Действительно, органы Гоструда могут осуществлять инспекционные посещения СХ даже в период карантина. Поясним подробнее.
Законом от 17.03.20 г. № 530 установлен мораторий на проведение плановых проверок в сфере хозяйственной деятельности (в т. ч. и на проверки органами Гоструда) до отмены карантина постановлением КМУ. Но не обошлось без исключений: в период карантина органы Гоструда могут проводить плановые проверки СХ с высокой степенью риска. А вот к СХ со средней и незначительной степенью риска с плановой проверкой они не могут пожаловать. По крайней мере, до 31.10.20 г. (если карантин не будет продлен).
Что касается внеплановых проверок (к ним относятся инспекционные посещения), то на них мораторий не распространяется в принципе. Поэтому органы Гоструда имеют право осуществлять инспекционные посещения даже в период карантина.
Инспекционные посещения проводятся на основании Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 21.08.19 г. № 823 (далее – Порядок № 823). Продолжительность такого посещения не может превышать 10 рабочих дней.
Важная информация: в июле 2020 года в Порядок № 823 постановлением КМУ от 08.07.20 г. № 617 (вступило в силу с 23.07.20 г.) были внесены изменения. |
Теперь контроль за соблюдением законодательства о труде по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений осуществляется только в форме инспекционных посещений и только инспекторами Гоструда и ее территориальных органов (п. 2 Порядка № 823). Заметим, что ранее проверять эти вопросы также могли инспекторы труда исполнительных органов местных советов, а также сельских, поселковых и городских советов объединенных территориальных громад.
Перечень таких оснований приведен в п. 5 Порядка № 823. Они несколько отличаются от оснований для проведения внеплановых проверок, предусмотренных ст. 6 Закона № 877. В частности, орган Гоструда может назначить проверку на основании информации:
1) ГНС и ее территориальных органов о несоответствии количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, оказанных услуг) средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности;
2) ПФУ и его территориальных органов:
При проведении инспекционного посещения инспектор труда должен предъявить свое служебное удостоверение, а перед подписанием акта представить копию направления на проведение инспекционного посещения и внести запись о его проведении в Журнал регистрации проверок (п. 8 Порядка № 823).
На заметку: правило о представлении копии направления перед подписанием акта трудно назвать логичным. Ведь СХ важно проверить полномочия и права инспектора труда до начала проверки, а не после ее проведения. |
СХ имеет право не допустить инспектора труда к инспекционному посещению, если (п. 13 Порядка № 823):
Согласно п. 16, 17 Порядка № 823 по результатам инспекционного посещения составляется акт, который подписывается инспектором труда и руководителем СХ (либо его уполномоченным лицом). В случае выявления нарушений законодательства о труде выносится предписание об их устранении и предупреждение об ответственности за совершенные нарушения. Предписание также должно быть подписано обеими сторонами и выполнено в указанный в документе срок (п. 20, 21 Порядка № 823).
Если инспектор Гоструда выявит неоформленных работников, на предприятие будет наложен штраф в размере 10 минимальных заработных плат (далее – МЗП) за каждого такого работника, исходя из размера МЗП, действующего на момент выявления нарушения (абзац второй ч. 2 ст. 265 КЗоТ). С 01.09.20 г. МЗП повышена до 5 000 грн, значит, штраф составляет 50 000 грн.
Исключение: юрлицам и предпринимателям, которые являются плательщиками единого налога первой – третьей групп, за использование труда физлиц без заключения трудового договора выносится предупреждение. На всех других СХ (общесистемщиков, единщиков четвертой группы) органы Гоструда налагают штраф. |
В случае повторного выявления использования труда неоформленных работников в течение 2 лет со дня выявления предыдущего нарушения инспекторы Гоструда оштрафуют предприятие на 30 МЗП (150 000 грн) за каждого такого работника. Причем на единщиков эта норма уже распространяется.
Да, такое возможно. Постановление о наложении штрафа считается выполненным, если работодатель уплатит 50 % штрафа в течение 10 банковских дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, предусмотренного ст. 265 КЗоТ. Это означает, что если СХ, например, оштрафовали на 10 МЗП за использование труда неоформленных работников (50 000 грн), то ему достаточно уплатить в течение 10 банковских дней штраф в размере 5 МЗП (25 000 грн). Претензий со стороны органов Гоструда к работодателю не будет, ведь в таком случае постановление о наложении штрафа считается выполненным.
Имейте в виду! Воспользоваться такой возможностью есть смысл, если работодатель не собирается обжаловать в суде постановление о наложении штрафа. |
Предписание инспектора труда может быть обжаловано в административном порядке в течение 10 дней с даты его получения, а требование – в однодневный срок с даты его получения. Жалоба об отмене предписания и требования инспектора труда подается руководителю или заместителю соответствующего территориального органа Гоструда (п. 26 Порядка № 823). Если решение руководителя или заместителя руководителя органа Гоструда не удовлетворит СХ, решение может быть обжаловано главе или заместителю главы Гоструда.
Предписание и постановление органа Гоструда о наложении штрафа может быть обжаловано в судебном порядке. Споры по поводу обжалования результатов проверки рассматриваются по правилам КАС. Обратиться в суд необходимо в течение 6 месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав и интересов (ч. 2 ст. 122 КАС). Если же СХ обжаловал предписание органа Гоструда в административном порядке, то подать иск об отмене предписания надо в течение 3 месяцев после обжалования.