Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

За землю можно не платить... один месяц

Карантин

14.04.2020 2260 0 1

Сначала освободили, а потом передумали

Благодаря Закону от 17.03.20 г. № 533-IX (далее - Закон № 533) в подразд. 10 разд. XX Налогового кодекса (далее - НК) появился, в частности, п. 524, который освобождал налогоплательщиков от платы за землю за март и апрель 2020 года. Чтобы воспользоваться этой льготой, нужно было уточнить ранее поданные налоговые декларации. Но затем депутаты спохватились, что своими действиями они лишили местные органы власти денег, в которых те сейчас так нуждаются!

Давайте рассмотрим подробнее, что же произошло.

Прежней редакцией п. 524 подразд. 10 разд. XX НК было установлено: с 1 марта по 30 апреля 2020 года не начисляется и не уплачивается плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности). От платы за землю освобождаются как физические, так и юридические лица.

Но Законом от 30.03.20 г. № 540-IX (далее - Закон № 540) этот пункт изложен в новой редакции (действует со 2 апреля) – теперь плату за землю можно не начислять и не уплачивать лишь за март 2020 года.

Важный нюанс! И в прежней, и в новой редакции п. 524 подразд. 10 разд. XX НК установлено, что не платить можно только за земельные участки, которые используются физическими и юридическими лицами в хозяйственной деятельности.

И что дальше? А дальше в соответствии с новой редакцией п. 524 подразд. 10 разд. XX НК:

  • плательщики платы за землю (кроме физлиц), которые подали налоговую декларацию в начале 2020 года, вправе подать уточняющую налоговую декларацию, в которой отразить изменения в сумме налогового обязательства за март 2020 года. То есть налоговое обязательство за этот месяц (еще раз подчеркнем – за земельные участки, которые используются в хозяйственной деятельности) должно быть равно нулю;
  • плательщики платы за землю (кроме физлиц), которые в соответствии с прежней редакцией нормы уже подали уточняющую декларацию в марте или апреле 2020 года (где уменьшили налоговые обязательства за март и апрель 2020 года), теперь должны подать новую уточняющую декларацию. В новой уточняющей декларации им следует вернуть «на место» прежнее налоговое обязательство за апрель 2020 года;
  • физлицам – плательщикам платы за землю ничего делать не нужно, за них перерасчет платы за землю должен осуществить контролирующий орган.

Но здесь возникает вопрос:

О каких физлицах идет речь в п. 524 подразд. 10 разд. XX НК?

Ведь обычное физлицо свои земельные участки точно не использует в хозяйственной деятельности. А значит, это физлица-предприниматели?

По этому поводу вспомним утверждение налоговиков: если право собственности на земельные участки, право постоянного пользования и/или право аренды земельного участка оформлено на физлицо-предпринимателя, такое физлицо должно подавать контролирующему органу декларацию по плате за землю (ОИР, категория 111.05). И хотя Гражданский кодекс не определяет такого субъекта права собственности, как физлицо-предприниматель, а Минюст (см. разъяснение от 14.01.11 г.) утверждает, что правовой статус физлица-предпринимателя не влияет на правовой режим имущества, которое находится в его собственности, налоговики все равно гнут свою линию. Плательщики обычно с ними не спорят. Во всяком случае право аренды земельного участка государственной и коммунальной собственности чаще всего оформляется на физлицо-предпринимателя.

Вот и из письма ГНС от 20.03.20 г. № 7 можно сделать вывод: чтобы воспользоваться льготой, все плательщики, которые подавали в контролирующий орган декларацию по плате за землю на 2020 год (и юрлица, и физлица-предприниматели), должны теперь подать уточняющую декларацию по действующей форме. Напомним, что эта форма утверждена приказом Минфина от 16.06.15 г. № 560 (в редакции приказа Минфина от 23.01.17 г. № 9).

А если предприниматель не подавал декларацию по плате за землю на 2020 год? Что ему делать? Ведь уточняющую декларацию он подать не сможет.

Согласно п. 524 подразд. 10 разд. XX НК, плату за землю физлицу-предпринимателю все равно обязаны пересчитать. Но для этого он должен сообщить в налоговую, что земельный участок используется им в хозяйственной деятельности. И потом проверить налоговое уведомление-решение, которое пришлют ему контролеры: все ли изменения там учтены?

Как заполнить уточняющую декларацию по плате за землю?

Льгота по плате за землю появилась совсем недавно. Но налоговики уже отреагировали, введя эту льготу в Справочник льгот № 97/2 по состоянию на 01.04.20 г. Поэтому в графе 14 «Код пільги» разд. I «Розрахунок суми земельного податку» нужно указать «18010593». По арендной плате никакой льготы вообще не предусмотрено. Поэтому ее сумму нужно просто учесть при расчете налоговых обязательств.

В остальном заполнение уточняющей земельной декларации можно себе представить следующим образом (допустим, уточнение налоговых обязательств налогоплательщик делает в этом году впервые):

  • в поле «Порядковий номер за рік за видом декларації» – ставим сквозной номер, то есть номер по нарастающей, равный числу поданных по этому платежу деклараций. Напомним, что декларации с отметкой «земельний податок» нумеруются отдельно от деклараций с отметкой «орендна плата». Также нумерация ведется отдельно по типу деклараций. Если налогоплательщик в первый раз в отчетном году подает уточняющую декларацию, она будет иметь порядковый номер 1;
  • указываем тип декларации (в поле 03 «Уточнююча» ставим отметку «Х»);
  • в поле «з урахуванням уточнень з» указываем дату 01.03 (дата начала действия льготы);
  • с учетом льготы за март начисляем уменьшенную сумму годовых налоговых обязательств по плате за земельные участки, которые используются в хозяйственной деятельности. Для этого следует заполнить разд. I «Розрахунок суми земельного податку» или разд. ІІ «Розрахунок суми орендної плати» декларации. Сумму льготы по земельному налогу указываем в графе 16;
  • в строке 3 разд. III декларации – отражаем новый размер платы за землю. Данные графы 3 этой строки должны соответствовать итоговым данным, указанным в графе 17 строки 2 разд. I или в графе 12 строки 2 разд. ІІ. При этом в графе 3 строки 3 указываем общую сумму начисленной с учетом льготы платы за землю по всем земельным участкам за год, а в графах 4–15 этой строки – по месяцам отчетного года. При этом в графах за январь – февраль и апрель – декабрь отражаем ранее начисленные суммы (если не было ошибок), а в графе за март (гр. 6) ставим ноль (если все земельные участки – «хозяйственные»);
  • в строке 4 разд. III декларации – нужно записать ранее задекларированные суммы платы за землю для сравнения их с вновь начисленными (стр. 3);
  • в строку 6 разд. III декларации – заносим данные о начисленных к уменьшению налоговых обязательствах (положительное значение разницы показателей строк 4 и 3 указывается в гр. 6).

Если налогоплательщик, руководствуясь Законом № 533, уже подавал уточняющую декларацию, тогда ему нужно подать следующую уточняющую декларацию. И в ней уточнить налоговые обязательства, отраженные в ранее поданной уточненке (увеличить плату за землю за апрель 2020 года). Тогда делаем так:

  • с учетом отмены льготы за апрель начисляем увеличенную сумму годовых налоговых обязательств по плате за землю за земельные участки, которые используются в хозяйственной деятельности. Для этого следует заполнить разд. I «Розрахунок суми земельного податку» или разд. ІІ «Розрахунок суми орендної плати» декларации;
  • в строке 3 разд. III декларации – отражаем новый размер платы за землю. Данные графы 3 этой строки должны соответствовать итоговым данным, указанным в графе 17 строки 2 разд. I или в графе 12 строки 2 разд. ІІ. При этом в графе 3 строки 3 приводим общую сумму начисленной платы за землю по всем земельным участкам за год (с учетом того, что в апреле льготы нет), а в графах 4–15 этой строки – по месяцам. При этом в графу за апрель (гр. 7) возвращаем начисленную в начале года сумму;
  • в строке 4 разд. III декларации – отражаем указанные в ранее поданной уточняющей декларации суммы платы за землю для сравнения их с вновь начисленными (стр. 3);
  • в строку 5 разд. III декларации – заносим данные о начисленных к увеличению налоговых обязательствах (положительное значение разницы показателей строк 3 и 4 указывается в гр. 7).

Важный нюанс! В п. 524 подразд. 10 разд. XX НК четко установлено: в случае подачи уточняющих деклараций для увеличения налоговых обязательств за апрель 2020 года к налогоплательщику не применяются штрафные санкции ни по ст. 50 НК – за самостоятельное исправление ошибок, ни по п. 120.2 НК – за то, что он не выполнил условия самостоятельного внесения изменений в налоговую отчетность.

В какой срок нужно подать уточняющую декларацию по плате за землю?

Здесь следует понимать, когда суммы рассчитанной плательщиком платы за землю переносятся в интегрированную карточку плательщика (ИКП). Это происходит не в начале года (в полном объеме), а ежемесячно после истечения сроков уплаты налоговых обязательств за соответствующий месяц. Поскольку предельный срок уплаты наступает на 30-й календарный день по окончании отчетного месяца, уточняющую декларацию нужно подать не позднее 30.04.20 г. (это четверг).

На этот же срок указывает и новая редакция п. 524 подразд. 10 разд. XX НК.

А когда нужно уплатить налоговые обязательства за апрель 2020 года?

Согласно новой редакции п. 524 подразд. 10 разд. XX НК плательщики платы за землю, которые определяют налоговые обязательства на основании налоговых деклараций, уплачивают их сумму за апрель 2020 в полном объеме по местонахождению земельных участков в срок до 30.06.20 г. (т. е. не позднее 26.06.20 г., поскольку 28.06.20 г. – праздничный день, который выпадает на выходной, а выходной переносится на 29.06.20 г.).

Интересно, что из буквального прочтения текста данного пункта следует, что это касается всех плательщиков (и тех, кто уточнял налоговые обязательства за март – апрель, и тех, кто этого не делал), а также всех земельных участков (и тех, которые используются в хозяйственной деятельности, и тех, которые в хозяйственной деятельности не используются). Да и Закон № 540 вступил в силу не с 1 апреля, а значит, есть временной лаг (с учетом того, что нормы законодательства, которые ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют).

Конечно, вам решать, стоит ли на этом заострять внимание.

Важный нюанс! В п. 524 подразд. 10 разд. XX НК четко определено: за нарушение сроков уплаты налоговых обязательств за апрель 2020 года пеня и штрафные санкции не начисляются.

Что это дает налогоплательщикам?

Конечно, освободить от уплаты земельного налога или арендной платы за один месяц – мало. Но и этой поблажкой нужно воспользоваться с умом. Ведь если плательщик земельного налога (арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности) подаст уточняющую земельную декларацию и «по рассеянности» уплатит налоговые обязательства за март, то уплаченная сумма будет считаться переплатой. Но если кто-то из плательщиков такую декларацию не подаст и при этом не уплатит ранее задекларированные налоговые платежи, то эти неуплаченные суммы будут считаться недоимкой.

Однако следует помнить: если вы нарушили налоговое законодательство в течение трех месяцев – с 1 марта по 31 мая 2020 года, то применять к вам штрафные санкции налоговая вообще не имеет права (новый п. 521 подразд. 10 разд. XX НК). И хотя по некоторым налогам установлены исключения, плата за землю к таким исключениям не относится. Так что пока можно остановиться и поразмыслить, что делать в период карантина. Ведь от депутатов вполне можно ждать новых ценных указаний…


Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы