Практика расчета «карантинной» зарплаты
В «Госбюджетные новации относительно оплаты труда» рассмотрены особенности оплаты труда в условиях рисков заражения коронавирусной инфекцией, а именно возможность выплаты повышенного заработка и ограничение размера начисленного дохода. Как исчислить максимальный заработок? Каких категорий лиц касается ограничение? Ответы на эти и другие вопросы – далее в консультации.
Вопросы – ответы
Как и на какой период введено ограничение заработка?
Законом от 13.04.20 г. № 553-ІХ (далее – Закон № 553) внесены существенные изменения в Закон о Госбюджете-2020, а также в другие законодательные акты. В частности, предусмотрено, что с апреля текущего года заработок и денежное обеспечение (далее – зарплата) практически всех работников (включая вышестоящие органы власти, субъектов хозяйствования госсектора экономики и местные советы) нужно начислять в ограниченном объеме.
Для корректного применения указанных законодательных норм Минэкономразвития предоставило министерствам и ведомствам, а также местным органам власти разъяснения по этим вопросам (письмо от 23.04.20 г. № 3502-06/26135-01). На некоторых нюансах остановимся и мы.
Итак, начиная с апреля текущего года и до завершения месяца, в котором отменяется карантин, начисленная работнику зарплата не должна превышать 47 230 грн.
Обращаем внимание: эта норма применяется также к судьям, которым начисляется судейское вознаграждение, а также прокурорам и другим лицам, оплата труда которых производится с учетом специальных законов. |
Важной является норма относительно конкретизации периода расчета заработка по упомянутым правилам, то есть речь идет не о дате, которую Кабмин в своем решении определит днем завершения карантина, а о полном месяце, в котором планируется завершение карантина.
Напомним: карантинный период определен постановлением КМУ от 11.03.20 г. № 211 «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2», с дальнейшими изменениями (далее – Постановление № 211), и на сегодня он продлевается до 22.06.20 г.
Итак, скажем, если даже карантин отменят с 23.06.20 г., для ограничения объема зарплаты только за рабочие дни, отработанные работником согласно установленным для его должности нормам продолжительности рабочего времени за этот период, оснований нет. То есть ограничение как прямая норма Закона № 553 должно быть применено к заработку за работу в течение всего отработанного месяца.
Какие выплаты учитываются, а какие – нет?
Обращаем внимание, что для начисления заработка до установленного ограничения – 47 230 грн некоторые выплаты учитываются, а некоторые – нет.
Для наглядности покажем это в таблице:
Входят |
Не входят |
1 |
2 |
Должностной оклад |
Пособие по временной нетрудоспособности* |
Оплата времени отпусков, которые не относятся к ежегодным (в частности, дополнительные отпуска, которые положены госслужащим и должностным лицам органов местного самоуправления) |
Помощь для оздоровления при предоставлении ежегодного отпуска (для госслужащих – денежная помощь, которая предоставляется согласно ст. 57 Закона от 10.12.15 г. № 889-VIII «О государственной службе» (далее – Закон № 889)** |
Оплата времени служебных командировок |
Материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов |
Сумма индексации зарплаты |
Оплата ежегодного отпуска** |
Доплаты за дополнительный объем работы (за совмещение профессий (должностей), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, расширение зоны обслуживания и увеличение объема выполняемых работ) |
Компенсационные выплаты, которые причитаются работнику при его увольнении |
Прочие компенсационные и стимулирующие выплаты (надбавки, доплаты, премия) |
Выходное пособие, выплачиваемое в определенных законодательством размерах |
* Расчет сумм выплаты осуществляется согласно постановлению КМУ от 26.09.01 г. № 1266 «Об исчислении средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию».** Расчет осуществляется согласно Порядку исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100. |
Пример 1
Руководитель аппарата облгосадминистрации с 01.05.20 г. оформил часть ежегодного отпуска на 14 календарных дней.
Его заработок за май – 50 308 грн состоит из:
- должностного оклада – 12 100 грн;
- надбавки за ранг – 700 грн;
- надбавки за выслугу лет – 2 178 грн (18 % должностного оклада);
- месячной премии – 3 630 грн (30 % должностного оклада);
- суммы, причитающиеся за дни отпуска, – 12 400 грн;
- помощи на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска – 19 300 грн.
Определим общую сумму начисления, к которой применяется ограничение:
12 100 грн + 700 грн + 2 178 грн + 3 630 грн = 18 608 грн.
Отпускные выплаты и помощь на оздоровление не включаются в предельный размер заработка согласно нормам Закона № 553.
Итак, госслужащий должен получить все начисленные выплаты в полном объеме.
Учитывается ли в начисленном заработке для применения ограничения премия по результатам работы предыдущего периода (месяца или квартала)?
Премия – как месячная, так и квартальная, должна входить в заработок того месяца, на который она приходится согласно расчетной ведомости. Если это квартальная премия, то она войдет в максимальный объем заработка в той части, которая приходится на соответствующий месяц квартала. Например, для расчета зарплаты за апрель текущего года нужно учитывать треть суммы премии, которая будет положена работнику за ІІ квартал. Впрочем, это будет актуально во время осуществления расчетов, по крайней мере, не ранее чем в июле текущего года, когда станет известна фактически начисленная премия по итогам работы во ІІ квартале 2020 года.
Пример 2
Госслужащему, назначенному на должность госсекретаря министерства, по результатам работы в марте текущего года начислена премия в размере 25 % должностного оклада.
Его заработок согласно постановлению КМУ от 18.01.17 г. № 15 «Вопросы оплаты труда работников государственных органов» (далее – Постановление № 15) за апрель текущего года состоит из:
- должностного оклада – 33 600 грн;
- надбавки за ранг – 900 грн;
- надбавки за выслугу лет – 12 096 грн (36 % должностного оклада);
- ежемесячной надбавки за выполнение особо важной работы – 40 500 грн;
- премии за март – 8 400 грн.
Итого 95 496 грн.
Однако фактически за апрель ему должна быть начислена зарплата (с учетом установленных Законом № 553 ограничений) в размере 47 230 грн.
Пример 3
Заработок госслужащего, который занимает должность государственного эксперта в министерстве, как вариант, может быть следующим:
- должностной оклад – 10 600 грн;
- надбавка за ранг – 400 грн;
- надбавка за выслугу лет – 1 590 грн (15 % должностного оклада);
- надбавка за выполнение особо важной работы – 30 500 грн;
- премия за результаты работы в марте – 1 060 грн (10 % должностного оклада).
Итого 44 150 грн.
Если по условиям оплаты труда, установленным в этом госоргане, работнику будет начислена премия по результатам работы за І квартал в размере 30 % должностного оклада – 3 180 грн премии, то в расчете зарплаты апреля должно быть учтено 1/3 этого размера, а именно 1 060 грн.
А как действовать, если работникам уже начислен и выплачен заработок за первую половину апреля (т. е. аванс), объем которого уже превышает установленное ограничение?
В таком случае осуществлять перерасчет уже не надо, ведь иначе придется или просить работника вернуть излишне полученную сумму, или действовать иным способом. То есть могут возникнуть проблемы. Однако выплаты за вторую половину апреля работнику не следует ожидать – за апрель свой заработок исходя из установленных законодательством ограничений он уже получил.
Исключением в приведенной ситуации может быть лишь выплата, например, сумм согласно представленному листку нетрудоспособности или другие выплаты, которые не входят в сумму ограничения (47 230 грн) согласно Закону № 553.
Попутно обращаем внимание, что в случае отработки работником неполного месяца (из-за временной нетрудоспособности, отпуска или по другим объективным причинам, подтвержденным документально) ограничение заработка также применяется пропорционально отработанным им дням.
А ограничивается ли заработок работников предприятий, которые предоставляют медицинские услуги населению, то есть КНП?
На них, как и на всех других работников, распространяются установленные Законом № 553 ограничения. Вместе с тем правительству поручено утвердить перечень должностей работников, которых упомянутое ограничение не касается.
Речь идет:
- о лицах, которые непосредственно задействованы в мероприятиях, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2;
- лицах, которые принимают участие в осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, в том числе в операции Объединенных сил (ООС).
По каким правилам должен ограничиваться заработок работников государственных предприятий, банков и т. п.?
Напомним, что заработок в размере не более 47 230 грн в течение карантинного периода согласно Закону № 553 должен также выплачиваться:
- руководителям предприятий, членам (главам) правлений и наблюдательных советов и другим должностным лицам предприятий, определенным согласно нормам Хозяйственного кодекса и учредительных документов предприятия;
- лицам, которым зарплата, месячное вознаграждение (1/12 годового и дополнительного вознаграждения) начисляются согласно постановлениям КМУ от 19.05.99 г. № 859 «Об условиях и размерах оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности, и объединений государственных предприятий» и от 04.07.17 г. № 668 «Об утверждении Порядка определения условий оплаты услуг и компенсации расходов членов наблюдательных советов государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50 процентов акций (долей) принадлежат государству».
Правительственными решениями эти вопросы частично урегулированы. Так, начиная с апреля 2020 года нужно применять нормы постановления КМУ от 29.04.20 г. № 334 «Вопросы размера оплаты труда руководителей, членов исполнительных органов и вознаграждения членов наблюдательных советов субъектов хозяйствования государственного сектора экономики» (далее – Постановление № 334).
То есть с апреля и на период до завершения месяца, в котором отменяется введенный Постановлением № 211 карантин, устанавливается ограничение месячного заработка и вознаграждения лиц, которых касаются нормы Постановления № 334.
Алгоритм расчетов ограничений такой же, как и для бюджетников, о чем сказано выше в этой консультации. То есть в ограниченную предельную сумму не входят суммы помощи по временной нетрудоспособности и оплаты ежегодного отпуска.
Кроме того, Постановлением № 334 на период карантина частично остановлено действие еще одного правительственного решения, а именно п. 2 постановления КМУ от 05.02.20 г. № 141 «Вопросы условий и размеров оплаты труда руководителей субъектов хозяйствования государственного сектора экономики», согласно которому определенный в контракте с руководителем субъекта хозяйствования государственного сектора экономики месячный заработок ограничивался размером 1 250 000 грн.
Получается, что месячный заработок, скажем, должностного лица «Укрзализныци» на протяжении карантина составит не более чем 47 230 грн.
Что касается банков, то распоряжениями КМУ от 29.04.20 г. № 477-р, № 478-р, № 479-р рекомендовано наблюдательным советам акционерных обществ («ПриватБанк», «Укрексімбанк» и «Ощадбанк») обеспечить в пределах собственных полномочий выплаты председателю и членам управления этих банков зарплаты в размере, не превышающем 47 230 грн. Членам наблюдательных советов этих банков рекомендовано обеспечить принятие мер, направленных на получение сумм вознаграждения в таких же максимальных размерах.
Предупреждать ли заранее работников об уменьшении их заработка?
Действительно, согласно ст. 29 Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» о новых или об изменении действующих условий оплаты труда в сторону ухудшения работодатель обязан уведомить работника по меньшей мере за 2 месяца до их введения или изменения. Аналогичная норма также есть в ст. 103 КЗоТ.
Однако изменения, которые вносятся Законом № 553, не касаются условий оплаты труда.
Итак, работодатели, независимо от того, относятся ли они к бюджетной сфере, или являются государственными предприятиями, в апреле и в дальнейшем до завершения карантина должны применить ко всем работникам ограничение заработка – не более 47 230 грн. Предупреждать работников за два месяца не нужно.
Комментарии к материалу
Отсортировано: по времени по популярности
Всего комментариев 2