Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Должность главного бухгалтера без бухгалтерской службы: возможно ли?

07.05.2019

Для обеспечения ведения бухучета предприятие самостоятельно выбирает форму его организации, в частности введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером (ч. 2 ст. 8 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996)).

В своих письмах от 30.06.17 г. № 35210-07-10/17419 Минфин указывает, что законодательством не предусмотрено такой формы организации бухучета на предприятии, как введение в штат предприятия должности главного бухгалтера без создания бухгалтерской службы.

Поэтому для обеспечения ведения бухучета предприятие самостоятельно выбирает одну из этих форм организации.

Основные функции главного бухгалтера или лица, на которое возложено ведение бухучета предприятия, определены ч. 7 ст. 8 Закона № 996.

В соответствии с задачами и обязанностями, предусмотренными квалификационной характеристикой должности главного бухгалтера, согласно разд. 1 Справочника квалификационных характеристик профессий работников, утвержденного приказом Минтруда и соцполитики от 29.12.04 г. № 336, главный бухгалтер, в частности:

  • руководит работниками бухгалтерского учета предприятия;
  • распределяет между ними должностные задачи и обязанности;
  • ознакамливает этих работников с нормативно-методическими документами и информационными материалами, касающимися их деятельности, а также с изменениями в действующее законодательство;
  • обеспечивает ведение бухучета на предприятии;
  • обеспечивает хранение имущества, рациональное и эффективное использование материальных, финансовых ресурсов и т. п.

В соответствии с Национальным классификатором ДК 003:2010 «Классификатор профессий», профессиональное название работы «главный бухгалтер» по коду Классификатора 1231 относится к профессиональной группировке «Руководители финансовых, бухгалтерских, экономических, юридических и административных подразделений».

То есть должность главного бухгалтера предусматривает наличие подчиненных работников.

Таким образом, по мнению Минфина, законодательством не предусмотрено такой формы организации бухгалтерского учета на предприятии, как введение в штат предприятия должности главного бухгалтера без создания бухгалтерской службы.

Такое же мнение выражено и в письме Минсоцполитики от 13.11.17 г. № 21929/0/2-17/13, где указано, что введение в штатное расписание предприятия должности главного бухгалтера возможно в случае создания соответствующего структурного подразделения (отдела, сектора и т. п.).

Если принято решение создать подразделение

Если работодатель решил создать отдельное структурное подразделение – бухгалтерскую службу, вид его зависит от объема, характера и сложности бухгалтерской работы.

Подчиненность, количество должностей, а также сколько из них будет занято или вакантно, предприятие определяет самостоятельно.

Создание подразделения оформляют приказом. Также вносят изменения в штатное расписание, ведь именно оно устанавливает для предприятия, учреждения, организации структуру, штаты и должностные оклады работников.

Кроме того, в приказе об учетной политике также нужно указать, что предприятие выбрало создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером для ведения бухучета.

Напомним, что в ДК 003:2010 содержатся названия должностей:

  • «главный бухгалтер» с кодом 1231 (профессиональная группировка «Руководители финансовых, бухгалтерских, экономических, юридических и административных подразделений и другие руководители»);
  • «бухгалтер (с дипломом магистра)» с кодом 2411.2 (профессиональная группировка «Аудиторы и квалифицированные бухгалтеры», раздел «Профессионалы»);
  • «бухгалтер» с кодом 3433 (профессиональная группировка «Бухгалтеры и кассиры-эксперты», раздел «Специалисты»).

Если решили вместо главбуха ввести должность бухгалтера

В таком случае следует внести изменения в штатное расписание и вместо должности главного бухгалтера ввести должность бухгалтера определенной категории, на которого возлагается выполнение задач и функциональных обязанностей бухгалтерской службы. Квалификационные требования к бухгалтеру определяются по квалификационной характеристике должности «бухгалтер (с дипломом магистра)» с кодом 2411.2.

Внося изменения в штатное расписание, стоит пересмотреть и размер должностных окладов, ведь обычно оклад главбуха выше оклада обычного бухгалтера. Это будет дополнительным преимуществом для того, чтобы ваш главбух не уволился в связи с изменениями.

После этого работодатель должен соблюдать процедуру перевода главбуха на должность бухгалтера (ст. 32 КЗоТ):

  • переводить его на другую должность только с его согласия;
  • в письменном виде уведомить его за 2 месяца до дня перевода на другую должность, ведь это считается существенным изменением условий труда. Если он отказывается от перевода на другую должность, то через 2 месяца его увольняют на основании п. 6 ст. 36 КЗоТ.

Работнику также нужно внести запись в трудовую книжку. Ведь она требуется во время оформления пенсии, и неправильно указанная должность может создать проблемы.

Приведение в соответствие действующего штатного расписания не создает правовых последствий для уже уволенных работников. Но работодатель должен принять все возможные меры в соответствии с нормами трудового законодательства в целях защиты трудовых прав работников.

Что касается страхового стажа, то его исчисление не зависит от названия занимаемой должности, наличия или отсутствия структурного подразделения, в котором работает указанное лицо.

Ведь страховой стаж – это период (срок), в течение которого лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачены страховые взносы в сумме, не меньше минимального страхового взноса (ст. 24 Закона № 1058).

Поэтому если лицо, которое переведено на должность бухгалтера или останется главным бухгалтером с бухгалтерской службой или даже без нее, на его страховой стаж и пенсию это никоим образом не повлияет.

После перевода обычно возникает вопрос, кто должен ставить подписи в графе «Главный бухгалтер», если такой реквизит указан в форме первичного документа и отчетности, а на предприятии нет соответствующего структурного подразделения (бухгалтерии) и у единственного бухгалтера нет подчиненных?

По мнению Минфина, этот вопрос должен решить руководитель предприятия, ведь обычно именно он согласно полномочиям, предоставленным ему учредителем, решает, кто именно на предприятии ведет бухучет и каковы обязанности единственного бухгалтера на таком предприятии. Об этом руководитель должен указать в распорядительном документе, в частности в должностной инструкции, утвержденной его приказом. В соответствии с таким документом право подписи может быть предоставлено такому единственному бухгалтеру (см. письмо Минфина от 19.01.18 г. № 35210-07-10/1591). К тому же право подписи на отчетности руководитель может оставить только за собой.

Какую ответственность могут применить

Специальной ответственности за это нарушение законодательством не установлено. Что касается применения органом Гоструда к работодателю штрафа за другие нарушения законодательства о труде в размере минзарплаты (ст. 265 КЗоТ), то сделать это будет непросто, ведь не нарушена ни одна статья КЗоТа, а акт проверки Гоструда не предусматривает проверку структуры и подчиненности на предприятии. Следовательно, нельзя говорить о нарушении самого законодательства о труде. Но если лицо переводили с одной должности на другую (например, с должности главбуха на должность бухгалтера) без соблюдения процедуры перевода, то штраф от Гоструда будет правомерным.

Законом № 996 за это также не предусмотрено специальных санкций. А вот за несоответствие названия должности в штатном расписании и в кадровой документации требованиям действующего законодательства несет лицо, которое отвечает за их составление и утверждение. Это подтверждают специалисты Минсоцполитики. Но какую именно ответственность, не уточняют. Определение конкретного лица, которое может понести ответственность, зависит от полномочий должностных лиц конкретного предприятия, учреждения, организации (см. письмо Минсоцполитики от 17.01.18 г. № 28/0/22-18, письмо Минфина от 19.01.18 г. № 35210-07-10/1591).

Итоги

Предприятие самостоятельно решает, какую форму ведения бухучета избрать. Оно может ввести в штат предприятия должность бухгалтера или создать бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером. Но должность главного бухгалтера предусматривает наличие подчиненных работников, поэтому без бухгалтерской службы такая должность на предприятии существовать не может.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
16.11.2025
Учет незрелых насаждений в садоводстве
Из этой статьи вы узнаете: как вести учет незрелых насаждений в садоводстве, документально оформить и отразить в учете оприходование урожая, полученного от таких насаждений. Включение насаждений в состав незрелых Для целей учета многолетними насаждениями (в нашем случае – сад) считаются долг...
17.11.2025
Учет сельскохозяйственных многолетних насаждений
В статье обобщены правила классификации, документирования и бухгалтерского учета многолетних насаждений в сельском хозяйстве, включая порядок их создания, ввода в эксплуатацию и последующую амортизацию. Учет многолетних насаждений в сельском хозяйстве имеет целый ряд особенностей, поскольку такие об...
22.09.2025
Убыль зерна во время доработки: как отразить в бухучете
Доработка зерна всегда связана с естественными потерями массы. В статье мы расскажем, как сельхозпредприятиям – как тем, которые имеют собственные мощности, так и тем, которые передают зерно на элеватор, – правильно отразить эти потери в бухучёте. Доработка зерна всегда связана с естеств...
Новое
17.11.2025
Учет сельскохозяйственных многолетних насаждений
В статье обобщены правила классификации, документирования и бухгалтерского учета многолетних насаждений в сельском хозяйстве, включая порядок их создания, ввода в эксплуатацию и последующую амортизацию. Учет многолетних насаждений в сельском хозяйстве имеет целый ряд особенностей, поскольку такие об...
17.11.2025
Документальное оформление инвентаризации на сельхозпредприятии
Инвентаризация является ключевым элементом контроля за активами сельхозпредприятия, а правильное документальное оформление её результатов обеспечивает достоверность бухгалтерского учёта и финансовой отчётности. В статье рассмотрено, какие документы применяются при проведении инвентаризации, как они ...
21.12.2023
Формирование финансового результата
Закрытие бухгалтерского года: вспомнить все! Определение финансового результата Отдельных правил для определения финансового результата действующим законодательством не предусмотрено, поскольку они являются производными от правил (принципов) учета доходов и расходов. Методология формирования информ...
Лучшие материалы