Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Регулирование кассовых операций: обзор новостей законодательства

20.06.2018 2425 4 4



Для кого эта статья: для юрлиц и их обособленных подразделений независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.


Вместо Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.04 г. № 637 (далее – Положение № 637), постановлением Правления НБУ от 29.12.17 г. № 148 (далее – Постановление № 148) утверждено новое Положение (далее – Положение № 148).

Казалось бы, в новом документе немного нововведений, однако некоторые из них крайне важны, а кое в чем даже и непонятны или нелогичны – это стало проявляться по мере адаптации субъектов хозяйствования (далее – СХ) к новым правилам. Произошло это, очевидно, из-за спешки их разработчиков. Поэтому вслед за достаточно большим количеством вопросов, возникающих в практической деятельности, появляется ряд нюансов, уточнений и разъяснений.

Сегодня проанализируем недавние новации относительно наличного законодательства от двух основных регуляторов – НБУ и ГФС.

Главным образом они касаются последних изменений в Положение № 148, внесенных постановлением Правления НБУ от 24.05.18 г. № 54 (далее – Постановление № 54), которые вступили в силу 01.06.18 г. – с дня, следующего за днем их официального обнародования.

Дальше – подробнее. Наш обзор будет касаться только юридических лиц.

Переходный период для применения новых форм кассовой документации

НБУ. Постановление № 148 дополнено п. 11, согласно которому СХ имеют право до 30.06.18 г. (включительно) использовать в своей деятельности старые формы кассовой первички, приведенные в приложениях к Положению № 637.

Как для переходных положений, то уже слишком поздно. Особенно если учитывать недавнюю позицию НБУ, обнародованную в письме от 07.03.18 г. № 50-0007/13560, согласно которой с 05.01.18 г. все СХ должны применять только обновленные формы кассовой первички.

ГФС. Еще в феврале (см. ОИР, категория 109.15) фискалы утверждали, что начиная с 05.01.18 г. СХ должны использовать для оформления кассовых операций кассовые документы, которые соответствуют требованиям типовых форм, утвержденных Положением № 148. Это фактически грозило штрафами всем предприятиям, которые использовали старые формы кассовых документов после 05.01.18 г. из-за отсутствия новых бланков или по другим причинам.

На сегодня, с учетом новой позиции НБУ, и ГФС изменила свое видение. В новых разъяснениях ОИР также подтверждается позиция переходного периода – до 30.06.18 г.

Выходит, что с 01.06.18 г., с тех пор как вступило в силу Постановление № 54, и до 30.06.18 г. никаких оснований для применения штрафных санкций за использование старых бланков кассовых документов нет. Также появилась законная возможность для обжалования примененных ранее за такое нарушение штрафных санкций.

Предельный срок утверждения порядка оприходования наличности в кассе и применения старых лимитов

Согласно Постановлению № 54 СХ должны до 30.06.18 г. (включительно):

  • разработать и утвердить порядок оприходования наличности в кассе и порядок расчета лимита кассы с учетом норм Положения № 148;
  • пользоваться лимитами кассы, установленными и утвержденными до вступления в силу Постановления № 148.

Закрыв глаза на неудачную формулировку новой позиции НБУ и не прибегая к анализу текста, делаем логический вывод, что имеет в виду регулятор:

1) до 30.06.18 г. СХ должны разработать и утвердить внутренними распорядительными документами:

  • собственный порядок оприходования наличности, с учетом специфики своей деятельности, режима работы, наличия обособленных подразделений и т. п.;
  • порядок расчета лимита. А чтобы обосновать методику такого расчета, советуем его закрепить, например, в локальном Положении о порядке расчета остатка наличности в кассе.

И начиная с июля они уже должны руководствоваться новыми правилами.

2) а до определенного срока (т. е. до 30.06.18 г.) разрешается применять лимит кассы, который действовал до 05.01.18 г. и был рассчитан по правилам Положения № 637. Кстати, приятно, что позиция нашей редакции по этому вопросу совпадает и не противоречит сегодняшней точке зрения НБУ.

Что считать оприходованием наличности

Наличность, которая поступает в кассы, оприходуется в день ее получения в полной сумме (п. 11 Положения № 148). До 01.06.18 г. оприходование наличности в кассах учреждений, предприятий, обособленных подразделений непременно должно было осуществляться путем ее учета в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге.

Это существенно осложняло учет наличных поступлений на предприятиях торговли, ресторанного хозяйства и т. п., которые применяют РРО в вечернее и ночное время и в выходные, а также в обособленных подразделениях, которые не вели кассовую книгу. Ведь для оприходования уже недостаточно было вести учет средств в КУРО (как это предусмотрено было п. 2.6 Положения № 637), а нужно обязательно ежедневно (в день поступления средств) делать запись в кассовой книге.

Обновленный п. 11 Положения № 148 объясняет, что же является оприходованием наличности:

  • в кассах предприятий и их обособленных подразделений, которые проводят наличные расчеты с оформлением их кассовыми ордерами и ведением кассовой книги, – это осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров;
  • в кассах обособленных подразделений предприятий, которые проводят наличные расчеты с применением РРО и/или КУРО без ведения кассовой книги – осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений на основании данных расчетных документов путем формирования и печати фискальных отчетных чеков и их подклеивания к соответствующим страницам КУРО/внесения данных расчетных квитанций в КУРО.

Поэтому обособленным подразделениям с РРО или КУРО с РК, которые не принимают (не выдают) наличность по кассовым ордерам, кассовая книга не нужна даже в случае сдачи наличной выручки прямо в банк.

Относительно ограничения наличных расчетов

НБУ. Напомним: п. 6 Положения № 148 устанавливает ограничение наличных расчетов СХ с физическими лицами – не более 50 тыс. грн. А наличные расчеты – это платежи наличностью СХ и физлиц за реализованную продукцию (товары, выполненные работы, предоставленные услуги), а также по операциям, которые непосредственно не связаны с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и другого имущества (п. 3 Положения № 148).

В письме НБУ от 22.05.18 г. № 50-0007/28247, предоставленном в ответ на запрос ОО «Всеукраинский бухгалтерский клуб», объясняется, что такое ограничение распространяется на расчеты по сделкам, предметом которых являются любые материальные и нематериальные блага, которые могут быть оценены в денежной форме, в том числе на выдачу и возврат:

  • средств под отчет;
  • финансовой помощи;
  • выплат, связанных с оплатой труда.

В то же время количество физических лиц, с которыми осуществляются такие наличные расчеты в течение дня, не ограничивается.

Следовательно, расчеты с подотчетными лицами (выдача средств и возврат неиспользованных в кассу), выплата зарплаты работникам и предоставление и получение финпомощи от учредителей, участников и других физических лиц в сумме, превышающей 50 тыс. грн. в день на одно физическое лицо, должны осуществляться в безналичной форме.

Следует напомнить, что аналогичная позиция относительно предоставления финпомощи, а также взносов в уставный фонд предприятия, выражена в письме НБУ от 07.02.18 г. № 50-0007/7855.

Что будет в случае несоблюдения этой нормы?

Статьей 16315 КУоАП предусмотрена административная ответственность за такое нарушение – уплата штрафа должностными лицами предприятия в размере от 100 до 200 НМДГ (от 1 700 до 3 400 грн.). За повторное нарушение, совершенное лицом, которое в течение года было подвергнуто админвзысканию за такое же нарушение, предусмотрен штраф от 500 до 1 000 НМДГ (от 8 500 до 17 000 грн.).

С учетом норм ст. 38 КУоАП админвзыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а в случае длящегося правонарушения – не позднее чем через два месяца со дня его выявления, за исключением случаев, когда дела об админправонарушениях в соответствии с КУоАП подведомственны суду (судье).

В то же время Указом Президента от 12.06.95 г. № 436/95 не предусмотрена финансовая ответственности за несоблюдение требований пп. 6 и 7 Положения № 148 в части превышения предельной суммы наличных расчетов (ОИР, категория 109.21).

ГФС. Одновременно (!) ГФС в Индивидуальной налоговой консультации от 22.05.18 г. № 2260/6/99-99-14-05-01-15/ІПК выразила свою позицию: что наличное ограничение касается только наличных расчетов за товары, работы, услуги и не распространяются на выплату зарплаты.

По нашему мнению, такая порочная позиция налоговиков вызвана старыми правилами применения ограничений в наличных расчетах, которые действовали до 04.01.17 г., то есть до внесения соответствующих изменений в уже недействительное на сегодня постановление Правления НБУ от 06.06.13 г. № 210 (далее – Постановление № 210). Согласно этим изменениям наличное ограничение касается не только расчетов между физическим лицом и предприятием за товары, работы и услуги, как было раньше, а любых расчетов. Это правило сохранилось и в Положении № 148, которое действует с 05.01.18 г. (когда, соответственно, утратило силу Постановление № 210).

Итак, мы не советуем руководствоваться этой ИНК ГФС.

О возможности хранения части наличности в сейфе наряду с РРО без проведения операции «служебная выдача»

Внесение или выдача наличности с места проведения расчетов должны регистрироваться через РРО с использованием операций «служебное внесение» и «служебная выдача», если такие внесение или выдача не связаны с проведением расчетных операций (п. 6 разд. III Порядка регистрации и применения РРО, утвержденного приказом Минфина от 14.06.16 г. № 547). А место проведения расчетов – это место, где осуществляются расчеты с покупателем за проданные товары (предоставленные услуги) и сохраняются полученные за реализованные товары (предоставленные услуги) наличные средства, а также место получения покупателем предварительно оплаченных товаров (услуг) с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.

На основании этого в ГФС считают (см. Индивидуальную налоговую консультацию от 24.05.18 г. № 2301/ІПК/03-20-14-05-11): если предприятие не имеет возможности хранить всю сумму наличных средств в ящике РРО, то часть наличности можно хранить в сейфе без использования операции «служебная выдача», но только при следующих условиях:

  • сейф должен находиться на месте проведения расчетов;
  • сумма наличных средств на месте проведения расчетов (вместе в сейфе и РРО) должна соответствовать сумме средств в дневном отчете регистратора (Z-отчет);
  • в таком сейфе должна храниться только выручка от реализации с использованием РРО. Недопустимо наличие личных вещей кассира или других лиц в таком сейфе (п. 23 Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденного постановлением КМУ от 15.06.06 г. № 833);
  • применение сейфа для хранения наличных средств из РРО следует оговорить во внутреннем приказе по предприятию, указав в нем, что в сейфе, размещенном на месте проведения расчетов, должна храниться только выручка от реализации с использованием РРО.

Относительно заполнения некоторых реквизитов кассовых ордеров

Напомним, что в новых формах кассовых ордеров, приведенных в приложениях к Положению № 148, появился реквизит «№ п/п», который сразу вызвал вопросы у практиков из-за отсутствия каких-либо пояснений по его заполнению.

По мнению специалиста ГУ ГФС в г. Киеве, выраженному в письме от 25.05.18 г. № 24376/10/26-15-1409-12, этот реквизит должен совпадать с номером кассового ордера и номером записи в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.

В этих письмах также указано, что реквизит «Дополнение» в приходном/расходном кассовом ордере следует заполнять словами с указанием реквизитов документов (считаем, что имеется в виду название документа), их номеров и дат.

Согласно п. 25 Положения № 148 приходный кассовый ордер должен быть заверен подписью главного бухгалтера или лица, уполномоченного руководителем предприятия. По этому поводу ГФС разъясняет (см. Индивидуальную налоговую консультацию от 15.05.18 г. № 2144/6/99-99-14-05-01-15/ІПК):

  • подпись руководителя предприятия на расходных кассовых ордерах не обязательна, если на приложенных к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах имеется его разрешительная надпись;
  • предприятия, которые занимаются закупкой товаров сельскохозяйственной продукции, проведение расчетов по которым не урегулировано законодательством Украины, осуществляют выдачу наличности сдатчикам такой сельскохозяйственной продукции по ведомостям, в которых указываются фамилии сдатчиков, их адреса, объемы сданной продукции и сумма выплаченной наличности, которые подписываются сдатчиком;
  • если приходный или расходный кассовый ордер подписан не главным бухгалтером, а лицом, уполномоченным руководителем предприятия на указанные действия, то вносятся фамилия и инициалы именно лица, которое фактически подписывало такие ордера.

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 4

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы