694-ХІІ «Об охране труда».
В действительности функции относительно проведения санитарно-эпидемиологических расследований заболеваний, вызванных инфекционными болезнями и осуществления контроля за устранением их причин и условий возникновения и распространения, а также государственного учета инфекционных и профессиональных заболеваний должны выполняться государственной санитарно-эпидемиологической службой (ст. 33 Закона № 4004). Однако, поскольку эта структура на сегодня полноценно не функционирует, надеемся на урегулирование этого пробела в ближайшее время.
Порядком № 337 определено такое понятие, как хроническое профессиональное заболевание (далее – ХПЗ), то есть такое, которое возникло в результате осуществления профессиональной деятельности работника и обусловлено исключительно или преимущественно влиянием вредных факторов производственной среды и трудового процесса, связанных с работой.
Комиссией, созданной по установленным данным Порядком правилам, составляется Акт расследования причин возникновения хронического профессионального заболевания (отравления) по форме № П-4 (приложение 21 к Порядку № 337). В нем фиксируются необходимые данные, среди которых:
Такой Акт является документом и он подлежит подписанию председателем и членами комиссии по расследованию. Кроме того, Акт должен быть утвержден в течение суток руководителем территориального органа Гоструда и заверен печатью (п. 117, 118 Порядка № 337), а также отправлен, в частности, в ФСС.
Добавим: согласно п. 7 Инструкции о применении перечня профессиональных заболеваний, утвержденной совместным приказом Минздрава, АМН и Минтруда от 29.12.2000 г. № 374/68/338, в случае заболеваний инфекционного происхождения (вирусный гепатит, бруцеллез, сибирская язва, клещевой энцефалит и пр.) диагноз устанавливается врачом-инфекционистом и профпатологом с учетом эпидрасследования, проведенного специалистами территориальной санэпидстанции. |
Все изложенное, кроме обязательного обеспечения работодателем надлежащих условий труда для выполнения работниками своих профессиональных задач в условиях распространения коронавируса, не исключает обязанность медперсонала соблюдать правила охраны труда в таких особых обстоятельствах.
Напомним: согласно ст. 26 Закона № 4004 те работники, профессиональная или другая деятельность которых связана с обслуживанием населения и может привести к распространению инфекционных заболеваний, должны проходить обязательные предварительные (до приема на работу) и периодические медицинские осмотры. |
Те, кто без уважительных причин не прошел в установленный срок обязательный медицинский осмотр в полном объеме, от работы отстраняются и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.
Кстати, требует урегулирования вопрос относительно прохождения медосмотра работниками, которые работают в условиях угрозы заражения COVID-19, путем внесения соответствующих изменений в Перечень профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим медицинским осмотрам, Порядок проведения этих осмотров и выдачи личных медицинских книжек, утвержденные постановлением КМУ от 23.05.01 г. № 559.
К сожалению, одно лишь прохождение медосмотра полностью не ограждает медицинских и других работников от опасности заражения коронавирусной инфекцией.
По нашему мнению, в нынешних условиях медики имеют право требовать от своих руководителей и непосредственных руководителей обеспечивать их регулярно и в полном объеме защитным снаряжением и средствами индивидуальной защиты («противоинфекционными» костюмами, очками, защитными щитками, масками, респираторами, перчатками и т. п.) еще до начала рабочей смены, а при необходимости – заменять их новыми в течение рабочей смены. Особенно это касается персонала, допущенного к работе с пациентами, у которых выявлен COVID-19 и которые находятся в реанимационных отделениях стационара.
Важной представляется и норма ст. 40 Закона № 4004 относительно полномочий главного государственного санитарного врача. Так, именно этим должностным лицом должны быть внесены для утверждения в Минздрав, в частности:
Как видим, для полноценной реализации положений Закона № 588, действительно, необходимы соответствующие правительственные решения и нормативно-правовые акты министерств и ведомств. Однако все это требует определенного времени.