Не осталось никого в бизнесе, кто бы не почувствовал влияния пандемии коронавирусной болезни (COVID-19) и мер, предпринятых для борьбы с ее возникновением и распространением. Однако государство попыталось смягчить негативное влияние, установив мораторий на проверки и освобождение от ответственности за определенные нарушения. Расскажем об этом подробнее.
Ключевым нормативно-правовым актом, ослабляющим контроль за соблюдением хозсубъектами законодательства, является Закон от 17.03.20 г. № 533-ХІІ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины в отношении поддержки налогоплательщиков на период проведения мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» (далее – Закон № 533) и Закон от 30.03.20 г. № 540-ІХ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19)» (далее – Закон № 540). Для удобства распределим проверки на три группы и расскажем об особенностях моратория по каждой из них.
Подраздел 10 разд. ХХ Налогового кодекса (далее – НК) дополнен п. 522. Именно здесь сказано, на какие проверки установлен мораторий: на проведение документальных (плановых и внеплановых, выездных и невыездных) и фактических проверок.
Не забываем об еще одном виде налоговых проверок – камеральных. Закон № 533 не предусмотрел каких-либо ограничений по проведению камеральных проверок. Зато новые правила проведения камеральной проверки закрепил Закон № 540. По нему, камеральная проверка налоговой декларации за отчетные (налоговые) периоды март-май 2020 или уточняющих расчетов, которые были представлены налогоплательщиками в течение марта-мая 2020 года, может быть проведена в течение 60 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи, а если такие документы были предоставлены позже, – за днем их фактического представления. В то же время, даные изменения не касаются отчетности по НДС.
Напомним, камеральную проверку проводят в помещении контролирующего органа исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика, и данных системы электронного администрирования НДС, а также данных Единого реестра акцизных накладных и данных системы электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового. Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность в сплошном порядке.
Заметим, что любое правило содержит исключения. Не обошлось без них и здесь. Мораторий не распространяется на документальные внеплановые проверки, основанием проведения которых служит представление плательщиком декларации, где заявлен к возмещению из бюджета НДС, при наличии оснований для проверки, определенных в разд. V НК, и/или с отрицательным значением НДС, составляющим более 100 тыс. грн (пп. 78.1.8 НК).
Кроме того, мораторий не распространяется на фактические проверки в части нарушения следующих требований законодательства (см. Закон № 540):
Закон № 533 также установил мораторий на проведение проверок правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ (п. 2 разд. І).
Не обошел мораторий и плановые мероприятия по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности. Однако в соответствии с п. 3 разд. ІІ Закона № 533 без каких-либо ограничений и впредь будут проводиться плановые проверки:
В то же время обращаем внимание на коллизию: пп. 4 п. 2 разд. ІІ Закона от 17.03.20 г. № 530-ІХ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» не содержит каких-либо исключений для моратория на плановые мероприятия по осуществлению госнадзора (контроля) в сфере хоздеятельности во время карантина или ограничительных мероприятий, связанных с распространением коронавирусной болезни (COVID-19).
Таким образом, внеплановые мероприятия госнадзора (контроля) будут проводиться в общем порядке. Напомним, основаниями для внеплановых мероприятий госнадзора (контроля) служат:
Заметим: некоторые органы госнадзора (контроля) проявили понимание бизнес-среды в карантинных условиях и по собственной инициативе отказались от проведения даже внеплановых проверок. Например, ГУ Гоструда в Киевской области объявило о временном прекращении проведения плановых и внеплановых мероприятий госнадзора (контроля), инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, проверки знаний по вопросам охраны труда.
Понятно, что мораторий на проверки – временная мера. Поэтому очертим периоды, когда бизнесу не будут грозить некоторые виды проверок:
Проверки, на которые установлен мораторий |
Период действия моратория |
Документальные и фактические проверки |
18 марта – 31 мая 2020 года |
Документальные проверки правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ |
18 марта – 31 мая 2020 года |
Плановые мероприятия по осуществлению госнадзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности |
18 марта – 31 мая 2020 года |
Рассмотрим несколько ситуаций, связанных со сроком действия моратория.
В соответствии с п. 86.7 НК налогоплательщик или его представители в случае несогласия с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, имеют право подать свои возражения и/или дополнительные документы в контролирующий орган, который проводил проверку.
Реализовать это право плательщики могут в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта (справки).
Поскольку мораторий на проверки начал действовать с 18.03.20 г., он никоим образом не влияет на проверки, завершенные до этой даты. К тому же, срок составления акта (справки) о результатах проверки не зачисляется в срок проведения проверки.
Напомним, акт (справка) документальной выездной или невыездной проверки составляется в двух экземплярах в течение пяти рабочих дней, следующих за днем окончания установленного для проведения проверки срока, а для плательщиков, которые имеют филиалы и/или находятся на консолидированной уплате, – в течение 10 рабочих дней. Акт (справка) о результатах фактических проверок составляется не позднее следующего рабочего дня после окончания проверки.
Поэтому введение моратория на проведение проверок не лишает плательщиков права подавать возражения к актам проверок, завершенных до его введения, и обжаловать принятые по их результатам налоговые уведомления-решения (далее – НУР).
Однако плательщикам, желающим участвовать в рассмотрении возражений к такому акту проверки или жалобы на НУР для обсуждения установленных при проверке нарушений, предоставления дополнительных объяснений, следует учесть необходимость соблюдения мероприятий по предотвращению распространения коронавируса, предусмотренных постановлением КМУ от 11.03.20 г. № 211. То есть во время карантина следует соблюдать профилактические меры в соответствии с рекомендациями Минздрава.
Документальную плановую проверку предусматривают в плане-графике проведения таких проверок. Его обнародуют на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику, до 25 декабря года, предшествующего году, в котором будут проводиться такие документальные плановые проверки.
Учитывая мораторий, налоговики откорректируют упомянутый план-график в отношении проверок, которые были запланированы на период действия моратория. Обновленный план-график уже обнародованна официальном веб-портале ГНС. Поскольку это прямая норма Закона № 533 (п. 1 разд. І), считаем, что шансы на положительное судебное решение по обжалованию такого переноса сроков документальной плановой проверки мизерны.
Проведение документальной плановой проверки возможно только в случае, если налогоплательщику не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения этой проверки вручили под расписку или отправили заказным письмом с уведомлением о вручении копию приказа о ее проведении и письменное сообщение с указанием даты начала такой проверки. Поэтому, если до 18.03.20 г. плательщикам были отправлены (вручены) письменные сообщения и копии приказов на проверки, проведение которых приходится на период действия моратория, сроки проведения таких проверок также будут перенесены на период после окончания моратория, о чем будут уведомлены такие плательщики.
Аналогичное касается и документальных проверок правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ. Поэтому в случае отправки (вручения) плательщикам письменных сообщений и копий приказов о проведении документальных плановых проверок с указанием даты начала проверки в период с 18 марта по 31 мая 2020 года налоговики уведомят плательщика о введении моратория на проверки и об изменении в связи с этим даты начала такой проверки. При этом сроки проведения таких проверок будут перенесены на будущие периоды после окончания моратория.
Ответ однозначен: такие проверки приостанавливаются до завершения моратория. В частности, документальные и фактические – до 31.05.20 г.
Такая приостановка налоговых проверок прерывает срок проведения проверки и не требует принятия каких-либо дополнительных решений контролирующим органом. Однако ГНС в письме от 20.03.20 г. № 7 рекомендует своим территориальным органам отправлять плательщикам, проверки которых приостановлены в связи с мораторием, письма-уведомления о такой приостановке и о возобновлении таких проверок с 01.06.20 г. Кроме того, о такой приостановке будет отмечено во вступительной части актов (справок) этих проверок.
Введенный мораторий обусловит приостановку течения сроков давности, предусмотренных ст. 102 НК. Это повлияет на сроки:
Карантин, как и мораторий, рано или поздно закончится. А это запустит маховик проверок. Однако парламентарии защитили бизнес от рисков – освободили от нарушений, совершенных в период моратория.
За нарушения налогового законодательства, совершенные в период с 1 марта по 31 мая 2020 года, штрафные санкции не угрожают.
При этом, как всегда, имеем исключения: в любом случае санкции будут налагаться за:
Более того, в течение действия моратория с 1 марта по 31 мая 2020 года плательщикам не будут начислять пеню, а начисленную, но не уплаченную за этот период пеню спишут. То есть, если проверку будут проводить после завершения моратория, плательщику не будут начислять пеню за период, когда действовал мораторий. В то же время, в случае начислении пени до момента введения моратория плательщик должен уплатить пеню, начисленную до 18.03.20 г., а пеня за период действия моратория будет списана.
Временно штрафные санкции к плательщику ЕСВ, предусмотренные ч. 11 ст. 25 Закона от 08.07.10 г. № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», не применяют за следующие нарушения, совершенные в период с 1 по 31 марта, с 1 по 30 апреля и с 1 по 31 мая 2020 года:
В отличие от налоговых проверок и проверок правильности начисления и уплаты ЕСВ, Закон № 533 не содержит каких-либо индульгенций в отношении нарушений, совершенных субъектами хозяйствования во время действия моратория на проверки, или списания пени, начисленной за период действия моратория.
Отдельно остановимся на санкциях, связанных с электронным администрированием НДС и акцизного налога. Итак, в период с 01.03.20 г. по 31.05.20 г. не будут наказывать за нерегистрацию (несвоевременную регистрацию) налоговых накладных / расчетов корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных, а также за нерегистрацию (несвоевременную регистрацию) акцизных накладных / расчетов корректировки к акцизным накладным в Едином реестре акцизных накладных. На этом акцентируется в письме ГНС от 20.03.20 г. № 7.
Однако налоговые органы также обращают внимание, что не следует забывать о своем контрагенте. По их мнению, нарушения, касающиеся регистрации налоговой накладной или расчета корректировки к ней, негативно влияют на право контрагента плательщика воспользоваться правом на начисление налогового кредита по НДС. А нарушение, касающееся регистрации акцизной накладной / расчета корректировки к ней, обусловит нарушения в процедурах подтверждения легальности получения горючего у контрагента.