Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Инвентаризация основных средств и нематериальных активов

18.10.2023 1797 0 0


Инвентаризация основных средств и нематериальных активов (далее – ОС, НА), как любой бизнес-процесс, состоит из этапов: проверки фактического наличия объектов ОС и НА, их состояния и т. д. Из консультации вы узнаете, как действовать членам инвентаризационной комиссии, материально ответственному лицу (далее – МОЛ), бухгалтерии предприятия на каждом этапе.


Что инвентаризируем?

К ОС относятся активы, отвечающие критериям, установленным п. 4 и 6 НП(С)БУ 7. При этом все критерии должны быть выполнены одновременно. Активы, относящиеся к НА, приведены в п. 5 НП(С)БУ 8 (см. табл. 1).

Таблица 1Характеристика ОС и НА


п/п

Определяющие

признаки

ОС

НА

1

2

3

4

1

Объект инвентаризации

Материальный актив.

Объект ОС представляет собой:

– завершенное устройство со всеми приспособлениями к нему;

– конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

– отдельный комплекс конструктивно соединенных предметов одинакового или разного назначения, имеющих общие для их обслуживания приспособления, управление и единый фундамент, в результате чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс – определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно;

– другой актив, отвечающий определению ОС, или часть такого актива, контролируемого предприятием

Нематериальный актив.

Объект НА – немонетарный актив, который не имеет материальной формы и может быть идентифицирован.

НП(С)БУ 8 выделяет следующие группы НА:

– права пользования природными ресурсами;

– права пользования имуществом (в т. ч. и земельным участком);

– права на коммерческие обозначения, кроме тех, расходы на приобретение которых признаются роялти;

– права на объекты промышленной собственности, кроме тех, расходы на приобретение которых признаются роялти;

– авторское право и смежные с ним права, кроме тех, расходы на приобретение которых признаются роялти;

– прочие НА (право на осуществление деятельности и др.)

2

Срок полезного использования (далее – СПИ)

Больше года или одного операционного цикла, если такой цикл превышает год

При определении СПИ объекта НА следует учитывать:

– СПИ подобных активов;

– предусматриваемый моральный износ (например, для быстро устаревающих НА устанавливается более короткий СПИ);

– правовые или другие подобные ограничения по СПИ;

– ожидаемый способ использования НА;

– зависимость СПИ НА от СПИ прочих активов предприятия.

Также для начисления амортизации в бухучете предприятие может применять СПИ, установленные пп. 138.3.4 Налогового кодекса (далее – НК).

Обратите внимание! НА с неопределенным СПИ амортизации не подлежат

3

Условия признания активом

Объект ОС признается активом, если существует вероятность, что предприятие в будущем получит экономические выгоды от его использования, и стоимость его может быть достоверно определена.

На заметку! К объектам ОС могут относиться объекты с любой первоначальной стоимостью. НП(С)БУ не требует устанавливать стоимостный критерий для признания объекта ОС.

Актив не признается ОС, если:

– он предназначен для перепродажи – такой актив признается необоротным, который содержится для продажи и учитывается по нормам НП(С)БУ 27;

– недвижимость предназначена для сдачи в аренду – это инвестиционная недвижимость, которая учитывается в соответствии с НП(С)БУ 32;

– он относится к группе биологических активов, связанных с сельхоздеятельностью (операции с ними отражаются согласно НП(С)БУ 30)

Чтобы объект был признан НА, должны соблюдаться следующие условия:

– объект не имеет материальной формы;

– объект может быть идентифицирован;

– от использования объекта ожидается получение экономической выгоды;

– стоимость объекта можно достоверно определить.

Не могут быть признаны НА расходы:

– на исследование;

– подготовку и переподготовку кадров;

– рекламу и продвижение продукции на рынке;

– создание, реорганизацию и перемещение предприятия или его части;

– повышение деловой репутации предприятия, стоимость изданий и затраты на создание торговых марок (товарных знаков).

Эти расходы отражаются в отчетном периоде, в котором были осуществлены

Памятка по проведению инвентаризации

Инвентаризацию проводит специально созданная на предприятии инвентаризационная комиссия в присутствии МОЛ (см. табл.2).

Таблица 2. Особенности процесса инвентаризации ОС и НА

Что надо сделать

Ответственный

1

2

Подготовительный этап

Проверить (пп. 1.1 разд. III Положения, утвержденного приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879, далее - Положение - № 879):

– наличие и состояние технических паспортов, другой техдокументации;

– наличие документов на ОС и НА, которые переданы или взяты предприятием в аренду, на хранение, во временное пользование. К таковым относятся акты приемки-передачи, договоры аренды, инвентарные карточки на объекты.

Если выявлены расхождения и неточности в бухучете или техдокументации, вносят соответствующие исправления и уточнения

Бухгалтерия, структурные подразделения предприятия, в которых хранится техдокументация на ОС и НА

Проверить наличие и правильность оформления регистров аналитического учета, в частности типовых форм*:

– № ОЗ-6 «Инвентарная карточка учета основных средств»;

 № ОЗ-7 «Опись инвентарных карточек по учету основных средств»;

– № ОЗ-8 «Карточка учета движения основных средств»;

– № ОЗ-9 «Инвентарный список основных средств» и др.

№ НА-1 «Акт введения в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов»

№ НА-2 «Инвентарная карточка учета объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов»;

 – № НА-3 «Акт выбытия (ликвидации) объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов»

Бухгалтерия

Инвентаризация ОС и НА

Оформить в письменном виде расписки, которые подтверждают:

– сдачу в бухгалтерию всех приходных и расходных документов на объекты ОС и НА;

– оприходование принятых ОС и НА;

– списание выбывших ОС и НА

МОЛ, инвентаризационные комиссии

Установить фактическое наличие ОС и НА и оценить:

– пригодность ОС и НА к эксплуатации (условия эксплуатации, техническое состояние);

– реальность стоимости

Инвентаризационная комиссия в присутствии МОЛ

Заполнить инвентаризационную опись

Подведение итогов

Проверить описи и проставить количественные и ценовые показатели по данным бухгалтерского учета

Бухгалтерия

Задокументировать результаты инвентаризации:

– при выявлении недостач или излишков составить сличительную ведомость результатов инвентаризации ОС и НА

– оформить протокол заседания инвентаризационной комиссии

Инвентаризационная комиссия

Утвердить протокол

Руководитель предприятия

На основании сличительной ведомости и протокола заседания инвен­та­ризационной комиссии отразить инвентаризационные разницы в учете предприятия

Бухгалтерия

* Типовые формы учета ОС утверждены приказом Минстата от 29.12.1995 № 352, который уже утратил силу, но их можно использовать и сейчас. Также можно пользоваться самостоятельно разработанными формами. Типовые формы учета НА утверждены приказом Минфина 22.11.2004 № 732 (далее – Приказ № 732) и являются действующими. Но предприятие может применять и самостоятельно разработанные формы.

Документальное сопровождение

В ходе проведения инвентаризации составляются:

Важно: инвентаризационные документы оформляются не менее чем в двух экземплярах с соблюдением требований, установленных Положением, утвержденным приказом Минфина от 24.05.1995 № 88, для первичных документов (п. 14, 21 разд. II Положения № 879).

Документы инвентаризации могут быть заполнены как от руки, так и с помощью электронных средств обработки информации.

При заполнении инвентаризационных описей необходимо соблюдать требования, установленные п. 1 разд. III Положения № 879:

  1. ОС и НА вносятся в опись по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта, с указанием инвентарного номера, изготовителя, заводского номера (при наличии), года выпуска, первоначальной (переоцененной) стоимости, суммы износа, СПИ и других данных. Во время инвентаризации машин, оборудования и транспортных средств проверяют также заводские номера кузова, двигателя шасси и др.
  2. Объект ОС, прошедший реконструкцию или переоборудование, которые привели к изменению его основного назначения, включается в опись с наименованием согласно его новому назначению.
  3. Если в ходе инвентаризации установлено, что в учете не отражены выполненные работы капитального характера (например, достройка этажей, пристройка новых помещений и т. п.) или частичная ликвидация зданий (например, снос отдельных конструктивных элементов), то в бухучете нужно определить сумму увеличения или уменьшения балансовой стоимости объекта, а в описи – отразить такие изменения.
  4. Если выявлены объекты ОС и НА, которые не числятся в учете, а также объекты, о которых нет данных, в опись вносятся отсутствующие сведения о таких объектах. Оценка выявленных объектов производится по справедливой стоимости.
  5. Объекты ОС, которые ремонтируются на других предприятиях, включаются в опись на основании документов, подтверждающих их передачу в ремонт.
  6. На объекты ОС, непригодные к эксплуатации и не подлежащие обновлению, составляется отдельная опись с указанием времени их ввода в эксплуатацию и причин, которые привели их в негодность. Списываются такие активы по нормам законодательства.
  7. При инвентаризации малоценных необоротных материальных активов, выданных работникам в индивидуальное пользование, можно составлять групповую опись с указанием в ней ответственных за эти предметы лиц и заполнением расписки.
  8. Инвентаризация библиотечных фондов оформляется групповыми описями. В ходе проверки выявляются ошибки, допущенные при шифровании документов, расстановке фонда, оформлении выдачи документов пользователям, или устанавливается задолженность пользователя перед библиотекой, выявляются дубли документов, документы, не соответствующие профилю комплектации фонда библиотеки или ее подразделения, документы, требующие ремонта, и т. п. Если выявлен факт отсутствия документа, его ищут в срок, определенный правилами пользования библиотекой, но не более одного года.

Рассмотрим документальное оформление результатов инвентаризации НА на числовых примерах.

Пример 1

На предприятии по состоянию на 01.11.2023 проведена инвентаризация НА, в частности компьютерной программы складского учета «Склад-2». Первоначальная стоимость программы – 25 000 грн, сумма амортизации – 2 083 грн.

По итогам инвентаризации составлена инвентаризационная опись типовой формы № НА-4 (см. образец 1).

Образец 1

<...>

Інвентаризаційний опис об'єктів права інтелектуальної власності
у складі нематеріальних активів № 7

Розписка

До початку проведення інвентаризації всі прибуткові та видаткові документи на об'єкти права інтелектуальної власності передані бухгалтерській службі і всі об'єкти права інтелектуальної власності, одержані мною для використання і зберігання, оприбутковані, а ті, що вибули (ліквідовані), списані.

Особа, відповідальна за використання об'єкта права інтелектуальної власності

Завідувач складу
(посада)

Орел
(підпис)

Ольга ОРЕЛ
(ім'я, по батькові, прізвище)

Комісія, яка створена на підставі наказу (розпорядження) від «03» січня 2023 р. № 3, перевірила наявність об'єктів права інтелектуальної власності станом на «31» жовтня 2023 р.

Інвентаризація розпочата: «06» листопада 2023 р.

Інвентаризація закінчена: «06» листопада 2023 р.

При інвентаризації встановлено:


з/п

Назва об'єкта права інтелектуальної власності

Характеристика, призначення

Дата придбання

Первісна вартість, грн

1

2

3

4

5

1

Комп'ютерна програма «Склад-2»

Комп'ютерна програма для автоматизації обліку складських операцій

08.05.2023

25 000,00

Строк корисного використання

Фактична наявність, кількість

За даними бухгалтерського обліку

Кількість

Вартість, грн

Сума накопиченої амортизації, грн

6

7

8

9

10

5 років

1

1

25 000,00

2 083,00

Голова комісії

головний інженер
(посада)

Сокіл
(підпис)

Тарас СОКІЛ
(ім'я, по батькові, прізвище)

Члени комісії

бухгалтер
(посада)

Згоник
(підпис)

Ірина ЗГОНИК
(ім'я, по батькові, прізвище)

Всі об'єкти права інтелектуальної власності в інвентаризаційному описі № 7 комісією перевірені в моїй присутності та внесені в опис, у зв'язку з чим претензій до інвентаризаційної комісії не маю. Об'єкти права інтелектуальної власності, перераховані в описі, знаходяться на моєму відповідальному зберіганні.

Особа, відповідальна за використання
об'єкта права інтелектуальної власності «06» листопада 2023 р. Орел

(підпис)

Вказані в описі дані перевірив «06» листопада 2023 р.

Головний бухгалтер    Шевчук              Сергій ШЕВЧУК        
   (посада)                       (підпис)    (ім'я, по батькові, прізвище)

Пример 2

В ходе инвентаризации, проведенной на предприятии по состоянию на 01.11.2023, было выявлено, что:

  • на балансе предприятия не учитывалось авторское право на видеоролик с рекламной информацией, приобретенный предприятием в мае 2019 года у неплательщика НДС за 13 000 грн. Авторские права не были отражены в учете предприятия из-за отсутствия первичных документов. На дату проведения инвентаризации все необходимые документы уже получены;
  • компьютерная программа по обработке данных, приобретенная предприятием по первоначальной стоимости 32 000 грн, непригодна к использованию и восстановлению не подлежит. Сумма начисленной амортизации составила 27 000 грн. В ходе расследования было установлено виновное в порче программы лицо. Нанесенный предприятию ущерб будет возмещен в размере остаточной стоимости объекта НА. При приобретении программы предприятие не отражало налоговый кредит.

Пример заполнения Сличительной ведомости по типовой форме, утвержденной Приказом № 572, см. в образце 2.

Образец 2

Звіряльна відомість результатів інвентаризації необоротних активів
(основні засоби, нематеріальні активи, інші необоротні
матеріальні активи, капітальні інвестиції)

«10» листопада 2023 р.

(дата складання)

На підставі розпорядчого документа від «31» жовтня 2023 р. № 35/І проведено інвен­та­ризацію фактичної наявності необоротних активів, за результатами якої встановлено:


з/п

Найменування, стисла характеристика та призначення об'єктів

Рік випуску (будівництва) чи дата придбання (введення в експлуатацію)

Одиниця виміру

Матеріально відповідальна особа

1

2

3

4

5

1

Авторське право на відеоролик, призначений для використання врекламі

2023

1

Кирпа І. С

2

Комп'ютерна програма для оброблення даних клієнтської бази

2021

1

Шинкар М. С.

Разом

Х

Х

Х

Номер

Результати інвентаризації

лишки

нестачі

інвентарний/номенклатурний

заводський

паспорта

кількість

сума

кількість

сума

6

7

8

9

10

11

12

3125

1

13 000,00

   

2150

   

1

5 000,00

Х

Х

Х

       

<...>

Бухгалтер

Шевчук
(підпис)

Сергій ШЕВЧУК
(ініціали, прізвище)

Голова комісії

головний інженер
(посада)

Сокіл
(підпис)

Тарас СОКІЛ
(ім'я, по батькові, прізвище)

Члени комісії:

бухгалтер
(посада)

Згоник
(підпис)

Ірина ЗГОНИК
(ім'я, по батькові, прізвище)

Отражение результатов инвентаризации

Рассмотрим в табл. 3 и 4, как отражаются в бухгалтерском и налоговом учете результаты инвентаризации ОС и НА.

Таблица 3. Результаты инвентаризации ОС

Отражение в учете излишков

Отражение в учете недостач

1

2

Причинами возникновения излишков (неучтенных объектов) могут быть:

– потеря документов, подтверждающих их приобретение;

– учетные ошибки (но документы, подтверждающие приобретение ОС, в наличии имеются).

В зависимости от этих причин ведется учет результатов инвентаризации

Недостачи объектов ОС могут возникнуть по причине их кражи, порчи, форс-мажорных обстоятельств и т. п.

1. Излишки выявлены по причине отсутствия документов.

В бухучете выявленный в ходе инвентаризации объект ОС зачисляется на баланс по справедливой стоимости, т. е. по стоимости, по которой можно продать актив или уплатить обязательство при обычных условиях на определенную дату (п. 4 НП(С)БУ 19).

Излишки ОС могут быть оприходованы следующим образом:

– вариант 1: Дт 10 «Основные средства» – Кт 746 «Прочие доходы» (п. 21 таблицы В приложения к Методическим рекомендациям, утвержденным приказом Минфина от 30.09.2003 № 561);

– вариант 2: Дт 10 – Кт 69 «Доходы будущих периодов» (п. 4 разд. IV Положения № 879). Этот вариант, как правило, используется, если ОС созданы за счет средств целевого финансирования или принадлежат государству. Впоследствии доходы будущих периодов признают доходами отчетного периода в сумме, пропорциональной начисленной в таком отчетном периоде амортизации (Дт 69 – Кт 746).

После ввода объекта ОС в эксплуатацию амортизация в бухучете начисляется в общем порядке проводкой Дт 23, 91–94 – Кт 13 начиная с месяца, следующего за месяцем ввода объекта ОС в эксплуатацию.

В учете по налогу на прибыль не учтенные из-за отсутствия документов объекты ОС отражаются так же, как и в бухучете.

НДС: если отсутствует зарегистрированная в ЕРНН налоговая накладная (далее – НН) или же с даты оформления НН уже прошло 365 календарных дней (далее – к. д.) с учетом того, что на период с 24.02.2022 до 01.08.2023 было приостановлено течение сроков, установленных п. 198.6 и п. 80 подразд. 2 разд. ХХ НК.

2. Излишки возникли из-за учетной ошибки

Такие объекты ОС зачисляются на баланс по первоначальной стоимости, определенной согласно п. 8 НП(С)БУ 7; оприходование таких объектов отражается как исправление ошибки (Письмо № 22823):

– Дт 15 «Капитальные инвестиции» – Кт 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (если эта проводка не осуществлялась при получении объектов ОС);

– Дт 10 – Кт 15.

В бухучете доначисленная амортизация отражается так:

– за текущий отчетный год: Дт 91–94 – Кт 13 «Износ (амортизация)»;

– за прошлые отчетные годы: Дт 44 «Нераспределенные прибыли (непокрытые убытки)» – Кт 13. Такой порядок исправления ошибок прошлых лет определен п. 4 НП(С)БУ 6.

В учете по налогу на прибыль суммы амортизации ОС, доначисленные за прошлые отчетные периоды, повлияют на величину налога на прибыль за такие периоды. Поскольку это будет считаться ошибкой, ее исправление требует подачи уточняющей декларации.

НДС: если в момент приобретения ОС налоговый кредит не отражался, плательщик может отразить налоговый кредит в декларации при наличии НН, зарегистрированной в ЕРНН, при условии, что с даты оформления НН еще не прошло 365 к. д. с учетом того, что на период с 24.02.2022 до 01.08.2023 было приостановлено течение сроков, установленных п. 198.6 и п. 80 подразд. 2 разд. ХХ НК

В бухучете списание объектов ОС оформляется проводками:

– Дт 976 «Списание необоротных активов» – Кт 10 (в сумме остаточной стоимости). Одновременно эта сумма отражается на забалансовом субсчете 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей». Если установлены виновные лица, остаток по субсчету 072 уменьшается, а сумма компенсации ущерба виновным лицом отражается записью Дт 375 «Расчеты по возмещению причиненного ущерба» – Кт 746;

– Кт 13 – Дт 10 (в сумме начисленного износа).

В учете по налогу на прибыль проводятся корректировки, предусмотренные НК (п. 138.1, 138.2 НК), а именно:

– увеличивается остаточная стоимость объекта ОС, определенная по правилам бухучета;

– уменьшается остаточная стоимость объекта ОС, рассчитанная по данным налогового учета.

В случае ликвидации объекта ОС в вопросе об НДС следует руководствоваться специальной нормой п. 189.9 НК.
И если ликвидация объектов ОС подпадает под действие абзаца второго п. 189.9 НК, налоговые обязательства не начисляются.

В случае ликвидации объектов ОС по самостоятельному решению налогоплательщика налоговые обязательства начисляются исходя из обычной цены, но не ниже остаточной стоимости объекта ОС (абзац первый п. 189.9 НК).

Также на основании второго абзаца п. 189.9 НК осуществляется списание объектов ОС, которые списываются в результате разрушений по причине боевых действий или обстрелов. То есть, налоговые обязательства по НДС не начисляются.

Подтверждением разрушения объекта недвижимости является, например:

– акт ГСЧС или других государственных органов;

– приказ руководителя о создании постоянно действующей комиссии;

– отчет об обследовании недвижимости (при необходимости);

– экспертная независимая оценка поврежденного имущества (необязательно);

– документальное оформление результатов инвентаризации;

– акт на списание ОС;

– решение руководителя о ликвидации ОС

Таблица 4. Результаты инвентаризации НА

Отражение в учете излишков

Отражение в учете недостач

1

2

В бухучете излишки НА отражаются аналогично отражению излишков объектов ОС в зависимости от причины их возникновения.

Так, если на излишки НА, обнаруженные в ходе инвентаризации:

– есть документы, подтверждающие их получение, такие активы зачисляются на баланс проводками Дт 154 – Кт 63 (если она не была сделана в момент получения НА) и Дт 12 – Кт 154. Первоначальная стоимость НА определяется в соответствии с НП(С)БУ 8;

– нет документов, подтверждающих право собственности предприятия на такие активы, тогда в учете делается запись Дт 12 – Кт 746 (п. 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина от 16.11.2009 № 1327, далее – Методрекомендации № 1327).
Такие активы оцениваются по справедливой стоимости в сумме их возможной продажи или уплаты обязательств (п. 13 НП(С)БУ 8, п. 4 НП(С)БУ 19). Однако определить их справедливую стоимость можно только при условии, что по конкретному объекту НА существует активный рынок (п. 4 НП(С)БУ 8).

Если же определить стоимость НА на активном рынке затруднительно, тогда можно воспользоваться услугами профессионального оценщика. Отметим, что если по результатам инвентаризации приходуются НА, созданные за счет целевого финансирования или принадлежащие государству, то в учете делается запись Дт 12 – Кт 69 (п. 7.4 Методрекомендаций № 1327).

Если на основании имеющихся подтверждающих документов можно определить дату получения НА, тогда доначисление амортизации отражается так:

– за предыдущий отчетный период: Дт 44 «Нераспределенные прибыли (непокрытые убытки)» – Кт 133. В случае бесплатного получения НА начисление амортизации отражается дополнительной записью Дт 424 «Бесплатно полученные необоротные активы» – Кт 44;

– за текущий отчетный период: Дт 91–94 (в зависимости от направления использования НА) – Кт 133. Если НА получен бесплатно, при начислении амортизации делается дополнительная запись Дт 424 – Кт 745 «Доход от бесплатно полученных активов».

Отражение в учете по налогу на прибыль и НДС осуществляется таким же образом, как и при учете излишков ОС

Если в ходе инвентаризации НА выявлены недостачи, объект НА подлежит списанию следующими проводками: Дт 976 «Списание необоротных активов» – Кт 12 «Нематериальные активы» (в сумме остаточной стоимости); Дт 133 – Кт 12 в сумме начисленной амортизации.

В учете по налогу на прибыль налогоплательщики, которые осуществляют корректировку финрезультата, в случае списания отсутствующего объекта НА должны откорректировать финрезультат до налогообложения согласно п. 138.1, 138.2 НК.

Оприходование неучтенных НА, выявленных в результате инвентаризации, ведется по правилам бухучета.

Так как ликвидируемый НА больше не используется в хозяйственной деятельности плательщика, начисляются налоговые обязательства по НДС исходя из остаточной стоимости НА на начало отчетного периода, в котором осуществляется его списание (п. 189.1, 198.5 НК).

Имейте в виду! Налоговые обязательства согласно п. 198.5 НК при ликвидации НА начисляются, только если при приобретении такого НА суммы НДС подлежали включению в состав налогового кредита покупателя.

Если НА приобретался, например, у неплательщика НДС или нет НН, зарегистрированной в ЕРНН, т. е. нет оснований для отражения налогового кредита, тогда налоговые обязательства согласно п. 198.5 НК при ликвидации такого НА не начисляются

Таблица 1. Характеристика ОС и НА.doc
Скачать
Таблица 2. Особенности процесса инвентаризации ОС и НА.doc
Скачать
Таблица 3. Результаты инвентаризации ОС.doc
Скачать
Таблица 4. Результаты инвентаризации НА.doc
Скачать
Інвентаризаційний опис.doc
Скачать
Звіряльна відомість результатів інвентаризації необоротних активів.doc
Скачать

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Online библиотека «Баланс»»

Публикации бухгалтерского online издания Библиотека «Баланс»

7272 грн. / год

Купить

Лучшие материалы