Защита для медиков: страховые выплаты больным COVID-19
Медицинским работникам придется контактировать и оказывать помощь больным COVID-19, что может привести к заражению этим вирусом их самих. Рассмотрим, какие гарантии предусмотрены медикам в случае их заболевания.
Нормативно-правовое основание
Организовывая мероприятия защиты населения от инфекционных болезней (к ним относится и коронавирусная), следует руководствоваться такими законодательными актами, как:
- Закон от 06.04.2000 г. № 1645-III «О защите населения от инфекционных болезней» (далее – Закон № 1645);
- Закон от 19.11.92 г. № 2801-XII «Основы законодательства Украины о здравоохранении»;
- Закон от 24.02.94 г. № 4004-XII «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» (далее – Закон № 4004).
Законом № 1645 предусмотрены определенные мероприятия защиты медицинских и других работников, к сфере деятельности которых относится защита населения от инфекционных болезней. В частности, согласно ст. 39 данного Закона заболевание инфекционными болезнями медицинских и других работников, связанное с выполнением ими профессиональных обязанностей в условиях повышенного риска заражения возбудителями инфекционных болезней (предоставление медпомощи больным инфекционными болезнями, работы с живыми возбудителями и в очагах инфекционных болезней, дезинфекционные мероприятия и т. п.), относится к профессиональным заболеваниям. Поэтому работники как государственных, так и коммунальных заведений здравоохранения (далее – ЗЗО) и государственных научных учреждений всегда подлежали обязательному государственному страхованию на случай заболевания инфекционной болезнью.
В условиях пандемии государство будет обеспечивать соответствующими выплатами медработников, больных коронавирусом.
Для этого в Закон № 1645 внесены существенные изменения, на которых остановимся подробнее.
Выплаты, установленные измененным законодательством
Согласно Закону от 07.05.20 г. № 588-IX «О внесении изменений в статью 39 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней» относительно дополнительных гарантий прав медицинских и других работников, занятых в сфере защиты населения от инфекционных болезней, и членов их семей» (далее – Закон № 588), который вступил в силу с 23.05.20 г., расширен круг государственных гарантий для медработников государственных и коммунальных ЗЗО.
В случае установления работнику группы инвалидности в течение одного календарного года, которая наступила в результате заболевания коронавирусной болезнью (COVID-19), ему должна осуществляться страховая выплата по меньшей мере в размере 300-кратного размера прожиточного минимума (далее – ПМ), установленного законом для трудоспособных лиц по состоянию на 1 января календарного года.
Условием для этого является связь заболевания с выполнением профессиональных обязанностей в условиях повышенного риска заражения.
Например, на сегодня пострадавшим медикам гарантированно должны предоставить страховую выплату в размере не менее 630 600 грн (300 х 2 102 грн). Напомним, что согласно ст. 7 Закона от 14.11.19 г. № 294-ІХ «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» ПМ по состоянию на 01.01.20 г. составляет 2 102 грн (см. «Основные показатели госбюджета-2020»).
Конкретный размер выплаты определяется в зависимости от установленной лицу группы инвалидности и степени потери им профессиональной трудоспособности. Эта выплата будет назначаться и выплачиваться в течение одного месяца со дня возникновения права на нее.
А вот если случилась еще более страшная беда – работник умер, то выплата должна осуществляться в 750-кратном размере ПМ, то есть 1 578 000 грн (750 х 2 102 грн) разово равными частями членам семьи, а также родителям и иждивенцам медработника. Срок ее выплаты такой же, как и предыдущей страховой выплаты.
Кто относится к членам семьи лица, определено в ст. 3 Семейного кодекса:
- семью составляют лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности;
- супруги считаются семьей и в том случае, если жена и муж, в связи с учебой, работой, лечением, необходимостью ухода за родителями, детьми и по другим уважительным причинам не проживают вместе;
- ребенок относится к семье своих родителей и в том случае, если вместе с ними не проживает;
- права члена семьи имеет одинокое лицо;
- семья создается на основании брака, кровного родства, усыновления, а также на других основаниях, не запрещенных законом и не противоречащих моральным принципам общества.
Приравнивание медработников к военнослужащим
Еще одна важная норма, установленная Законом № 588: во время действия карантина или ограничительных мероприятий, связанных с распространением коронавирусной болезни COVID-19, медики, которые умерли из-за инфицирования этой болезнью, приравниваются по своему статусу к военнослужащим, которые проходили военную службу и смерть которых наступила в результате ранения, контузии, увечья, заболевания, связанных с выполнением обязанностей военной службы.
При таких обстоятельствах члены семьи такого работника, его родители и иждивенцы пользуются всеми правами и гарантиями, предусмотренными законодательством для членов семьи, родителей и иждивенцев указанных военнослужащих, с учетом положений Закона № 588.
Напомним: права военнослужащих (в частности, относительно обеспечения их жильем, лечением, санаторно-курортным оздоровлением, бесплатным проездом и т. п.) установлены Законом от 20.12.91 г. № 2011-XII «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» (далее – Закон № 2011).
Кстати, по ст. 161, 162 и 163 Закона № 2011 право на назначение и получение разовой денежной помощи в размере 750 ПМ в случае гибели (смерти) военнослужащего предусмотрено для членов семей, родителей и иждивенцев этого лица.
Речь идет о гибели военного во время выполнения им обязанностей военной службы или в результате заболевания, связанного с выполнением этих обязанностей. Также помощь должна выплачиваться в случае смерти военнослужащего в течение года после увольнения со службы, если смерть наступила в результате ранения, контузии, увечья, заболевания, связанных с выполнением обязанностей военной службы.
Среди гарантий членам семей, установленных Законом № 2011:
- преимущественное право приема на работу и оставления на ней в случае сокращения штата;
- первоочередное направление для профподготовки с выплатой во время обучения среднего заработка;
- выплата среднемесячного заработка в случае увольнения из-за перевода мужа (жены) на службу в другую местность и т. п.
Выплаты студентам-медикам и интернам
Знаем, что трудовым законодательством установлен порядок заключения трудового договора. Как правило, он оформляется в письменной форме. В ст. 24 КЗоТ предусмотрены обстоятельства, при которых заключение договора в письменной форме является обязательным, в частности, если речь идет о работе:
- в условиях повышенного риска для здоровья;
- в случае заключения контракта и т. п.
Трудовой договор заключается в письменной форме, если работник настаивает на этом.
Запрещено заключать трудовой договор с гражданином, которому предложена работа, противопоказанная ему по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению.
В случае привлечения к борьбе с коронавирусной болезнью (COVID-19) государственными и коммунальными ЗЗО студентов-медиков старших курсов (5-й и 6-й курс) и интернов, допущенных к работе в соответствии с требованиями ст. 24 КЗоТ, на них в полной мере распространяется действие обновленной согласно Закону № 588 ст. 39 Закона № 1645. То есть они будут получать страховые выплаты в таком же порядке, что и другие медработники. Кроме того, при соответствующих обстоятельствах они должны быть приравнены по статусу к военнослужащим.
Механизмы реализации
Заметим: согласно Заключительным и переходным положениям Закона № 588 действие данного Закона распространяется на все случаи инфицирования или смерти в результате инфицирования коронавирусной болезнью (COVID-19) медработников государственных и коммунальных ЗЗО, государственных научных учреждений и лиц, указанных в ч. 7 Закона № 588 (т. е. включая оформленных на работу студентов и интернов), которые исполняли свои профессиональные обязанности в условиях повышенного риска заражения COVID-19, имевших место с момента установления Кабмином карантина.
Как всегда, КМУ, министерства и ведомства должны привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с Законом № 588.
Одним из таких актов является постановление КМУ от 13.05.20 г. № 394 «О внесении изменения в перечень профессиональных заболеваний» (далее – Постановление № 394), вступившее в силу одновременно с Законом № 588, то есть с 23.05.20 г. Упоминаем о данном документе потому, что отныне острая респираторная болезнь COVID-19, вызванная коронавирусом SARS-CoV-2, входит в разд. V «Заболевания, вызванные действием биологических факторов» Перечня профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением КМУ от 08.11.2000 г. № 1662.
Что касается оформления соответствующей документации и возмещения страховых сумм, то согласно Закону от 23.09.99 г. № 1105-XIV «Об общеобязательном государственном социальном страховании» (далее – Закон № 1105) источником для страховых выплат лицам (включительно с выплатами членам семьи и лицам, которые находились на иждивении умершего) являются средства Фонда социального страхования (далее – ФСС). Основанием для возмещения пострадавшему расходов на медицинскую помощь, проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, а также страховых выплат является акт расследования несчастного случая или акт расследования профессионального заболевания (отравления) по установленным формам.
Таким образом, по ст. 36 Закона № 1105 факт профессионального заболевания расследуется в порядке, утвержденном КМУ. На сегодня действующим является Порядок расследования и учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, утвержденный постановлением КМУ от 17.04.19 г. № 337 (далее – Порядок № 337), разработанный во исполнение ст. 22 Закона от 14.10.92 г. № 2694-ХІІ «Об охране труда».
В действительности функции относительно проведения санитарно-эпидемиологических расследований заболеваний, вызванных инфекционными болезнями и осуществления контроля за устранением их причин и условий возникновения и распространения, а также государственного учета инфекционных и профессиональных заболеваний должны выполняться государственной санитарно-эпидемиологической службой (ст. 33 Закона № 4004). Однако, поскольку эта структура на сегодня полноценно не функционирует, надеемся на урегулирование этого пробела в ближайшее время.
Порядком № 337 определено такое понятие, как хроническое профессиональное заболевание (далее – ХПЗ), то есть такое, которое возникло в результате осуществления профессиональной деятельности работника и обусловлено исключительно или преимущественно влиянием вредных факторов производственной среды и трудового процесса, связанных с работой.
Комиссией, созданной по установленным данным Порядком правилам, составляется Акт расследования причин возникновения хронического профессионального заболевания (отравления) по форме № П-4 (приложение 21 к Порядку № 337). В нем фиксируются необходимые данные, среди которых:
- в графе 14 – диагноз ХПЗ;
- графе 16 – указывается на момент расследования одна из позиций, в частности: способность работать, или перевод больного на инвалидность, или смерть;
- графе 17 – обстоятельства возникновения ХПЗ, например отсутствие (неиспользование) средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ), несовершенная или неэффективная работа систем вентиляции и т. п.;
- графе 18 – причина возникновения ХПЗ, среди которых – контакт с источниками инфекционных заболеваний.
Такой Акт является документом и он подлежит подписанию председателем и членами комиссии по расследованию. Кроме того, Акт должен быть утвержден в течение суток руководителем территориального органа Гоструда и заверен печатью (п. 117, 118 Порядка № 337), а также отправлен, в частности, в ФСС.
Добавим: согласно п. 7 Инструкции о применении перечня профессиональных заболеваний, утвержденной совместным приказом Минздрава, АМН и Минтруда от 29.12.2000 г. № 374/68/338, в случае заболеваний инфекционного происхождения (вирусный гепатит, бруцеллез, сибирская язва, клещевой энцефалит и пр.) диагноз устанавливается врачом-инфекционистом и профпатологом с учетом эпидрасследования, проведенного специалистами территориальной санэпидстанции. |
Персональная защита медиков
Все изложенное, кроме обязательного обеспечения работодателем надлежащих условий труда для выполнения работниками своих профессиональных задач в условиях распространения коронавируса, не исключает обязанность медперсонала соблюдать правила охраны труда в таких особых обстоятельствах.
Напомним: согласно ст. 26 Закона № 4004 те работники, профессиональная или другая деятельность которых связана с обслуживанием населения и может привести к распространению инфекционных заболеваний, должны проходить обязательные предварительные (до приема на работу) и периодические медицинские осмотры. |
Те, кто без уважительных причин не прошел в установленный срок обязательный медицинский осмотр в полном объеме, от работы отстраняются и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.
Кстати, требует урегулирования вопрос относительно прохождения медосмотра работниками, которые работают в условиях угрозы заражения COVID-19, путем внесения соответствующих изменений в Перечень профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим медицинским осмотрам, Порядок проведения этих осмотров и выдачи личных медицинских книжек, утвержденные постановлением КМУ от 23.05.01 г. № 559.
К сожалению, одно лишь прохождение медосмотра полностью не ограждает медицинских и других работников от опасности заражения коронавирусной инфекцией.
По нашему мнению, в нынешних условиях медики имеют право требовать от своих руководителей и непосредственных руководителей обеспечивать их регулярно и в полном объеме защитным снаряжением и средствами индивидуальной защиты («противоинфекционными» костюмами, очками, защитными щитками, масками, респираторами, перчатками и т. п.) еще до начала рабочей смены, а при необходимости – заменять их новыми в течение рабочей смены. Особенно это касается персонала, допущенного к работе с пациентами, у которых выявлен COVID-19 и которые находятся в реанимационных отделениях стационара.
Важной представляется и норма ст. 40 Закона № 4004 относительно полномочий главного государственного санитарного врача. Так, именно этим должностным лицом должны быть внесены для утверждения в Минздрав, в частности:
- порядок государственного учета инфекционных и профессиональных заболеваний, отравлений;
- перечень работ, для выполнения которых являются обязательными медицинские осмотры, а также порядок их проведения;
- перечень инфекционных заболеваний, при которых госпитализация больных является обязательной, а также перечень производств (профессий), к работе на которых не допускаются лица, которые болеют инфекционными заболеваниями, являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний или которым не сделана прививка против определенных инфекционных заболеваний.
Как видим, для полноценной реализации положений Закона № 588, действительно, необходимы соответствующие правительственные решения и нормативно-правовые акты министерств и ведомств. Однако все это требует определенного времени.
Комментарии к материалу