Во время войны работодатели столкнулись с кадровым дефицитом. Многие сотрудники увольняются и уезжают в более безопасные области Украины или за границу. В связи с нехваткой специалистов приходится рассматривать разные варианты оформления трудовых отношений. К примеру, можно принять на работу совместителя. Расскажем об особенностях работы совместителей в период действия военного положения.
Да, можно. Если по основному месту работы объявлен простой или работник оформил отпуск за свой счет, действие его трудового договора не прекращается. Поэтому, если он желает трудоустроиться на другое предприятие, необходимо принять его на работу по совместительству.
Напомним: совместительство – это выполнение работником, помимо своей основной, другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (п. 1 Положения об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций, утвержденного совместным приказом Минтруда, Минюста, Минфина от 28.06.1993 № 43, далее – Положение № 43).
Совместительство бывает двух видов:
В таком случае его необходимо принять на работу совместителем. Поясним подробнее.
С 24.03.2022 вступил в силу Закон от 15.03.2022 № 2136-IX «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» (далее – Закон № 2136), которым введено такое понятие, как приостановление действия трудового договора. Согласно ст. 13 Закона № 2136 это временное освобождение работодателя от обязанности обеспечивать работника работой и временное освобождение работника от обязанности выполнять работу согласно заключенному трудовому договору. При этом трудовые отношения между сторонами не прекращаются, а это значит, что трудоустроиться на другое предприятие сотрудник может как совместитель.
Как правильно приостановить действие трудового договора на период военного положения, см. подробнеев материале: «Как приостановить трудовой договор на период военного положения: отвечаем на ваши вопросы».
Важный нюанс: работодатель не обязан запрашивать у кандидата документ, которым он может подтвердить наличие у него основного места работы, ведь это требование не прописано в трудовом законодательстве. Перечень документов, которые следует подавать при трудоустройстве, приведен в ч. 2 ст. 24 КЗоТ и п. 3 Положения № 43. Справки о трудоустройстве по основному месту работы в этом перечне нет. То есть если потенциальный кандидат говорит, что у него есть основная работа, то проверять эту информацию работодатель не обязан.
Как определено в ст. 32 КЗоТ, перевод на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации, а также перевод на работу на другое предприятие, в учреждение, организацию либо в другую местность, пусть даже вместе с предприятием, учреждением, организацией, допускается только с согласия работника. Но в данном случае о переводе на другую работу речь не идет. Работа остается прежней, меняется только статус работника: из совместителя он превращается в штатного работника. Значит, и процедура перевода не подходит, ведь КЗоТом не предусмотрен перевод совместителя на основное место работы.
Кроме того, непонятно, какую запись в трудовую книжку работника можно внести при таком переводе. Об этом ничего не сказано в Инструкции, утвержденной совместным приказом Минтруда, Минюста, Минсоцзащиты населения от 29.07.1993 № 58. А неправильное ведение трудовых книжек может обернуться для работодателя финансовыми и административными санкциями.
Мы рекомендуем переоформить совместителя через увольнение. Приведем пошаговый алгоритм данной процедуры.
Шаг 1. Совместитель подает заявление об увольнении. В нем он должен указать, что просит уволить его по соглашению сторон на основании п. 1 ст. 36 КЗоТ, и назвать желаемую дату увольнения.
Шаг 2. На основании заявления сотрудника работодатель готовит приказ об увольнении. Обратите внимание! В данном случае приводится дата увольнения, согласованная между работником и работодателем. Работника следует ознакомить с приказом под подпись.
Шаг 3. В день увольнения работодатель обязан:
Шаг 4. Уволенный совместитель подает заявление о приеме на работу по основному месту.
Шаг 5. Работодатель издает приказ о приеме на работу по основному месту и уведомляет орган ГНС о вновь принятом работнике.
Да, можно. Категории сотрудников, которым не может устанавливаться испытание при трудоустройстве, перечислены в ч. 3 ст. 26 КЗоТ. И среди них совместителей нет.
Обратите внимание: согласно ст. 2 Закона № 2136 в условиях военного положения испытательный срок может устанавливаться для любой категории работников, даже для тех, которые указаны в ч. 3 ст. 26 КЗоТ (к примеру, для лиц с инвалидностью).
Для работников коммерческих предприятий такие ограничения не введены. Законодательством предусмотрены ограничения на работу по совместительству только в отношении госслужащих (п. 4 Положения № 43).
В то же время Главное управление Гоструда во Львовской области отмечает, что продолжительность работы по совместительству на предприятиях частной формы собственности не ограничивается и может составлять все свободное от основной работы время, но не может превышать нормальную продолжительность рабочего времени, установленную КЗоТом.
При оформлении на работу совместителя следует соблюдать ряд специальных правил.
Правило 1. В приказе о приеме на работу надо указать, что работник принимается именно по совместительству (см. образец в конце консультации), и определить режим рабочего времени (это может быть неполный рабочий день или неделя). Отметим, что как в мирное время, так и в период военного положения с совместителем не обязательно оформлять письменный трудовой договор.
Образец
<...> Про прийняття на роботу Кушнір Г. М. НАКАЗУЮ:
Підстава: заява Кушнір Г. М. від 22.04.2022. <...> |
К сведению: согласно ст. 2 Закона № 2136 с 24.03.2022 работник и работодатель определяют форму трудового договора по взаимной договоренности. Следовательно, если стороны договорятся о заключении письменного трудового договора, то с совместителем нужно заключить такой договор. Также стороны могут заключить устный трудовой договор (заявление + приказ). Это правило касается не только совместителей, но и всех категорий работников. На период военного положения письменная форма трудового договора не обязательна даже в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 24 КЗоТ (например, при приеме на работу несовершеннолетнего).
Правило 2. Запись в трудовой книжке совместителю делается только по его желанию его основным работодателем (п. 9 Положения № 43). Такая запись вносится на основании документа, подтверждающего факт работы по совместительству: справки с работы и/или приказа о приеме на работу.
Напомним: если работник устроился на основную работу после 10.06.2021, то трудовая книжка хранится у него, работодатель хранить ее не обязан.
Форма справки о совместительстве законодательно не установлена, поэтому работодатель составляет ее в произвольной форме с указанием Ф. И. О. работника, его должности, реквизитов приказа о приеме на работу, даты начала работы. Справка заверяется подписью уполномоченного лица предприятия и печатью (при наличии).
При этом запись о совместительстве можно внести в трудовую книжку только после увольнения с работы по совместительству одной строкой (например: «Із 01.04.2022 по 31.05.2022 працював у Товаристві з обмеженою відповідальністю «Світанок» на посаді бухгалтера за сумісництвом»).
Правило 3. При подаче уведомления о приеме на работу в соответствии с постановлением КМУ от 17.06.2015 № 413 в графе 4 проставляется «2 – наймані працівники без трудової книжки».
Совместители получают зарплату за фактически выполненную работу (ст. 1021 КЗоТ, ст. 19 Закона от 24.03.1995 № 108/95-ВР «Об оплате труда»). При этом работодатель может установить: