Благодаря Закону от 17.03.20 г. № 533-IX (далее - Закон № 533) в подразд. 10 разд. XX Налогового кодекса (далее - НК) появился, в частности, п. 524, который освобождал налогоплательщиков от платы за землю за март и апрель 2020 года. Чтобы воспользоваться этой льготой, нужно было уточнить ранее поданные налоговые декларации. Но затем депутаты спохватились, что своими действиями они лишили местные органы власти денег, в которых те сейчас так нуждаются!
Давайте рассмотрим подробнее, что же произошло.
Прежней редакцией п. 524 подразд. 10 разд. XX НК было установлено: с 1 марта по 30 апреля 2020 года не начисляется и не уплачивается плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности). От платы за землю освобождаются как физические, так и юридические лица.
Но Законом от 30.03.20 г. № 540-IX (далее - Закон № 540) этот пункт изложен в новой редакции (действует со 2 апреля) – теперь плату за землю можно не начислять и не уплачивать лишь за март 2020 года.
Важный нюанс! И в прежней, и в новой редакции п. 524 подразд. 10 разд. XX НК установлено, что не платить можно только за земельные участки, которые используются физическими и юридическими лицами в хозяйственной деятельности. |
И что дальше? А дальше в соответствии с новой редакцией п. 524 подразд. 10 разд. XX НК:
Но здесь возникает вопрос:
Ведь обычное физлицо свои земельные участки точно не использует в хозяйственной деятельности. А значит, это физлица-предприниматели?
По этому поводу вспомним утверждение налоговиков: если право собственности на земельные участки, право постоянного пользования и/или право аренды земельного участка оформлено на физлицо-предпринимателя, такое физлицо должно подавать контролирующему органу декларацию по плате за землю (ОИР, категория 111.05). И хотя Гражданский кодекс не определяет такого субъекта права собственности, как физлицо-предприниматель, а Минюст (см. разъяснение от 14.01.11 г.) утверждает, что правовой статус физлица-предпринимателя не влияет на правовой режим имущества, которое находится в его собственности, налоговики все равно гнут свою линию. Плательщики обычно с ними не спорят. Во всяком случае право аренды земельного участка государственной и коммунальной собственности чаще всего оформляется на физлицо-предпринимателя.
Вот и из письма ГНС от 20.03.20 г. № 7 можно сделать вывод: чтобы воспользоваться льготой, все плательщики, которые подавали в контролирующий орган декларацию по плате за землю на 2020 год (и юрлица, и физлица-предприниматели), должны теперь подать уточняющую декларацию по действующей форме. Напомним, что эта форма утверждена приказом Минфина от 16.06.15 г. № 560 (в редакции приказа Минфина от 23.01.17 г. № 9).
Согласно п. 524 подразд. 10 разд. XX НК, плату за землю физлицу-предпринимателю все равно обязаны пересчитать. Но для этого он должен сообщить в налоговую, что земельный участок используется им в хозяйственной деятельности. И потом проверить налоговое уведомление-решение, которое пришлют ему контролеры: все ли изменения там учтены?
Льгота по плате за землю появилась совсем недавно. Но налоговики уже отреагировали, введя эту льготу в Справочник льгот № 97/2 по состоянию на 01.04.20 г. Поэтому в графе 14 «Код пільги» разд. I «Розрахунок суми земельного податку» нужно указать «18010593». По арендной плате никакой льготы вообще не предусмотрено. Поэтому ее сумму нужно просто учесть при расчете налоговых обязательств.
В остальном заполнение уточняющей земельной декларации можно себе представить следующим образом (допустим, уточнение налоговых обязательств налогоплательщик делает в этом году впервые):
Если налогоплательщик, руководствуясь Законом № 533, уже подавал уточняющую декларацию, тогда ему нужно подать следующую уточняющую декларацию. И в ней уточнить налоговые обязательства, отраженные в ранее поданной уточненке (увеличить плату за землю за апрель 2020 года). Тогда делаем так:
Важный нюанс! В п. 524 подразд. 10 разд. XX НК четко установлено: в случае подачи уточняющих деклараций для увеличения налоговых обязательств за апрель 2020 года к налогоплательщику не применяются штрафные санкции ни по ст. 50 НК – за самостоятельное исправление ошибок, ни по п. 120.2 НК – за то, что он не выполнил условия самостоятельного внесения изменений в налоговую отчетность. |
Здесь следует понимать, когда суммы рассчитанной плательщиком платы за землю переносятся в интегрированную карточку плательщика (ИКП). Это происходит не в начале года (в полном объеме), а ежемесячно после истечения сроков уплаты налоговых обязательств за соответствующий месяц. Поскольку предельный срок уплаты наступает на 30-й календарный день по окончании отчетного месяца, уточняющую декларацию нужно подать не позднее 30.04.20 г. (это четверг).
На этот же срок указывает и новая редакция п. 524 подразд. 10 разд. XX НК.
Согласно новой редакции п. 524 подразд. 10 разд. XX НК плательщики платы за землю, которые определяют налоговые обязательства на основании налоговых деклараций, уплачивают их сумму за апрель 2020 в полном объеме по местонахождению земельных участков в срок до 30.06.20 г. (т. е. не позднее 26.06.20 г., поскольку 28.06.20 г. – праздничный день, который выпадает на выходной, а выходной переносится на 29.06.20 г.).
Интересно, что из буквального прочтения текста данного пункта следует, что это касается всех плательщиков (и тех, кто уточнял налоговые обязательства за март – апрель, и тех, кто этого не делал), а также всех земельных участков (и тех, которые используются в хозяйственной деятельности, и тех, которые в хозяйственной деятельности не используются). Да и Закон № 540 вступил в силу не с 1 апреля, а значит, есть временной лаг (с учетом того, что нормы законодательства, которые ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют).
Конечно, вам решать, стоит ли на этом заострять внимание.
Важный нюанс! В п. 524 подразд. 10 разд. XX НК четко определено: за нарушение сроков уплаты налоговых обязательств за апрель 2020 года пеня и штрафные санкции не начисляются. |
Конечно, освободить от уплаты земельного налога или арендной платы за один месяц – мало. Но и этой поблажкой нужно воспользоваться с умом. Ведь если плательщик земельного налога (арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности) подаст уточняющую земельную декларацию и «по рассеянности» уплатит налоговые обязательства за март, то уплаченная сумма будет считаться переплатой. Но если кто-то из плательщиков такую декларацию не подаст и при этом не уплатит ранее задекларированные налоговые платежи, то эти неуплаченные суммы будут считаться недоимкой.
Однако следует помнить: если вы нарушили налоговое законодательство в течение трех месяцев – с 1 марта по 31 мая 2020 года, то применять к вам штрафные санкции налоговая вообще не имеет права (новый п. 521 подразд. 10 разд. XX НК). И хотя по некоторым налогам установлены исключения, плата за землю к таким исключениям не относится. Так что пока можно остановиться и поразмыслить, что делать в период карантина. Ведь от депутатов вполне можно ждать новых ценных указаний…