• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Карантинные нововведения для бизнеса. Какие нюансы нужно знать? (Извлечение)

24.03.2020 2774 0 4

Карантинные нововведения для бизнеса. Какие нюансы нужно знать?

Информация, приведенная в настоящем Информационном письме, может быть уточнена с учетом практических ситуаций налогоплательщиков.

Настоящее письмо носит информационный характер и не является индивидуальной налоговой консультацией, поскольку не базируется на особенностях фактических обстоятельств операций конкретного налогоплательщика. Информационное письмо основывается на положениях действующего законодательства Украины и практике его применения, которые могут измениться в будущем. Каждый налогоплательщик в порядке ст. 52–53 НКУ может обратиться к контролирующему органу с приведением фактических обстоятельств операций и предоставлением соответствующих материалов для получения индивидуальной налоговой консультации.

1. На какие именно штрафные санкции распространяется освобождение от ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства?

Законом Украины от 17 марта 2020 года № 533-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» (далее – Закон № 533) внесены изменения в Налоговый Кодекс Украины (далее – Кодекс), которые предусматривают освобождение от штрафных санкций за нарушения налогового законодательства*, совершенные в течение периода с 1 марта по 31 мая 2020 года, кроме санкций за:

  • нарушение требований к договорам долгосрочного страхования жизни или договорам страхования в рамках негосударственного пенсионного обеспечения, в частности страхования дополнительной пенсии;
  • отчуждение имущества, которое находится в налоговом залоге, без согласия контролирующего органа;
  • нарушение правил учета, производства и оборота горючего или спирта этилового на акцизных складах, которые применяются на общих основаниях;
  • нарушение начисления, декларирования и уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога, рентной платы.

То есть закон не освобождает плательщиков от применения к ним финансовой ответственности контролирующими органами за:

  • непредставление (несвоевременное представление) налоговой отчетности по НДС, неуплату (несвоевременную уплату) налоговых обязательств по НДС;
  • непредставление или несвоевременное представление налоговой отчетности по акцизному налогу, неуплату (несвоевременную уплату) налоговых обязательств по акцизному налогу;
  • осуществление субъектами хозяйствования операций по реализации горючего или спирта этилового без регистрации таких субъектов плательщиками акцизного налога;
  • нарушение правил учета, производства и оборота горючего или спирта этилового на акцизных складах, нарушение правил перемещения и/или хранения горючего или спирта этилового, не подтверждения целевого использования субъектами хозяйствования спирта этилового, биоэтанола, легких и тяжелых дистиллятов, нефтепродуктов, которые получены в качестве сырья для производства в химической промышленности, веществ, которые используются в качестве компоненты моторного топлива, бензинов авиационных или топлива для реактивных двигателей;
  • нарушение требований другого законодательства Украины, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

В течение периода с 1 марта по 31 мая 2020 года не будут применяться санкции за следующие нарушения, связанные с электронным администрированием НДС и акцизного налога:

1) за нерегистрацию (несвоевременную регистрацию налоговых накладных/расчетов корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных;

2) за нерегистрацию (несвоевременную регистрацию акцизных накладных/расчетов корректировки к акцизным накладным в Едином реестре акцизных накладных.

Вместе с тем обращаем внимание на то, что нарушение требований Кодекса относительно регистрации налоговой накладной по НДС/расчета корректировки к ней негативно влияет на право контрагента налогоплательщика воспользоваться правом на начисление налогового кредита по НДС. А нарушение относительно регистрации акцизной накладной/расчета корректировки к ней – приводит к нарушениям в процедуре подтверждения легальности получения горючего у контрагента.

* Примечание. Налоговое законодательство Украины – это:

1. Конституция Украины.

2. Налоговый кодекс и Таможенный кодекс.

3. Законы по вопросам таможенного дела в части регулирования правоотношений, возникающих в связи с обложением таможенной пошлиной операций по перемещению товаров через таможенную границу Украины.

4. Действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано ВР Украины и которыми регулируются вопросы налогообложения.

5. Нормативно-правовые акты, принятые на основании и во исполнение НКУ и законов по вопросам таможенного дела.

6. Решения ВР АР Крым, органов местного самоуправления по вопросам местных налогов и сборов, принятых по правилам, установленным НКУ.

2. Будут ли применяться к налогоплательщикам штрафные санкции за нарушение сроков уплаты самостоятельно начисленных налоговых обязательств, в случае совершения правонарушения в течение периода с 1 марта по 31 мая 2020 года?

В случае погашения налогового обязательства в течение периода с 1 марта по 31 мая 2020 года в связи с нарушением сроков уплаты налоговых обязательств, определенных статьей 57 Кодекса, штрафные санкции согласно требованиям статьи 126 Кодекса не применяются.

Это значит, что если срок уплаты согласованной суммы денежного обязательства приходится на указанный период, и этот срок нарушен, то уплата указанной суммы налогоплательщиком происходит без применения указанных штрафных санкций. Такое освобождение не распространяется на случаи нарушения сроков уплаты согласованной суммы денежного обязательства по налогу на добавленную стоимость, акцизного налога, рентной платы.

3. Будут ли применяться к налогоплательщикам штрафные санкции за занижение налоговых обязательств?

Если налогоплательщик допустит занижение налоговых обязательств в течение периода с 1 марта по 31 мая 2020 года, штрафные санкции, предусмотренные пунктом 123.1 статьи 123 Кодекса, не применяются, кроме санкций за занижение налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, акцизному налогу и рентной плате.

4. Будут ли применяться к налогоплательщикам штрафные санкции за невыполнение требований статьи 50 кодекса относительно начисления и уплаты штрафов в случае самостоятельного выявления занижения налоговых обязательств прошлых периодов и представления соответствующих уточняющих расчетов в период с 1 марта по 31 мая 2020 года?

Если во время проверки налоговой отчетности налоговый орган выявит невыполнение налогоплательщиком условия относительно самостоятельного внесения изменений в налоговую отчетность, которая подавалась в период с 1 марта по 31 мая 2020 года с начислением штрафных санкций, определенных статьей 50 Кодекса, штрафные санкции согласно требованиям пункта 120.2 статьи 120 Кодекса применяться не будут.

5. Будет ли начисляться пеня за несвоевременную уплату налоговых обязательств налогоплательщиками в период с 1 марта по 31 мая 2020 года?

Законом № 533 внесены изменения в Кодекс, согласно которым в течение периода с 1 марта по 31 мая 2020 года налогоплательщикам не начисляется пеня, а начисленная, но не уплачена за этот период, пеня подлежит списанию.

Это значит, что пеня не будет начисляться на какие-либо суммы денежного обязательства, определенного контролирующим органом по результатам налоговых проверок по каким-либо налогам, за указанный период (в том числе в случае осуществления в этом периоде административного и/или судебного обжалования). Начисленная, но не уплаченная за этот период пеня подлежит списанию.

6. На какой период введен мораторий на проведение проверок? Смогут ли налогоплательщики пользоваться правом подачи возражений к проверкам, которые завершились до введения моратория?

Законом № 533 внесены изменения в Кодекс, согласно которым вводится мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18 марта 2020 г. по 31 мая 2020 г., кроме документальных внеплановых проверок по основаниям, определенным подпунктом 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78 данного Кодекса.

Действие моратория не распространяется на проверки, завершенные по 17 марта 2020 года включительно согласно соответствующим приказам на их проведение. По результатам таких проверок контролирующим органом обеспечивается оформление актов (справок) проверок и отправка (вручение) налогоплательщикам налоговых уведомлений-решений с соблюдением порядка и сроков, определенных Кодексом.

Следует учитывать, что введение моратория на проведение проверок не лишает налогоплательщиков права подавать в соответствии с пунктом 86.7 статьи 86 Кодекса возражения к актам проверок, завершенных до введения моратория, и обжаловать принятые по их результатам налоговые уведомления-решения.

Вместе с тем налогоплательщикам, которые имеют желание принять участие в рассмотрении возражений к такому акту проверки или жалобы на налоговые уведомления-решения, в целях обсуждения установленных во время проверки нарушений, предоставления дополнительных объяснений налогоплательщика при таком рассмотрении, следует учесть необходимость выполнения контролирующим органом и всеми гражданами Украины мер безопасности, направленных на предотвращение распространения на территории Украины коронавируса COVID-19, которые предусмотрены постановлением Кабинета Министров Украины от 11 марта 2020 года № 211 «О предотвращении распространения на территории Украины коронавируса COVID-19». На время проведения карантинных мероприятий контролирующим органам и налогоплательщикам необходимо осуществлять общение с соблюдением профилактических мероприятий в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения.

Поэтому налогоплательщикам целесообразно рассмотреть возможность предоставления дополнительных доказательств и информации по почте или в электронном виде.

7. Будут ли проводиться камеральные проверки налогоплательщиков в период моратория на проведение проверок?

Законом № 533 внесены изменения в Кодекс, согласно которым вводится мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18 марта по 31 мая 2020 года, кроме документальных внеплановых проверок по основаниям, определенным подпунктом 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78 Кодекса.

Пунктом 76.1 статьи 76 Кодекса установлено, что камеральная проверка проводится должностными лицами контролирующего органа без какого-либо специального решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) такого органа или направления на ее проведение.

Согласие налогоплательщика на проверку и его присутствие во время проведения камеральной проверки не обязательны.

Таким образом, изменения, внесенные Законом № 533, не предусматривают ограничений относительно проведения камеральных проверок. Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность налогоплательщиков в сплошном порядке за каждый отчетный (налоговый) период.

8. Будут ли проводиться невыездные документальные проверки по вопросам достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость в период моратория на проведение проверок?

Введенный Законом № 533 мораторий не распространяется на проведение невыездных документальных проверок по вопросам достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость.

Статьей 79 Кодекса предусмотрена возможность проведения невыездной проверки при наличии оснований для проведения документальной проверки, определенных статьей 78 Кодекса. Выполнение условий пункта 79.2 статьи 79 Кодекса дает должностным лицам контролирующего органа право начать проведение документальной невыездной проверки.

Право, основания и сроки проведения документальных проверок по вопросам достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость регламентированы пунктом 78.1 статьи 78 и пунктом 11 статьи 200 Кодекса.

Налогоплательщики, которые имеют право на бюджетное возмещение, получают такое бюджетное возмещение в случае согласования контролирующим органом заявленной суммы бюджетного возмещения по результатам камеральной проверки, а в случаях, определенных Кодексом, – по результатам документальной проверки.

Такая документальная невыездная проверка осуществляется на основании указанных в подпункте 75.1.2 пункта 75.1 статьи 75 Кодекса документов и данных, предоставленных налогоплательщиком в определенных Кодексом случаях или полученных иным способом, предусмотренным законом.

С учетом необходимости выполнения контролирующим органом и всеми гражданами Украины мер безопасности, направленных на предотвращение распространения на территории Украины коронавируса COVID-19, которые предусмотрены постановлением Кабинета Министров Украины от 11 марта 2020 года № 211 «О предотвращении распространения на территории Украины коронавируса COVID-19». На время проведения карантинных мероприятий контролирующим органам и налогоплательщикам необходимо осуществлять общение с соблюдением профилактических мер в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения.

Поэтому налоговые органы рассматривают возможность информирования налогоплательщиков о предоставлении документов и информации, необходимой для проведения невыездных документальных проверок по вопросам достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, по почте или в электронном виде, в том числе через Электронный кабинет плательщика.

9. Будут ли проводиться проверки, предусмотренные планом-графиком?

Если плановые проверки должны были начаться в период с 18 марта по 31 мая в соответствии с планом-графиком, но на день вступления в силу Закона № 533 не были начаты, то сроки их проведения должны быть откорректированы путем переноса в плане-графике на будущие периоды, по окончании моратория.

Государственной налоговой службой подготовлены и направлены территориальным органам задания относительно организации и осуществления не позднее 20 марта 2020 такой корректировки. Обновленный план-график будет обнародован на официальном веб-портале ГНС до 30 марта 2020 года.

В случаях, когда до 18 марта 2020 года во исполнение пункта 77.4 статьи 77 или пункта 79.2 статьи 79 Кодекса для организации документальных плановых или невыездных документальных проверок налогоплательщикам уже были отправлены (вручены) письменные уведомления и копии приказов на проверки, проведение которых приходится на период действия моратория, сроки проведения таких проверок также будут перенесены на время по окончании действия моратория, о чем будут извещены такие плательщики.

10. Что будет с проверками, которые были начаты до 18 марта 2020 года, но не завершены?

Согласно изменениям, внесенным в Кодекс Законом № 533, документальные и фактические проверки, которые были начаты до 18 марта 2020 года и не были завершены по состоянию на эту дату, временно останавливаются на период до 31 мая 2020 года Такая приостановка прерывает срок проведения проверки и не требует принятия каких-либо дополнительных решений (приказов) контролирующим органом.

При этом на период с 18 марта по 31 мая 2020 года приостанавливается течение сроков давности, предусмотренных статьей 102 Кодекса.

Территориальным органам рекомендовано отправить налогоплательщикам, проверки которых приостановлены в связи с введением моратория, письма-уведомления о такой приостановке и о возобновлении таких проверок с 1 июня 2020 года. Кроме того, о такой приостановке будет говориться во вступительной части актов (справок) указанных проверок.

11. Что значит норма Закона № 533 о том, что на период с 18 марта по 31 мая 2020 года приостанавливается течение сроков давности, предусмотренных статьей 102 Кодекса?

Закон № 533 внес в Кодекс норму, которая предусматривает, что на период с 18 марта по 31 мая 2020 года приостанавливается течение сроков давности, предусмотренных статьей 102 Кодекса.

Это значит, что сроки давности, определенные статьей 102 Кодекса, течение которых заканчивается в период с 18 марта по 31 мая 2020 года, увеличивается на 75 календарных дней, которые налогоплательщики имеют право учесть в сроках представления уточняющих расчетов к ранее поданной налоговой отчетности.

Например, если 1 095-й календарный день для представления уточняющей декларации за прошлые периоды приходится на 20 марта 2020 года, конечный день представления уточняющей декларации переносится на 2 июня года.

Налоговый долг, возникший в связи с отказом в самостоятельном погашении такого денежного обязательства, может быть взыскан в течение следующих 1 095 календарных дней со дня возникновения налогового долга. То есть течение срока давности (1 095 дней) для взыскания налогового долга налогоплательщика приостанавливается на период проведения мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19), – на 73 дня, после истечения которых он будет обновлен.

12. Относительно срока представления годовой налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах.

В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 533, граждане и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, для которых установлены сроки представления годовой налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах (далее – декларация) подпунктом 49.18.4 пункта 49.18 статьи 49 Кодекса, имеют право подать декларацию за отчетный (налоговый) 2019 год до 1 июля 2020 года. То есть последний день представления декларации – 30 июня 2020 года.

Налоговые обязательства, определенные физическими лицами в таких декларациях, должны быть уплачены до 1 октября 2020 года.

В то же время физические лица, которые заявляют право на налоговую скидку в соответствии со статьей 166 Кодекса, имеют право подать декларацию за отчетный (налоговый) 2019 год до 31 декабря 2020 года.

13. Кто освобождается от начисления и внесения платы за землю?

Изменения, которые Закон № 533 вносит в Кодекс, предусматривают, что не начисляется и не вносится за период с 1 марта по 30 апреля 2020 года плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности) за земельные участки, которые находятся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды физических или юридических лиц, и используются ими в хозяйственной деятельности.

Согласно требованиям Кодекса плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года подают соответствующему контролирующему органу по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год.

Налоговые декларации по плате за землю за 2020 год уже поданы налогоплательщиками. Однако изменениями, которые вносит Закон № 533, предусмотрено, что для уменьшения налоговых обязательств по плате за землю за период с 1 марта по 30 апреля 2020 года плательщики имеют право подать уточняющую налоговую декларацию, в которой должны отразить изменения налогового обязательства по уплате плате за землю за соответствующие месяцы. Таким образом, уменьшение налоговых обязательств по плате за землю за март – апрель 2020 года для юридических лиц будет осуществляться исключительно путем представления налогоплательщиками уточняющих налоговых деклараций.

ФЛП в части начисления и уплаты земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности приравнены в правовом статусе к юридическим лицам – субъектам предпринимательской деятельности. Если физические лица – предприниматели имеют правоустанавливающие документы на земельный участок, такие лица также самостоятельно исчисляют размер платы за землю (земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности) путем представления налоговой декларации.

С учетом указанного если право на земельный участок оформлено в соответствии с требованиями Земельного кодекса Украины на физическое лицо – предпринимателя, то такое лицо имеет право подать уточняющую налоговую декларацию, в которой отразить изменения налогового обязательства по внесению платы за землю за март – апрель 2020 года.

Освобождение не распространяется на физических лиц – граждан, не субъектов предпринимательской деятельности, поскольку нормы, которые вносит Закон № 533 в Кодекс, предусматривают, что освобождение касается только участков, которые используются в хозяйственной деятельности.

14. Каким образом откорректировать налоговые обязательства по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, за период с 1 марта по 30 апреля 2020 года?

Закон № 533 добавляет в Кодекс норму, в соответствии с которой объекты нежилой недвижимости, которые находятся в собственности физических или юридических лиц, не являются объектом обложения налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в соответствии со статьей 266 данного Кодекса в период с 1 марта по 30 апреля года.

Относительно налогоплательщиков – юридических лиц.

Нормы, которые вносит Закон № 533, предусматривают, что плательщики налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (кроме физических лиц), которые в соответствии с Кодексом подали налоговую декларацию по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, имеют право подать уточняющую налоговую декларацию, в которой отразить изменения налогового обязательства за соответствующие месяцы.

Следовательно уменьшение налоговых обязательств по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (кроме физических лиц), за март – апрель 2020 года будет осуществляться исключительно путем представления налогооплательщиками уточняющих налоговых деклараций к налоговой декларации за 2020 год.

В уточняющих налоговых декларациях налогоплательщики имеют право уменьшить сумму налоговых обязательств за І и ІІ кварталы 2020 года (март 2020 года является третьим месяцем І квартала, апрель 2020 года – первым месяцем ІІ квартала) на сумму, пропорциональную одному месяцу квартала.

Например, если в налоговой декларации за 2020 год сумма налоговых обязательств по налогу определена в размере 720 тыс. грн (соответственно, 180 тыс. грн за каждый квартал), налогоплательщик, который желает уменьшить налоговые обязательства за период март и апрель 2020 года, имеет право подать уточняющую налоговую декларацию по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, за 2020 год, в котором за І и ІІ кварталы 2020 года уменьшить начисленные налоговые обязательства на 60 тыс. грн (за каждый из двух кварталов).

Относительно налогоплательщиков – физических лиц.

В 2020 году контролирующие органы начисляют физическим лицам – плательщикам налога налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, за 2019 налоговый (отчетный) год.

Поэтому требования относительно освобождения от налогообложения, предусмотренные Законом № 533, будут учтены при начислении контролирующими органами налога физическим лицам – плательщикам за объекты нежилой недвижимости в 2021 году за 2020 налоговый (отчетный) год.

15. Относительно освобождения плательщиков от начисления, исчисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

Закон № 533 также вносит ряд изменений в Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее – Закон о ЕСВ).

Так, за периоды с 1 по 31 марта и с 1 по 30 апреля 2020 года временно освобождаются от начисления, исчисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее – единый взнос) только за себя:

  • физические лица – предприниматели, в том числе те, которые избрали упрощенную систему налогообложения;
  • лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, а именно научную, литературную, артистическую, художественную, образовательную или преподавательскую, а также медицинскую, юридическую практику, в том числе адвокатскую, нотариальную деятельность, или лица, которые осуществляют религиозную (миссионерскую) деятельность, другую подобную деятельность и получают доход от этой деятельности;
  • члены фермерского хозяйства, если они не относятся к лицам, подлежащим страхованию на других основаниях.

При этом такие плательщики единого взноса по собственному усмотрению решают вопрос относительно применения предусмотренного освобождения от единого взноса.

Они могут принять решение о начислении, исчислении и уплате единого взноса за указанные периоды в размерах и порядке, определенных Законом о ЕСВ. В таком случае информация об уплаченных суммах указывается в отчетности о начислении единого взноса за отчетный период, определенный для таких лиц данным Законом.

Замечаем, что самостоятельное определение плательщиком единого взноса (из указанных категорий плательщиков) базы начисления единого взноса за отчетные периоды с 1 по 31 марта и с 1 по 30 апреля 2020 года в «Отчете о суммах начисленного дохода застрахованных лиц и суммах начисленного единого взноса» (далее – Отчет) будет свидетельствовать о принятии плательщиком решения о начислении, исчислении и уплате единого взноса за указанные периоды в размерах и порядке, определенных Законом о ЕСВ.

Если плательщик уже осуществил уплату взносов за март и апрель 2020 года, до вступления в силу Закона № 533, такие суммы будут засчитываться налоговыми органами (без каких-либо заявлений плательщиков единого взноса) в счет будущих платежей (при условии отсутствия у такого плательщика сумм недоимки, штрафных санкций и/или пени по этому взносу), в соответствии с Законом о ЕСВ, кроме случаев самостоятельного определения таким плательщиком базы начисления единого взноса за отчетный период в Отчете.

Дополнительно отмечаем, что особенности включения в страховой стаж периодов с 1 по 31 марта и с 1 по 30 апреля 2020 года, за которые вышеуказанные плательщики единого взноса не платят взносы, определенные изменениями, внесенными Законом № 533 в Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9 июля 2003 года № 1058-ІV. Разъяснение этих особенностей относится к компетенции Пенсионного фонда.

16. От каких штрафных санкций, предусмотренных законом о ЕСВ, освобождаются плательщики единого взноса?

  • Закон № 533 вносит изменения в Закон о ЕСВ, согласно которым временно штрафные санкции по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование не применяются за следующие нарушения, совершенные относительно периодов с 1 по 31 марта и с 1 апреля по 30 апреля 2020 года:
  • несвоевременная уплата (несвоевременное перечисление) единого взноса;
  • неполная уплата или несвоевременная уплата суммы единого взноса одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется единый взнос (авансовых платежей);
  • несвоевременное представление отчетности, предусмотренной данным Законом, в налоговые органы.

В течение периодов с 1 по 31 марта и с 1 апреля по 30 апреля 2020 года плательщикам единого взноса не начисляется пеня, а начисленная пеня за эти периоды подлежит списанию.

17. Будут ли проводиться проверки правильности начисления, исчисления и уплаты единого взноса?

Закон № 533 вносит изменения в Закон о ЕСВ, которыми устанавливается мораторий на проведение документальных проверок правильности начисления, исчисления и уплаты единого взноса на период с 18 марта по 18 мая 2020 года. В свою очередь, в соответствии с Законом о ЕСВ проверки проводятся в порядке, установленном Кодексом.

Следовательно, документальные проверки по вопросу правильности начисления, исчисления и уплаты единого взноса, которые были начаты до 18 марта 2020 года и не были завершены, временно останавливаются на период до 18 мая 2020 года.

В случае отправления (вручения) налогоплательщикам письменных уведомлений и копий приказов о проведении документальных плановых проверок с указанием даты начала проверки в период с 18 марта 2020 года по 18 мая 2020 года контролирующими органами налоговые органы проинформируют плательщиков о введении моратория на проведение проверок и об изменении в связи с этим даты начала такой проверки. При этом сроки проведения таких проверок будут откорректированы налоговыми органами на будущие периоды по окончании моратория.

При этом обращаем внимание, что действие моратория не распространяется на камеральные проверки отчетности по единому взносу.

18. Как изменяются сроки введения новых правил использования РРО?

До 1 августа 2020 года перенесено введение в действие норм законодательства относительно внедрения программных регистраторов расчетных операций как альтернативы классическим РРО. Также до 1 августа 2020 года продлена возможность не применять регистраторы расчетных операций и/или программные регистраторы расчетных операций плательщиками единого налога второй – четвертой групп (физическими лицами – предпринимателями) независимо от выбранного вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года не превышает лимит в 1 000 000 гривен, кроме тех, которые осуществляют:

  • реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту,
  • реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения.

При этом предоставление платных услуг в сфере здравоохранения исключено из указанного перечня. Такие услуги можно будет предоставлять в пределах указанного лимита до 1 января 2021 года.

С 1 января 2021 года до 1 апреля 2021 года продлена возможность не применять регистраторы расчетных операций и/или программные регистраторы расчетных операций плательщиками единого налога второй – четвертой групп (физическими лицами – предпринимателями), объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1 000 000 гривен независимо от выбранного вида деятельности, кроме тех, которые осуществляют:

  • реализацию товаров (предоставление услуг) через сеть Интернет;
  • реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;
  • реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставление платных услуг в сфере здравоохранения;
  • реализацию ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней;
  • розничную торговлю бывшими в употреблении товарами в магазинах (группа 47.79 КВЭД);
  • деятельность ресторанов, кафе, ресторанов быстрого обслуживания, если такая деятельность является иной, нежели определенная пунктом 11 статьи 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг»;
  • деятельность туристических агентств, туристических операторов;
  • деятельность гостиниц и подобных средств временного размещения (группа 55.10 КВЭД);
  • реализацию текстиля (кроме реализации за наличные средства на рынках), деталей и принадлежностей для автотранспортных средств в соответствии с перечнем, который утверждается Кабинетом Министров Украины.

До 1 января 2021 года продлен период, в течение которого санкции, определенные пунктом 1 статьи 17 данного Закона Украины от 6 июля 1995 года № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», будут применяться в уменьшенных размерах, а именно:

  • 10 % стоимости проданные с нарушениями, установленными данным пунктом, товаров (работ, услуг) – за нарушение, совершенное впервые;
  • 50 % стоимости проданные с нарушениями, установленными данным пунктом, товаров (работ, услуг) – за каждое следующее совершенное нарушение.

Также на 1 января 2021 года перенесено введение процедуры «КЕШБЭК».

До 1 июля 2020 года продлен срок, отведенный Кабинету Министров Украины, министерствам и другим центральным органам исполнительной власти на разработку нормативно-правовых документов и приведение в соответствие действующих актов по вопросам применения РРО.

Справочная информация

Законом Украины от 17 марта 2020 года № 530-ІХ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предотвращение возникновения и распространения короновирусной болезни (COVID-19)» установлено, что со дня объявления карантина приостанавливается течение сроков обращения за получением административных и других услуг и сроков предоставления этих услуг, определенных законом. Со дня прекращения карантина течение этих сроков продолжается с учетом времени, истекшего до их приостановки.

Во исполнение указанной выше нормы Государственной налоговой службой Украины и ее территориальными органами приостанавливается отсчет течения сроков обращения налогоплательщиков за предоставлением, в том числе, административных услуг, предусмотренных Законом Украины от 19 декабря 1995 года № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего» и, соответственно, приостанавливается отсчет сроков предоставления этих услуг контролирующим органом.

Налоговые изменения на время карантина

С 1 марта по 30 апреля 2020 года    За этот период не начисляется и не платится плата за землю, которая применяется в хозяйственной деятельности, налог на недвижимость за нежилые помещения

С 1 марта по 30 апреля 2020 года

 

Освобождаются от ЕСВ все ФЛП и те, кто занимаются независимой профдеятельностью

 

С 1 марта по 30 апреля 2020 года

 

Ограничение применения штрафов по ЕСВ

 

С 1 марта до 31 мая 2020 года

 

За этот период ограничивается применение большинства штрафов за нарушения налогового законодательства (ответственность за нарушение начисления, декларирования и уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога, рентной платы сохраняется)

 

С 18 марта по 31 мая 2020 года

 

На этот период устанавливается мораторий на проведение документальных и фактических проверок, кроме проверок, касающихся сумм бюджетного возмещения по НДС

 

С 18 марта по 18 мая 2020 года

 

Мораторий на проведение документальных проверок по ЕСВ

 

До 1 июля 2020 года

 

Продлевается срок представления годовой декларации об имущественном состоянии и доходах

 

На 3 месяца

 

Отсрочивается обязательное введение РРО для всех категорий «упрощенцев»

 

Комментарии к материалу

Лучшие материалы