Коронавирус и проверки бизнеса: к кому и когда применяется мораторий
Не осталось никого в бизнесе, кто бы не почувствовал влияния пандемии коронавирусной болезни (COVID-19) и мер, предпринятых для борьбы с ее возникновением и распространением. Однако государство попыталось смягчить негативное влияние, установив мораторий на проверки и освобождение от ответственности за определенные нарушения. Расскажем об этом подробнее.
На какие проверки наложен мораторий
Ключевым нормативно-правовым актом, ослабляющим контроль за соблюдением хозсубъектами законодательства, является Закон от 17.03.20 г. № 533-ХІІ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины в отношении поддержки налогоплательщиков на период проведения мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» (далее – Закон № 533) и Закон от 30.03.20 г. № 540-ІХ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19)» (далее – Закон № 540). Для удобства распределим проверки на три группы и расскажем об особенностях моратория по каждой из них.
І. Налоговые проверки
Подраздел 10 разд. ХХ Налогового кодекса (далее – НК) дополнен п. 522. Именно здесь сказано, на какие проверки установлен мораторий: на проведение документальных (плановых и внеплановых, выездных и невыездных) и фактических проверок.
Не забываем об еще одном виде налоговых проверок – камеральных. Закон № 533 не предусмотрел каких-либо ограничений по проведению камеральных проверок. Зато новые правила проведения камеральной проверки закрепил Закон № 540. По нему, камеральная проверка налоговой декларации за отчетные (налоговые) периоды март-май 2020 или уточняющих расчетов, которые были представлены налогоплательщиками в течение марта-мая 2020 года, может быть проведена в течение 60 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи, а если такие документы были предоставлены позже, – за днем их фактического представления. В то же время, даные изменения не касаются отчетности по НДС.
Напомним, камеральную проверку проводят в помещении контролирующего органа исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика, и данных системы электронного администрирования НДС, а также данных Единого реестра акцизных накладных и данных системы электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового. Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность в сплошном порядке.
Заметим, что любое правило содержит исключения. Не обошлось без них и здесь. Мораторий не распространяется на документальные внеплановые проверки, основанием проведения которых служит представление плательщиком декларации, где заявлен к возмещению из бюджета НДС, при наличии оснований для проверки, определенных в разд. V НК, и/или с отрицательным значением НДС, составляющим более 100 тыс. грн (пп. 78.1.8 НК).
Кроме того, мораторий не распространяется на фактические проверки в части нарушения следующих требований законодательства (см. Закон № 540):
- учета, лицензирования, производства, хранения и транспортировки горючего, спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий;
- целевого использования горючего и спирта этилового налогоплательщиками;
- оборудование акцизных складов расходомерами-счетчиками и / или уровнемерамы-счетчиками;
- осуществление функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий, топлива, на основаниях, определенных пп. 80.2.2, 80.2.3 и 80.2.5 ПК.
ІІ. Проверка правильности начисления и уплаты ЕСВ
Закон № 533 также установил мораторий на проведение проверок правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ (п. 2 разд. І).
ІІІ. Проверки других органов госнадзора (контроля)
Не обошел мораторий и плановые мероприятия по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности. Однако в соответствии с п. 3 разд. ІІ Закона № 533 без каких-либо ограничений и впредь будут проводиться плановые проверки:
- деятельности хозсубъектов, которые в соответствии с утвержденными правительством Критериями оценки степени риска от осуществления хозяйственной деятельности отнесены к хозсубъектам с высокой степенью риска;
- соблюдения требований по формированию, установлению и применению государственных регулируемых цен;
- в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.
В то же время обращаем внимание на коллизию: пп. 4 п. 2 разд. ІІ Закона от 17.03.20 г. № 530-ІХ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» не содержит каких-либо исключений для моратория на плановые мероприятия по осуществлению госнадзора (контроля) в сфере хоздеятельности во время карантина или ограничительных мероприятий, связанных с распространением коронавирусной болезни (COVID-19).
Таким образом, внеплановые мероприятия госнадзора (контроля) будут проводиться в общем порядке. Напомним, основаниями для внеплановых мероприятий госнадзора (контроля) служат:
- подача хозсубъектом письменного заявления в соответствующий орган госнадзора о проведении проверки по его желанию;
- выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных хозсубъектом в документе обязательной отчетности, кроме случаев, когда хозсубъект в течение месяца со дня первичного представления повторно представил такой документ с уточненными достоверными данными или если недостоверность данных является результатом очевидной описки или арифметической ошибки, не влияющей на содержание представленной отчетности. Орган госнадзора при выявлении ошибки в документе обязательной отчетности в течение 10 рабочих дней уведомляет хозсубъекта о необходимости ее исправления в срок до 5 рабочих дней со дня получения уведомления. Неисправление ошибки в этот срок будет основанием для проведения внепланового мероприятия;
- проверка выполнения хозсубъектом предписаний, распоряжений или других распорядительных документов по устранению нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения предыдущего мероприятия;
- обращение физического лица о нарушении, повлекшем вред его (их) правам, законным интересам, жизни или здоровью, окружающей природной среде или безопасности государства, с приложением документов или их копий, подтверждающих такие нарушения (при наличии);
- непредставление хозсубъектом документов обязательной отчетности за два отчетных периода подряд без уважительных причин или без предоставления письменных объяснений о причинах, препятствовавших представлению таких документов;
- поручение премьер-министра Украины о проверке хозсубъектов в соответствующей сфере в связи с выявленными системными нарушениями и/или наступлением события, имеющего существенное негативное влияние на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, защиту окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства;
- наступление аварии, смерти пострадавшего в результате несчастного случая или профзаболевания, связанных с деятельностью хозсубъекта.
Заметим: некоторые органы госнадзора (контроля) проявили понимание бизнес-среды в карантинных условиях и по собственной инициативе отказались от проведения даже внеплановых проверок. Например, ГУ Гоструда в Киевской области объявило о временном прекращении проведения плановых и внеплановых мероприятий госнадзора (контроля), инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, проверки знаний по вопросам охраны труда.
Срок действия моратория
Понятно, что мораторий на проверки – временная мера. Поэтому очертим периоды, когда бизнесу не будут грозить некоторые виды проверок:
Проверки, на которые установлен мораторий |
Период действия моратория |
Документальные и фактические проверки |
18 марта – 31 мая 2020 года |
Документальные проверки правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ |
18 марта – 31 мая 2020 года |
Плановые мероприятия по осуществлению госнадзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности |
18 марта – 31 мая 2020 года |
Рассмотрим несколько ситуаций, связанных со сроком действия моратория.
Можно ли во время моратория обжаловать результаты проверки, завершившейся до его введения?
В соответствии с п. 86.7 НК налогоплательщик или его представители в случае несогласия с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, имеют право подать свои возражения и/или дополнительные документы в контролирующий орган, который проводил проверку.
Реализовать это право плательщики могут в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта (справки).
Поскольку мораторий на проверки начал действовать с 18.03.20 г., он никоим образом не влияет на проверки, завершенные до этой даты. К тому же, срок составления акта (справки) о результатах проверки не зачисляется в срок проведения проверки.
Напомним, акт (справка) документальной выездной или невыездной проверки составляется в двух экземплярах в течение пяти рабочих дней, следующих за днем окончания установленного для проведения проверки срока, а для плательщиков, которые имеют филиалы и/или находятся на консолидированной уплате, – в течение 10 рабочих дней. Акт (справка) о результатах фактических проверок составляется не позднее следующего рабочего дня после окончания проверки.
Поэтому введение моратория на проведение проверок не лишает плательщиков права подавать возражения к актам проверок, завершенных до его введения, и обжаловать принятые по их результатам налоговые уведомления-решения (далее – НУР).
Однако плательщикам, желающим участвовать в рассмотрении возражений к такому акту проверки или жалобы на НУР для обсуждения установленных при проверке нарушений, предоставления дополнительных объяснений, следует учесть необходимость соблюдения мероприятий по предотвращению распространения коронавируса, предусмотренных постановлением КМУ от 11.03.20 г. № 211. То есть во время карантина следует соблюдать профилактические меры в соответствии с рекомендациями Минздрава.
Как и на когда перенесут документальные плановые проверки?
Документальную плановую проверку предусматривают в плане-графике проведения таких проверок. Его обнародуют на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику, до 25 декабря года, предшествующего году, в котором будут проводиться такие документальные плановые проверки.
Учитывая мораторий, налоговики откорректируют упомянутый план-график в отношении проверок, которые были запланированы на период действия моратория. Обновленный план-график уже обнародованна официальном веб-портале ГНС. Поскольку это прямая норма Закона № 533 (п. 1 разд. І), считаем, что шансы на положительное судебное решение по обжалованию такого переноса сроков документальной плановой проверки мизерны.
Проведение документальной плановой проверки возможно только в случае, если налогоплательщику не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения этой проверки вручили под расписку или отправили заказным письмом с уведомлением о вручении копию приказа о ее проведении и письменное сообщение с указанием даты начала такой проверки. Поэтому, если до 18.03.20 г. плательщикам были отправлены (вручены) письменные сообщения и копии приказов на проверки, проведение которых приходится на период действия моратория, сроки проведения таких проверок также будут перенесены на период после окончания моратория, о чем будут уведомлены такие плательщики.
Аналогичное касается и документальных проверок правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ. Поэтому в случае отправки (вручения) плательщикам письменных сообщений и копий приказов о проведении документальных плановых проверок с указанием даты начала проверки в период с 18 марта по 31 мая 2020 года налоговики уведомят плательщика о введении моратория на проверки и об изменении в связи с этим даты начала такой проверки. При этом сроки проведения таких проверок будут перенесены на будущие периоды после окончания моратория.
Как влияет мораторий на начатые, но еще не завершенные проверки?
Ответ однозначен: такие проверки приостанавливаются до завершения моратория. В частности, документальные и фактические – до 31.05.20 г.
Такая приостановка налоговых проверок прерывает срок проведения проверки и не требует принятия каких-либо дополнительных решений контролирующим органом. Однако ГНС в письме от 20.03.20 г. № 7 рекомендует своим территориальным органам отправлять плательщикам, проверки которых приостановлены в связи с мораторием, письма-уведомления о такой приостановке и о возобновлении таких проверок с 01.06.20 г. Кроме того, о такой приостановке будет отмечено во вступительной части актов (справок) этих проверок.
Прерывание сроков давности
Введенный мораторий обусловит приостановку течения сроков давности, предусмотренных ст. 102 НК. Это повлияет на сроки:
- представления уточняющих расчетов к ранее представленной налоговой отчетности. То есть сроки давности, течение которых истекает в период с 18 марта по 31 мая 2020 года, увеличиваются на 75 календарных дней;
- взыскания налогового долга, возникшего в связи с отказом в самостоятельном погашении такого денежного обязательства. Поэтому течение срока давности (1095 дней) для взыскания налогового долга плательщика приостанавливается на период проведения мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19), – на 73 дня, после истечения которых он будет возобновлен.
Освобождение от наказания за нарушения, совершенные во время моратория
Карантин, как и мораторий, рано или поздно закончится. А это запустит маховик проверок. Однако парламентарии защитили бизнес от рисков – освободили от нарушений, совершенных в период моратория.
І. Наказания за налоговые нарушения
За нарушения налогового законодательства, совершенные в период с 1 марта по 31 мая 2020 года, штрафные санкции не угрожают.
При этом, как всегда, имеем исключения: в любом случае санкции будут налагаться за:
- нарушение требований к договорам долгосрочного страхования жизни или договорам страхования в рамках негосударственного пенсионного обеспечения, в частности страхования дополнительной пенсии;
- отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге, без согласия контролирующего органа;
- нарушение правил учета, производства и обращения горючего или спирта этилового на акцизных складах, которые применяются на общих основаниях;
- нарушение порядка начисления, декларирования и уплаты НДС, акцизного налога, рентной платы.
Более того, в течение действия моратория с 1 марта по 31 мая 2020 года плательщикам не будут начислять пеню, а начисленную, но не уплаченную за этот период пеню спишут. То есть, если проверку будут проводить после завершения моратория, плательщику не будут начислять пеню за период, когда действовал мораторий. В то же время, в случае начислении пени до момента введения моратория плательщик должен уплатить пеню, начисленную до 18.03.20 г., а пеня за период действия моратория будет списана.
ІІ. Наказания за нарушение правильности начисления и уплаты ЕСВ
Временно штрафные санкции к плательщику ЕСВ, предусмотренные ч. 11 ст. 25 Закона от 08.07.10 г. № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», не применяют за следующие нарушения, совершенные в период с 1 по 31 марта, с 1 по 30 апреля и с 1 по 31 мая 2020 года:
- несвоевременная уплата (несвоевременное перечисление) ЕСВ;
- неполная уплата или несвоевременная уплата суммы ЕСВ одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется ЕСВ (авансовых платежей);
- несвоевременное представление соответствующей отчетности в налоговые органы. Также не будут штрафовать за то же нарушение, совершенное в период с 1 по 31 марта, с 1 по 30 апреля и с 1 по 31 мая 2020 года плательщиком ЕСВ, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение.
ІІІ. Наказания за нарушения, выявленные при проверках других органов госнадзора (контроля)
В отличие от налоговых проверок и проверок правильности начисления и уплаты ЕСВ, Закон № 533 не содержит каких-либо индульгенций в отношении нарушений, совершенных субъектами хозяйствования во время действия моратория на проверки, или списания пени, начисленной за период действия моратория.
IV. Несвоевременная регистрация налоговых и акцизных накладных в реестре
Отдельно остановимся на санкциях, связанных с электронным администрированием НДС и акцизного налога. Итак, в период с 01.03.20 г. по 31.05.20 г. не будут наказывать за нерегистрацию (несвоевременную регистрацию) налоговых накладных / расчетов корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных, а также за нерегистрацию (несвоевременную регистрацию) акцизных накладных / расчетов корректировки к акцизным накладным в Едином реестре акцизных накладных. На этом акцентируется в письме ГНС от 20.03.20 г. № 7.
Однако налоговые органы также обращают внимание, что не следует забывать о своем контрагенте. По их мнению, нарушения, касающиеся регистрации налоговой накладной или расчета корректировки к ней, негативно влияют на право контрагента плательщика воспользоваться правом на начисление налогового кредита по НДС. А нарушение, касающееся регистрации акцизной накладной / расчета корректировки к ней, обусловит нарушения в процедурах подтверждения легальности получения горючего у контрагента.
Комментарии к материалу