Вынужденный простой в связи с карантином фактически означает, что предприятие временно не будет осуществлять своей деятельности. А если оно фактически не работает, возникают вопросы по начислению амортизации: обязано ли предприятие приостановить амортизацию основных средств на период карантина и какие налоговые последствия будет иметь начисление амортизации?
Предприятия, составляющие финансовую отчетность по нацстандартам, учет основных средств (далее – ОС) ведут в соответствии с требованиями П(С)БО 7 «Основные средства» (далее – П(С)БУ 7).
В соответствии с п. 23 П(С)БО 7 начисление амортизации производится в течение срока полезного использования (эксплуатации) ОС, который устанавливается предприятием (в распорядительном акте) при признании его активом (зачислении на баланс), и приостанавливается на период его:
В таком случае начисление амортизации прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта ОС, перевода его на реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование, консерввцию (п. 29 П(С)БО 7).
Добавим, что перечень случаев приостановки начисления амортизации прописан и в п. 24 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561 (далее – Методрекомендации № 561).
Иной вопрос – вписывается ли вынужденный простой в этот перечень случаев обязательной приостановки амортизации. Понятно, что простой никоим образом не связан с реконструкцией, модернизацией, достройкой или дооборудованием ОС. Причина приостановки деятельности в целом или отдельных направлений несколько иная – введение карантина в Украине (постановление КМУ от 11.03.20 г. № 211 «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2», Закон от 17.03.20 г. № 530-ІХ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)»).
Также можно четко сказать, что простой ОС не тождественен их консервации. Дело в том, что консервация ОС представляет собой комплекс мероприятий, направленных на долгосрочное (но не более чем 3 года) их хранение в случае прекращения производственной и другой хозяйственной деятельности с возможностью дальнейшего возобновления их функционирования. Регулируется данный вопрос Положением о порядке консервации основных производственных фондов предприятий, утвержденным постановлением КМУ от 28.10.97 г. № 1183 (далее – Положение № 1183).
Важно: Положение № 1183 обязательно ТОЛЬКО для предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, а также основанных на государственной собственности, кроме предприятий, учреждений Государственной уголовно-исполнительной службы. Для остальных компаний они имеют только рекомендательный характер. Хотя в вопросах процедуры консервации именно к этому Положению довольно часто апеллируют налоговые органы (см., например, ИНК ОКП ГНС от 19.06.8 г. № 2725/ІПК/28-10-01-03-11) |
Обращаем внимание: п. 3 Положения № 1183 четко говорит, что ОС могут быть законсервированы, если по технико-экономическому обоснованию дальнейшее использование их в производстве признано временно нецелесообразным.
В нашей же ситуации простой ОС связан не с нецелесообразностью, а с невозможностью использования. Кроме того, консервация ОС – это право предприятия, а не обязанность. Отсюда следует, что консервировать ОС на период простоя компания не обязана.
Итак, можем сделать вывод, что во время простоя предприятие может не приостанавливать начисление амортизации в учете. И П(С)БО 7 не содержит такого требования. То есть это решение является исключительной компетенцией менеджмента компании.
Для подтверждения такой позиции можем привести еще несколько аргументов.
Согласно общему правилу, ОС амортизируются в течение срока полезного их использования. В свою очередь, для определения такого срока п. 24 П(С)БО 7 советует учитывать:
То есть при определении срока полезного использования ОС следует учитывать и его моральный износ, специфику эксплуатации и т. п. Наглядно такой подход определен МСБУ 16 «Основные средства». Например, если оборудование работает только 10 часов в неделю, а остальное время не используется, компании, как правило, определяют срок полезной эксплуатации в целом, не выделяя только реальные часы работы (за исключением применения производственного метода амортизации).
То есть вопрос, амортизировать или нет ОС в период временного их неиспользования, является предметом управленческих суждений компании.
В то же время, о беспрекословной обязанности прекратить в таком случае начисление амортизации НЕ говорят даже налоговые органы. В частности, в своих разъяснениях они ранее полностью допускали в таких случаях начисление бухгалтерской амортизации (см., например, ИНК ГНСУ от 19.07.18 г. № 3171/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, ИНК ГНСУ от 06.02.18 г. № 496/6/99-99-15-02-02-15/ІПК и т. п.). Правда, после появления письма Минфина от 22.04.19 г. № 11210-09-63/11170 налоговые органы стали жестче в вопросах начисления амортизации.
В пользу данного аргумента свидетельствуют две нормы:
Если мы говорим о начальном сроке карантина (3 недели), то, ввиду месячной основы для начисления амортизации, может быть несущественным вопрос его приостановки именно на этот срок (в частности, выделение «карантинной» амортизации из месячной суммы). В то же время, поскольку действие карантина существенно продлили, увеличился и период вынужденного простоя: предварительно до 24 апреля 2020 года. В таком случае бухгалтеру целесообразно оценить: как повлияет решение о приостановке начисления амортизации на показатели финансовой отчетности; насколько эта сумма существенна (с учетом уровней существенности, установленных учетной политикой) и может быть полезной для пользователей финотчетности. Особенно этот вопрос будет актуален для предприятий, которые в связи с карантином вынуждены полностью приостановить свою деятельность.
Таким образом, есть все основания считать, что в случае вынужденного простоя ОС компания имеет право самостоятельно решить, приостанавливать начисление амортизации или нет.
Заметьте: вынужденный простой предприятия не означает, что потенциальному выводу из эксплуатации нуждаются абсолютно все предприятия. Прежде всего, в поле этого вопроса попадают только те ОС, которые реально простаивают и никак не используются. Например, производственная линия, которая остановилась и до момента отмены карантина не восстановит свою работу. Другое дело – серверы в офисе или ноутбуки, по которым работники работают дистанционно. Даже офис или другое помещение, куда время от времени заглядывает руководитель, бухгалтер или охранник – можно рассматривать как ОС, которое в нынешних обстоятельствах выполняет несколько иную функцию (например, складскую, представительскую и т.д.).
РИСК: обратите внимание, что решение касательно того, приостанавливать или нет начисление бухгалтерской амортизации, в первую очередь влияет на тех плательщиков налога на прибыль, которые НЕ применяют корректирующие разницы. Ведь в них, в отличие от прибыльщиков-корректировщиков, от данного решения напрямую зависит сумма налога на прибыль. Учитывая это, не исключаем, что налоговые органы при проверке будут тщательно изучать причины начисления амортизации ОС в период простоя. |
Впрочем, если руководство предприятия решит вывести ОС из эксплуатации (не законсервировать!), то такую операцию следует должным образом задокументировать. В соответствии с п. 23 П(С)БО 7 срок полезного использования (эксплуатации) объекта устанавливается предприятием в распорядительном акте. Поскольку имеем дело не с консервацией, а с пересмотром оценки в отношении сроков, то период карантина не будет считаться сроком полезного использования ОС.
Важно: то, что вынужденный простой ОС не тождественен их консервации, не значит, что предприятие не может их законсервировать. Консервация ОС или просто приостановка их амортизации – вопрос исключительной компетенции менеджмента компании. Правда, в случае консервации следует обратить внимание на перечень необходимых документов, определенных Положением № 1183. |
Приостановить начисление амортизации можно на основании:
Типовая форма такого акта нормативными документами не предусмотрена Поэтому компания может разработать собственную форму документа (со всеми реквизитами первички). За основу можно взять, например, форму Акта ввода в эксплуатацию основных средств, утвержденную приказом Минфина от 13.09.16 г. № 818.
Кроме того, не стоит забывать, что временная приостановка амортизации ОС должна быть отражена в их инвентарных карточках.
Образец 1
Товариство з обмеженою відповідальністю «Рест.Юа» НАКАЗ 18 березня 2020 р. м. Луцьк № 201 Про виведення основних засобів з експлуатації на період дії карантинуУ зв’язку із запровадженням в Україні карантину на підставі постанови КМУ від 11.03.20 р. № 211 «Про запобігання поширенню на території України гострої респіраторної хвороби COVID-19, спричиненої коронавірусом SARS-CoV-2», та призупинення діяльності окремих напрямів роботи підприємства через це згідно з Наказом від 18.03.2020 р. № 15 НАКАЗУЮ:
Директор ТОВ «Рест.Юа» Богданов О.М. Богданов З наказом ознайомлений Головний бухгалтер Остапенко М.В. Остапенко |
Образец 2
Товариство з обмеженою відповідальністю «Рест.Юа» 20 березня 2020 р. м. Луцьк № 42 АКТ
Перелік документів, що додається:
Відмітка бухгалтерської служби про відображення в бухгалтерському обліку:
Особа, яка відобразила господарську Бухгалтер з обліку основних засобів Сидорчук О.В. Сидорчук Перевірив: Головний бухгалтер Остапенко М.В. Остапенко |
Амортизационный вопрос во время карантина актуален, прежде всего, для тех предприятий, которые являются плательщиками налога на прибыль и применяют так называемые корректирующие разницы. Ведь такие прибыльщики при определении объекта обложения налогом на прибыль должны применять амортизационные разницы согласно ст. 138 Налогового кодекса (далее – НК).
В частности, что касается начисления амортизации, компания должна:
В то же время, налоговая амортизация определяется с учетом ограничений, установленных пп. 14.1.138, 138.3.2–138.3.4 НК. Согласно этим подпунктам для целей налога на прибыль не начисляется налоговая амортизация на непроизводственные ОС.
Непроизводственными считаются ОС, не предназначенные для использования в хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Заметьте: такое определение говорит именно о непредназначении ОС для использования в хоздеятельности. То есть, если ОС временно не используется, это еще не служит основанием для признания его непроизводственным.
Впрочем, судя из судебной практики, налоговые органы считают иначе.
Судебные органы при рассмотрении дела о признании ОС непроизводственным в период временного его неиспользования, как правило, занимают позицию налогоплательщика. Так, Харьковский окружной админсуд в своем решении от 29.10.19 р. в деле № 520/8741/19 отметил:
«Тимчасове невикористання основного засобу в господарській діяльності не робить його автоматично невиробничим, оскільки він не втрачає своїх виробничих властивостей, відповідає призначенню та підлягає подальшому використанню у господарській діяльності».
Подобный вывод прозвучал и в постановлении Шестого апелляционного админсуда от 23.07.19 г. в деле № 640/1470/19 (к сожалению, этот вывод не поддержал Верховный Суд в своем постановлении от 17.12.19 г.):
«…об’єктивна тимчасова неможливість використання об`єктів основних засобів у поточній діяльності позивача не є підставою для зміни напрямку невиробничого використання таких об`єктів основних засобів, оскільки рішення про переведення виробничих основних засобів до складу невиробничих приймається самостійно платником податків».
То есть судебные органы, квалифицируя ОС как непроизводственное, также учитывают непредназначение его использования в хоздеятельности:
«…кваліфікуючою ознакою невиробничих основних засобів вважається їх непризначеність для використання в господарській діяльності. При цьому тимчасове невикористання за прямим призначенням або використання з іншою метою, але в господарській діяльності платника податку, не є підставою для переведення таких основних засобів до складу невиробничих основних засобів» (см. решение Житомирского окружного админсуда от 31.01.18 г. в деле № 806/2263/17).
Тем не менее, учитывая что данный вопрос довольно часто является предметом спора, налоговые органы с большой вероятностью будут настаивать на необходимости перевода ОС в состав непроизводственных на период простоя. Впрочем, если компания решит отстаивать свое право на налоговую амортизацию, позитивная судебная практика может помочь.
Для МСФО-шников ситуация обстоит несколько иначе. Ведь МСБУ 16 «Основные средства» (далее – МСБУ 16) не дает права выбора – приостанавливать начисление амортизации или нет.
Согласно требованиям п. 55 МСБУ 16 амортизация ОС начинается с момента, когда он становится пригодным для использования, а прекращается – только на одну из двух дат, происходящих ранее:
Фактически это значит, что МСБУ 16 не предусматривает прекращения амортизации, если актив не используют или он выбывает из активного использования, пока актив не будет амортизирован полностью.
Поэтому вопрос приостановки амортизации в бухучете на период простоя для МСФО-шника не возникает.
А вот судьба налоговой амортизации – в зоне риска.
Дело в том, что в прошлом году Минфин предоставил разъяснение, в котором четко сказано, что для целей определения налоговой амортизации период временного неиспользования ОС не является сроком полезного использования (эксплуатации) такого ОС (см. письмо Минфина от 22.04.19 г. № 11210-09-63/11170).
По словам Минфина, применение МСФО-шником иного порядка начисления амортизации ОС приводит к возникновению временной налоговой разницы. Такая временная налоговая разница приводит к возникновению отсроченного налогового актива по налогу на прибыль предприятий, который подлежит возмещению в следующих налоговых (отчетных) периодах.
Понятно, что такое разъяснение стало основой для подготовки соответствующих ИНК. И поэтому вывод Минфина неоднократно цитировался ГНС в предоставленных ИНК (см., например, ИНК ГНСУ от 28.12.19 г. № 2210/6/99-00-07-02-02-15/ІПК, от 01.10.19 г. № 504/6/99-00-07-02-02-15/ІПК, ИНК ГНСУ от 17.07.19 г. № 3317/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, от 02.07.19 г. № 3034/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, от 03.06.19 г. № 2522/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, от 26.04.19 г. № 1906/6/99-99-15-02-02-15/ІПК и т. п.).
Таким образом, по мнению налоговых органов и Минфина, МСФО-шники не имеют права на начисление налоговой амортизации в период консервации ОС или другого периода фактического его неиспользования.
Конечно, с такой пизицией госорганов трудно согласиться. Ведь, во-первых, НК не указывает, что считать сроком полезного использования ОС. Поэтому данную дефиницию следует искать в соответствующих бухстандартах. В соответствии с п. 6 МСБУ 16 срок полезного использования – это:
В свою очередь, п. 56 МСБО 16 гласит, что к уменьшению ожидаемых от актива экономических выгод часто могут приводить другие факторы, такие как техническое или коммерческое старение, а также моральный и физический износ актива (в то время, когда этот актив не используют). Отсюда – логика отсутствия возможности приостановки начисления амортизации в МСФО.
Во-вторых, как мы уже отмечали выше, временное неиспользование ОС по назначению или вообще в деятельности еще не делает его не предназначенным вообще для использования в хозяйственной деятельности предприятия. Такой вывод прямо следует из дефиниции непроизводственных ОС, приведенной в пп. 138.3.2 НК.
Заметим, что такую позицию ГНС, изложенную в ИНК, отдельные МСФО-шники на сегодняшний день обжалуют в суде и, судя из имеющихся решений, довольно успешно.
Служители Фемиды, рассмотрев нормы НК и специфику начисления амортизации по МСБУ 16, отменяют предоставленные ИНК (см. решения Днепропетровского окружного админсуда от 20.02.20 г. в деле № 160/11865/19, Харьковского окружного админсуда от 11.12.19 г. в деле № 520/9102/19, Донецкого окружного админсуда от 04.11.19 г. в деле № 200/11764/19-а). Аргументы о противоправности таких разъяснений следующие:
Итак, компании, составляющие финансовую отчетность по МСФО, должны быть готовы к тому, что налоговые органы будут настаивать на неначислении налоговой амортизации ОС в период простоя.
Как видим, решать, приостанавливать ли начисление амортизации в бухучете или нет, могут только те, кто применяет П(С)БУ. Для тех, кто составляет финотчетность по МСФО, такого права выбора нет. В то же время, налоговая амортизация ОС в период простоя будет в зоне риска всех предприятий, независимо от основы составления финотчетности. Впрочем, судебная практика четко указывает на то, что у прибыльщиков есть достаточно большие шансы отстоять свое право на налоговую амортизацию в период карантина.