Новый порядок ведения кассовых операций
Новые бланки кассовых документов: заполняем без ошибок
Как выдать работнику финпомощь в сумме более 50 тыс. грн., не нарушая законодательство?
Проблемные вопросы относительно кассы в обособленных подразделениях: ответы НБУ
Как составить ПКО при реализации собственной продукции?
Лимит кассы установлен по нормам старого положения о кассовых операциях: надо ли его переутверждать?
Обязательно ли вообще устанавливать лимит кассы?
Какие именно поступления (или выплаты) нельзя включать в расчет лимита кассы?
Для кого эта статья: для юрлиц и их обособленных подразделений независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
Вместо Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.04 г. № 637 (далее – Положение № 637), постановлением Правления НБУ от 29.12.17 г. № 148 (далее – Постановление № 148) утверждено новое Положение (далее – Положение № 148).
Казалось бы, в новом документе немного нововведений, однако некоторые из них крайне важны, а кое в чем даже и непонятны или нелогичны – это стало проявляться по мере адаптации субъектов хозяйствования (далее – СХ) к новым правилам. Произошло это, очевидно, из-за спешки их разработчиков. Поэтому вслед за достаточно большим количеством вопросов, возникающих в практической деятельности, появляется ряд нюансов, уточнений и разъяснений.
Сегодня проанализируем недавние новации относительно наличного законодательства от двух основных регуляторов – НБУ и ГФС.
Главным образом они касаются последних изменений в Положение № 148, внесенных постановлением Правления НБУ от 24.05.18 г. № 54 (далее – Постановление № 54), которые вступили в силу 01.06.18 г. – с дня, следующего за днем их официального обнародования.
Дальше – подробнее. Наш обзор будет касаться только юридических лиц.
НБУ. Постановление № 148 дополнено п. 11, согласно которому СХ имеют право до 30.06.18 г. (включительно) использовать в своей деятельности старые формы кассовой первички, приведенные в приложениях к Положению № 637.
Как для переходных положений, то уже слишком поздно. Особенно если учитывать недавнюю позицию НБУ, обнародованную в письме от 07.03.18 г. № 50-0007/13560, согласно которой с 05.01.18 г. все СХ должны применять только обновленные формы кассовой первички.
ГФС. Еще в феврале (см. ОИР, категория 109.15) фискалы утверждали, что начиная с 05.01.18 г. СХ должны использовать для оформления кассовых операций кассовые документы, которые соответствуют требованиям типовых форм, утвержденных Положением № 148. Это фактически грозило штрафами всем предприятиям, которые использовали старые формы кассовых документов после 05.01.18 г. из-за отсутствия новых бланков или по другим причинам.
На сегодня, с учетом новой позиции НБУ, и ГФС изменила свое видение. В новых разъяснениях ОИР также подтверждается позиция переходного периода – до 30.06.18 г.
Выходит, что с 01.06.18 г., с тех пор как вступило в силу Постановление № 54, и до 30.06.18 г. никаких оснований для применения штрафных санкций за использование старых бланков кассовых документов нет. Также появилась законная возможность для обжалования примененных ранее за такое нарушение штрафных санкций.
Согласно Постановлению № 54 СХ должны до 30.06.18 г. (включительно):
Закрыв глаза на неудачную формулировку новой позиции НБУ и не прибегая к анализу текста, делаем логический вывод, что имеет в виду регулятор:
1) до 30.06.18 г. СХ должны разработать и утвердить внутренними распорядительными документами:
И начиная с июля они уже должны руководствоваться новыми правилами.
2) а до определенного срока (т. е. до 30.06.18 г.) разрешается применять лимит кассы, который действовал до 05.01.18 г. и был рассчитан по правилам Положения № 637. Кстати, приятно, что позиция нашей редакции по этому вопросу совпадает и не противоречит сегодняшней точке зрения НБУ.
Наличность, которая поступает в кассы, оприходуется в день ее получения в полной сумме (п. 11 Положения № 148). До 01.06.18 г. оприходование наличности в кассах учреждений, предприятий, обособленных подразделений непременно должно было осуществляться путем ее учета в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге.
Это существенно осложняло учет наличных поступлений на предприятиях торговли, ресторанного хозяйства и т. п., которые применяют РРО в вечернее и ночное время и в выходные, а также в обособленных подразделениях, которые не вели кассовую книгу. Ведь для оприходования уже недостаточно было вести учет средств в КУРО (как это предусмотрено было п. 2.6 Положения № 637), а нужно обязательно ежедневно (в день поступления средств) делать запись в кассовой книге.
Обновленный п. 11 Положения № 148 объясняет, что же является оприходованием наличности:
Поэтому обособленным подразделениям с РРО или КУРО с РК, которые не принимают (не выдают) наличность по кассовым ордерам, кассовая книга не нужна даже в случае сдачи наличной выручки прямо в банк.
НБУ. Напомним: п. 6 Положения № 148 устанавливает ограничение наличных расчетов СХ с физическими лицами – не более 50 тыс. грн. А наличные расчеты – это платежи наличностью СХ и физлиц за реализованную продукцию (товары, выполненные работы, предоставленные услуги), а также по операциям, которые непосредственно не связаны с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и другого имущества (п. 3 Положения № 148).
В письме НБУ от 22.05.18 г. № 50-0007/28247, предоставленном в ответ на запрос ОО «Всеукраинский бухгалтерский клуб», объясняется, что такое ограничение распространяется на расчеты по сделкам, предметом которых являются любые материальные и нематериальные блага, которые могут быть оценены в денежной форме, в том числе на выдачу и возврат:
В то же время количество физических лиц, с которыми осуществляются такие наличные расчеты в течение дня, не ограничивается.
Следовательно, расчеты с подотчетными лицами (выдача средств и возврат неиспользованных в кассу), выплата зарплаты работникам и предоставление и получение финпомощи от учредителей, участников и других физических лиц в сумме, превышающей 50 тыс. грн. в день на одно физическое лицо, должны осуществляться в безналичной форме.
Следует напомнить, что аналогичная позиция относительно предоставления финпомощи, а также взносов в уставный фонд предприятия, выражена в письме НБУ от 07.02.18 г. № 50-0007/7855.
Что будет в случае несоблюдения этой нормы?
Статьей 16315 КУоАП предусмотрена административная ответственность за такое нарушение – уплата штрафа должностными лицами предприятия в размере от 100 до 200 НМДГ (от 1 700 до 3 400 грн.). За повторное нарушение, совершенное лицом, которое в течение года было подвергнуто админвзысканию за такое же нарушение, предусмотрен штраф от 500 до 1 000 НМДГ (от 8 500 до 17 000 грн.).
С учетом норм ст. 38 КУоАП админвзыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а в случае длящегося правонарушения – не позднее чем через два месяца со дня его выявления, за исключением случаев, когда дела об админправонарушениях в соответствии с КУоАП подведомственны суду (судье).
В то же время Указом Президента от 12.06.95 г. № 436/95 не предусмотрена финансовая ответственности за несоблюдение требований пп. 6 и 7 Положения № 148 в части превышения предельной суммы наличных расчетов (ОИР, категория 109.21).
ГФС. Одновременно (!) ГФС в Индивидуальной налоговой консультации от 22.05.18 г. № 2260/6/99-99-14-05-01-15/ІПК выразила свою позицию: что наличное ограничение касается только наличных расчетов за товары, работы, услуги и не распространяются на выплату зарплаты.
По нашему мнению, такая порочная позиция налоговиков вызвана старыми правилами применения ограничений в наличных расчетах, которые действовали до 04.01.17 г., то есть до внесения соответствующих изменений в уже недействительное на сегодня постановление Правления НБУ от 06.06.13 г. № 210 (далее – Постановление № 210). Согласно этим изменениям наличное ограничение касается не только расчетов между физическим лицом и предприятием за товары, работы и услуги, как было раньше, а любых расчетов. Это правило сохранилось и в Положении № 148, которое действует с 05.01.18 г. (когда, соответственно, утратило силу Постановление № 210).
Итак, мы не советуем руководствоваться этой ИНК ГФС.
Внесение или выдача наличности с места проведения расчетов должны регистрироваться через РРО с использованием операций «служебное внесение» и «служебная выдача», если такие внесение или выдача не связаны с проведением расчетных операций (п. 6 разд. III Порядка регистрации и применения РРО, утвержденного приказом Минфина от 14.06.16 г. № 547). А место проведения расчетов – это место, где осуществляются расчеты с покупателем за проданные товары (предоставленные услуги) и сохраняются полученные за реализованные товары (предоставленные услуги) наличные средства, а также место получения покупателем предварительно оплаченных товаров (услуг) с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.
На основании этого в ГФС считают (см. Индивидуальную налоговую консультацию от 24.05.18 г. № 2301/ІПК/03-20-14-05-11): если предприятие не имеет возможности хранить всю сумму наличных средств в ящике РРО, то часть наличности можно хранить в сейфе без использования операции «служебная выдача», но только при следующих условиях:
Напомним, что в новых формах кассовых ордеров, приведенных в приложениях к Положению № 148, появился реквизит «№ п/п», который сразу вызвал вопросы у практиков из-за отсутствия каких-либо пояснений по его заполнению.
По мнению специалиста ГУ ГФС в г. Киеве, выраженному в письме от 25.05.18 г. № 24376/10/26-15-1409-12, этот реквизит должен совпадать с номером кассового ордера и номером записи в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.
В этих письмах также указано, что реквизит «Дополнение» в приходном/расходном кассовом ордере следует заполнять словами с указанием реквизитов документов (считаем, что имеется в виду название документа), их номеров и дат.
Согласно п. 25 Положения № 148 приходный кассовый ордер должен быть заверен подписью главного бухгалтера или лица, уполномоченного руководителем предприятия. По этому поводу ГФС разъясняет (см. Индивидуальную налоговую консультацию от 15.05.18 г. № 2144/6/99-99-14-05-01-15/ІПК):